Исследовательская работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:38, курсовая работа

Описание работы

Цель - выявление возможностей народного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза – эффективность эстетического воспитания на уроках «Изобразительное искусство» зависит от использования средств народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Определить сущностные аспекты эстетического воспитания.
2. Ознакомиться с особенностями эстетического воспитания в младшем школьном возрасте.
3. Рассмотреть народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического воспитания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3

ГЛАВА I. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства. ……………………… 6

Сущностные аспекты эстетического воспитания……………………….. 6
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте............................................................................................................... 12
Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического воспитания…………………………………………………… 16

ГЛАВА II. Исследовательская работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства....................................................................................................... 21

2.1 Методика исследования воздействия народного декоративно-прикладного искусства на эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста…………………………………………………………………………… 21
2.2 Выводы и педагогические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников………………………………………………………….. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................... 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (Филипова Н.,312а гр).doc

— 196.00 Кб (Скачать)

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Б.Т. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути:

    • обучение умениям и навыкам, обеспечивающим вовлечение детей в активную художественно-творческую деятельность [7;53].

Суть этой задачи состоит  в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно- эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.

    • художественно-эстетическое и идейно-нравственное воспитание [7;53].

Эта задача говорит о  том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном  уровне. Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.

    • формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «развить сущностные силы и творческие способности [7;53].

Суть этой задачи заключается  в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и  сам активно участвовать в  создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.

Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме.

Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Б.Т. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение [7;19].

Наряду с ними важнейшим  элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие. Восприятие - начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно- эстетических идеалов и вкусов. Б.Т. Лихачев эстетическое восприятие характеризует, как: «способность человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства» [7;18]. Только так возможно полноценное освоение эстетического явления, его содержания, формы. Это требует развития у ребенка способности тонкого различения формы, цвета, оценки композиции, музыкального слуха, различения тональности, оттенков звука и других особенностей эмоционально-чувственной сферы. Развитие культуры восприятия есть начало эстетического отношения к миру.

Центральным звеном эстетического  сознания является эстетический идеал. 
          Эстетический идеал – интеллектуально-эмоциональное целостное прожективное представление личности о совершенстве и его критериях, о желаемом будущем, сопровождаемое эстетическими суждениями или системой взглядов [9;32]. То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Еще одна категория эстетического воспитания - сложное социально- психологическое образование - эстетический вкус. В.В. Буткевич и Ю.С. Любимова определяют его, как «относительно устойчивое свойство личности, в котором закреплены объективные нормы и субъективные предпочтения, служащие личностным критерием для эстетической оценки» [2;136]. Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

Таким образом, вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно- эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

 

    1. Особенности  эстетического воспитания в младшем школьном возрасте.

 

 

В этом параграфе предметом  рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его эстетическом воспитании.

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно  богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного  и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [7;35].

 Сущностные нравственно-эстетические  качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Нельзя или, по крайней  мере, чрезвычайно трудно научить  юношу, взрослого человека доверию  к людям, если его в детстве  часто обманывали. 
Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от доброты к другому человеку.

Конечно, течение жизни  что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем  школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.

Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными.

 Следующая особенность  эстетического воспитания в младшем  школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. Среди познавательных процессов, обеспечивающих эстетическое развитие личности, особая роль отводится восприятию.

При организации процесса эстетического воспитания особую важность приобретает учет эмоций и чувств ребят. Характеризуя эмоциональную жизнь детей этого возраста, П.М. Якобсон указывал на «живость непосредственного проявления чувств», а также на их впечатлительность и эмоциональную отзывчивость [19;99].

Большое внимание уделяется роли чувств в мотивации поведения младших школьников. Ведущими мотивами эстетической деятельности у детей данного возраста выступают интересы (склонности, предпочтения).

  Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются.  Б.Т. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность. Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление» [7;164]. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.

Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает  в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, мышление, память. В раннем детстве ребята живут непосредственной, глубоко эмоциональной жизнью. 
Сильные эмоциональные переживания надолго сохраняются в памяти, нередко превращаются в мотивы и стимулы поведения, облегчают процесс выработки убеждений, навыков и привычек поведения.

Познание в образной форме закономерностей окружающего  мира способствуют формированию эстетического вкуса. Как справедливо отмечают А.И. Буров и Б.Т. Лихачев, «о каком-либо устойчивом эстетическом вкусе детей дошкольного и младшего школьного возраста не может быть и речи, однако эстетическая информация, усвоенная детьми в начальных классах, служит основой будущего эстетического вкуса личности» [18;21].

Творческий потенциал  – важный компонент процесса эстетического воспитания. Через радость и наслаждение, получаемые ребенком от восприятия прекрасного в действительности и искусстве, осуществляется процесс эстетического воспитания, передача знаний и умений, которая «выливается» в собственную творческую деятельность. В данном возрасте созидательный творческий потенциал «созревает» параллельно с развитием и обогащением эмоциональной сферы и определяет стремление к получению необходимых эстетических знаний [6;124].

Эстетический интерес  учащихся начальных классов, по мнению исследователей (В.В. Буткевич, Ю.С. Любимова), представляет особую форму эстетической потребности, связан с желанием ребенка творить что-либо новое и украшать окружающий его мир, исходя из собственного эмоционально-чувственного опыта и представлений о прекрасном. В основе формирования эстетической потребности лежит свойственное ребенку от природы и развиваемое в целенаправленном процессе эстетического воспитания стремление к прекрасному; степень которого определяется способностью личности эмоционально переживать искусство и творчески преображать окружающую действительность [2;12].

С поступлением в школу  значительно расширяются возможности  включения ребенка в различные  виды художественно-творческой деятельности как в рамках учебно-воспитательного процесса (уроки литературного чтения, музыки, изобразительного искусства и др.), так и во внеклассной работе (занятия по интересам, кружки, студии и т.д.).

В содержании эстетического  воспитания учащихся начальных классов  выделяют следующие компоненты:

  • когнитивный (знаньевый) компонент (эстетические представления, понятия, знания; эстетические суждения и оценка);
  • эмоционально-побудительный компонент (эстетические переживания, эмоции и чувства; эстетическое восприятие; эстетический вкус; эстетические потребности, интересы; эстетические качества личности; художественно-творческие способности);
  • деятельностный компонент (умения и навыки эстетико-предметной деятельности; творческая активность; эстетическое поведение) [2;13].

Эстетическое воспитание младших школьников предполагает формирование начальных эстетических представлений и понятий на основе чувственного освоения образов, а также в результате многократных переживаний в процессе эстетического восприятия объектов и явлений действительности и произведений искусства. На этой основе у детей формируются элементарные эстетические знания, эмоции и чувства; потребности, интересы и склонности; эстетический вкус и способность к творческой деятельности, эстетическому поведению.

Таким образом, младший  школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.

 

    1. Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического воспитания.

 

Народное декоративно-прикладное искусство выступает средством  развития эстетического воспитания школьников на уроках изобразительного искусства, в различных формах внеклассной  работы.

Анализ педагогических исследований дает основание рассматривать учебный предмет «Изобразительное искусство» как важное звено в системе эстетического воспитания и художественного образования учащихся начальных классов.

Информация о работе Исследовательская работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства