Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 17:32, курсовая работа
Цели и задачи гимназического образования в России
История гимназического образования………………………..5
1.1. История гимназического образования в Европе……………...5
1.2. История гимназического образования в России. Становление
гимназического образования………………………………………..….7
Глава 2. Современное гимназическое образование………………….26
2.1. Нормативно- правовая база гимназии………………………..26
2.2. Задачи гимназии и ответственность которую она несёт на данном этапе развития.…..………………….……………………………..…28
Все гимназии делятся на 3 типа: с углублённым изучением древних языков, законоведения и гимназии естественнонаучного цикла. Время обучения длилось 8 лет (9-10 с подготовительным классом). Занятия начинались с конца августа или начала сентября и длились до конца июня. 7 дней в году разрешалось употреблять на экскурсии, которые одновременно обогащали гимназистов знаниями о родном городе и позволяли отдохнуть от учёбы. Значение таких выездов определил Д.С. Лихачёв: "Один летний месяц имел огромное значение для формирования моей личности, моих интересов и, я бы сказал, моей любви к русскому северу: школьная экскурсия в 1921 (школа Лентовской, в которой учился Д.С. Лихачёв, образовалась после революции 1905 года из числа преподавателей, изгнанных из казённых гимназий за революционную деятельность) году на север - по Мурманской железной дороге в Мурманск, оттуда на паровой яхте в Архангельск вокруг Кольского полуострова по Белому морю, затем, но на пароходе, по Северной Двине до Котласа, и оттуда по железной дороге в Петроград. Двухнедельная эта школьная экскурсия сыграла огромную роль в формировании моих представлений о России, о фольклоре, о деревянной архитектуре, о красоте русской северной природы. Путешествовать нужно по родной стране как можно раньше и как можно чаще. Школьные экскурсии устанавливают и добрые отношения с учителями, вспоминаются потом всю жизнь".
Праздничных дней в году было 35-40, при этом нехристиане, обучавшиеся в гимназии, могли отдыхать во время религиозных праздников. Наибольшее число таких праздников было у евреев - 15, у католиков 4, а у армян и мусульман - 5 дней. "Праздники! С каким нетерпением ожидали их мы, гимназисты, - вспоминает ученик Санкт-Петербургской гимназии Н.Д. Туберовский, - чтобы хоть на день, хоть ненадолго перебить однообразный ход школьных будней! А праздников было немало. Прежде всего - церковные или "двунадесятые". Их и было "двунадесять", то есть двенадцать, да в придачу ещё тринадцатый - праздник Пасхи, когда нас распускали по домам на целых две недели". [8.С. 23].
Летние каникулы длились не меньше двух месяцев, а зимние - две недели. Вступительные экзамены начинались 8 августа. Для поступления в подготовительный класс гимназист должен был знать первоначальные молитвы, уметь читать и писать, считать до тысячи, складывать и вычитать. Чтобы перейти в первый класс, он должен был обладать знаниями утренних и вечерних молитв, важными событиями Священной истории Ветхого и Нового заветов, уметь бегло читать и пересказывать, писать под диктовку, читать по церковно- славянски, знать 4 основных арифметических действия и читать наизусть стихи. Учебный год делился на 4 четверти, в конце каждой педагоги выставляли оценки за успехи ученика в изучении предмета, за внимание, за прилежание. За поведение ставили следующие отметки: 5 - отлично, 4 - хорошо, 3 - добропорядочно, 2 - не совсем одобрительно, 1 - худо. Перемены в течение дня были различны по времени: после первого и четвёртого урока - 10 минут, после второго - от 10-до 20 минут, после третьего - большая перемена 30-40 минут. Рекомендовалось, чтобы для младших классов большая перемена была после второго урока, а для старших после третьего. В это время дети могли отдохнуть, сходить домой, пообедать. Число уроков в день колебалось от 4 до 6. Число учащихся в классе не должно было превышать 40 человек.
К экзаменам допускались все, кто успешно закончил 8 классов, кроме тех, кто состоял в родственном отношении с директором гимназии. Такие учащиеся имели право сдавать экзамены только в других учебных заведениях или специальной комиссии, так как среди экзаменаторов был и директор. Рекомендовалось начинать экзамен с 10 часов утра. На все письменные экзамены допускалась одна неделя. Для выпускников предлагались следующие экзамены: Закон Божий, русский язык, латынь, греческий, немецкий или французский, математика, история и география. Экзамен по русскому проходил в форме сочинения, которое длилось 5 часов. По математике предлагались две задачи - по алгебре и геометрии, проверялось владение тригонометрическими функциями, знание таблиц и решение задач на треугольники. Экзамены обычно проходили в большом зале, ученики сидели по одному за партой, за дисциплиной следили два надзирателя; запрещено беседовать во время экзаменов и использовать на математике таблицы кроме логарифмических. Выходить из аудитории разрешалось только по одному, причём за учеником, который выходит, наблюдал помощник классного руководителя. Если ученик был замечен в использовании шпаргалок, то экзамены переносились на год, если и через год он ими пользовался, то навсегда лишался права сдавать экзамен за курс гимназии. В случае получения неудовлетворительной оценки за сочинения дальнейшая сдача экзаменов исключалась. После окончания учебного года в гимназии проводился публичный акт, на котором зачитывался отчёт о состоянии и деятельности учебного заведения, объявлялись имена учеников, переводившихся в старший класс, раздача наград и аттестатов. Вводилось награждение золотой и серебряной медалью, награжденные ими получали звание «Почетного гражданина». Медалисты сразу же получали четырнадцатый чин и могли поступать на службу.
