Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:46, курсовая работа
Цель работы – изучить историю становления дидактики, и узнать, какие перспективы в развитии она имеет сегодня.
Достижение этой цели предопределило следующие задачи:
Изучить историю развития дидактики.
Выделить наиболее значимых педагогов, которые внесли свой вклад в развитие дидактики.
Выявить перспективы дальнейшего развития дидактики.
Методы: Теоретический анализ, синтез, работа с литературой.
Введение. ………………………………………………………………………..3
История образования дидактики:
Спарта…………………………………………………………………....4
Афины…………………………………………………………………….5
Эпоха Средневековья…………………………………………………...6
Россия…………………………………………………………………….7
Объект и предмет дидактики. ………………………………………………...9
Ян Амос Каменский…………………………………………………………..10
Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ.
Основные категории педагогики Коменского.
Коменский о работе учителя.
Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому
Иоганн Фридрих Гербарт…………………………………………………15
Теория обучения.
Функция интереса в педагогике Гербарта.
Ступени в процессе обучения.
Нравственное воспитание.
Религиозное воспитание.
Фридрих Дистервег……………………………………………………….20
Теории воспитания.
Принципы воспитания.
Требования к учителю.
Константин Дмитриевич Ушинский. …………………………………….22
Перспективы образования и обучения. ……………………………………..23
Высшее образование. Проблемы и перспективы. …………………………….24
Заключение. ……………………………………………………………………..27
Список литературы. ……………………………………………………………28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. ………………………………………………………………………..3
История образования дидактики:
Объект и предмет дидактики. ………………………………………………...9
Ян
Амос Каменский………………………………………………………
Иоганн Фридрих Гербарт…………………………………………………15
Фридрих
Дистервег………………………………………………………
Константин Дмитриевич Ушинский. …………………………………….22
Перспективы образования и обучения. ……………………………………..23
Высшее образование. Проблемы и перспективы. …………………………….24
Заключение. ……………………………………………………………………..27
Список
литературы. ……………………………………………………………28
ВВЕДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ, процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры.
Важнейшую роль в образовании играет обучение.
ОБУЧЕНИЕ, основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д.
В ходе
обучения усваивается социальный опыт,
формируется эмоционально-
Два этих понятия объединяет дидактика, о которой и хотелось бы поговорить в данной работе. Актуальность данного вопроса заключается в том, что человечество всегда волновало какой уровень знания, мы имеем, и было бы не правильно не обсудить часть педагогики, изучающую проблемы обучения и образования которое так волнует наше современное общество.
Цель работы – изучить историю становления дидактики, и узнать, какие перспективы в развитии она имеет сегодня.
Достижение этой цели предопределило следующие задачи:
Методы: Теоретический анализ, синтез, работа с литературой.
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДИДАКТИКИ.
Дидактика (др. греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
Дидактика, как и многие другие науки, развивалась исторически. Это зависело от того, на каком этапе развития находилось человеческое общество.
Первые дидактические мысли были высказаны еще очень давно, в античную эпоху. Известно, что уже в Древней Греции и Древнем Риме были созданы довольно развитые образовательные системы.
Спарта.
Большое внимание воспитанию подрастающего поколения уделялось в Спарте. Однако обучение там имело несколько другое направление, чем сейчас. Будучи в течение трехсот лет мощной военной державой, Спарта нуждалась в сильных, дисциплинированных и выносливых воинах, поэтому большая часть времени отдавалась обучению молодого поколения военному делу и физической подготовке.
Когда ребенок достигал семилетнего возраста, для него начинался новый, серьезный этап в жизни. Обучение длилось 12 лет и закачивалось, когда человек достигал 19–летнего возраста. Проводилось оно в специальных военизированных лагерях. Причем участвовали в нем не только мальчики, но и девочки. Помимо военного дела, детям преподавали основы чтения, письма и счета. Ученики должны были во всем походить на своего учителя, повторять то, что делал он.
Для активизации
и стимулирования деятельности учащихся
постоянно проводились
Афины.
Совсем другая ориентация была в афинской системе образования. Она направлялась на всестороннее развитие человека. Люди стремились к совершенству и красоте. Как и в Спарте, обучение в Афинах начиналось с 7 лет, но продолжалось лишь до 16 лет, сначала в школе и гимназии, а затем в университетах. На одного учителя приходилось до 20 и более учеников. Причем они были совершенно разного возраста.
Существовало два типа школ:
– мусические;
– гимнастические.
В свою очередь мусические школы делились на школы грамматиста и кифариста. В первом типе школ детей обучали чтению, письму и счету. Однако тогда применялись довольно примитивные методы: ученики лишь копировали действия учителя. Затем были многочисленные упражнения. В результате обучение длилось 3 года.
