История дидактики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить историю становления дидактики, и узнать, какие перспективы в развитии она имеет сегодня.
Достижение этой цели предопределило следующие задачи:
Изучить историю развития дидактики.
Выделить наиболее значимых педагогов, которые внесли свой вклад в развитие дидактики.
Выявить перспективы дальнейшего развития дидактики.
Методы: Теоретический анализ, синтез, работа с литературой.

Содержание

Введение. ………………………………………………………………………..3
История образования дидактики:
Спарта…………………………………………………………………....4
Афины…………………………………………………………………….5
Эпоха Средневековья…………………………………………………...6
Россия…………………………………………………………………….7
Объект и предмет дидактики. ………………………………………………...9
Ян Амос Каменский…………………………………………………………..10
Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ.
Основные категории педагогики Коменского.
Коменский о работе учителя.
Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому
Иоганн Фридрих Гербарт…………………………………………………15
Теория обучения.
Функция интереса в педагогике Гербарта.
Ступени в процессе обучения.
Нравственное воспитание.
Религиозное воспитание.
Фридрих Дистервег……………………………………………………….20
Теории воспитания.
Принципы воспитания.
Требования к учителю.
Константин Дмитриевич Ушинский. …………………………………….22
Перспективы образования и обучения. ……………………………………..23
Высшее образование. Проблемы и перспективы. …………………………….24
Заключение. ……………………………………………………………………..27
Список литературы. ……………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИДАКТИКИ..doc

— 129.50 Кб (Скачать)
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. ………………………………………………………………………..3

История образования дидактики:

  • Спарта…………………………………………………………………....4
  • Афины…………………………………………………………………….5
  • Эпоха Средневековья…………………………………………………...6
  • Россия…………………………………………………………………….7

Объект  и предмет дидактики. ………………………………………………...9

Ян  Амос Каменский…………………………………………………………..10

  • Я.А. Коменский о разных ступенях образования и устройстве школ.
  • Основные категории педагогики Коменского.
  • Коменский о работе учителя.
  • Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому

  Иоганн Фридрих  Гербарт…………………………………………………15

  • Теория обучения.
  • Функция интереса в педагогике Гербарта.
  • Ступени в процессе обучения.
  • Нравственное воспитание.
  • Религиозное воспитание.

    Фридрих Дистервег……………………………………………………….20

  • Теории воспитания.
    • Принципы воспитания.
    • Требования к учителю.

 Константин Дмитриевич Ушинский. …………………………………….22

Перспективы образования и обучения. ……………………………………..23

Высшее  образование. Проблемы и перспективы. …………………………….24

Заключение. ……………………………………………………………………..27

Список  литературы. ……………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ, процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры.

Важнейшую роль в образовании играет обучение.

ОБУЧЕНИЕ, основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д.

В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности. Развитие индивидуальных способностей, интересов  учащихся осуществляется в процессе дифференцированного обучения.

Два этих понятия объединяет дидактика, о которой и хотелось бы поговорить в данной работе. Актуальность данного вопроса заключается в том, что человечество всегда волновало какой уровень знания, мы имеем, и было бы не правильно не обсудить часть педагогики, изучающую проблемы обучения и образования которое так волнует наше современное общество.

Цель  работы  – изучить историю становления дидактики, и узнать, какие перспективы в развитии она имеет сегодня.

Достижение  этой цели предопределило следующие задачи:

  1. Изучить историю развития дидактики.
  2. Выделить наиболее значимых педагогов, которые внесли свой вклад в развитие дидактики.
  3. Выявить перспективы дальнейшего развития дидактики.

    Методы: Теоретический анализ, синтез, работа с литературой.

 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДИДАКТИКИ.

Дидактика (др. греч. διδακτικός — поучающий) — раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Дидактика, как и многие другие науки, развивалась  исторически. Это зависело от того, на каком этапе развития находилось человеческое общество.

Первые  дидактические мысли были высказаны  еще очень давно, в античную эпоху. Известно, что уже в Древней Греции и Древнем Риме были созданы довольно развитые образовательные системы.

Спарта.

Большое внимание воспитанию подрастающего  поколения уделялось в Спарте. Однако обучение там имело несколько  другое направление, чем сейчас. Будучи в течение трехсот лет мощной военной державой, Спарта нуждалась в сильных, дисциплинированных и выносливых воинах, поэтому большая часть времени отдавалась обучению молодого поколения военному делу и физической подготовке.

Когда ребенок достигал семилетнего возраста, для него начинался новый, серьезный этап в жизни. Обучение длилось 12 лет и закачивалось, когда человек достигал 19–летнего возраста. Проводилось оно в специальных военизированных лагерях. Причем участвовали в нем не только мальчики, но и девочки. Помимо военного дела, детям преподавали основы чтения, письма и счета. Ученики должны были во всем походить на своего учителя, повторять то, что делал он.

Для активизации  и стимулирования деятельности учащихся постоянно проводились различного рода состязания и учебные походы. Однако главной особенностью обучения в Спарте была все-таки военизированная направленность.

Афины.

Совсем  другая ориентация была в афинской системе образования. Она направлялась на всестороннее развитие человека. Люди стремились к совершенству и красоте. Как и в Спарте, обучение в Афинах начиналось с 7 лет, но продолжалось лишь до 16 лет, сначала в школе и гимназии, а затем в университетах. На одного учителя приходилось до 20 и более учеников. Причем они были совершенно разного возраста.

Существовало два типа школ:

– мусические;

– гимнастические.

В свою очередь мусические школы делились на школы грамматиста и кифариста. В первом типе школ детей обучали  чтению, письму и счету. Однако тогда  применялись довольно примитивные  методы: ученики лишь копировали действия учителя. Затем были многочисленные упражнения. В результате обучение длилось 3 года.

Гимнастические  школы дети заканчивали в 16 лет. К  этому времени мальчики уже умели  выполнять разнообразные физические упражнения, знали правила борьбы, бега, могли метать диск и копье, прекрасно плавали, ездили верхом, управляли колесницей и свободно могли участвовать в различного рода спортивных состязаниях.

Что касается методов обучения, то преимущественно  они были практическими. Сюда можно  отнести запись речей, упражнения в их написании, анализ их образцов.

Наряду  с университетами существовали и  гимназии, считавшиеся государственными школами философского направления. Среди самых известных следует  назвать эпикурейскую и стоическую гимназии. В них использовались различные приемы и формы учебной работы.

В отличие  от других школ в афинской изучали  отдельные учебные предметы –  в зависимости от специализации  учителя. Ученикам преподавалась грамматика, арифметика, диалектика, риторика, музыка, гимнастика и др., причем обучали этим предметам как индивидуально, так и в группах. Среди древнегреческих философов, чьи педагогические труды дошли до нас, были Аристотель, Демокрит, Сократ, Плутарх, Платон. Ими высказывались различные мысли, касающиеся обучения детей, и предлагались альтернативные способы их обучения. По именам некоторых видных философов древности названы школы.

Эпоха Средневековья.

В эпоху  Средневековья предпочиталась индивидуальная форма учебы. Ребенок становился воспитанником монаха, священнослужителя, ремесленника и т. д. Использовался вербальный метод обучения. Большое внимание уделялось изучению Библии и другой подобной литературы. Рассматривались и теологические сочинения. Монахи учили своих воспитанников, что только через Бога можно познать и небесный, и земной миры.

Огромное  внимание уделялось развитию памяти учеников. По мнению учителей, именно она  играла роль в познании законов Священного Писания, церковных канонов и  теологических сочинений. Человека воспитывали в страхе перед Божьим гневом. Господа нужно было почитать и постигать, только так можно было достигнуть истины и веры. Здесь можно процитировать слова из Священного Писания: «Начало премудрости – страх Господень».

К ХII в. относят создание нового религиозного, философского направления под названием «схоластика». Яркой фигурой в схоластике был Фома Аквинский. Схоласты открывали городские школы и университеты. В то время существовало два типа школ: школы счета, в которых можно было получить элементарное образование, и латинские, считавшиеся школами повышенного типа.

И в  тех и в других школах процветало механическое заучивание материала, часто  неосмысленное.

Университеты  в то время носили изолированный  характер. В период Возрождения ситуация изменилась: нужны были образованные люди, поэтому система образования пересматривается. Существовали три ступени образования:

– элементарные школы;

– учебные  заведения общего образования, куда относились городские школы, гимназии, колледжи. В них, помимо тех предметов, которые были раньше, появились также  география, литература, механика и история;

– университеты и академия.

Вновь возникла потребность в изучении греческого языка. Стал расширяться  круг предметов, поэтому понадобились так называемые учителя–предметники.

Россия.

Что касается России, то система образования стала развиваться с принятием христианства. Произошло это в конце Х в. В те времена школы существовали при храмах. Обучение было в основном религиозным. Переводились они с греческого языка. Тексты книг постоянно переписывались и заучивались. Учебными книгами были Псалтырь, часослов и азбука. В школах обучали чтению, письму и пению. Грамота изучалась на церковнославянском языке. Учителями были либо дьяки, либо обычные миряне. Таких мирян называли мастерами грамоты.

Правила воспитания детей были изложены в одном из первых отечественных педагогических учений, созданном В. Мономахом («Поучение Владимира Мономаха детям»). Мономах был уверен, что главная цель обучения – воспитать человека в страхе Божием, приучать точно, исполнять обряды православия. Мономах полагал, что человек должен получить не только религиозное воспитание, но и готовиться к военной службе, а также к управлению народом.

Во времена  нашествия татар дети обучались  в монастырях. Здесь им преподавали  грамоту, чтение и книжное рукоделие, церковное песнопение и молитвы.

Книгопечатание появилось на Руси лишь в XVI веке в Москве. После этого здесь стали печататься как обычные, так и учебные книги. В 1631 г. в Киеве появилась Киево–Могилянская академия. В ее структуре выделялись 8 классов, которые подразделялись на 3 отделения:

– четырехлетнее  младшее;

– двухлетнее среднее;

– старшее.

В младшем  отделении преподавали арифметику, славянский, греческий, латинский и  польский языки, катехизис и пение. В среднем отделении обучали  премудростям риторики и пиитики. В старшем в содержание обучения были включены такие предметы, как философия и богословие. Эта академия стала первым высшим учебным заведением.

Становление дидактики, как видим, происходило  крайне медленно, особенно на ранних этапах формирования общества. Это напрямую зависело от способностей человека к учению. Существует такая точка зрения, согласно которой эта способность развивалась вместе со способностью изготавливать более совершенные орудия труда. На процесс обучения существенное влияние оказывали и другие факторы, например рост производства, торговля и т. д.

Впервые, насколько известно, термин «дидактика»  появился в сочинениях немецкого  педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог Иоганн Фридрих Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. В середине 19 в. Ф. Дистервег высказал новаторскую для своего времени идею о том, что развитие человека происходит лишь в деятельности, и тем самым заложил основы развивающего обучения, сформулированные в 33 законах и правилах (принципах обучения).

Информация о работе История дидактики