В
середине 50-х годов 19 века в Москве
были наиболее известны 4 гимназии. Среди
них гимназия Л.И. Поливанова, ставившая
своей задачей «воспитание
Поливанов Л.И. и его коллеги
были убеждены в том, что
гимназия должна сформировать
целостную гармоничную
В
гимназии Поливанова впервые была разработана
и действовала программа работы
с одаренными детьми. Здесь культивировалось
личностно ориентированное
Сам стиль гимназии формировал у воспитанников оригинальность мышления, самостоятельность, инициативность, серьезные занятия языками, литературное творчество. В 70-х годах в гимназии действовал драматический кружок, широко известный Москве. В 1880 году Гимназисты участвовали в организации Пушкинских торжеств, посещали заседания Общества любителей русской словесности.
Гимназия Л.И. Поливанова взрастила поколение новых людей - интеллигентов 20 столетия. Среди ее выпускников поэты В. Брюсов, А. Белый, художник А.Головнин и многие другие известные люди. Влияние учителя в процессе своей деятельности на формирование личности ученика не подвергается сомнению. Это отмечает в своей книге "Воспоминания" Д.С. Лихачёв: "Леонид Владимирович Георг принадлежал к тем старым "учителям словесности" в наших гимназиях и реальных училищах XIX и начала XX века, которые были подлинными "властителями дум" своих учеников и учениц, окружавших их то серьёзной любовью, то девчоночьим обожанием. Именно эти старые "учителям словесности" формировали не только мировоззрение своих учеников, но воспитывали в них вкус, добрые чувства к народу, интеллектуальную терпимость, интерес к спорам по мировоззренческим вопросам, иногда интерес к театру, к музыке. <…> Конечно, не весь класс серьёзно думал о выработке мировоззрения. Но необходимость осознавать своё отношение к окружающему, смею утверждать, была у всех. Это диктовалось событиями в стране и общей интеллигентностью класса". [14.С. 88].
30
мая 1858 года утверждено Положение
о женских училищах ведомства
министерства народного
Комиссия Министерства в 1878 году предложила уменьшить курс обучения в женских гимназиях, утверждая в заключении, что «женское образование должно ограничиваться такими предметами, которые не отклоняют учениц от главного назначения, и сохраняют женские качества, украшающие семейный очаг. » [4.С. 88].
Устав 1864 год
Под влиянием общественности с 1861 года начинает смягчаться система гимназического образования, специальные комиссии начинают работу по составлению нового устава, отражающего потребности жизни и общества.
В 1864 году был введен новый Устав и гимназии стали делиться на классические и реальные, первые в свою очередь подразделялись на обучение с одним древним языком и с двумя древними языками. Окончившие классическую гимназию принимались в университет без экзаменов, а окончившие реальную гимназию могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический факультет университета.
Была
провозглашена безусловная
Обучение в гимназии длилось семь лет, в прогимназии - четыре года. Урок длился 75 минут, а с 27 сентября 1865 года - 60 минут. В число предметов введены были гимнастика и пение, изучение законоведения прекратилось.
В результате реформы число учеников в гимназиях увеличилось на 30%. В гимназиях разрешаются литературные беседы и спектакли, при гимназиях открывают воскресные школы.
Циркуляром от 12 ноября 1866 года было объявлено о введении единых программ для всех гимназий России, а циркуляром от 21 сентября 1866 года оговорено ужесточение экзаменов. [14.С. 92].
Устав 1871 года
Министр
просвещения Д.А. Толстой назначил
в 1866 году комиссию по разработке нового
устава, целью которого оставалось
возрождение классицизма в
Устав признавал лишь классические гимназии с двумя древними языками. Обучение длилось восемь лет (седьмой класс был двухгодичным).
Согласно новому уставу основное значение придавалось изучению древних языков; исключалась естественная история; космография заменялась математической географией; шло уменьшение числа часов на чистописание, рисование, черчение, историю и Закон Божий. Вновь вводилась логика. Была введена система классных наставников; на преподавателей были возложены воспитательные функции; одному преподавателю разрешалось вести разные предметы; директор и инспектор должны были вести предметные уроки в классах.
В последующие годы устав 1871 года дополнился новыми пунктами:
в 1872 году - введены новые правила об экзаменах учащихся при поступлении в гимназию, при переходе из класса в класс и при окончании учебного заведения;
в 1873 году - утверждены правила, которые описывали их права и обязанности;
в 1874 году - было разрешено поступать на военную службу после окончания шести классов гимназии;
в 1887 году - повышена плата за обучение; введено ограничение по приему в гимназию низшего сословия.
15
мая был утвержден «Устав
С 1875 года гимназия стала восьмилетней. Для наблюдения за учащимися был разрешен надзор полиции, а на квартирах у учащихся можно было делать обыски. Строго обязательным стало для учащихся посещение церкви и соблюдение всех церковных обрядов (постов, исповедей и т.д.).
В 1887 году вновь была повышена плата за обучение. 18 июня 1887 года специальный циркуляр министра просвещения И.Д.Делянова ограничил прием в гимназии детей низшего сословия, за исключением « одаренных необыкновенными способностями «. Был ограничен доступ евреев.
Эта реформа среднего образования, проведенная министром просвещения Д.А.Толстым, встретила резко отрицательное отношение общества, поскольку учебные планы были заимствованы в немецких газетах и, естественно русский язык, словесность, история, а частично и Закон Божий оказались неоправданно отодвинутыми на второй план. Для преподавания древних языков были приглашены иностранцы, в основном немцы и чехи, которые не говорили по-русски. Вся система отношений гимназии и семьи сводилась к противопоставлению семьи и школы. Реформа проводилась очень жестко, что естественно возбудило в обществе всеобщую ненависть к школе. [12.С. 67].