Исследование влияния проектной деятельности на развитие познавательного интереса в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:29, дипломная работа

Описание работы

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленной цели.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты развития познавательного интереса на уроках математики
1.1 Понятие «познавательный интерес» 6

1.2 Интересы младших школьников в обучении 12

1.3 Познавательный интерес в учебной деятельности младшего школьника 16
2. Проект. Проектная деятельность в обучении младших школьников
2.1 Понятие «проект» 26
2.2 Готовность младших школьников к проектной деятельности 31
2.3 Метод проектов в учебное и внеучебное время 33

Работа содержит 1 файл

начало.docx

— 70.13 Кб (Скачать)

В целом в проектной  деятельности младших школьников можно  выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

- мотивационный (учитель:  заявляет общий замысел, создает  положительный мотивационный настрой;  ученики: обсуждают, предлагают  собственные идеи); 
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); 
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); 
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Как подчеркивает Н.Ю.Пахомова, степень активности учеников и учителя  на разных этапах разная. В учебном  проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности  зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность  учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить  в следующей схеме:

1-й этап

УЧИТЕЛЬ ученик

2-й и 3-й этапы

учитель УЧЕНИК

Последний этап

УЧИТЕЛЬ ученик

Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта  в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной  работе учащихся. На последнем этапе  роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение  всего того, что они узнали или  исследовали, протянуть мостик к  следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые  поможет сделать учитель с  его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим  мышлением.

Как сделать так, чтобы  работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась  к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, начиная работу над  проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта  – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения  проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого  понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в  группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно  может быть параллельным или последовательным.

После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже  третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать  эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит  от того, как мы их подготовили. Когда  детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный  момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень  самостоятельности.

Этап презентации как  одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и  сточки зрения учителя бесспорно  обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над  проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем  и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее  цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для  успешной работы на этапе презентации  нужно научить учащихся сжато  излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации  учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и  воспитательный эффекты были максимальными.

Под методом проектов в  образовательной области “Технология” мы понимаем способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Главнейший основополагающий принцип метода проектов, по определению  Павловой М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасовой И.А., – исходить из интересов  самого ребенка, детских интересов  сегодняшнего дня, непосредственно  связанных с текущими практическими  и духовными нуждами самих  детей, их близких, общества. Какую же ценность представляет этот метод, каковы пределы его применения в школе? В педагогической практике доминируют два пути подготовки детей к жизни: косвенный, через познание основ  наук в школе, со всеми ее атрибутами (режимом, воспитательными и образовательными средствами и т.п.) и другой – прямой путь, путь непосредственного участия  в решении жизненных проблем.

Метод проектов – это  одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных  целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет  горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни  и самой жизнью.

Организация проектной деятельности в технологическом образовании  школьников способствует развитию творческого  потенциала учащихся; проведению самостоятельных  исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической  оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу  потребительских, и технологических  ситуаций.

Использование метода проектов в технологическом образовании  предусматривает различные варианты.

Вариант 1:

1) учитель дает краткую  формулировку задачи; 
2) ученики выдвигают первоначальные идеи; 
3) проводят исследование, чтобы выяснить, какая из идей выглядит более перспективной; 
4) разрабатывают лучшую идею; 
5) учатся навыкам и умениям изготовления изделия; 
6) планируют изготовление согласно лучшей идее; 
7) изготовляют изделие согласно лучшей идее; 
8) испытывают и оценивают свое изделие.

Вариант 2:

1) ученики анализируют  большое количество подобных  изделий; 
2) обсуждают их достоинства и недостатки; 
3) записывают краткую формулировку задачи для изготовления улучшенного варианта изделия; 
4) исследуют потребности в этом изделии; 
5) разрабатывают набор критериев, которым должно отвечать изделие; 
6) делают упражнения для развития умений и навыков и на основании опыта выбирают лучшую идею изготовления изделия; 
7) планируют изготовление изделия;  
8) создают изделие, отмечая возникающие трудности и определяя пути их преодоления; 
9) испытывают и оценивают свое изделие.

Вариант 3:

1) учитель выдает ученикам  какой-либо материал и предлагает  выдвинуть идеи по использованию  этого материала для изготовления  изделия; 
2) ученики проводят исследование, определяют потребности в изделии и его потенциальных потребителей; 
3) пишут краткую формулировку задачи; 
4) проводят более глубокие исследования для выбора варианта проекта; 
5) разрабатывают набор критериев, которым должно удовлетворять изделие; 
6) разрабатывают лучшую идею; 
7) составляют план изготовления изделий с учетом имеющихся материалов и оборудования; 
8) изготовляют изделие, внося изменения по необходимости; 
9) испытывают и оценивают изделие.

Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Предположим весь класс  выполняет один проект. Способные  дети могут провести больше исследований, рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более  сложное изделие и более полно  спланировать свою работу. Менее способные  учащиеся острее нуждаются в помощи учителя во время выполнения проекта.

Итак, благодаря использованию  метода проектов в образовательной  области “Технология” повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что  делает теорию более интересной и  более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к  большей самостоятельности; укрепляется  чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются  следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно  знаний; 
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские)  умения:

- умение самостоятельно  генерировать идеи, т.е. изобретать  способ действия, привлекая знания  из различных областей; 
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; 
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста); 
- умение находить несколько вариантов решения проблемы; 
- умение выдвигать гипотезы; 
- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы  в сотрудничестве:

- умение коллективного  планирования; 
- умение взаимодействовать с любым партнером; 
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; 
- навыки делового партнерского общения; 
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать  учебное взаимодействие со взрослыми  – вступать в диалог, задавать  вопросы и т.д.; 
- умение вести дискуссию; 
- умение отстаивать свою точку зрения; 
- умение находить компромисс; 
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения  и навыки:

- навыки монологической  речи; 
- умение уверенно держать себя во время выступления; 
- артистические умения; 
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении; 
- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Таким образом, по определению  Н.Ю.Пахомовой,

Учебный проект с точки  зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки  зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, это и задание  для учащихся, сформулированное в  виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации  взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат  деятельности как найденный ими  способ решения проблемы проекта.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением  отечественных и зарубежных педагогов  и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную  систему и становиться некоторой  панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод  творческих проектов наряду с другими  активными методами обучения может  эффективно применяться уже в  начальных классах. При этом учебный  процесс по методу проектов существенно  отличается от традиционного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. М.: Просвещение. 1988.

2. Байрамукова П.У. Внеклассная работа по математике для начальных классов. Практическое пособие для учителей и родителей. «ИЗДАТ-ШКОЛА» «РАЙЛ». Москва. 1997.

3. Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. М.: Просвещение. 1983.

4. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. «Методика преподавания математики в начальных классах»: Учебное пособие для учащихся школ. отделений пед. уч-щ М.: «Просвещение», 1984. – 335 с.

5. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе(О. В. Брыкова, Т. В. Громова – М.: Чистые пруды, 2006.

Информация о работе Исследование влияния проектной деятельности на развитие познавательного интереса в начальной школе