Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 11:40, курсовая работа
Актуальность: дошкольное воспитание и обучение – первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Базовый уровень развития - совокупность умений, знаний и навыков, обязательных для усвоения каждым воспитанником как необходимых для его нормального психо-физического развития ребенок получает именно в дошкольном образовательном учреждении [1].
Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни.
Введение ………………………………………………………………..
6
1 Теоретический анализ проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
1.1 Изучение проблемы адаптации детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе ……………….…...…………........
9
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста …………………….……………………………………………….
15
1.3 Факторы влияющие на адаптацию детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению…………….………………
27
2 Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению………………...
40
2.2 Организация адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения…………………………….
45
2.3 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и родителям детей дошкольного возраста .………………………………..
49
Заключение ……………………………………………………………..
56
Список использованной литературы ………………………
Содержание
Введение ……………………………………………………… |
6 |
1 Теоретический
анализ проблемы адаптации 1.1 Изучение проблемы адаптации
детей раннего возраста в |
9 |
1.2 Возрастные и индивидуальные
особенности детей раннего |
15 |
1.3 Факторы влияющие на адаптацию детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению…………….……………… |
27 |
2 Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении 2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению………………... |
40 |
2.2 Организация адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения……………………………. |
45 |
2.3 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и родителям детей дошкольного возраста .……………………………….. |
49 |
Заключение …………………………………………………………….. |
56 |
Список использованной литературы ………………………………… |
58 |
Приложения ……………………………………………………………. |
62 |
Введение
Актуальность: дошкольное воспитание и обучение – первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Базовый уровень развития - совокупность умений, знаний и навыков, обязательных для усвоения каждым воспитанником как необходимых для его нормального психо-физического развития ребенок получает именно в дошкольном образовательном учреждении [1].
Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни.
Целью Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы является обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе [2].
Как отмечает Калдыбаева Т.Ж. детский сад – это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности, способно вызвать эмоциональный стресс [3].
Поступление ребенка раннего возраста в дошкольное образовательное учреждение может сопровождаться проблемой его адаптации к новым условиям, так как адаптационные возможности ограничены. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
Это связано с особенностями раннего возраста. Дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. Длительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невроза, замедлению темпа психофизического развития.
От того, насколько
ребенок подготовлен в семье
к переходу в детское учреждение,
зависит и течение
В педагогической литературе в недостаточной степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста.
В исследованиях Н.М. Аксариной адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса [4].
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада исследована в трудах Сатыбалдиной М.Б., А.И. Жукова, Н.И. Добрейцер, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Н.Д. Ватутина, Н.М. Аксарина, Г.Г. Григорьева и др. В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода (Белкина В.Н., Белкина Л.В., Вавилова Н.Д., Гуров В.Н., Жердева Е.В., Заводчикова О.Г., Кирюхина Н.В., Костина В., Печора К.Л., Тонкова-Ямпольская Р.В.).
Проблема адаптации детей раннего возраста остается, так как необходимо искать пути безболезненной адаптации детей, создание условий для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. И конечно, работа по адаптации детей должна идти в тесном контакте с родителями и начинаться уже в семье, до поступления в детский сад.
Анализ проблемы в теории и практике, недостаточное количество исследований по проблеме адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению и недостаточная компетентность родителей и воспитателей в работе с детьми раннего возраста обусловили выбор темы исследования: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения».
Цель исследования - выявить и теоретически обосновать психолого-педагогические условия, благоприятствующие успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Для достижения поставленной цели исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические аспекты адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению;
2. Определить психолого-педагогические условия, при которые успешно проходит процесс адаптации;
3. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по организации адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Объект исследования - процесс и особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Теоретической и методологической основой работы являются:
- исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (В.Н. Белкина, Н.Д. Вавилова, В.Н. Гуров, Е.В. Жердева, О.Г. Заводчикова, Н.В. Кирюхина, К.Л. Печора, Р.В. Тонкова-Ямпольская);
- исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е.П. Арнаутова, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова и др.);
- исследования в области диагностики детей раннего возраста (Н.М. Аксарина, К.Д. Губерт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора).
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по теме исследования; беседа с воспитателями; наблюдение за детьми; анкетирование родителей «Готовность ребенка к поступлению в детский сад»; изучение и анализ документации по адаптации детей раннего возраста; методика определения успешности адаптации детей А. Остроуховой.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- проанализирована проблема адаптации детей раннего возраста;
- выявлены факторы, влияющие на успешную адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, в разработке перспективного плана работы воспитателей с детьми с разным уровнем адаптации.
Практической базой написания дипломной работы является детский сад «Карлыгаш» г. Караганды.
Структура работы: включает в себя введение, основную часть, состоящую из параграфов, заключение и список литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цели задачи дипломного исследования, определены предмет и объект изучения, обозначена практическая значимость работы.
В первом разделе проводится теоретический анализ проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения. Исследуются и анализируются основные факторы, влияющие на адаптацию детей раннего возраста к новой образовательной среде.
Во втором разделе проводится исследование особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.
В заключение содержатся основные обобщения по исследованию адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.
Список использованной литературы включает 63 научных источника.
1 Теоретический анализ
проблемы адаптации детей
1.1 Изучение проблемы
адаптации детей раннего
Социальная адаптация
относится к разряду
Если психологическая наука преимущественно изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей и молодежи.
Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта:
а) оптимизацию
постоянного воздействия
б) установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками [5].
При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Р.В. Айсина, А.В. Дедкова). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней [6, 49].
Выделяя этапы развития личности, Балл Г.А. первую фазу считает фазой адаптации, где предполагается усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Субъект, входя в новую социальную общность, еще не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие нормы. Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него складываются качества, приводящие к серьезной личностной деформации. Адаптация является предпосылкой индивидуализации и социализации личности [7, 58].
Появившись на свет, ребенок вступает в особые отношения с окружающей его средой, причем среда играет не только роль внешней обстановки не просто наличествующих и влияющих на ребенка условий жизни, а служит основным источником его развития, выполняя роль своеобразного пускового механизма, усиливающего или тормозящего внутренние процессы. Это тем более важно, что в развитии ребенка, как отмечал Л.С. Выготский, то, что должно получиться в конце развития, уже дано в среде с самого начала.
Мир человеческих отношений раскрывается перед ребенком с реальной позиции, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в данных отношениях. При этом важна и собственная внутренняя позиция ребенка, т.е. то, как он сам относится к своему положению, какое значение имеет для него окружающая действительность, и как он переживает ее требования к себе лично, считала Л.И. Божович. Ребенок не пассивно адаптируется в определенной социальной среде, приспосабливается к окружающему миру предметов и явлений, созданному предшествующими поколениями людей, а активно овладевает их достижениями в процессе многоплановой деятельности, всегда опосредованной отношениями ребенка и взрослого [8]. Таким образом, выделяются два социально-психологических компонента: формы индивидуально-самостоятельного поведения и социально-общественного развития человека.