История гимназического образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи гимназического образования в России

Содержание

История гимназического образования………………………..5
1.1. История гимназического образования в Европе……………...5
1.2. История гимназического образования в России. Становление
гимназического образования………………………………………..….7
Глава 2. Современное гимназическое образование………………….26
2.1. Нормативно- правовая база гимназии………………………..26
2.2. Задачи гимназии и ответственность которую она несёт на данном этапе развития.…..………………….……………………………..…28

Работа содержит 1 файл

1-курсовая.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

      По  инициативе М.Ломоносова в 1755 году при  Московском Университете была создана  вторая гимназия, получившая название университетской. Целью гимназии была подготовка к слушанию лекций в университете. Она состояла из двух отделений: отделение для дворян и отделение для разночинцев. Однако обучение велось по одной схеме. Каждое отделение содержало четыре школы.

      Школа первая - ‘’российская’’ имела три класса: 1) грамматика, 2) стихотворство, 3) красноречие, изучение русского и церковно-славянского языков. Школа вторая - ‘’латинская’’ имела два класса: 1) грамматика, 2) синтаксис. Школа третья - ‘’научная’’ имела три класса: 1) арифметика, 2) геометрия и география, 3) философия.Школа четвертая - европейские и греческий языки.

        Время обучения в гимназии  засчитывалось в срок службы. В 1812 году гимназия сгорела  при пожаре в Москве и уже  не восстановилась.

      В 1758 году в Казани была открыта третья гимназия, названная Казанской. В гимназии стали преподавать восточные языки: татарский и калмыцкий, учитывая местные условия и ее расположение. В 1768 году гимназия была закрыта из-за отсутствия средств. В1798 году она возобновила свою работу с целью подготовки молодых людей к воинской службе. [9.С. 22].

      В начале 19 века в России были введены  учебные округа и гимназии стали  открываться повсеместно. В 1803 году Александр I приказал в каждом губернском городе открыть гимназию.

        Устав 1804 года

      По  этому Уставу целью гимназии была подготовка к поступлению в университеты, а также дать молодым людям сведения, необходимые для благовоспитанного человека. Всего было открыто 32 гимназии, в которых обучались 2838 детей. Обучение длилось 4 года. Гимназии были бесплатными и всесословными. Учителя делились на старших и младших, за учителями и учениками следил директор. Были запрещены телесные и нравственные наказания. Изучались:

      -математика

      -история

      -география

      -статистика

      -философия

      -изящные  науки

      -политэкономия

      -естественная история

      -технология

      -коммерческие науки

      -латинский  язык

      -французский язык

      -немецкий  язык

      -рисование

      -метафизика

      -минералогия

      -зоология.  

      Штат  преподавателей состоял из 8 учителей с нагрузкой 16-20 часов в неделю.   Каждый учитель вёл цикл предметов: философию и языки; физику, математику и экономику. Интересно отметить, что Закон Божий в гимназии того времени не преподавался. Власти неукоснительно заботились об отсутствии национальных ограничений при получении образования.

        В 1805 году комитет в составе Фуса, Румовского, Озерецковского, организованный в 1803 году при главном управлении училищ, составил и опубликовал учебные программы для гимназий, составил списки книг и пособий для учащихся, предложил учебные модели. В этом же году при гимназии был открыт пансион для дворянских детей, чьи семьи жили в городе, где была расположена гимназия.

      В это время, несмотря на требования устава, в гимназиях царила зубрежка, реальных знаний она не давала, да они  были и не нужны. Но положение сумел  исправить М.М.Сперанский, введя экзамены на чины.

      Содержание  данного Устава многих не устраивало. Во-первых, дворяне не хотели, чтобы  их дети учились вместе с разночинцами, во-вторых, изучение предметов было поверхностным, т.к. не существовало хорошо подготовленных учителей и программа обучения была еще не освоена. Вследствие этого в 1811 году была проведена следующая реформа.

