Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: дошкольное воспитание и обучение – первый уровень системы непрерывного образования Республики Казахстан, создающий условия для формирования и развития личности ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Базовый уровень развития - совокупность умений, знаний и навыков, обязательных для усвоения каждым воспитанником как необходимых для его нормального психо-физического развития ребенок получает именно в дошкольном образовательном учреждении [1].
Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..
6
1 Теоретический анализ проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
1.1 Изучение проблемы адаптации детей раннего возраста в психолого-педагогической литературе ……………….…...…………........



9
1.2 Возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста …………………….……………………………………………….

15
1.3 Факторы влияющие на адаптацию детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению…………….………………

27
2 Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении
2.1 Диагностическое исследование адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению………………...



40
2.2 Организация адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения…………………………….

45
2.3 Психолого-педагогические рекомендации воспитателям и родителям детей дошкольного возраста .………………………………..

49
Заключение ……………………………………………………………..
56
Список использованной литературы ………………………

Работа содержит 1 файл

Основная часть.doc

— 504.50 Кб (Скачать)

Адаптивность зависит от индивидуальных особенностей личности ребенка. В индивидуальные особенности входят такие психологические  свойства личности, как: способности, темперамент, эмоциональность.

Адаптация как приспособление организма к новой обстановке включает в себя широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду. До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками, заменяемых матерью и близкими людьми. Поэтому нормальные и тем более эмоционально чувственные, впечатлительные и привязанные дети тяжело адаптируются к детскому саду, поскольку аффективно реагируют на разлуку с матерью и отсутствие равноценной замены.

Т.А. Куликова в своих трудах пишет, с какими трудностями сопряжено  приспособление ребенка к новым  условиям, требует разрушения сложившихся ранее связей и быстрого образования новых [39]. Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает обстановка: большая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые-педагоги, медицинская сестра, музыкальный руководитель.

Сильное психотравмирующее влияние  на маленького ребенка может оказать  уровень шума в групповой комнате: разговоры большого коллектива взрослых, топот ног, звуки, издаваемые игрушками, хлопанье дверьми.

На эти перемены в жизни дети отвечают, как говорил И.П. Павлов, реакцией осторожности или протеста: становятся робкими, замкнутыми, вялыми, плаксивыми, капризными, упрямыми, беспокойными. Часто они не хотят покидать дом, придумывают мнимые заболевания.

В поведении отдельных детей  под влиянием тяжелых переживаний могут появиться черты, свойственные детям более раннего возраста: примитивнее становится речь, временно разрушаются некоторые навыки (например, навыки личной опрятности). Случаются неврогенные нарушения: срыгивание, рвота, временное повышение температуры, появление сыпи. У одних ухудшается сон, у других – снижается аппетит [40].

Поступление в детский  сад требует от ребенка перестройки  сложившегося стереотипа поведения, что  является трудной задачей и часто  приводит к стрессу. Л.Н. Галигузова выделяет симптомы трудной адаптации детей [41]:

- нарушение в эмоциональном  состоянии. 

- нарушение в сфере общения. 

- амбивалентное поведение. 

- слабая сформированность действий  с предметами.

Изменение образа жизни приводит в  первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерна эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремиться к эмоциональному контакту с взрослым или, наоборот, отказывается от него, сторониться сверстников. Малыш отказывается от еды, в часы отдыха плачет. Разлука и встреча с родными протекает очень бурно: ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Снижается активность ребенка и по отношению к предметному миру. Падает уровень речевой активности. Все негативные проявления у детей, особенно раннего возраста, выражены очень ярко. Период восстановления растягивается иногда на два-три месяца.

Труднее всего восстанавливается  игровая деятельность и взаимоотношения со сверстниками. Нарушения в сфере общения тесным образом связаны с опытом общения ребенка, и имеющимися у него средствами налаживать деловые контакты. Если ребенок привык общаться только с матерью, у него могут возникнуть трудности в контактах с другими людьми. Только переход к новой форме общения может быть залогом успешного вхождения ребенка в более широкую социальную среду благополучного самочувствия в ней [42].

Амбивалентное поведение - одна из первых форм конфликтного поведения ребенка, которая может проявляться в робости и застенчивости.

Ребенок с амбивалентным поведением не охотно взаимодействует со взрослыми, иногда отказывается выполнять его  поручения. Отношения с воспитателем, как правило, оказываются поверхностными. Серьезные трудности испытывают эти дети и в ситуации переключения из одной сферы деятельности в другую. Как правило, взаимоотношения с таким ребенком в семье сводятся в основном к эмоциональным контактам. Играют дома с ним мало, а если и играют, то не поощряют его инициативу и самостоятельность [43].

Среди детей с амбивалентным  поведением особенно много избалованных и заласканных. Поэтому в саду они чувствуют себя одиноко и  неуютно.

Обычно дети с амбивалентным  поведением не умеют играть. В основном им доступны манипуляции с игрушками, так как дома ребенок чаще играет один. Отсутствие навыка практического взаимодействия с взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении, затрудняют взаимоотношения ребенка с взрослыми и детьми.

Причиной конфликтного поведения детей является противоречие между слишком затянувшимся эмоциональным общением ребенка со взрослым и становления деятельности с предметами, требующей другой формы общения - сотрудничества. Переход в новую социальную среду обостряет это противоречие. Незначительные, на первый взгляд, особенности поведения оказываются помехой для благополучного привыкания ребенка к новой среде.

Л.Н. Галигузова считает, что существует тесная связь между  развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием в саду. У детей, которые умеют длительно и разнообразно играть, адаптация протекает сравнительно легко. Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет средствами необходимыми для этого.

По мнению Л.Н. Галигузовой, трудно адаптирующиеся дети не умеют  сосредоточиться на игре, мало инициативны, нелюбознательны.

Высокий уровень предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослыми создают у ребенка  положительные эмоциональные переживания во время пребывания в саду и обеспечивают быструю адаптацию к нему [41].

Основным фактором, облегчающим  или затрудняющим период привыкания, Г.М. Лямина также считает сложившийся  тип общения ребенка, выраженность потребности в общении с близкими взрослыми и сверстниками.

В связи с этим особое беспокойство воспитателя должны вызывать дети пассивные, стремящиеся к уединению, которые, по мнению Г.М. Ляминой труднее  и дольше привыкают к новым  условиям [44].

А.И. Баркан описывает показатели психоэмоционального уровня, которые достаточно информативно характеризуют особенности поведения и проявления эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организованному коллективу [45].

1. Отрицательные эмоции

Как правило, этот компонент  встречается у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новым условиям. Проявления различны: от еле уловимых, до депрессии. Ребенок подавлен и безучастен ко всему: не ест, не отвечает на вопросы, не спит. Затем его поведение резко меняется: мечется, со всеми конфликтует. Вновь замыкается. Эта реакция повторяется несколько раз в день. Часто дети выражают свои негативные эмоции плачем: от хныканья до постоянного. Но наиболее информативен приступообразный плач, свидетельствующий о том, что хоть на время, у ребенка все негативные эмоции внезапно отступают в связи с тем, что их оттесняют положительные. Детям, которые почти адаптированы к саду, характерен «плач за компанию», которым ребенок поддерживает «новичков», пришедших в группу. Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка сохраняется так называемое хныканье, которым он стремится вызвать протест при расставании с родителями.

2. Страх

Присутствует всегда с отрицательными эмоциями. Ребенок  боится неизвестной обстановки, встречи с незнакомыми людьми, новых воспитателей, а главное, потерять родителей. Страх – источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковой механизм стрессовых реакций.

3. Гнев

На фоне стресса у  ребенка вспыхивает гнев. В период адаптации ребенок раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Гнев рождает агрессию.

4. Положительные эмоции

Обычно в первые дни  адаптации они не проявляются  совсем или немного выражены в  те моменты, когда ребенка отвлекает  новизна. Чем легче адаптация, тем раньше проявляются положительные эмоции: радость, улыбка, веселый смех.

5. Социальные контакты

Коммуникабельность ребенка  – это благо для успешного  исхода адаптационного процесса. Н.Д. Ватутина считает общение взрослых с детьми корнем всего процесса привыкания к дошкольному учреждению [23]. Она делит детей по уровню общения на 3 группы:

  • в первой группе дети, у которых преобладание отрицательных эмоций: отказ от взрослого, от контактов со сверстниками, ежеминутное вспоминание близких;
  • вторая группа – дети с неустойчивым эмоциональным состоянием. Такой ребенок держится за юбку кончиками пальцев, боится потерять взрослого и постоянно ведет за ним наблюдение, могут быть ответные действия на предложения взрослого, но контакт со сверстниками отсутствует. Ребенок постоянно испытывает потребность в общении с взрослыми и как только педагог перестает его поддерживать, переходит в первую группу с тяжелой адаптацией;
  • третья группа – активный контакт с взрослыми. Дети активно перемещаются по группе, действуют с игрушками, происходит временный контакт со сверстниками, инициативная речь. Когда внимание взрослого ослаблено, то ребенок через 2-3 дня переходит к первой группе. Такому ребенку необходима помощь от любых взрослых, чтобы овладеть навыками общения. Как только ребенок сумеет наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль – это важный шаг к завершению всего процесса адаптации ребенка.

6. Познавательная деятельность

Присутствует рядом  с положительными эмоциями. Как правило, познавательная деятельность снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому ребенок, впервые придя в первый сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими, не хочет знакомиться со сверстниками. Как только активность стресса станет минимальной, так и в скором времени возобновится познавательная деятельность.

7. Социальные навыки

Под воздействием стресса  дети обычно изменяются настолько, что  теряют почти все навыки самообслуживания, которые он уже давно усвоил и пользовался дома (самостоятельно есть, одеваться-раздеваться, пользоваться носовым платком). По мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива он «вспоминает» забытые им навыки и легко усваивает новые.

8. Особенности речи

У некоторых детей  на фоне стресса меняется речь в  сторону регресса. Словарный запас  скудеет, при разговоре употребляются  лишь младенческие облегченные слова. В речи нет существительных и  прилагательных, встречаются одни глаголы. Предложения односложные. Такая речь – итог тяжелой адаптации. При легкой – она не изменяется или меняется совсем немного. Однако в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса.

9. Двигательная активность

Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется  в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако надо не путать его активность, измененную в процессе адаптации, с  активностью, присущей темпераменту ребенка.

10. Сон

Вначале сон отсутствует  совсем. По мере привыкания к детскому саду, ребенок начинает засыпать, но сон беспокойный, все время прерывается  внезапным пробуждением. И только, когда ребенок адаптируется к  саду, он может спать спокойно.

11. Аппетит

Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его  аппетит, иногда он отсутствует совсем. Нормализация пониженного или повышенного  аппетита, как правило, сигнализирует  о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, и в скором времени и все другие показатели эмоционального «портрета» ребенка придут в норму. На фоне стресса ребенок может похудеть, но адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться.

В начале посещения детского сада адаптационный стресс изменяет реактивность – защитные силы организма. Ребенок начинает часто болеть острыми  респираторными заболеваниями, бронхитами, инфекциями. К тому же период адаптации  к дошкольному учреждению может совпадать с кризисом трех лет, что невольно взваливает на плечи ребенка еще один тяжелый груз, надрывая его психику.

В первые недели пребывания в детском саду детям необходимо чувствовать постоянную помощь и  заботу педагога, его готовность защитить, приласкать, успокоить. Чем скорее ребенок почувствует доверие к воспитателям, установит с ними контакт, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с домом [46].

Необходимое условие  успешной адаптации - согласованность  действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.

В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации  ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при  поступлении в учебно-воспитательные учреждения, при вхождении в новый коллектив. Исследования К.Л. Печора (1998) показали, что только 18,2% детей готовы к посещению дошкольного учреждения, 6% - не готовы, 75,8% - условно готовы [47].

В связи с этим процесс привыкания к дошкольному учреждению проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей [48].

В условиях семьи ребёнок  с первых дней жизни привыкает  к определённому режиму, способу  вскармливания, к микроклимату семейных отношений и установленным способам общения с ним. Постепенно, в соответствии с ритмом жизни семьи, у ребёнка вырабатываются определённые привычки и навыки, строится свой стиль поведения адекватно заданным условиям и требованиям окружающих его взрослых.

Информация о работе Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении