История дидактики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить историю становления дидактики, и узнать, какие перспективы в развитии она имеет сегодня.
Достижение этой цели предопределило следующие задачи:
Изучить историю развития дидактики.
Выделить наиболее значимых педагогов, которые внесли свой вклад в развитие дидактики.
Выявить перспективы дальнейшего развития дидактики.
Методы: Теоретический анализ, синтез, работа с литературой.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………………..3
История образования дидактики:
Спарта…………………………………………………………………....4
Афины…………………………………………………………………….5
Эпоха Средневековья…………………………………………………...6
Россия…………………………………………………………………….7
Объект и предмет дидактики. ………………………………………………...9
Ян Амос Каменский…………………………………………………………..10
Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ.
Основные категории педагогики Коменского.
Коменский о работе учителя.
Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому
Иоганн Фридрих Гербарт…………………………………………………15
Теория обучения.
Функция интереса в педагогике Гербарта.
Ступени в процессе обучения.
Нравственное воспитание.
Религиозное воспитание.
Фридрих Дистервег……………………………………………………….20
Теории воспитания.
Принципы воспитания.
Требования к учителю.
Константин Дмитриевич Ушинский. …………………………………….22
Перспективы образования и обучения. ……………………………………..23
Высшее образование. Проблемы и перспективы. …………………………….24
Заключение. ……………………………………………………………………..27
Список литературы. ……………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИДАКТИКИ..doc

— 129.50 Кб (Скачать)

 В  отечественной педагогике активное развитие дидактика получила в конце XIX века благодаря трудам, которые написал К. Д. Ушинский и его последователи, среди которых: Каптерев Пётр Фёдорович , Бунаков Николай Фёдорович, Корф Николай Александрович, Стоюнин Владимир Яковлевич, Острогорский Алексей Николаевич и др. В советский период проблемы дидактики разрабатывали П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л. В. Занков.

ОБЪЕКТ  И ПРЕДМЕТ ДИДАКТИКИ.

Дидактика — составная часть педагогики, наука об обучении, исследующая законы, закономерности, принципы и средства обучения. Объект дидактики — обучение.

Существуют  «частные дидактики» — методики обучения отдельным учебным предметам, отдельных  категорий учащихся (методика начального обучения, дидактика высшей школы), в разных типах учебных заведений  и формах образования. У каждой методики обучения свой объект — обучение предмету, обучение определённых категорий учеников и т. д.

Предмет дидактики — связь преподавания (деятельности учителя) и учения (познавательной деятельности ученика), их взаимодействие.

Задачи дидактики:

описание  и объяснение процесса обучения и  условия его реализации;

разработка  более современных процессов  обучения;

организация учебного процесса;

новые обучающие системы;

новые технологии обучения (например, драмогерменевтика или социо-игровая «режиссура урока»).

Ян  Амос Каменский.

Ян Амос Коменский (1592-1670) принадлежит к числу  тех исторических личностей, которые  своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь.  
        Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Ян Амос Коменский систематизировал опыт, накопленный в области обучения и образования, и, предлагая некоторые свои положения, впервые в истории педагогической мысли создал стройное учение о сущности, принципах и общих методах обучения, назвав его “Великая дидактика”. Дидактическое учение Коменского и по сей день сохраняет свою актуальность.

Педагогическая  система  Коменского  представляет  собой  прежде  всего протестантское христианское учение, и  направлено  на  образование  детей  в христианском духе, а в дальнейшем через соответственно воспитанных  детей  и восстановление авторитета церкви. Но вместе с этой целью, которая может быть оспорена по  тем  или  иным мотивам (секулятивным или  религиозным),  он  определяет  сверхзадачу  своей дидактики:   «Руководящей основой нашей дидактики пусть будет:

 Исследование  и открытие метода, при котором  учащие  меньше  бы  учили, учащиеся больше бы учились; в школах было  бы  меньше  одурения,  напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха...».

Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ.

      Гений  Коменского  состоит   не  только  в  создании   общей   системы привычного  нам образования, но и в ее  детальной  проработке.  В   частности говоря о всеобщности  образования,  Ян  Амос  Коменский выделяет  несколько возрастных периодов.

      "детство         - от рождения до 6 лет включительно,

      отрочество       - от 6 до 12 лет,

      юность           - от 12 до 18 лет,

      возмужалость     - от 18 до 24 лет".

 Основываясь  на  многолетнем  опыте,  педагог выделяет  такие 6-летние периоды,  основываясь на  возрастных  физиологических   особенностях.   Для каждого из  приводимых   возрастов   Коменский   отводит   особую   ступень образования, включенную в общую систему единого образования. В  этом  смысле Коменский  как  истинный  протестант  был  противником  сословного  или   же "тупикового" образования.

"Для  детей до 6 лет включительно он  предлагает материнскую школу,  под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери.  Для отрочества (т.е. для детей от  6  до  12  лет)  предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей  (от  12 до 18 лет) должны быть в каждом городе латинская школа,  или  гимназия.  Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) в каждом государстве или  большой области - академия." Целесообразность данной системы заключается не  только  в ее  здравой возрастной спецификации, но и в ряде особенностей. Прежде всего,  каждая  из них имеет определенное содержание обучения.

Основные  категории педагогики Коменского: «природа человека», образование, принципы (основоположения), содержание образования, методы обучения и воспитания.

Человек   по   своей   природе,   говорит    Коменский,    рождается

целеустремленным  и  способным  к  разумению  самых  разных  вещей.  Свойство познания божественно в человеке. "... Нет необходимости что-либо  привносить человеку  извне,  но  необходимо  развивать,  выяснять  то,  что  он   имеет заложенным   в   себе   самом,   в   зародыше,   указывая   значение  всего существующего".

      Таким образом, в отличие от  многих религиозных людей до  него  и  после

него, Коменский  признает в жажде  человека  к  знаниям  божественную,  а  не сатанинскую  природу.  Условием  же  удовлетворения  этой  жажды   Коменский выдвигает образование человека.

      Будучи сенсуалистом и рационалистом  по  своим  философским  воззрениям Коменский "...в основу познания  и  обучения  поставил  чувственный  опыт  и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности."

      Подтверждением внимания Коменского  к  принципу  наглядности   является один из  самых  знаменитых  трудов  педагога  -  "Мир  чувственных  вещей  в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов  в  мире и действий в жизни".

      Следующим  главным  принципом   работы  школы  по  Коменскому  является систематичность обучения. Необходимо доводить учащихся  до  понимания  связи между явлениями и так организовать учебный материал,  чтобы  он  не  казался учащимся  хаосом,  а  был  бы  кратко  изложен  в  виде  немногих   основных положений. "В обучение, он  считал,  надо  идти  от  фактов  к  выводам,  от примеров  к  правилам,  которые  систематизируют,  обобщают  эти  факторы  и примеры; идти от конкретного к абстрактному,   от  легкого  к  трудному,  от общего к  частному;  сначала  давать  общее  представление  о  предмете  или явлении, затем переходить к изучению его отдельных сторон".

       Материал  следует  располагать так,  чтобы каждый  новый   материал

органично следовал из предыдущего.  По  мере  взросления  развивают  сначала чувства учащихся, затем память, мышление и,  наконец,  речь  и  руку.  Таким образом, Коменский применяет метод последовательности.

      Обучение, вне всякого сомнения, должно  быть  и посильным,  а усвоение

материала прочным. Постоянные упражнение и  повторение  в  школе  Коменского были основными методами обучения языку и многим другим  предметам.  Но  и  в самих упражнения Коменский соблюдал диалектический принцип. Вначале  ученики осваивали  инструмент,  с  которым  предстояло  работать,  затем   выполняли отдельные элементы ("сначала буквы и слоги, затем слова, наконец фразы", и лишь как завершение брались за целую работу.

Коменский о работе учителя.

 В  педагогике Коменского видно  место уделяется роли учителя.  Ведь  само

по себе образование не имеет никакого смысла без обучающего субъекта.  Но  в то время авторитет учителя был ничтожно мал. Коменский же  требовал,  что бы ,с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой  - сам учитель понял, какую важную функцию  он  выполняет  в  обществе,  и  был полон собственного достоинства. Учитель,  писал  он,  должен  быть  честным, деятельным, настойчивым, живым  образцом  добродетелей,  которые  он  должен прививать ученикам, быть человеком образованным и  трудолюбивым.  Он  должен безгранично любить свое дело,  относиться  к  ученикам  по-отечески,  будить интерес учащихся к знаниям.

      Одновременно учитель должен быть и проповедником,  человеком,  который знакомит  учеников  с  Откровением  Господним.  И в этой   связи   учителю Коменского легче  быть  авторитетом  для  своих  учеников,  нежели  простому наемному служащему. Но в, то, же время, это требование  является  отступлением от собственных принципов  Коменского  -  обучение  детей  независимо  от  их вероисповедания.

      Тем не менее, слова Коменского,  обращенные  к  учителям  до  сих  пор

звучат  свежо и актуально:

      "Тщетно стремиться к улучшению методов, если  не  удастся  изгнать  из

школ  косность..."

       С  точки  зрения,  Коменского   учительство   является   не   столько

профессией, сколько призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что  он будет  давать  образование  подрастающему   поколению   в   ходе   жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку,  прежде  чем приниматься за этот труд. Кроме того, учитель не должен  быть  обеспокоен  о собственном благополучии, оно  обеспечивается  принимающей  общиной.  Община же, выделяя деньги на  наем  учителя,  вернет  их  сторицей  в виде  знаний собственных детей.

     

Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому.

"Управление  человека собой является, по мнению  Коменского,  одной  из

трех  целей воспитания. Оно достигается  нравственным  воспитанием."

       Необходимо  отметить,  что   точка  зрения  Коменского   на   школьное

нравственное  образование отличается от ныне  общепринятой  в  России.  Здесь для сокращения расходов на школу, личности учителя  и  воспитателя  являются объединенными. Коменский же разводит их, вводя понятия педагогиуса (учителя) и педагога (воспитателя).

       Тщательно  изучив  в   университетской   молодости   труды   Платона,

Аристотеля, Плутарха и Сенеки, Коменский вслед за  ними  объявляет главными добродетелями  воспитанного  человека  мудрость,  умеренность,  мужество   и справедливость. Он  советовал  развивать  у  детей  скромность,  послушание, благожелательность к другим людям, опрятность  и аккуратность,  вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.

      "Из числа нравственных  добродетелей  особенно  настойчиво  должен  он

 рекомендовать   и   внедрять   путем   упражнений способность переносить труды, больше того, стремление к ним;  ибо достигнув этого, они будут иметь великое сокровище для жизни".

      Эта точка  зрения  на  нравственные  категории  вполне  согласуется   с

протестантскими воззрениями Яна Амоса Коменского.  В  качестве  нравственных ориентиров для него  выступают  сам Христос,  который  нашел  в  себе  силы пострадать за все человечество, Иов - ради любви к Господу  терпевший  самые разные лишения, и Соломон - образец библейской мудрости.

       Средствами  нравственного   воспитания   Коменский   считал:   пример

родителей, учителей, товарищей; наставления,  беседы  с  детьми; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества);  борьбу с  распущенностью,  с   ленью,   необдуманностью, недисциплинированностью.

Большое  значение  в  процессе  нравственного  воспитания  имеет   выработка положительных привычек.

      Одно из самых больших мест  в нравственном воспитании  детей  Коменский отводит  семье,  роли  матери  и  отца. Стараясь поддерживать в своих учениках живость, свойственную  детскому возрасту, Коменский вместе с тем  и  требовал  от  них  дисциплины.  Следует поддерживать дисциплину "хорошими примерами, ласковыми словами,  и всегда искренним и откровенным благорасположением".

Иоганн  Фридрих Гербарт

Ученый  разносторонней эрудиции философ, психолог и педагог, он лучше, чем кто-либо из педагогов своего времени, было подготовлен к осознанию того, что педагогика мыслима только в научной форме: она должна перестать быть, по его образному сравнению в положении мяча, случайно перебрасываемого из стороны в сторону.

Информация о работе История дидактики