      Реформа 1811 года

      Реформа была проведена по указанию министра Народного Просвещения графа  С.С.Уварова. В ходе реформы были сделаны изменения в учебном плане и введены такие предметы как:

      -Закон  Божий

      -отечественный язык (русский)

      -логика

      Исключены:

      -политэкономия

      -мифология

      -коммерческие  науки

      -эстетика

      -философия

      В 1819 году для всех гимназий России был введен единый учебный план, который практически свел на нет реформу 1804 года. Был установлен сословный прием и телесные наказания, значительная роль стала отводиться религии. Обучение длилось семь лет.

      Учебный план содержал следующие дисциплины: Закон Божий и чтение священного Писания, греческий, латинский, немецкий и французский языки, географию и историю, статистику, логику и риторику, математику, статику и начало механики, физику и естественную историю, рисование. Если у гимназического руководства имелись дополнительные средства, то позволялось приглашать преподавателей танцев, музыки и гимнастики.

      Продление срока обучения и уменьшение количества предметов позволило получить более  детальное представление о каждом предмете. Утром классы начинались с 9 часов и кончались в полдень. После обеда с 2 часов до 5. Далеко по городу разносился призывный звонок и в виде колокольчика из-под дуги, в который звонил сторож, прохаживаясь между классами в начале и в конце каждого урока.

      Устав 1828 года

      Следующий этап развития гимназии связан с царствованием Николая I . Направление новых реформ объявил новый министр просвещения А.С.Шишков.  «Обучать грамоте весь народ или несоразмерное число оного количеству людей, принесло бы более вреда, чем пользы» [9.С. 67].

        Уже в 1825 году с высочайшего  утверждения было приказано:

      ·     науки политические исключить

      ·  число уроков, назначаемых для изучения риторики и поэзии уменьшить

      ·     выбор тем для сочинений не предоставлять выбору учителей

      ·     списки учащихся в гимназии предоставить в полицию

      ·     все предметы преподавать на русском языке.

      В результате 8 декабря 1828 года “Комитет устройства учебных заведений», организованный в 1826 году, составил новый устав, согласно которому гимназии должны были в своем обучении преследовать такую цель, как уклон на общее воспитание и образование. Обучение также длилось семь лет. Причем три года у всех гимназий обучение проходило по общей программе, а начиная с четвертого, гимназии делились на обучающих греческому языку и не обучающих ему. Обучение с греческим языком было оставлено только в гимназиях при университетах. В остальных гимназиях он был исключен, из-за невозможности найти хороших преподавателей, т.к. греческий язык считался роскошью, в то время как французский язык считался необходимостью.

      Уроки полагались полуторачасовые. Основными предметами считались древние языки и математика. Преподавали также географию, историю, российскую словесность, физику, немецкий и французский языки.

      Вот что вспоминает о своём обучении в Новгород-Северской гимназии К.Д. Ушинский: "Между нами жило, и сами не зная почему, какое-то благоговейное уважение к науке и тем немногим учителям и даже товарищам, которые ревностно ею занимались. Умение переводить трудные места Горация или Тацита было патентом на всеобщее уважение. Такого ученика 7-ого класса знали даже довольно оборванные мальчуганы первейшего (подготовительного) класса, смотрели на него с уважением и произносили его имя как имя какого-нибудь Гумбольдта. Другие предметы были слабее, а новые языки, по неимению ни хороших преподавателей, ни хороших руководств, шли очень плохо. Старик директор (Илья Фёдорович Тимковский) появлялся в гимназии редко; но его появление было каким-то страшным судом для воспитанников, хотя, надобно заметить, он, кроме первейшего класса, нигде не позволял употребление розг. <…> Но вообще учение не достигало той полноты подготовительных сведений, которых могли и должны были требовать от гимназии. Плохие тощие учебники и отсутствие всяких педагогических сведений у преподавателей всего белее были причиной такой неполноты предоставляемых знаний. <…> Что же касается собственно до воспитательной части, что она даже едва существовала в то время". [5.С. 17].

