Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 17:32, курсовая работа
Цели и задачи гимназического образования в России
История гимназического образования………………………..5
1.1. История гимназического образования в Европе……………...5
1.2. История гимназического образования в России. Становление
гимназического образования………………………………………..….7
Глава 2. Современное гимназическое образование………………….26
2.1. Нормативно- правовая база гимназии………………………..26
2.2. Задачи гимназии и ответственность которую она несёт на данном этапе развития.…..………………….……………………………..…28
Оглавление
Введение…………………………………………
Глава1. История гимназического образования………………………..5
1.1. История гимназического образования в Европе……………...5
1.2. История гимназического образования в России. Становление
гимназического
образования………………………………………..….
Глава 2. Современное гимназическое образование………………….26
2.1. Нормативно- правовая база гимназии………………………..26
2.2. Задачи
гимназии и ответственность которую она
несёт на
данном этапе развития.…..………………….…………………………
Заключение.…………………………………
Список использованной литератур..…………………...…………..…33
Введение
Основной целью гимназического образования в России с момента его возникновения была подготовка учащихся к поступлению в университет для получения образования, позволяющего наиболее полно развить личность каждого человека для служения Отечеству. На протяжении трёх веков менялись цели и содержание гимназического образования, но его сутью оставался приоритет общечеловеческих ценностей и стремление решать педагогические задачи с гуманистических позиций. Именно поэтому в наше время кризиса духовных ценностей возрождение гимназического образования приобретает особую актуальность.
Актуальность темы курсовой работы заключается в отсутствии единой формы гимназического образования в национальной образовательной сфере, которая была бы универсальной для всех регионов России.
Современная гимназия, согласно Закону Российской Федерации, по своему статусу является образовательным учреждением, дающим углублённые знания. Гимназия - это академическая профильная школа, обеспечивающая универсально-профильное образование, то есть профилирование на базе широкой универсальной подготовки.
Степень разработанности проблемы. Проблема гимназического образования была рассмотрена рядом отечественных и зарубежных авторов: Антонюк Л., РождественскийС. В., Ворожейнина О. Л., Корсак К., Сорокина Н. Д., Питер Л. Дж., Гаргай В. Б.
В данной работе объектом исследования
является система управления развитием
гимназического образования.
Предмет исследования: теоретические основы и технология системы управления развитием гимназического образования.
Цель этой работы состоит в рассмотрении гимназического образования, как особой формы образования, которое в первую очередь служит прочной основой для подготовки учащихся к поступлению в ВУЗы. Рассмотреть как на разных исторических этапах изменялась его структура, цели и содержание. И самое главное как образование в гимназиях влияет на формирование личности.
В
соответствии с объектом, предметом
и целью нами определены следующие
задачи исследования:
Гипотеза исследования: дальнейшее развитие гимназического образования возможно, если будет научно обоснована и практически реализована система управления этим педагогическим процессом.
Методы используемые в работе: изучение и анализ рассматриваемой темы, сравнение и обобщение предложенных методик, метод индукции и дидукции.
В качестве информационной базы исследования использованы современные публикации по истории гимназического образования в России, сборники статей, монографические дореволюционные исследования, а также очерки истории различных российских гимназий. В работе представлены различные сведения о реформах гимназического образования. Изучение и использование в работе различных групп источников позволяет обобщить материалы по избранной теме, выделить наиболее характерные проблемы и сформулировать выводы, которые, способствовали бы улучшению гимназического образования в России [1.С. 43].
В настоящее время требования, которые предъявляются ВУЗами различны, поэтому на первый план, кроме высокого интеллектуального уровня выпускника, выходит уровень критического мышления, умение самостоятельно приобретать знания и творчески их использовать. Именно такими качествами должна обладать личность современного выпускника школы, лицея или гимназии.
Российская гимназия стоит сегодня на пороге возрождения. Интерес к дореволюционному опыту гимназического образования велик. Гимназия 19 века решала те же проблемы, что волнуют образовательные учреждения и сегодня: содержание и методы обучения, методическое и кадровое обеспечение, управление. Опыт дореволюционных гимназий требует серьезного анализа. Лишь творчески осмыслив опыт прошлого, органически сочетая лучшие традиции российского образования с требованиями современности, современная гимназия сможет добиться успеха.
Итак, гимназическое образование исторически
было призвано готовить работников высокоорганизованных
структур, обладающих такими специфическими
качествами, как гуманитарность, фундаментальность
знаний, технологичность. Однако до сих
пор роль и место гимназического образования,
его ценности, цели, содержание, особенности
управления развитием не являлись предметом
специальных исследований. В связи с этим
становится необходимым научное обоснование
системы гимназического образования и
управления его развитием. На современном
этапе теоретико-методологические аспекты
социального управления всесторонне проанализированы
российскими учеными и зарубежными исследователями
[12.С. 58].
