Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 17:32, курсовая работа
Цели и задачи гимназического образования в России
История гимназического образования………………………..5
1.1. История гимназического образования в Европе……………...5
1.2. История гимназического образования в России. Становление
гимназического образования………………………………………..….7
Глава 2. Современное гимназическое образование………………….26
2.1. Нормативно- правовая база гимназии………………………..26
2.2. Задачи гимназии и ответственность которую она несёт на данном этапе развития.…..………………….……………………………..…28
По инициативе М.Ломоносова в 1755 году при Московском Университете была создана вторая гимназия, получившая название университетской. Целью гимназии была подготовка к слушанию лекций в университете. Она состояла из двух отделений: отделение для дворян и отделение для разночинцев. Однако обучение велось по одной схеме. Каждое отделение содержало четыре школы.
Школа первая - ‘’российская’’ имела три класса: 1) грамматика, 2) стихотворство, 3) красноречие, изучение русского и церковно-славянского языков. Школа вторая - ‘’латинская’’ имела два класса: 1) грамматика, 2) синтаксис. Школа третья - ‘’научная’’ имела три класса: 1) арифметика, 2) геометрия и география, 3) философия.Школа четвертая - европейские и греческий языки.
Время обучения в гимназии засчитывалось в срок службы. В 1812 году гимназия сгорела при пожаре в Москве и уже не восстановилась.
В 1758 году в Казани была открыта третья гимназия, названная Казанской. В гимназии стали преподавать восточные языки: татарский и калмыцкий, учитывая местные условия и ее расположение. В 1768 году гимназия была закрыта из-за отсутствия средств. В1798 году она возобновила свою работу с целью подготовки молодых людей к воинской службе. [9.С. 22].
В начале 19 века в России были введены учебные округа и гимназии стали открываться повсеместно. В 1803 году Александр I приказал в каждом губернском городе открыть гимназию.
Устав 1804 года
По этому Уставу целью гимназии была подготовка к поступлению в университеты, а также дать молодым людям сведения, необходимые для благовоспитанного человека. Всего было открыто 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей. Обучение длилось 4 года. Гимназии были бесплатными и всесословными. Учителя делились на старших и младших, за учителями и учениками следил директор. Были запрещены телесные и нравственные наказания. Изучались:
-математика
-история
-география
-статистика
-философия
-изящные науки
-политэкономия
-естественная история
-технология
-коммерческие науки
-латинский язык
-французский язык
-немецкий язык
-рисование
-метафизика
-минералогия
-зоология.
Штат преподавателей состоял из 8 учителей с нагрузкой 16-20 часов в неделю. Каждый учитель вёл цикл предметов: философию и языки; физику, математику и экономику. Интересно отметить, что Закон Божий в гимназии того времени не преподавался. Власти неукоснительно заботились об отсутствии национальных ограничений при получении образования.
В 1805 году комитет в составе Фуса, Румовского, Озерецковского, организованный в 1803 году при главном управлении училищ, составил и опубликовал учебные программы для гимназий, составил списки книг и пособий для учащихся, предложил учебные модели. В этом же году при гимназии был открыт пансион для дворянских детей, чьи семьи жили в городе, где была расположена гимназия.
В это время, несмотря на требования устава, в гимназиях царила зубрежка, реальных знаний она не давала, да они были и не нужны. Но положение сумел исправить М.М.Сперанский, введя экзамены на чины.
Содержание данного Устава многих не устраивало. Во-первых, дворяне не хотели, чтобы их дети учились вместе с разночинцами, во-вторых, изучение предметов было поверхностным, т.к. не существовало хорошо подготовленных учителей и программа обучения была еще не освоена. Вследствие этого в 1811 году была проведена следующая реформа.
Реформа 1811 года
Реформа была проведена по указанию министра Народного Просвещения графа С.С.Уварова. В ходе реформы были сделаны изменения в учебном плане и введены такие предметы как:
-Закон Божий
-отечественный язык (русский)
-логика
Исключены:
-политэкономия
-мифология
-коммерческие науки
-эстетика
-философия
В 1819 году для всех гимназий России был введен единый учебный план, который практически свел на нет реформу 1804 года. Был установлен сословный прием и телесные наказания, значительная роль стала отводиться религии. Обучение длилось семь лет.
Учебный план содержал следующие дисциплины: Закон Божий и чтение священного Писания, греческий, латинский, немецкий и французский языки, географию и историю, статистику, логику и риторику, математику, статику и начало механики, физику и естественную историю, рисование. Если у гимназического руководства имелись дополнительные средства, то позволялось приглашать преподавателей танцев, музыки и гимнастики.
Продление
срока обучения и уменьшение количества
предметов позволило получить более
детальное представление о
Устав 1828 года
Следующий этап развития гимназии связан с царствованием Николая I . Направление новых реформ объявил новый министр просвещения А.С.Шишков. «Обучать грамоте весь народ или несоразмерное число оного количеству людей, принесло бы более вреда, чем пользы» [9.С. 67].
Уже в 1825 году с высочайшего утверждения было приказано:
· науки политические исключить
· число уроков, назначаемых для изучения риторики и поэзии уменьшить
· выбор тем для сочинений не предоставлять выбору учителей
· списки учащихся в гимназии предоставить в полицию
· все предметы преподавать на русском языке.
В результате 8 декабря 1828 года “Комитет устройства учебных заведений», организованный в 1826 году, составил новый устав, согласно которому гимназии должны были в своем обучении преследовать такую цель, как уклон на общее воспитание и образование. Обучение также длилось семь лет. Причем три года у всех гимназий обучение проходило по общей программе, а начиная с четвертого, гимназии делились на обучающих греческому языку и не обучающих ему. Обучение с греческим языком было оставлено только в гимназиях при университетах. В остальных гимназиях он был исключен, из-за невозможности найти хороших преподавателей, т.к. греческий язык считался роскошью, в то время как французский язык считался необходимостью.
Уроки полагались полуторачасовые. Основными предметами считались древние языки и математика. Преподавали также географию, историю, российскую словесность, физику, немецкий и французский языки.
Вот что вспоминает о своём обучении в Новгород-Северской гимназии К.Д. Ушинский: "Между нами жило, и сами не зная почему, какое-то благоговейное уважение к науке и тем немногим учителям и даже товарищам, которые ревностно ею занимались. Умение переводить трудные места Горация или Тацита было патентом на всеобщее уважение. Такого ученика 7-ого класса знали даже довольно оборванные мальчуганы первейшего (подготовительного) класса, смотрели на него с уважением и произносили его имя как имя какого-нибудь Гумбольдта. Другие предметы были слабее, а новые языки, по неимению ни хороших преподавателей, ни хороших руководств, шли очень плохо. Старик директор (Илья Фёдорович Тимковский) появлялся в гимназии редко; но его появление было каким-то страшным судом для воспитанников, хотя, надобно заметить, он, кроме первейшего класса, нигде не позволял употребление розг. <…> Но вообще учение не достигало той полноты подготовительных сведений, которых могли и должны были требовать от гимназии. Плохие тощие учебники и отсутствие всяких педагогических сведений у преподавателей всего белее были причиной такой неполноты предоставляемых знаний. <…> Что же касается собственно до воспитательной части, что она даже едва существовала в то время". [5.С. 17].
Для дисциплинарного воздействия на учеников введены «телесные наказания” - розги; увеличена плата за обучение; в 2,5 раза увеличены оклады преподавателей; выпускники гимназий могли занимать места служащих высшего разряда, а окончившие гимназию с греческим языком зачислялись в должности сразу же по вступлении на службу.
Согласно уставу были введены должности директора, находившегося во главе гимназии, инспектора, наблюдавшего за порядком в классах и ведшего хозяйство, почетного попечителя, надзиравшего вместе с директором за гимназией. Были созданы Педагогические Советы, образованные из преподавателей, для руководства учебной и воспитательной работой. В каждом классе был надзиратель (из числа учеников). Он сидел первым на первой скамье; на следующих скамьях до самой задней стены сидели тоже первыми с правой стороны помощники надзирателя. Нарушающих тишину и порядок надзиратели записывали на специальный листок бумаги и эти "рапортички" давали учителю, который вызывал виноватых, читал им нотацию и ставил в угол.
"Считаю
нужным сообщить, - вспоминает Я.П.
Полонский, - что когда меня выбрали
старшиной, иногда
При Николае I была введена форма для гимназистов: “Сюртук синий однобортный с белыми медными пуговицами, воротник малиновый, с погончиками на плечах, панталоны синие поверх сапог, фуражка синяя солдатская с малиновым околышем» - для разночинцев. Для благородных гимназистов полагался «университетский мундир с треугольной шляпой, но без шпаги».
В 1837 году была установлена система испытаний при переходе из класса в класс и по окончании гимназии. Введен аттестат - документ, выдаваемый при окончании гимназии. В 1846 году введена пятибалльная система, успехи, поведение, прилежание и способности учащихся стали оцениваться по ней и вноситься в ведомости. Однако при переводе из класса в класс поведение не учитывалось. Получившие при экзаменах баллы "4" или "5" подлежали награждению книгами и похвальными грамотами.
Значение попечителей и инспекторов в жизни гимназии было повышено. Окончить гимназию без экзамена по латинскому языку, было разрешено в 1843 году.
Постоянные изменения в учебном плане меняли список изучаемых предметов: в 1844 году исключена статистика, в 1845 году исключены начертательная и аналитическая геометрии и введено законоведение, в 1847 году исключена логика.
Прием в гимназии детей всех сословий привел к тому, что процент дворян стал уменьшаться. Для увеличения этого соотношения в пользу детей дворянского происхождения было сделано значительное увеличение платы за обучение. Все это вызвало и пересмотр предметов, преподаваемых в гимназии: прекратили преподавать статистику, логику, резко сократили число часов на математику, древние языки.
Сокращение
древних языков казалось правительству
необходимым в связи с вредными
влияниями вспыхнувшей в
Гимназический Устав 1828 года, несмотря на яркую сословную окраску, создавал сравнительно с прошлым значительно лучшую обстановку для дальнейшего процветания и развития.
Реформа 1849 года
За это время в обществе складывалось мнение о необходимости приближения гимназического образования к реальной жизни.
21
марта 1849 года в России была
проведена следующая реформа.
Курс стал делиться на общее
и специальное обучение. Начиная
с четвертого класса, все учащиеся
разделялись на юридическое и
латинское отделение. Первое