      Для дисциплинарного воздействия на учеников введены «телесные наказания” - розги; увеличена плата за обучение; в 2,5 раза увеличены оклады преподавателей; выпускники гимназий могли занимать места служащих высшего разряда, а окончившие гимназию с греческим языком зачислялись в должности сразу же по вступлении на службу.

         Согласно уставу были введены должности директора, находившегося во главе гимназии, инспектора, наблюдавшего за порядком в классах и ведшего хозяйство, почетного попечителя, надзиравшего вместе с директором за гимназией. Были созданы Педагогические Советы, образованные из преподавателей, для руководства учебной и воспитательной работой. В каждом классе был надзиратель (из числа учеников). Он сидел первым на первой скамье; на следующих скамьях до самой задней стены сидели тоже первыми с правой стороны помощники надзирателя. Нарушающих тишину и порядок надзиратели записывали на специальный листок бумаги и эти "рапортички" давали учителю, который вызывал виноватых, читал им нотацию и ставил в угол.

      "Считаю  нужным сообщить, - вспоминает Я.П.  Полонский, - что когда меня выбрали  старшиной, иногда злоупотреблял в свою пользу своим правом удаляться из класса во время рекреаций; когда я плохо знал урок и боялся, что меня вызовут и спросят, я медлил с возвращением в класс: я знал, что если по списку выберут меня, а меня не окажется на месте, то вызовут кого-нибудь другого. <…> Меня на это признание никто не толкал, но, почём я знаю, может, оно и пригодится какому-нибудь педагогу в доказательство, как было безнравственно и нерационально назначать в надзиратели одного из учеников".[3.С. 27].

      При Николае I была введена форма для гимназистов: “Сюртук синий однобортный с белыми медными пуговицами, воротник малиновый, с погончиками на плечах, панталоны синие поверх сапог, фуражка синяя солдатская с малиновым околышем» - для разночинцев. Для благородных гимназистов полагался «университетский мундир с треугольной шляпой, но без шпаги».

      В 1837 году была установлена система  испытаний при переходе из класса в класс и по окончании гимназии. Введен аттестат - документ, выдаваемый при окончании гимназии. В 1846 году введена пятибалльная система, успехи, поведение, прилежание и способности учащихся стали оцениваться по ней и вноситься в ведомости. Однако при переводе из класса в класс поведение не учитывалось. Получившие при экзаменах баллы "4" или "5" подлежали награждению книгами и похвальными грамотами.

      Значение  попечителей и инспекторов в  жизни гимназии было повышено. Окончить гимназию без экзамена по латинскому языку, было разрешено в 1843 году.

      Постоянные  изменения в учебном плане  меняли список изучаемых предметов: в 1844 году исключена статистика, в 1845 году исключены начертательная и аналитическая геометрии и введено законоведение, в 1847 году исключена логика.

      Прием в гимназии детей всех сословий привел к тому, что процент дворян стал уменьшаться. Для увеличения этого соотношения в пользу детей дворянского происхождения было сделано значительное увеличение платы за обучение. Все это вызвало и пересмотр предметов, преподаваемых в гимназии: прекратили преподавать статистику, логику, резко сократили число часов на математику, древние языки.

      Сокращение  древних языков казалось правительству  необходимым в связи с вредными влияниями вспыхнувшей в Германии в 1848 году революции. Греческий язык был исключен из учебных планов.

      Гимназический Устав 1828 года, несмотря на яркую сословную окраску, создавал сравнительно с прошлым значительно лучшую обстановку для дальнейшего процветания и развития.

      Реформа 1849 года

      За  это время в обществе складывалось мнение о необходимости приближения  гимназического образования к реальной жизни.

      21 марта 1849 года в России была  проведена следующая реформа.  Курс стал делиться на общее  и специальное обучение. Начиная  с четвертого класса, все учащиеся  разделялись на юридическое и  латинское отделение. Первое готовило  для чиновной службы, второе - для  поступления в университет.

Информация о работе История гимназического образования