Глава 1. История гимназического образования
1.1.История гимназического образования в Европе
Гимназия (от греч. упражняюсь в гимнастике) — среднее учебное заведение. Этот термин также употреблялся в значении «место для упражнений». В первом значении Гимназия встречается в древних городах Греции, Египта, Сирии и остальных государств Малой Азии, в которых распространилась греческая культура. Приблизительно с конца V века гимназии стали образовательными школами: в них вели свои беседы философы, риторы, учёные и др. В каждом греческом городе была одна или несколько гимназий. Наиболее известные из них: Дромос в Спарте; три афинские гимназии: Академия, Ликейон, где учили Платон и Аристотель, и Киносарг; Кранейон в Коринфе; гимназии в Неаполе, Таренте, Региуме, Ефесе, Никее и других городах. В Римской республике никогда не было учреждений, подобных греческим гимназиям.
Однако термин ‘’ Gymnasion ‘’ (греч.) и ‘’ Gymnasium ‘’ (латин.) выступал также в значении общеобразовательной школы, обладающей следующими признаками:
а) гуманитарный уклон обучения;
б) подготовка к университетскому образованию;
в) наличие классических языков (латинского и греческого).
Первые гимназии были образованы в Древней Греции.
В средние века название ‘’гимназия’’ было введено для обозначения специальных средних школ. Основным предметом преподавания был латинский язык. Мальчики 7-13 лет учились в школах "грамматиста" и "кифариста". Учителя назывались дидаскалы (дидаска от лат. - я учу). В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слова пайс от лат. - ребёнок и агогейн - вести). Дети наиболее обеспеченных граждан поступали в гимнасии, где изучали также философию, политику, литературу, для того, чтобы подготовиться к участию в управлении государством.
В гимназиях изучались лучшие латинские писатели ’’золотого века’’, много внимания уделялось трудам Цицерона.
Эпоха Реформации характерна понижением интереса к античной культуре, и, хотя древние языки остаются в системе обучения важнейшими, главными задачами гимназий становится подготовка к поступлению в университет, где преподавание велось на латыни, и подготовка чиновников и служителей церкви.
В конце 16 века в Германии в гимназиях стали вводить новые языки, естествознание, преподавание стало вестись на национальном языке, однако классические языки остались в большом объеме.
Многие ученые того времени настаивали на обучении с учетом реалий современного мира. Это педагогическое направление получило название реалистического, что привело в дальнейшем к появлению реальных гимназий и реальных училищ. В реальной школе на первом месте стояли математика и естествознание.
В 19 веке вокруг гимназического образования велись споры, в результате которых в ряде стран были приравнены в правах классическая гимназия с двумя древними языками (латинским и греческим), классическая гимназия с одним языком (латинским) и реальные училища, где древние языки отсутствовали.
Сравнение учебных планов гимназий того времени показывает, что древние языки занимали значительное место в общей системе преподавания (около 70%).
С
1870г. аттестат зрелости реальной школы
позволял учащемуся поступать в
университет наравне с
1.2.История гимназического образования в России. Становление гимназического образования
Учебные заведения гимназического типа, т.е. с изучением латинского языка существовали на Руси очень давно. Причем латинский язык был не только языком изучаемым, но и языком общения. Преподавались грамматика, диалектика, геометрия, астрономия и музыка, философия и богословие, греческий язык.
Славяно-греко-латинская академия ведет свою историю с 1685г., когда братья Лихуды открыли школу в Благовещенском монастыре. Преподавание здесь велось на латинском и греческом языках. Сословного ограничения при приеме в академию не было.
История гимназий ведет свое начало с немецкой школы, открытой в 1701г, в Немецкой слободе. Она занимала просторные палаты боярина В. Нарышкина и получила официальное название гимназии, где учили ‘’языкам и философии мудрости’’. Программа включала, помимо древних и новых языков, философию, политику, риторику, арифметику и географию. С 1703г. гимназию возглавлял пастор Э. Глюк. Как отмечалось в указе 1705г. в школе, открытой для всеобщей, всенародной пользы, могли учиться все желающие.
При открытии гимназии в ней обучалось 28 учеников, в 1711г. - 77. Обучение было бесплатным и состояло из трех классов: начального, среднего и верхнего. Занятия продолжались 12 часов: с 8 утра до 8 вечера с небольшим перерывом на обед.
Впоследствии, в 1715г. она была переведена в Петербург и представляла собой курсы иностранных языков с несложной программой.
Начало перелома в деле гимназического образования в России было положено в 18 веке. В 1726 году при Академии Наук была открыта гимназия, получившая название академической. Основной задачей гимназии считалась подготовка к военной и гражданской службе, как говорилось в Уставе, написанном в 1733 году Фишером. Главными предметами гимназии являлись латинский, греческий, немецкий и французский языки, риторика, логика, история, арифметика. В 1726-1729 годы в гимназию было зачислено 278 слушателей. С 1747 года преподавание стало вестись на русском языке, учащиеся были освобождены от наказаний плетью. В 1758 году Разумовский вверил управление гимназией М.В.Ломоносову, который основал при гимназии пансион на 40 человек. В 1765 году ввели отделение для малолетних учеников. В 70-е годы в старших классах преподавание стали вести на латинском и немецких языках, стали изучать основы математики и естественных наук. Но число учеников в гимназии не хватало, поэтому в 1805 году гимназия была закрыта.