История гимназического образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи гимназического образования в России

Содержание

История гимназического образования………………………..5
1.1. История гимназического образования в Европе……………...5
1.2. История гимназического образования в России. Становление
гимназического образования………………………………………..….7
Глава 2. Современное гимназическое образование………………….26
2.1. Нормативно- правовая база гимназии………………………..26
2.2. Задачи гимназии и ответственность которую она несёт на данном этапе развития.…..………………….……………………………..…28

Работа содержит 1 файл

1-курсовая.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

      Все гимназии делятся на 3 типа: с углублённым  изучением древних языков, законоведения  и гимназии естественнонаучного  цикла. Время обучения длилось 8 лет (9-10 с подготовительным классом). Занятия  начинались с конца августа или  начала сентября и длились до конца июня. 7 дней в году разрешалось употреблять на экскурсии, которые одновременно обогащали гимназистов знаниями о родном городе и позволяли отдохнуть от учёбы. Значение таких выездов определил Д.С. Лихачёв: "Один летний месяц имел огромное значение для формирования моей личности, моих интересов и, я бы сказал, моей любви к русскому северу: школьная экскурсия в 1921 (школа Лентовской, в которой учился Д.С. Лихачёв, образовалась после революции 1905 года из числа преподавателей, изгнанных из казённых гимназий за революционную деятельность) году на север - по Мурманской железной дороге в Мурманск, оттуда на паровой яхте в Архангельск вокруг Кольского полуострова по Белому морю, затем, но на пароходе, по Северной Двине до Котласа, и оттуда по железной дороге в Петроград. Двухнедельная эта школьная экскурсия сыграла огромную роль в формировании моих представлений о России, о фольклоре, о деревянной архитектуре, о красоте русской северной природы. Путешествовать нужно по родной стране как можно раньше и как можно чаще. Школьные экскурсии устанавливают и добрые отношения с учителями, вспоминаются потом всю жизнь".

      Праздничных дней в году было 35-40, при этом нехристиане, обучавшиеся в гимназии, могли  отдыхать во время религиозных праздников. Наибольшее число таких праздников было у евреев - 15, у католиков 4, а у армян и мусульман - 5 дней. "Праздники! С каким нетерпением ожидали их мы, гимназисты, - вспоминает ученик Санкт-Петербургской гимназии Н.Д. Туберовский, - чтобы хоть на день, хоть ненадолго перебить однообразный ход школьных будней! А праздников было немало. Прежде всего - церковные или "двунадесятые". Их и было "двунадесять", то есть двенадцать, да в придачу ещё тринадцатый - праздник Пасхи, когда нас распускали по домам на целых две недели". [8.С. 23].

      Летние  каникулы длились не меньше двух месяцев, а зимние - две недели. Вступительные  экзамены начинались 8 августа. Для  поступления в подготовительный класс гимназист должен был знать  первоначальные молитвы, уметь читать и писать, считать до тысячи, складывать и вычитать. Чтобы перейти в первый класс, он должен был обладать знаниями утренних и вечерних молитв, важными событиями Священной истории Ветхого и Нового заветов, уметь бегло читать и пересказывать, писать под диктовку, читать по церковно- славянски, знать 4 основных арифметических действия и читать наизусть стихи. Учебный год делился на 4 четверти, в конце каждой педагоги выставляли оценки за успехи ученика в изучении предмета, за внимание, за прилежание. За поведение ставили следующие отметки: 5 - отлично, 4 - хорошо, 3 - добропорядочно, 2 - не совсем одобрительно, 1 - худо. Перемены в течение дня были различны по времени: после первого и четвёртого урока - 10 минут, после второго - от 10-до 20 минут, после третьего - большая перемена 30-40 минут. Рекомендовалось, чтобы для младших классов большая перемена была после второго урока, а для старших после третьего. В это время дети могли отдохнуть, сходить домой, пообедать. Число уроков в день колебалось от 4 до 6. Число учащихся в классе не должно было превышать 40 человек.

