Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:38, курсовая работа
Цель - выявление возможностей народного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза – эффективность эстетического воспитания на уроках «Изобразительное искусство» зависит от использования средств народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Определить сущностные аспекты эстетического воспитания.
2. Ознакомиться с особенностями эстетического воспитания в младшем школьном возрасте.
3. Рассмотреть народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического воспитания.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства. ……………………… 6
Сущностные аспекты эстетического воспитания……………………….. 6
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте............................................................................................................... 12
Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического воспитания…………………………………………………… 16
ГЛАВА II. Исследовательская работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства....................................................................................................... 21
2.1 Методика исследования воздействия народного декоративно-прикладного искусства на эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста…………………………………………………………………………… 21
2.2 Выводы и педагогические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников………………………………………………………….. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................... 31
Основным методом
Цель этого этапа -
выявить возможности средств на
Основной образовательной задачей урока было расширение понятия учащихся о декоративно-прикладном искусстве. Воспитательной задачей стало воспитание художественного вкуса. Развивающей – способствовать развитию эстетических качеств младшего школьника.
Перед уроком детям было предложено подготовить фрагменты литературных произведений, связанных с белорусскими мастерами и орнаментом. Кроме того, мы попросили принести картинки изделий (по возможности сами изделия) с белорусским орнаментом для выставки на уроке. Этими заданиями мы обеспечили самостоятельную поисковую работу учеников.
За несколько дней до урока оформили класс. На стены повесили иллюстрации, фотографии и открытки, принесенные учениками. Ребята имели возможность заранее их рассмотреть.
Урок проходил в форме урока-сказки «Узоры Зари-Зарницы», что создало дополнительный эмоциональный настрой.
Деятельность на уроке была весьма разнообразной: дети слушали музыку, рассматривали иллюстрации, фотографии и сами изделия белорусских мастеров, рассказывали стихотворения, усваивали принципы построения орнамента и последовательности его выполнения, слушали друг друга, участвовали в обсуждении задаваемых вопросов, с большим интересом играли в командную игру «Составь узор». Скучать было некогда.
Урок прошел на высокой
эмоциональной ноте. Когда прозвенел звонок, никто не спешил расходиться,
настолько все были увлечены уроком.
Впоследствии этот настрой сохранился
на весь день. А это самый главный результат. Как мы уже отмечали выше, именно эмоциональные
реакции и состояния ребенка являются
критерием действенности эстетического
воспитания.
Таким образом, подготовленный нами урок явился очень действенным. О его результатах мы расскажем в следующем параграфе.
2.2 Выводы и педагогические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников.
Описание экспериментального урока привело к следующим результатам : средства народного декоративно-прикладного искусства действительно могут оказывать на младшего школьника свое неограниченное воздействие. Правильно организованный, нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Это можно подтвердить тем, что оставленная нами еще на неделю экспозиция (оформление класса: иллюстрации, фотографии, изделия народных мастеров) с расчетом на то, чтобы ребята, получив о них новую информацию, смогли еще раз посмотреть, увидеть уже в знакомых картинах что-то новое, действительно очень заинтересовала учеников. Ребята, как мы и предполагали, подходили и с новым интересом рассматривали картины, приходили даже дети из других классов. Еще одним важным аспектом является эмоционально насыщенный материал, который оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, и который в будущем станет основой становления эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит свой отпечаток и на отношении к жизни, действительности. С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству и к жизни.
Важным подтверждением того, что средства народного декоративно-прикладного искусства являются эффективными в эстетическом воспитании младших школьников, явилась, проведенная нами диагностика уровней эстетической воспитанности.
Методики диагностики уровней эстетической воспитанности младших школьников в настоящее время разрабатываются рядом исследователей. Среди них следует отметить методики определения уровня интеллектуально-эстетического развития Т.С. Комаровой и Т.А. Ратановой [10;65], диагностику эстетических способностей Е.М. Торшиловой и Т.В. Морозовой, методику графических тестов Е.С. Романовой, программу изучения индивидуальных психологических особенностей учащихся начальных классов И.А. Оботуровой и С.Л. Колосовой [2;33].
В своем исследовании мы использовали анкету закрытого типа «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров?» для учащихся 1-2 классов, предложенную Буткевич В.В. и Любимовой Ю.С. (Приложение 2). Анкета состоит из десяти вопросов, где каждый из них имеет по три варианта ответа. Опросник помогает определить: интерес к произведениям народного искусства и декоративно-прикладной деятельности, степень проявления эмоциональной отзывчивости учащихся при восприятии произведений народного искусства, эстетические интересы, мотивы и потребности в общении с произведениями искусства, активность участия в художественно-творческой деятельности.
По суммарному количеству полученных в результате диагностики баллов школьников условно распределяют на три категории: с низким (0-3 балла), средним (3,5-6,5 балла) и высоким уровнями (7-10 баллов) сформированности эмоционально-побудительного компонента эстетической воспитанности.
Первичная
диагностика уровня
При повторной диагностике, после проведенного нами урока, результаты анкетирования были следующими: на высоком уровне оказалось 11учеников, на среднем – 6, на низком уровне оказался один ученик. Повторное анкетирование подтвердило несомненную результативность, проведенного нами урока.
Таким образом, средства народного декоративно-прикладного искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствуют его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию. Использование методов эстетического воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства приводит к утверждению в сознании и деятельности учеников эстетического отношения к национальному историко-культурному наследию, формированию у них способности к эстетическому восприятию и оцениванию произведений народного декоративно-прикладного искусства, стремлением к посильной эстетико-предметной деятельности по овладению традиционными приемами создания декоративно-прикладных изделий. Проанализировав результаты нашей исследовательской работы, мы можем сделать вывод о том, что гипотеза, заявленная в начале исследования, достигнута: эффективность эстетического воспитания на уроках «Изобразительное искусство» действительно зависит от использования средств народного декоративно-прикладного искусства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема эстетического
воспитания довольно полно разработана
в отечественной и зарубежной
литературе. Это позволило нам
провести анализ литературы по этой проблеме
и сделать следующие выводы.
Эстетическое воспитание действительно
занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного
процесса, так как за ним стоит не только
развитие эстетических качеств человека,
но и всей личности в целом: ее сущностных
сил, духовных потребностей, нравственных
идеалов, личных и общественных представлений,
мировоззрения.
Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.
Воздействие эстетических
явлений жизни и искусства
на личность может проходить как целенаправленно,
так и спонтанно. В этом процессе огромную
роль играет школа. В учебном плане закреплен
такой предмет как изобразительное
искусство, в рамках которого происходит
знакомство младших школьников с народным
декоративно-прикладным искусством. Анализируя
литературу, результаты проведенного
нами урока, мы сделали вывод, что народное
декоративно-прикладное искусство является
важным средством эстетического воспитания.
Исследование
показало, что и познавательный интерес
к декоративно-прикладной деятельности
у младших школьников довольно велик,
а наличие интереса - это первое из условий
успешного воспитания. Кроме того, материал
по народному декоративно-прикладному
искусству обладает большим эмоциональным
потенциалом. Именно сила эмоционального
воздействия является путем проникновения
в детское сознание, и средством формирования
эстетических качеств личности.
Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, эффективность эстетического воспитания на уроках «Изобразительное искусство» действительно зависит от использования средств народного декоративно-прикладного искусства. Опытные педагоги, зная это, способны посредством народного декоративно-прикладного искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. На наш взгляд, что касается проведения уроков изобразительного искусства, где происходит знакомство с декоративно-прикладной деятельностью, мы бы рекомендовали формировать умения и навыки декоративно-прикладной деятельности, используя разнообразные творческие задания, так как это способствует большей заинтересованности школьников и лучшему закреплению материала. На наш взгляд, при планировании уроков изобразительного искусства также следует учитывать интересы, склонности и предпочтения учащихся (мальчиков, девочек) к определенным видам народного декоративно-прикладного искусства.
Реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