Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 11:40, курсовая работа
Актуальность: дошкольное воспитание и обучение – первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Базовый уровень развития - совокупность умений, знаний и навыков, обязательных для усвоения каждым воспитанником как необходимых для его нормального психо-физического развития ребенок получает именно в дошкольном образовательном учреждении [1].
Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни.
Введение ………………………………………………………………..
6
1 Теоретический анализ проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
1.1 Изучение проблемы адаптации детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе ……………….…...…………........
9
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста …………………….……………………………………………….
15
1.3 Факторы влияющие на адаптацию детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению…………….………………
27
2 Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению………………...
40
2.2 Организация адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения…………………………….
45
2.3 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и родителям детей дошкольного возраста .………………………………..
49
Заключение ……………………………………………………………..
56
Список использованной литературы ………………………
Изменения или нарушения в установленном порядке жизни малыша незамедлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность.
Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, например переход в детское учреждение, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребёнка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.
Значительные трудности в адаптации могут испытывать дети, посещавшие ранее детский сад, но не регулярно. Следовательно, мы можем сделать вывод, что общение детей – необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.
Общая задача педагогов
и семьи – помочь ребенку по
возможности безболезненно
Согласно наблюдениям Л.В. Мокшанцевой [50] у немногих детей адаптация к условиям дошкольного образовательного учреждения протекает в легкой форме. При этом в течение первых двух недель возможны следующие проявления: кратковременное нарушение настроения, снижение речевой и игровой активности, ухудшение сна и аппетита, незначительные нарушения поведения. Адаптация средней степени (у большинства детей) характеризуется более значительными и длительными (до месяца) нарушениями поведения, может заметно ухудшиться общее самочувствие, возникнут легкие (продолжительностью 7-10 дней, без осложнений) заболевания.
При тяжелой форме адаптации привыкание ребенка проходит длительно (несколько месяцев) и сложно. В этом случае изменение образа жизни чаще всего приводит к нарушению психоэмоционального состояния малыша, что выражается в тревоге, напряженности, беспокойстве или заторможенности; ребенок отказывается от еды (так как испытывает тошноту), в часы отдыха не может уснуть, плачет; часто и подолгу болеет (с осложнениями). Иногда фиксируются стойкие нарушения поведения, граничащие с неврологическими состояниями. В последнем случае можно уверенно говорить о феномене дезадаптации ребенка к условиям данного микросоциума [51].
Чтобы избежать осложнений первого этапа и создать оптимальное течение адаптации необходимо обеспечить поэтапный, постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение.
Он должен начаться еще за полгода до первого приема в группу детского сада. Этот этап носит информативное сопровождение: анкетирование. Родителям необходимо помочь подготовить ребенка к детском саду. При индивидуальных контактах выяснить, что волнует и тревожит родителей в отношении детского сада, есть ли у них предубеждения против дошкольных учреждений, в связи с чем они возникли.
Дальнейшая тактика с родителями ребенка-новичка должна быть направлена на то, чтобы снять их тревоги и волнения, убедить их, что ребенка будут любить и проявлять заботу: их знакомят с групповой комнатой, с режимом, с содержанием и организацией питания, занятий. Игр с детьми. Совместно с родителями вырабатывается щадящий режим для ребенка на первые недели его пребывания в дошкольном учреждении [52].
В адаптационный период воспитатели должны заслужить доверие ребенка и обеспечить ему чувство уверенности и защищенности в детском саду. Программа этой работы рассчитана максимально на четыре недели [53].
Первую неделю ребенок приходит в детский сад накормленным, чтобы новая пища и непривычные условия ее приема не стали травмирующим фактором, и остается в группе в течение 2-3 часов в присутствии близких родственников. За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми. Если ребенок в хорошем настроении, легко отпускает родителей, они могут оставить его в группе одного на 2-3 часа уже со второго дня.
С каждым днем время пребывания в детском саду следует увеличивать, доведя его до обеда. Желательно, что в это время мама приходила за ребенком к концу прогулки, помогала бы ему раздеться, и он обедал бы в детском саду в ее присутствии. На третьей неделе ребенок может оставаться на дневной сон. Педагог заранее должен настроить ребенка на сон, предложить принести из дома мягкую игрушку. С любимой игрушкой ребенок охотнее ляжет в постель. Когда ребенок привыкнет в детском саду спать, его оставляют на целый день.
В первые недели ребенок должен чувствовать постоянную помощь и заботу педагога, его готовность защитить, приласкать, успокоить. Например, после дневного сна важно показать детям, что их пробуждение встречено с радостью. Надо сделать с детьми очень легкую гимнастку в постели, приласкать, погладить, то есть постепенно «завоевывать» расположение и доверие малышей [54].
Необходимо постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у детей, похвала за любые достижения. Они постоянно должны чувствовать, что воспитатель радуется их успехам, поддерживает, придает силу в их возможностях.
