Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 11:40, курсовая работа
Актуальность: дошкольное воспитание и обучение – первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Базовый уровень развития - совокупность умений, знаний и навыков, обязательных для усвоения каждым воспитанником как необходимых для его нормального психо-физического развития ребенок получает именно в дошкольном образовательном учреждении [1].
Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни.
Введение ………………………………………………………………..
6
1 Теоретический анализ проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
1.1 Изучение проблемы адаптации детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе ……………….…...…………........
9
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста …………………….……………………………………………….
15
1.3 Факторы влияющие на адаптацию детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению…………….………………
27
2 Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению………………...
40
2.2 Организация адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения…………………………….
45
2.3 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и родителям детей дошкольного возраста .………………………………..
49
Заключение ……………………………………………………………..
56
Список использованной литературы ………………………
По данным исследования, готовы к поступлению в детский сад 26,3% детей, условно готовы – 52,6%, не готовы – 21,1% (рисунок 1).
Рисунок 1. Готовность детей к поступлению в детский сад
Таким образом, у большинства детей отмечается не достаточный уровень готовности к условиям дошкольного образовательного учреждения. Уровень подготовки детей к дошкольному учреждению, выявленный на основе анкетирования родителей и наблюдений за детьми, можно охарактеризовать, как средний, так как преобладает оценка «условно готов».
Беседа с воспитателями показала, что при поступлении ребенка в детский сад педагоги использовали формы организации общения как индивидуальные, так и фронтальные.
В индивидуальных беседах с родителями выясняли условия жизни ребенка в семье, состояние его здоровья, привычки, особенности характера, режим, взаимоотношения между взрослыми членами семьи; знакомили с сотрудниками детского сада, которые будут работать с детьми; рассказывали о режиме дня детей в детском саду.
Достаточно полно
- визитная карточка учреждения с указанием направления его деятельности и программы работы, дополнительных услуг;
- информация о достижениях (дипломы, грамоты, как сотрудников учреждения, так и детей);
- стенд о правах и обязанностях родителей, который содержит краткие выдержки из нормативно-правовых документов от международного до локального уровня (Конвенция о правах ребенка, Конституция Республики Казахстан, Закон об образовании и другие);
- график работы сотрудников с детьми и родителями (с указанием фамилии, имени, отчества сотрудника);
- стенд наглядной информации для родителей оформлен в едином стиле, не перегружен материалом, отличается хорошим оформлением, простотой и логичностью изложенного материала.
Период адаптации детей в присутствии родителей длится до двух недель, постепенно снижая интенсивность их участия в деятельности ребенка, одновременно прослеживая адекватность и компетентность действий воспитателя.
Результат констатирующего эксперимента показал, что в дошкольном учреждении созданы условия для организации процесса адаптации детей к детскому саду, но их следует обновлять и расширять при помощи новых форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения.
В детском саду попытки решения проблемы адаптации в основном сводятся к рекомендациям родителям максимально приблизить режим дня ребенка к режиму дошкольного учреждения. Кроме того, у некоторых воспитателей сложилось упрощенное представление об эмоциональных реакциях детей, впервые пришедших в детский сад. Они считают, что плач и капризы – результат избалованности и изнеженности в семье. Такое мнение может стать следствием негативного отношения ребенка у детскому саду.
На длительность и характер адаптации особое влияние оказывают такие факторы, как социальный и эмоционально-психологический. При прохождении острой фазы адаптационного периода в дошкольном учреждении у детей преобладает уровень адаптации средней тяжести, уровень адаптации также средний.
Для определения успешности адаптации детей мы использовали методику, предложенную А. Остроуховой [17]. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.
Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации: эмоциональное состояние, коммуникабельность, послеполуденный сон, аппетит.
Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации.
Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования даются краткие характеристики разных оценок (+1, +2, +3, 0, -1, -2, -3).
Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации. Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в дошкольном образовательном учреждении) или быть сколько угодно долгим.
Уровень адаптации выводится из взаимодействия продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П). При выявлении уровня адаптации к дошкольному образовательному учреждению мы опирались на рекомендации А. Остроуховой (таблица 2).
Таблица 2
Уровень адаптации детей к дошкольному учреждению
Адаптация |
Сроки (А) |
Поведенческие реакции (П) |
Уровни адаптации |
Легкая |
От 5 дн. до нед. |
+12…+8 |
А-1 и П-1 А-1 и П-2 высокий |
Средняя |
От 15 дн. до 3 нед. |
+7…0 |
А-1 и П-3 А-2 и П-2 средний |
Усложненная |
От 25 дн. до 5 нед. |
-1…-7 |
А-2 и П-4 А-3 и П-3 сложный |
Дезадаптация |
Более 5 нед. |
-8…-12 |
А-3 и П-4 А-4 и П-4 дезадаптация |
Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации.
+3 Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
+2 Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
+1 Иногда задумчив, замкнут.
-1 Легкая плаксивость, хныканье.
-2 Плачет за компанию; плач приступообразный.
-3 Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.
+3 Много друзей, охотно играет с детьми.
+2 Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.
+1 Безучастен к играм; отстранен, замкнут.
-1 Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
-2 Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
-3 Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
+3 Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
+2 Сон спокойный.
+1 Засыпает нескоро, спит спокойно, но недолго.
-1 Засыпает с хныканьем, тревожен во сне.
-2 Засыпает с плачем, долго беспокоен во сне.
-3 Отсутствие сна, плач.
+3 Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
+2 Нормальный аппетит,
ест до насыщения. Сон
+1 Аппетит выборочный, но насыщенный, но недолго.
-1 Отвергает некоторые блюда, капризничает.
-2 Приходится следить за тем, чтобы он ел, ест долго, неохотно.
-3 Отвращение к еде, кормление мучительно.
Первые признаки того, что ребенок адаптировался:
Результаты анализа адаптационной карты детей представлены в таблице 3.
Таблица 3
Уровень адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
Уровень |
Число детей |
% |
Высокий (до 1 недели) |
1 |
5,3 |
Средний (до 3 недель) |
7 |
36,8 |
Сложный (до 5 недель) |
9 |
47,4 |
Дезадаптация (более 5 недель) |
2 |
10,5 |
Результаты показали, что высокий уровень адаптации выявлен у 5,3% детей, средний – у 36,8%, сложный – 47,4%, дезадаптация наблюдается у двух детей, что составляет 10,5%.
В процентном соотношении уровни адаптации можно представить в виде диаграммы (рисунок 2).
Рисунок 2. Уровень адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
Таким образом, результаты диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения показали, что выявлена группа детей, которые не адаптировались к детскому саду, период адаптации превысил 4 недели. С этими детьми необходимо проводить работу с учетом индивидуальных особенностей с привлечением родителей.
2.2 Организация адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
Результаты исследования показали необходимость применения новых, дополнительных форм и методов при организации процесса адаптации детей, которые бы позволили создавать все необходимые условия для более успешного, быстрого и безболезненного прохождения этого периода в жизни детей и их родителей.
При разработке форм и методов адаптации мы опирались на рекомендации Ларионовой Г.Б., Калитиной Р., Данилиной Т.А.
В результате была разработана программа работы: «Адаптация как процесс и результат усвоения опыта общения совместной деятельности».
Цель: подготовка ребенка к самораскрытию личности, самореализации социальных и творческих способностей.
Условия:
Для обеспечения этих условий необходимо провести работу по следующим направлениям:
В детском саду мы создали модель оформления младшей группы «Радуга». Модель среды группы базируется на двух простых идеях. Первая: детский сад – это второй дом для ребенка, в котором должно быть уютно и радостно; вторая: для полноценного и разностороннего развития детей необходима специально организованная среда для игр и отдыха, для занятий и разнообразной, доступной этому возрасту деятельности.
Образ дома создает интерьер групповой комнаты: одну из стен украшает постер в виде домика, сделанного руками воспитателей групп и родителями (из разных кусочков обоев). В группе, как и в квартире ребенка, есть самая разнообразная крупногабаритная детская мебель: стол, стулья, плита, мойка, диван, кресла, ванночка для игр с водой, большой мягкий ковер теплых тонов. В «фойе» детей встречает веселый, качающийся на качелях клоун на уровне глаз ребенка. На кроватке каждого ребенка, в уютной спальне, оформленной в теплых золотистых тонах, лежит его любимая игрушка. Есть в группе мини-музей «Игрушка-забава», который доставляет детям огромную радость. С помощью родителей здесь собраны игрушки с цветовыми звуковыми эффектами, механические (заводные) игрушки.
Для удобства организации разнообразной деятельности детей в группе выделены несколько уголков: