Исследовательская работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявление возможностей народного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза – эффективность эстетического воспитания на уроках «Изобразительное искусство» зависит от использования средств народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Определить сущностные аспекты эстетического воспитания.
2. Ознакомиться с особенностями эстетического воспитания в младшем школьном возрасте.
3. Рассмотреть народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3

ГЛАВА I. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства. ……………………… 6

Сущностные аспекты эстетического воспитания……………………….. 6
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте............................................................................................................... 12
Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического воспитания…………………………………………………… 16

ГЛАВА II. Исследовательская работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства....................................................................................................... 21

2.1 Методика исследования воздействия народного декоративно-прикладного искусства на эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста…………………………………………………………………………… 21
2.2 Выводы и педагогические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников………………………………………………………….. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................... 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (Филипова Н.,312а гр).doc

— 196.00 Кб (Скачать)

В Республике Беларусь существует две учебные программы по изобразительному искусству: «Изобразительное искусство» (для общеобразовательных учреждений) и «Изобразительное искусство и художественный труд» (для классов с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности (общеэстетический уклон), которые были утверждены в 2004 г.

В программе «Изобразительное искусство» для общеобразовательных  учреждений достаточно широко представлена декоративно-прикладная деятельность – художественное решение плоских и объемных изделий с элементами архитектуры, современного дизайна, художественного конструирования, декоративной лепки, традиционного народного искусства; работа с природными материалами. Все это выступает в качестве  действенных средств формирования эстетической воспитанности детей.

Требования к содержанию занятий народным декоративно-прикладным искусством научно обоснованы Т. Я. Шпикаловой [16;6]:

  • раскрывать социально-эстетические функции народного искусства как важного средства нравственного, трудового и эстетического воспитания;
  • реализовать единство процессов эстетического восприятия и художественно-творческой деятельности;
  • содействовать развитию эстетических качеств личности, формированию эстетической потребности и интереса;

В соответствии с данными требованиями необходимо формировать у учащихся эстетические представления как о значении произведений народного декоративно-прикладного искусства в жизни общества (эстетическое восприятие), так  и об основах национального и мирового декоративно-прикладного искусства.

Внеклассная работа по эстетическому  воспитанию средствами народного декоративно-прикладного искусства является составной частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе, а также одной из форм организации свободного времени учащихся. Осуществляемое во внеурочное время эстетическое воспитание выполняет ряд важнейших педагогических функций: дает возможность успешно формировать эстетическое отношение детей к искусству и действительности; способствует духовному обогащению личности, развитию ее эмоциональной сферы, творческих способностей; содействует решению проблемы организации свободного времени, регулированию влияния массовой культуры на формирование эстетического сознания учеников начальных классов. Особую значимость для формирования эстетической воспитанности приобретает внеклассная работа, направленная на развитие художественного творчества ребят в различных видах искусства

В. В. Буткевич и Ю. С. Любимова определяют в процессе внеклассной  деятельности следующие задачи:

  • передача учащимися этнопедагогических  знаний об истории и культуре Беларуси (обычаях, обрядах, традициях, основах народного декоративно-прикладного искусства);
  • формирование способности понимать явления национальной художественной культуры и их эстетическое значение в жизни общества;
  • совершенствование умений воспринимать произведения искусства, получать эстетическое наслаждение от восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, высказывать эстетическое суждение, давать эстетическую оценку произведению искусства, явлению действительности;
  • развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся, эмоциональной отзывчивости к произведениям народного декоративно-прикладного искусства; 
  • формирование эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты;
  • развитие изобразительных умений и навыков учащихся и их творческих проявлений, стремления и способности художественно-творческого самовыражения в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности по продолжению народных художественных традиций;
  • воспитание активного эстетического отношения к действительности и искусству [2;85].

Внеклассная работа по эстетическому  воспитанию средствами народного декоративно-прикладного искусства рассчитана на весь период обучения детей.

    Наиболее эффективные  формы организации внеклассной  работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства условно могут быть разделены на три группы: индивидуальная стимулирующая работа (с периодической консультацией учителя); групповая работа (кружки, студии, клубы и иные объединения по интересам); массовая работа (организация тематических вечеров, лекториев, экскурсий на предприятия и в музеи).

Многообразие форм внеклассной  работы по эстетическому воспитанию средствами народного декоративно-прикладного  искусства включает:

  • экскурсии в музеи народного искусства и мастерские традиционных художественных промыслов;
  • творческие встречи с мастерами белорусского народного декоративно-прикладного искусства;
  • проведение народных календарно-обрядовых праздников;
  • внеклассные воспитательные мероприятия (утренники, викторины, коллективные творческие дела, праздники народного творчества и т.д.);
  • организацию выставок детского художественного творчества;
  • кружковую деятельность;
  • осуществление краеведческой поисковой работы (художественно-краеведческие экскурсии, фольклорные экспедиции);
  • участие в создании и оформлении школьного художественно-краеведческого музея [8;63].

Организация эстетического воспитания средствами народного декоративно-прикладного искусства в процессе кружковой деятельности является логическим дополнением к курсу «Изобразительное искусство» и способствует развитию эстетической воспитанности учащихся.

Содержание программ кружковой деятельности по приобщению учащихся к народному декоративно-прикладному искусству имеет узкую специфику. В связи с этим была разработана программа эстетического воспитания младших школьников на занятиях кружка народного декоративно-прикладного искусства. В основу создания программы положены:

  • культурологический подход к планированию тематики и отбору произведений народного декоративно-прикладного искусства;
  • интегрированные подход и принцип к изучению видов народного декоративно-прикладного искусства;
  • комплексный подход к использованию произведений народного искусства (произведений народного декоративно-прикладного искусства, устного народного творчества, народной музыки, танца, народного кукольного театра батлейка).
  • блочно-цикличный принцип построения;
  • тесная связь с учебными программами по изобразительному искусству и трудовому обучению;
  • добровольность привлечения учащихся к эстетико-предметной деятельности по созданию декоративно-прикладных изделий [2;92].

Особо важным в ознакомлении младших школьников с народным декоративно-прикладным искусством на протяжении четырех лет обучения в кружке является применение принципа поэтапности.

Наполнение группы кружка осуществляется на базе одного-двух классов и нормируется количеством 10-15 человек. Продолжительность занятий составляет: 1 час в течение 34 учебных недель в 1-ом классе; 2 часа – во 2-ом; 2 часа в течение 35 учебных недель в 3-4 классах. Занятия кружка могут проводиться как в группах продленного дня, так и в рамках клубной работы по интересам в шестой школьный день.

Работа по эстетическому  воспитанию на занятиях кружка народного  декоративно-прикладного искусства  рассчитана на четыре этапа обучения. Для каждого этапа (класса) сформулированы общие задачи, на основании которых определена тематика занятий.

 Таким образом, проанализировав содержание занятий по изобразительному искусству, многообразие форм внеклассной работы и ее задачи, можно сделать вывод о том, что народное декоративно-прикладное искусство является одним из важных средств развития эстетического воспитания школьников. Подтверждением этому является содержание занятий по народному декоративно-прикладному искусству, где большое внимание уделяется реализации процессов эстетического восприятия и художественно-творческой деятельности; развитию эстетических качеств личности, формированию эстетической потребности и интереса. Это является немаловажным в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит формирование отношения ребенка к миру и развитие сущностных эстетических качеств будущей личности, благодаря которым ребенок развивается в эстетическом, духовном, нравственном и интеллектуальном плане.

 

ГЛАВА II  ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.

 

2.1. Методика исследования  воздействия народного декоративно-прикладного  искусства на эстетическое воспитание  учащихся младшего школьного  возраста.

 

Исследовательская работа проводилась во 2 «Б» классе средней школы №87 г. Минска с углубленным изучением английского языка. В исследовании участвовало 19 человек.

Десять учеников из девятнадцати 2-го «Б» класса, которые участвовали в данном исследовании, занимаются различными видами творческой и спортивной деятельности (музыкальная школа (аккордеон, цимбалы, фортепиано), художественная школа, искусство танца (бальные, современные, хип-хоп), хоккей, плавание, теннис, футбол, дзю-до, айки-до, шашки, бассейн). В беседе с учителем мы выявили, что уровень развития детей в классе в основном соответствует возрастной норме. На уроках ребята активны, любознательны, любят участвовать во внеклассных мероприятиях. Также немаловажно, что ребята в классе умеют общаться и работать друг с другом. В классе создана атмосфера взаимопонимания, доверия, взаимовыручки. Создаются условия для развития нестандартного мышления, творческого потенциала детей и индивидуальных способностей каждого ребенка.

Проанализировав учебную  программу для общеобразовательных  учреждений с белорусским и русским языками обучения «Изобразительное искусство» для 1-5 классов, мы выявили, что предмет «Изобразительное искусство» играет значимую роль в системе общего среднего образования. Он призван решать специфические задачи, связанные с передачей фундаментальных ценностей, выработанных человечеством, с целью эмоционально-духовного, эстетически-нравственного развития личности, формирования ее творческого потенциала. В образовательном процессе предмет «Изобразительное искусство» отличается доминированием художественно-творческой деятельности. В процессе занятий изобразительным искусством активно развиваются такие сферы индивидуальности учащегося, как образное мышление, фантазия, воображение, эмоциональная сфера и др.

Целью образования в  области изобразительного искусства  является формирование художественно-эстетической, духовно-нравственной культуры учащегося как культуры ценностного отношения к миру, развитие его творческого потенциала как фактора творческого освоения и преобразования мира.

Для решения данной цели ставятся следующие задачи:

  • постижение учащимися культурного опыта человечества через художественно-образную систему отечественного и мирового искусства;
  • развитие представлений о национальном своеобразии родной культуры;
  • духовно-нравственное обогащение учащихся в процессе художественно-эстетического освоения окружающей действительности и восприятия художественного наследия;
  • формирование понимания искусства как формы художественно-образного осмысления мира;
  • развитие чувственно-эмоциональной сферы учащихся;
  • создание условий для развития творческого потенциала и художественных способностей учащихся на основе изобразительной деятельности;
  • ознакомление с теоретическими знаниями, языком и системой выразительных средств изобразительного искусства;
  • формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, умения осмысливать его специфические особенности [15;4].

Важным содержательным компонентом учебного материала  является эстетическое  восприятие действительности. Основная задача данного вида деятельности – освоение предмета на эстетическом уровне, что ведет к формированию эстетического сознания и эстетических чувств учащихся. Особое внимание здесь уделяется сфере эстетических и этических ценностей национальной культуры, духовно-эстетического совершенствования человека, эстетического освоения природного мира.

     В программе отмечается, что при освоении школьниками произведений национальной культуры необходимо постоянно формировать у них любовь к родной культуре, ощущение ее национального своеобразия, стремление продолжать художественные традиции. Особое внимание следует уделять знакомству с искусством родного края, творчеством профессиональных и народных мастеров, местными художественными достопримечательностями. Все это включают в себя практические занятия по декоративно-прикладной деятельности на уроках изобразительного искусства. Во 2-ом классе количество занятий по декоративно-прикладной деятельности составляет шесть учебных часов из общих тридцати четырех.

Таким образом, проанализировав задачи школы, деятельность детей, учебную программу «Изобразительное искусство», мы сделали вывод о том, что эстетическому воспитанию школьников уделяется очень большое внимание. К такому выводу мы пришли, исходя из анализа задач, поставленных школой на учебный год, где наряду с развитием способностей, реализацией творческого потенциала детей, с активизацией деятельности по укреплению института семьи и др. школа уделяет внимание и развитию эстетических качеств личности, что является немаловажным. Предмет «Изобразительное искусство» также решает задачи, связанные с эстетически-нравственным развитием личности, и одно из первых мест по решению этой важной задачи занимает декоративно-прикладная деятельность, с помощью которой также реализуется задача по развитию представлений о национальном своеобразии родной культуры.

Наша исследовательская работа проходила в два этапа, первый из которых был подготовительный. В ходе подготовительного этапа исследовательской работы было сделано следующее:

1.Проанализирована учебная программа по курсу «Изобразительное искусство».

2. Проведена беседа с учителем по предмету «Изобразительное искусство» и проанализирована его работа.

3. Подготовлены анкеты.

4. Подобран наглядный  материал, разработан и подготовлен с помощью учителя урок по расширению знаний младших школьников о народном декоративно-прикладном искусстве.

Информация о работе Исследовательская работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства