Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 21:38, курсовая работа
Цель - выявление возможностей народного декоративно-прикладного искусства как средства эстетического воспитания.
Гипотеза – эффективность эстетического воспитания на уроках «Изобразительное искусство» зависит от использования средств народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Определить сущностные аспекты эстетического воспитания.
2. Ознакомиться с особенностями эстетического воспитания в младшем школьном возрасте.
3. Рассмотреть народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического воспитания.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства. ……………………… 6
Сущностные аспекты эстетического воспитания……………………….. 6
Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте............................................................................................................... 12
Народное декоративно-прикладное искусство, как средство развития эстетического воспитания…………………………………………………… 16
ГЛАВА II. Исследовательская работа по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства....................................................................................................... 21
2.1 Методика исследования воздействия народного декоративно-прикладного искусства на эстетическое воспитание учащихся младшего школьного возраста…………………………………………………………………………… 21
2.2 Выводы и педагогические рекомендации по эстетическому воспитанию младших школьников………………………………………………………….. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................... 31
Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов (Б.Т. Лихачев, Н.И. Киященко и другие) выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути:
Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно- эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.
Эта задача говорит о том, что случается, что дети интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому произведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.
Суть этой задачи заключается в том, что ребенок должен не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.
Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность эстетического воспитания, однако, мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме.
Помимо педагогических подходов существуют и психологические. Их суть состоит в том, что в процессе эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. Б.Т. Лихачев выделяет также эстетическое чувство, эстетическую потребность и эстетическое суждение [7;19].
Наряду с ними важнейшим
элементом эстетического
Центральным звеном эстетического
сознания является эстетический идеал.
Эстетический
идеал – интеллектуально-эмоциональное
целостное прожективное представление
личности о совершенстве и его критериях,
о желаемом будущем, сопровождаемое эстетическими
суждениями или системой взглядов [9;32].
То есть, это представление о совершенной
красоте в природе, обществе, человеке,
труде и искусстве. Еще одна категория
эстетического воспитания - сложное социально-
психологическое образование - эстетический
вкус. В.В. Буткевич и Ю.С. Любимова определяют
его, как «относительно устойчивое свойство
личности, в котором закреплены объективные
нормы и субъективные предпочтения, служащие
личностным критерием для эстетической
оценки» [2;136]. Эстетический
вкус формируется у человека в течение
многих лет, в период становления личности.
В школе ребенок имеет возможность систематически
знакомиться с явлениями искусства. Учителю
не доставляет трудности акцентировать
внимание учащегося на эстетических качествах
явлений жизни и искусства. Таким образом,
постепенно у учащегося развивается комплекс
представлений, характеризующих его личные
предпочтения, симпатии.
Таким образом, вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно- эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.
В этом параграфе предметом рассмотрения станут те возрастные особенности, которые присущи младшему школьнику и которые следует учитывать при его эстетическом воспитании.
Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности [7;35].
Сущностные нравственно-
Нельзя или, по крайней
мере, чрезвычайно трудно научить
юношу, взрослого человека доверию
к людям, если его в детстве
часто обманывали.
Трудно быть доброму тому, кто в детстве
не приобщился к сочувствию, не пережил
детскую непосредственную и потому неизгладимо сильную радость от
доброты к другому человеку.
Конечно, течение жизни что-то меняет и вносит свои коррективы. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы.
Одной из особенностей младшего школьного возраста является приход ребенка в школу. У него появляется новый ведущий вид деятельности - учеба. Главным человеком для ребенка становится учитель. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными.
Следующая особенность
эстетического воспитания в
При организации процесса эстетического воспитания особую важность приобретает учет эмоций и чувств ребят. Характеризуя эмоциональную жизнь детей этого возраста, П.М. Якобсон указывал на «живость непосредственного проявления чувств», а также на их впечатлительность и эмоциональную отзывчивость [19;99].
Большое внимание уделяется роли чувств в мотивации поведения младших школьников. Ведущими мотивами эстетической деятельности у детей данного возраста выступают интересы (склонности, предпочтения).
Мотивы отношения детей к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются. Б.Т. Лихачев отмечает в своей работе, что к познавательному стимулу в этом возрасте добавляется новый, осознанный мотив. Это проявляется в том, что «…одни ребята относятся к искусству и действительности именно эстетически. Они получают удовольствие от чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они еще не знают, что это и есть эстетическое отношение. Но в них сформировалось эстетическое отношение к искусству и жизни. Тяга к духовному общению с искусством постепенно превращается для них в потребность. Другие дети общаются с искусством вне собственно эстетического отношения. Они подходят к произведению рационалистически: получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и смотрят их без глубокого постижения сути, лишь для того, чтобы иметь о нем общее представление» [7;164]. Знание педагогом истинных мотивов отношения детей к искусству помогает сосредоточить внимание на формировании подлинно эстетического отношения.
Чувство красоты природы,
окружающих людей, вещей создает
в ребенке особые эмоционально-психические
состояния, возбуждает непосредственный
интерес к жизни, обостряет любознательность,
мышление, память. В раннем детстве ребята
живут непосредственной, глубоко эмоциональной
жизнью.
Сильные эмоциональные переживания надолго
сохраняются в памяти, нередко превращаются
в мотивы и стимулы поведения, облегчают
процесс выработки убеждений, навыков
и привычек поведения.
Познание в образной
форме закономерностей
Творческий потенциал – важный компонент процесса эстетического воспитания. Через радость и наслаждение, получаемые ребенком от восприятия прекрасного в действительности и искусстве, осуществляется процесс эстетического воспитания, передача знаний и умений, которая «выливается» в собственную творческую деятельность. В данном возрасте созидательный творческий потенциал «созревает» параллельно с развитием и обогащением эмоциональной сферы и определяет стремление к получению необходимых эстетических знаний [6;124].
Эстетический интерес учащихся начальных классов, по мнению исследователей (В.В. Буткевич, Ю.С. Любимова), представляет особую форму эстетической потребности, связан с желанием ребенка творить что-либо новое и украшать окружающий его мир, исходя из собственного эмоционально-чувственного опыта и представлений о прекрасном. В основе формирования эстетической потребности лежит свойственное ребенку от природы и развиваемое в целенаправленном процессе эстетического воспитания стремление к прекрасному; степень которого определяется способностью личности эмоционально переживать искусство и творчески преображать окружающую действительность [2;12].
С поступлением в школу
значительно расширяются
В содержании эстетического воспитания учащихся начальных классов выделяют следующие компоненты:
Эстетическое воспитание младших школьников предполагает формирование начальных эстетических представлений и понятий на основе чувственного освоения образов, а также в результате многократных переживаний в процессе эстетического восприятия объектов и явлений действительности и произведений искусства. На этой основе у детей формируются элементарные эстетические знания, эмоции и чувства; потребности, интересы и склонности; эстетический вкус и способность к творческой деятельности, эстетическому поведению.
Таким образом, младший школьный возраст - это особенный возраст для эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Пользуясь этим, умелые педагоги способны не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и посредством эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру и происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности.
Народное декоративно-
Анализ педагогических исследований дает основание рассматривать учебный предмет «Изобразительное искусство» как важное звено в системе эстетического воспитания и художественного образования учащихся начальных классов.