В этот период важно проводить коллективные игры, в которых все дети выступают как равноправные участники и совершают все вместе одинаковые действия. В ходе игры необходимо обеспечить каждому ребенку пусть кратковременный, но индивидуальный контакт с воспитателем. По утверждению Л. Пыжьяновой и Р. Калининой, главная цель педагогов, при организации жизни детей впервые поступивших в детский сад, это создание эмоционально-благоприятной атмосферы в группе, способствующей формированию у ребенка положительной установки и желания идти в детский сад [55].
Выработка единого подхода к воспитанию ребенка, согласования воздействия на него дома и в дошкольном учреждении – важнейшее условия, облегчающее ему адаптацию к перемене образа жизни.
Таким образом, проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению теснейшим образом связана с проблемой взаимодействия дошкольных образовательных учреждений с семьей.
На основе анализа изученной литературы логично заключить, что успешность дошкольного учреждения определяется психолого-педагогических основ взаимодействия педагогов и семьи. Построение системы отношений между педагогами и родителями должно строиться на психологии доверия. Родители и педагоги испытывают недостаток информации о воспитании ребенка, особенностях его развития вне границ их непосредственного воздействия. Существует потребность взаимопомощи. Эта потребность бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают.
Расширить представления родителей о жизни детей в детском саду поможет информационный материал, который помещается на стендах, в родительских уголках, в вестибюле дошкольного учреждения. Важно, чтобы этот материал был динамичным, отражал текущие события и нес конкретные знания. Необходима семейная поддержка или четкая ориентация на проблемы семьи: обучение и оказание помощи специалистов.
В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с ним в игры.
Сотрудничество несовместимо с монологом, а тем более с поучением, к чему тяготеют современные педагоги и многие родители. Сотрудничество – это диалог, а диалог постоянно обогащает всех партнеров.
И педагогам, и родителям следует искать позитивные способы и формы общения, которые могут побудить партнера к взаимодействию, к размышлению, к сопереживанию, которые не унижают, не вызывают оборонительной реакции. Линия взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Поворот к взаимодействию с каждой семьей несет предпочтение индивидуальных формирован работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи).
Необходимо исследование взаимодействия в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания, то есть осуществлять дифференцированный подход.
Существенна и важна линия взаимодействия на семью через ребенка, который делится со своими домочадцами своими позитивными эмоциями и впечатлениями, тем самым привлекая родителей к помощи и сотрудничеству в дошкольном учреждении.
Таким образом, можно сделать вывод, адаптация – сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, социальном, психологическом. Необходимо выработать единый подход к воспитанию ребенка, согласование воздействий на него дома и в дошкольном учреждении.
Для успешной адаптации детей раннего возраста необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, ибо нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого [56].
Психолого-педагогическими условиями адаптации детей к дошкольному учреждению являются: учет их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, факторов «риска», усложняющих адаптацию; организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи; консультирование родителей и воспитателей по проблеме адаптации детей раннего возраста [57].
Детский сад должен стать реальной, а не декларируемой, открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества зависит во многом от взаимных установок семьи и детского сада. Потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны - дошкольные учреждения, и семья. Однако эта потребность бывает неосознанной, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда совпадают. Значит, необходимо создавать условия, обеспечивающие удовлетворение этой потребности.
1. В ходе рассмотрения психолого-педагогической литературы выявлен смысл понятия адаптации ребенка раннего возраста к новым условиям (детскому саду). Адаптация происходит в несколько этапов. Не маловажным условием для успешной адаптации ребенка является активное участие родителей и воспитателей детского сада.
2. Дети раннего возраста уязвимы и не приспособлены к изменяющимся условиям. Следует учитывать уровень развития таких детей в этом возрасте и с этим учетом структурировать работу с детьми.
3. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего, от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.
2 Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
Цель экспериментальной работы – изучить прохождение процесса адаптации детей, влияние различных факторов на длительность и характер привыкания ребенка к новым образовательным условиям.
Задачи экспериментальной работы:
Диагностика уровня адаптации детей раннего возраста проходила на базе детского сада «Карлыгаш» г. Караганды. Участвовало в эксперименте 19 детей в возрасте 3-3,5 лет.
Использовались следующие методы исследования: беседа с воспитателями; наблюдение за детьми; анкетирование родителей «Готовность ребенка к поступлению в детский сад», для определения успешности адаптации детей использовалась методика, предложенная А. Остроуховой тесты опросники для родителей, лист адаптации.
Первая встреча с
родителями проходила непосредственно
перед поступлением ребенка в
детский сад (примерно за неделю до
прихода ребенка в группу). Родителям
предлагалось ответить на вопросы анкеты
«Готовность ребенка к поступле
По результатам обработки данных было выявлено состояние готовности детей данной группы к поступлению в дошкольное образовательное учреждение, что отражено в таблице 1.
Таблица 1
Готовность детей к посещению дошкольного образовательного учреждения
Готовность |
Баллы |
Результаты | |
Кол-во детей |
% | ||
Готов |
55-40 |
5 |
26,3 |
Условно готов |
39-24 |
10 |
52,6 |
Не готов |
23-16 |
4 |
21,1 |