Гимнастические
школы дети заканчивали в 16 лет. К
этому времени мальчики уже умели
выполнять разнообразные
Что касается методов обучения, то преимущественно они были практическими. Сюда можно отнести запись речей, упражнения в их написании, анализ их образцов.
Наряду с университетами существовали и гимназии, считавшиеся государственными школами философского направления. Среди самых известных следует назвать эпикурейскую и стоическую гимназии. В них использовались различные приемы и формы учебной работы.
В отличие от других школ в афинской изучали отдельные учебные предметы – в зависимости от специализации учителя. Ученикам преподавалась грамматика, арифметика, диалектика, риторика, музыка, гимнастика и др., причем обучали этим предметам как индивидуально, так и в группах. Среди древнегреческих философов, чьи педагогические труды дошли до нас, были Аристотель, Демокрит, Сократ, Плутарх, Платон. Ими высказывались различные мысли, касающиеся обучения детей, и предлагались альтернативные способы их обучения. По именам некоторых видных философов древности названы школы.
Эпоха Средневековья.
В эпоху Средневековья предпочиталась индивидуальная форма учебы. Ребенок становился воспитанником монаха, священнослужителя, ремесленника и т. д. Использовался вербальный метод обучения. Большое внимание уделялось изучению Библии и другой подобной литературы. Рассматривались и теологические сочинения. Монахи учили своих воспитанников, что только через Бога можно познать и небесный, и земной миры.
Огромное внимание уделялось развитию памяти учеников. По мнению учителей, именно она играла роль в познании законов Священного Писания, церковных канонов и теологических сочинений. Человека воспитывали в страхе перед Божьим гневом. Господа нужно было почитать и постигать, только так можно было достигнуть истины и веры. Здесь можно процитировать слова из Священного Писания: «Начало премудрости – страх Господень».
К ХII в. относят создание нового религиозного, философского направления под названием «схоластика». Яркой фигурой в схоластике был Фома Аквинский. Схоласты открывали городские школы и университеты. В то время существовало два типа школ: школы счета, в которых можно было получить элементарное образование, и латинские, считавшиеся школами повышенного типа.
И в тех и в других школах процветало механическое заучивание материала, часто неосмысленное.
Университеты в то время носили изолированный характер. В период Возрождения ситуация изменилась: нужны были образованные люди, поэтому система образования пересматривается. Существовали три ступени образования:
– элементарные школы;
– учебные заведения общего образования, куда относились городские школы, гимназии, колледжи. В них, помимо тех предметов, которые были раньше, появились также география, литература, механика и история;
– университеты и академия.
Вновь возникла потребность в изучении греческого языка. Стал расширяться круг предметов, поэтому понадобились так называемые учителя–предметники.
Россия.
Что касается России, то система образования стала развиваться с принятием христианства. Произошло это в конце Х в. В те времена школы существовали при храмах. Обучение было в основном религиозным. Переводились они с греческого языка. Тексты книг постоянно переписывались и заучивались. Учебными книгами были Псалтырь, часослов и азбука. В школах обучали чтению, письму и пению. Грамота изучалась на церковнославянском языке. Учителями были либо дьяки, либо обычные миряне. Таких мирян называли мастерами грамоты.
Правила воспитания детей были изложены в одном из первых отечественных педагогических учений, созданном В. Мономахом («Поучение Владимира Мономаха детям»). Мономах был уверен, что главная цель обучения – воспитать человека в страхе Божием, приучать точно, исполнять обряды православия. Мономах полагал, что человек должен получить не только религиозное воспитание, но и готовиться к военной службе, а также к управлению народом.
Во времена нашествия татар дети обучались в монастырях. Здесь им преподавали грамоту, чтение и книжное рукоделие, церковное песнопение и молитвы.
Книгопечатание появилось на Руси лишь в XVI веке в Москве. После этого здесь стали печататься как обычные, так и учебные книги. В 1631 г. в Киеве появилась Киево–Могилянская академия. В ее структуре выделялись 8 классов, которые подразделялись на 3 отделения:
– четырехлетнее младшее;
– двухлетнее среднее;
– старшее.
В младшем
отделении преподавали
Становление дидактики, как видим, происходило крайне медленно, особенно на ранних этапах формирования общества. Это напрямую зависело от способностей человека к учению. Существует такая точка зрения, согласно которой эта способность развивалась вместе со способностью изготавливать более совершенные орудия труда. На процесс обучения существенное влияние оказывали и другие факторы, например рост производства, торговля и т. д.
Впервые,
насколько известно, термин «дидактика»
появился в сочинениях немецкого
педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635)
для обозначения искусства