История дидактики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить историю становления дидактики, и узнать, какие перспективы в развитии она имеет сегодня.
Достижение этой цели предопределило следующие задачи:
Изучить историю развития дидактики.
Выделить наиболее значимых педагогов, которые внесли свой вклад в развитие дидактики.
Выявить перспективы дальнейшего развития дидактики.
Методы: Теоретический анализ, синтез, работа с литературой.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………………..3
История образования дидактики:
Спарта…………………………………………………………………....4
Афины…………………………………………………………………….5
Эпоха Средневековья…………………………………………………...6
Россия…………………………………………………………………….7
Объект и предмет дидактики. ………………………………………………...9
Ян Амос Каменский…………………………………………………………..10
Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ.
Основные категории педагогики Коменского.
Коменский о работе учителя.
Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому
Иоганн Фридрих Гербарт…………………………………………………15
Теория обучения.
Функция интереса в педагогике Гербарта.
Ступени в процессе обучения.
Нравственное воспитание.
Религиозное воспитание.
Фридрих Дистервег……………………………………………………….20
Теории воспитания.
Принципы воспитания.
Требования к учителю.
Константин Дмитриевич Ушинский. …………………………………….22
Перспективы образования и обучения. ……………………………………..23
Высшее образование. Проблемы и перспективы. …………………………….24
Заключение. ……………………………………………………………………..27
Список литературы. ……………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИДАКТИКИ..doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Теория  обучения

Наиболее  разработанной в педагогической системе Гербарта является теория обучения. Умственному образованию Гербарт  придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания: ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил, что нет воспитанника без обучения, что не признает обучения, которое не воспитывает. Однако, развивая ценную идею предшествующих педагогов, в частности Песталоцци, о воспитывающем обучении, Гербарт придал ей одностороннее толкование. Гербарт подменил сложный процесс воспитания обучением, не учитывая влияния социальной среды и значения эмоции в нравственном воспитании. Он считал, что чувства и воля являются не самостоятельными проявлениями психики человека, а всего лишь модификациями представлений.

Обучение  должно не просто давать некий объем  знаний, но в основном способствовать усовершенствованию всего субъекта. Обучение - преднамеренное, систематическое  образование и развитие представлений, составляющих душевную жизнь для всестороннего совершенства.

Гербарт отмечал, что, усвоив знания в определенной системе, учащийся должен уметь пользоваться этими знаниями так, чтобы он мог  «направлять мысли от любого пункта ко всякому другому вперед, назад или в сторону», чтобы он мог перегруппировывать знания с разных точек зрения и применять их к обсуждению новых случаев, к решению соответствующих практических задач.

Функция интереса в педагогике Гербарта

Один  из центральных вопросов дидактики  Гербарта вопрос о роли интереса в процессе обучения.Гербарт предложил возможную классификацию видов интереса в их соотношении с характером познавательной деятельности. Он показал, что в интересе концентрируются деятельное начало, внутренняя активность, благодаря чему проявляются познавательная потребность, сосредоточенность и волевая, целенаправленная деятельность личности по усвоению нового.

При взаимодействии внимания и интереса в процессе воспитывающего обучения Гербарт выделял так  называемый опосредованный интерес, основанный на стремлении ученика получить поощрение или избежать наказания, противопоставляя ему непосредственный интерес как подлинный источник духовной активности, возникающий не из каких-либо побочных мотивов, а из существа изучаемых предметов.

По содержанию интересы Гербарт делил на две  группы, включавшие шесть их разновидностей.

Одни  из них охватывают интересы, направленные на внешнюю природу, к познанию которой приходят опытным путем.

Вторую  группу составляют интересы, ориентированные  на участие и эмоциональное отношение к человеку, включенному в социальное общение.

Одна  из важнейших задач образования  заключается у Гербарта в возбуждении  многостороннего интереса. Гербарт  рассчитывал разрешить ее созданием  у воспитанников разнообразных  и подвижных групп представлений путем изучения различных учебных предметов. Он предлагал начинать изучение с древнейших периодов истории, считая, что жизнь первобытных людей и античных народов является наилучшим материалом для детей. Гербарт разработал теорию ступеней обучения, ставшей широко известной среди педагогов всех стран. Он сделал попытку привести обучение в соответствие с законами психической деятельности ребенка, которую он понимал как механизм деятельности апперцептивного процесса.

Ступени в процессе обучения

Первая  ступень ясность это углубление в состоянии покоя. Изучаемое  выделяется из всего, с чем оно  связано, и углубленно рассматривается. В психологическом отношении  здесь требуется мобилизировать внимание. В дидактическом изложение  учителем нового материала, применение наглядности.

Вторая  ступень ассоциация - это углубление в состоянии движения. Новый материал вступает в связь с уже имеющимися у учащегося представлениями, ранее  полученными на уроках, при чтении книг, из жизни.

Третья  ступень система это осознание в состоянии покоя. Поиски учащимся под руководством учителя выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Психически эта ступень соответствует, по Гербарту, «исканию».

Четвертая ступень метод это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Психологически эта ступень требует действия. В области дидактики это своего рода учебные упражнения, требующие от учеников широкого использования полученных знаний, умения логически и творчески мыслить.

Эти ступени  определяют, по Гербарту, последовательность хода обучения. Они являются формальными, потому что не зависят от конкретного  содержания учебного материала, возраста учащихся, дидактической задачи урока.

Гербартом определены три универсальных метода обучения:

Описательный  метод.

Аналитический. Включает в себя анализ свойств и  характеристик предмета.

Синтетический метод. Базируется на связи уже усвоенного ранее, воспринятого и новых представлений.

Все эти методы следовало применять в совокупности.

Нравственное  воспитание

Формирование  нравственного человека - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Он считал, что обучение без нравственного  воспитания есть средство без цели.

Нравственное  воспитание (дисциплина) всякое непосредственное влияние на характер воспитанника с целью облагораживания его нрава и приведения его к нравственности. Дисциплина имеет дело с характером, который образуется из сочетания различных наклонностей и выражается в ВОЛЕ - переходе желания в дело. Нравственно развивать характер - значит, предоставлять право самому питомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через деятельность возвышаться до самосознающей личности.

Гербарт разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий.

Религиозное воспитание

Гербарт уделял большое внимание религиозному воспитанию.Он настаивал, чтобы религиозный интерес возбуждался у детей как можно раньше и постоянно развивался, с тем чтобы «в поздние годы душа мирно и безмятежно пребывала в своей религии». Религия, по Гербарту, требует «чувства смирения» и необходима как сдерживающее начало. Учитель обязан призвать к порядку всякого ученика, который бы позволил себе критическое отношение к религии. В отличии от обучения нравственное воспитание воздействует непосредственно на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки.

Фридрих Дистервег

Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег  —  немецкий педагог, прогрессивный либеральный  политик.

Дистервег выступал против сословных и национальных ограничений в области образования, против конфессионального обучения и опеки церкви над школой, против воспитания юношества в духе религиозной нетерпимости. Высшая цель воспитания – самостоятельность в служении истине, красоте и добру. Задачи школы: воспитывать гуманных людей; воспитывать сознательных граждан; воспитывать любовь к человечеству и своему народу одновременно.

Теория  воспитания.

Теория  воспитания определялась Ф.А.В. Дистервегом  как «теория возбуждения». Свободное  развитие внутреннего потенциала личности и последовательное воздействие  организованного воспитания — взаимосвязанные звенья единого процесса: без строгого воспитания, подчеркивал он, никто не сделается таким, каким ему следует быть. Основные требования к воспитанию. Развитие в детях самодеятельности приобретает положительное значение лишь тогда, когда направляется на достижение определённой цели, которая составляет объективную сторону воспитания.

Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовинистического подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве.

Принципы  воспитания.

Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность.

 Природосообразность воспитания в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании».

 Большой  заслугой Дистервега является  его отношение к педагогическому опыту как источнику развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда. В дополнение к принципу природосообразности Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Высшую цель воспитания Дистервег определял как «самодеятельность на служении истине, красоте и добру». При всей неопределенности этой формулировки в ней содержатся прогрессивные идеи. Обучение должно способствовать всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное значение. Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки. Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала. Он выдвигает правило: «Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили» — и советует возвращаться к пройденному так часто, чтобы, оно не могло изгладиться в памяти. «Не торопись при изучении основ» — гласит одно из его правил.

Требования  к учителю.

Должен  в совершенстве владеть своим  предметом, любить профессию и детей, заниматься постоянным самообразованием. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием" На уроке должна доминировать атмосфера бодрости. Преподавание должно быть энергичным, чтобы будить умственные силы учащихся, укреплять их волю, формировать характер. Необходимо твёрдо и неуклонно проводить свои воспитательные принципы. Постоянно работать над собой. Иметь твёрдый характер. Быть строгим, требовательным, справедливым. Быть истинным гражданином и иметь прогрессивные убеждения и гражданское мужество. «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом , самым живым примером для ученика является сам учитель». А. Дистервег писал, что учитель - "солнце для вселенной".

    Константин Дмитриевич Ушинский

В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт воспитания русского народа является развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. Поскольку лучшим выражением народности, по его мнению, является родной язык, в основу обучения русских детей должен быть положен русский язык; обучение в начальной школе должно также хорошо ознакомить детей с русской историей, географией России, с ее природой. К. Д. Ушинский указывал, что русский народ проявлял и проявляет большую любовь к родине. Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. В тесной связи с народностью как основой воспитания в педагогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка. Ушинский указывал, что теория педагогики должна быть основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии, истории и других наук. Она должна открывать законы воспитания, а не ограничиваться педагогическими рецептами. Ему хорошо была знакома педагогика его времени. Ушинский совершенно правильно утверждал, что педагогу недостаточно усвоить принципы и конкретные правила воспитательной работы, ему необходимо также вооружиться знанием основных законов человеческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. Ушинский стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. В его психологических воззрениях немало материалистических элементов. Он рассматривает психическую жизнь в ее развитии. К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним.

Информация о работе История дидактики