      К экзаменам допускались все, кто  успешно закончил 8 классов, кроме  тех, кто состоял в родственном  отношении с директором гимназии. Такие учащиеся имели право сдавать  экзамены только в других учебных заведениях или специальной комиссии, так как среди экзаменаторов был и директор. Рекомендовалось начинать экзамен с 10 часов утра. На все письменные экзамены допускалась одна неделя. Для выпускников предлагались следующие экзамены: Закон Божий, русский язык, латынь, греческий, немецкий или французский, математика, история и география. Экзамен по русскому проходил в форме сочинения, которое длилось 5 часов. По математике предлагались две задачи - по алгебре и геометрии, проверялось владение тригонометрическими функциями, знание таблиц и решение задач на треугольники. Экзамены обычно проходили в большом зале, ученики сидели по одному за партой, за дисциплиной следили два надзирателя; запрещено беседовать во время экзаменов и использовать на математике таблицы кроме логарифмических. Выходить из аудитории разрешалось только по одному, причём за учеником, который выходит, наблюдал помощник классного руководителя. Если ученик был замечен в использовании шпаргалок, то экзамены переносились на год, если и через год он ими пользовался, то навсегда лишался права сдавать экзамен за курс гимназии. В случае получения неудовлетворительной оценки за сочинения дальнейшая сдача экзаменов исключалась. После окончания учебного года в гимназии проводился публичный акт, на котором зачитывался отчёт о состоянии и деятельности учебного заведения, объявлялись имена учеников, переводившихся в старший класс, раздача наград и аттестатов. Вводилось награждение золотой и серебряной медалью, награжденные ими получали звание «Почетного гражданина». Медалисты сразу же получали четырнадцатый чин и могли поступать на службу.

      В середине 50-х годов 19 века в Москве были наиболее известны 4 гимназии. Среди  них гимназия Л.И. Поливанова, ставившая  своей задачей «воспитание нового поколения интеллигентов, мыслящих глобально, способных стать на должную высоту во всех сферах...». Гимназия - лишь одно звено в системе воспитания молодого человека, основы которого закладываются в семье. Гимназия же продолжает и развивает их. Формирование  личности интеллигента является результатом взаимосвязанных действий семьи и школы.

        Поливанов Л.И. и его коллеги  были убеждены в том, что  гимназия должна сформировать  целостную гармоничную личность. Поэтому большое внимание в  гимназии уделялось языкам, русской  и зарубежной литературе. Факультативно читался курс истории и теории искусств. Особенностью преподавания различных дисциплин в гимназии стало единство развивающих целей, все предметы должны были развивать теоретическое и образное мышление у гимназистов, творческое воображение и память, эмоциональность речи, способность к импровизации.

      В гимназии Поливанова впервые была разработана  и действовала программа работы с одаренными детьми. Здесь культивировалось личностно ориентированное образование  и воспитание людей - оригинальных, талантливых, любознательных, деятельных.

      Сам стиль гимназии формировал у воспитанников  оригинальность мышления, самостоятельность, инициативность, серьезные занятия  языками, литературное творчество. В 70-х  годах в гимназии действовал драматический кружок, широко известный Москве. В 1880 году Гимназисты участвовали в организации Пушкинских торжеств, посещали заседания Общества любителей русской словесности.

        Гимназия Л.И. Поливанова взрастила поколение новых людей - интеллигентов 20 столетия. Среди ее выпускников поэты В. Брюсов, А. Белый, художник А.Головнин и многие другие известные люди. Влияние учителя в процессе своей деятельности на формирование личности ученика не подвергается сомнению. Это отмечает в своей книге "Воспоминания" Д.С. Лихачёв: "Леонид Владимирович Георг принадлежал к тем старым "учителям словесности" в наших гимназиях и реальных училищах XIX и начала XX века, которые были подлинными "властителями дум" своих учеников и учениц, окружавших их то серьёзной любовью, то девчоночьим обожанием. Именно эти старые "учителям словесности" формировали не только мировоззрение своих учеников, но воспитывали в них вкус, добрые чувства к народу, интеллектуальную терпимость, интерес к спорам по мировоззренческим вопросам, иногда интерес к театру, к музыке. <…> Конечно, не весь класс серьёзно думал о выработке мировоззрения. Но необходимость осознавать своё отношение к окружающему, смею утверждать, была у всех. Это диктовалось событиями в стране и общей интеллигентностью класса". [14.С. 88].

      30 мая 1858 года утверждено Положение  о женских училищах ведомства  министерства народного просвещения.  Они стали открываться в крупнейших  городах России, и к 1874 году  их было 189. Женские гимназии имели  семилетний курс обучения, и по  окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы. Впоследствии выпускницы женских гимназий могли без экзаменов поступать на высшие женские курсы. Наиболее известными в России считались Московская женская гимназия З.Д. Перепелкиной, Царскосельская Мариинская женская гимназия, Московские женские гимназии А.С. Алферовой и Л.Ф. Ржевской.

      Комиссия  Министерства в 1878 году предложила уменьшить  курс обучения в женских гимназиях, утверждая в заключении, что «женское образование должно ограничиваться такими предметами, которые не отклоняют учениц от главного назначения, и сохраняют женские качества, украшающие семейный очаг. » [4.С. 88].

      Устав 1864 год

      Под влиянием общественности с 1861 года начинает смягчаться система гимназического образования, специальные комиссии начинают работу по составлению нового устава, отражающего потребности жизни и общества.

      В 1864 году был введен новый Устав  и гимназии стали делиться на классические и реальные, первые в свою очередь  подразделялись на обучение с одним  древним языком и с двумя древними языками.             Окончившие классическую гимназию принимались в университет без экзаменов, а окончившие реальную гимназию могли поступать в высшие специальные учебные заведения и на физико-математический факультет университета.

      Была  провозглашена безусловная всесословность гимназии. Телесные наказания были категорически отменены. Учителям увеличили  денежное содержание при фиксированной  учебной нагрузке. Педагогический совет  получил право окончательного решения  при приеме учителя на службу.

      Обучение  в гимназии длилось семь лет, в  прогимназии - четыре года. Урок длился 75 минут, а с 27 сентября 1865 года - 60 минут. В число предметов введены  были гимнастика и пение, изучение законоведения  прекратилось.

      В результате реформы число учеников в гимназиях увеличилось на 30%. В гимназиях разрешаются литературные беседы и спектакли, при гимназиях открывают воскресные школы.

      Циркуляром  от 12 ноября 1866 года было объявлено  о введении единых программ для всех гимназий России, а  циркуляром от 21 сентября 1866 года оговорено ужесточение экзаменов. [14.С. 92].

      Устав 1871 года

      Министр просвещения Д.А. Толстой назначил в 1866 году комиссию по разработке нового устава, целью которого оставалось возрождение классицизма в образовании. 30 июля 1871 года новый устав гимназий и прогимназий был утвержден.

      Устав признавал лишь классические гимназии с двумя древними языками. Обучение длилось восемь лет (седьмой класс  был двухгодичным).

      Согласно  новому уставу основное значение придавалось  изучению древних языков; исключалась естественная история; космография заменялась математической географией; шло уменьшение числа часов на чистописание, рисование, черчение, историю и Закон Божий. Вновь вводилась логика. Была введена система классных наставников; на преподавателей были возложены воспитательные функции; одному преподавателю разрешалось вести разные предметы; директор и инспектор должны были вести предметные уроки в классах.

      В последующие годы устав 1871 года дополнился новыми пунктами:

      в 1872 году - введены новые правила об экзаменах учащихся при поступлении в гимназию, при переходе из класса в класс и при окончании учебного заведения;

      в 1873 году - утверждены правила, которые  описывали их права и обязанности;

      в 1874 году - было разрешено поступать  на военную службу после окончания шести классов гимназии;

      в 1887 году - повышена плата за обучение; введено ограничение по приему в  гимназию низшего сословия.

      15 мая был утвержден «Устав реальных  училищ ведомства Министерства  Народного Просвещения». По этому  уставу реальные гимназии были переименованы в реальные училища. В реальных училищах обучение, начиная с пятого класса, проводилось по двум направлениям: основному и коммерческому. В седьмом дополнительном классе существовали следующие отделения: общее, механическое и химическое. Выпускники реального училища уже не могли поступать в университеты, но учащиеся закончившие общее отделение могли поступать в высшее техническое училище, а закончившие техническое отделение, могли поступать на службу.

      С 1875 года гимназия стала восьмилетней. Для наблюдения за учащимися был разрешен надзор полиции, а на квартирах у учащихся можно было делать обыски. Строго обязательным стало для учащихся посещение церкви и соблюдение всех церковных обрядов (постов, исповедей и т.д.).

      В 1887 году вновь была повышена плата за  обучение. 18 июня 1887 года специальный циркуляр министра просвещения И.Д.Делянова ограничил прием в гимназии детей низшего сословия, за исключением « одаренных необыкновенными способностями «. Был ограничен доступ евреев.

        Эта реформа среднего образования, проведенная министром просвещения Д.А.Толстым, встретила резко отрицательное отношение общества, поскольку учебные планы были заимствованы в немецких газетах и, естественно русский язык, словесность, история, а частично и Закон Божий оказались неоправданно отодвинутыми на второй план. Для преподавания древних языков были приглашены иностранцы, в основном немцы и чехи, которые не говорили по-русски. Вся система отношений гимназии и семьи сводилась к противопоставлению семьи и школы. Реформа проводилась очень жестко, что естественно возбудило в обществе всеобщую ненависть к школе. [12.С. 67].

Информация о работе История гимназического образования