Исследование влияния проектной деятельности на развитие познавательного интереса в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:29, дипломная работа

Описание работы

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленной цели.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты развития познавательного интереса на уроках математики
1.1 Понятие «познавательный интерес» 6

1.2 Интересы младших школьников в обучении 12

1.3 Познавательный интерес в учебной деятельности младшего школьника 16
2. Проект. Проектная деятельность в обучении младших школьников
2.1 Понятие «проект» 26
2.2 Готовность младших школьников к проектной деятельности 31
2.3 Метод проектов в учебное и внеучебное время 33

Работа содержит 1 файл

начало.docx

— 70.13 Кб (Скачать)

Познавательный интерес  является одним из постоянных сильнодействующих  мотивов учения.

Познавательный интерес  – интерес к учебно-познавательной деятельности – является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного  интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный  процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик нуждается  в постоянном стимулировании его  деятельности.

Интерес тесно связан с  эмоциональной жизнью человека. Невозможность, удовлетворить какой-либо интерес  вызывает неприятие, отрицательные  эмоции. А в случае, когда интересное человеку доступно ему, является предметом  его познавательной или трудовой деятельности, у него возникают положительные  эмоции.

Познавательный интерес  − один из самых значимых мотивов  учения. В общей структуре мотивации  познавательной деятельности этот мотив  раньше других осознается учеником, который, не задумываясь, может указать на интересный и неинтересный ему школьный предмет, на интересный и неинтересный урок. По мнению Л.С. Выготского, «Познавательный интерес − как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…».

Действие познавательного  интереса как мотива учения бескорыстно. Если это реально действующий  мотив, то ему подчиняется деятельность мотивов, досуг, общение. Познавательная деятельность становится воодушевленной, свободной и легкой. Снимается  проблема школьной перегрузки.

Познавательный интерес, взаимодействуя с социальными, нравственными  мотивами, мотивом самовоспитания, обогащает личность. Обособленность же познавательных мотивов от других ценностных мотивов может неблагоприятно сказаться на формировании личностных качеств ученика.

Развитие познавательного  интереса способствует росту сознательного  отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно  их регулировать.

Развитие специфического, устойчивого интереса к той или  иной науке, отрасли знания, области  деятельности приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяющей выбор профессии. Наличие такого интереса стимулирует  постоянное стремление к расширению и углублению знаний и умений в  соответствующей области.

Влияние на познавательный интерес учащегося влияет и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.

Задача формирования познавательных интересов младших школьников очень  актуальна для построения учебного процесса, так как школе необходимо привить ученику стремление к  постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать  побуждениям, расширять свой общий  и специальный кругозор. Забота о  создании, поддержании и развитии познавательного интереса − важнейшая  задача, стоящая перед каждым учителем. Проблема формирования и развития познавательного  интереса является необходимым компонентом  разработки таких проблем, как совершенствование  организации урока и внеклассных  мероприятий, написание учебных  пособий, воспитание самостоятельности  учащихся, повышение мастерства учителя, развитие мышления учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Интересы младших школьников  в обучении

 

Поскольку учебная деятельность детей в младшем школьном возрасте носит характер ежедневного, систематического, напряженного труда, имеющего многолетнюю  перспективу, немаловажным является проявление интересов учащихся в обучении.

Л.С. Выготский пишет: «Основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах. Педагогический закон гласит: прежде чем ты захочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность».

Психологами и педагогами описаны общие закономерности возникновения  и проявления интереса школьников в  обучении:

1. Зависимость интересов  учеников от уровня и качества  знаний, сформированности способов умственной деятельности.

Понимать эту зависимость  следует так, что чем больше знаний у ученика имеется по определенному  предмету, тем выше его интерес  к этому предмету, и наоборот.

2. Зависимость интересов  школьников от отношения к  учителям. С интересом учатся  у тех педагогов, которых любят  и уважают. Сначала интересным  становится педагог, а потом  его наука.

Следует отметить, что указанные  закономерности специалистами обозначены именно как общие, то есть относящиеся  к различным интересам учащихся.

Вследствие того, что ранее  была установлена связь между  познавательным интересом и интересом  к обучению, можно утверждать, что  возникновение и развитие познавательного  интереса младших школьников и его  проявление в деятельности учащегося  вполне подчиняется этим же закономерностям.

Даже неопытный учитель  легко заметит изменение интереса школьников, если оно проявится. Профессор А.К. Дусавицкий составил типичные «портреты» заинтересованного и незаинтересованного ученика: «…Посмотрите, как работает ребенок, когда ему интересно. Удовольствие буквально написано на его лице. Светятся глаза, движения легкие, свободные, быстрые. Да и как может быть иначе ─ ведь сейчас он раскован, раскрепощен в своих желаниях. Он делает свое Дело, интересное и важное ему самому. Делает успешно! Положительная эмоция как тень сопровождает интерес, она ─ точный сигнал о том, что деятельность нам приятна, доставляет наслаждение.

…Мысль работает ясно, четко, откуда-то приходят решения, которые  иначе как красивыми не назовешь, настолько точно они отвечают характеру задачи. Она поглощает  его целиком, всю его личность, отключает от остального мира: ко всему  остальному он в данный момент глух и слеп. И потому так трудно бывает отвлечь ребенка от выполнения других, может быть, не менее интересных и важных дел, чем то, которым он занимается в данный момент.

Но вот ребенок, которому неинтересно. Как он томится над  книгой, которую надо прочесть, или  заданием, которое нужно обязательно  выполнить. Его тело напряжено, он то ерзает, то беспокойно оглядывается по сторонам, как бы ищет откуда-то спасения от немилой духовной или иной пищи. Или застывает, погруженный в  себя, как в сон, из которого его  может вывести только резкий окрик  или замечание».

Полученные данные А.К. Дусавицкого подтверждаются исследователем И.В. Банем: «Учёба – труд, труд нелегкий. И не надо искусственно облегчать его. Ребёнок с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом и что трудиться непросто. При этом учитель должен сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.

Обсуждая разные варианты поиска путей решения задач, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой план и опровергают  иные планы. При этом у них возникает  желание узнать, почему одни способы  решения задач оказываются успешными  и верными, а другие – неуспешными, ошибочными. Помимо намерения добиться успешного результата появляются познавательный интерес, стремление обнаружить причины  получения успешного результата. Возникновение познавательного  интереса ценно для развития личности младшего школьника. Устойчивость этого  интереса – залог положительного и активного отношения детей  к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний».

Таким образом, исследователи  едины во мнении, что самым важным, самым престижным мотивом учения является познавательный интерес. Это  реальная причина действий, ощущаемая  учеником. Интересы возникают под  влиянием потребностей и существуют в неразрывной связи с ними. Интерес зависит от: 1) уровня и  качества приобретенных знаний, умений, сформированности способов умственной деятельности; 2) отношения школьника  к учителю.

Итак, из всего вышесказанного и перефразируя слова Л.С. Выготского, можно сделать вывод: для того, чтобы ребенок хотел учиться и с желанием ходил в школу, стремился получить знания – заинтересуй его. Позаботься о том, чтобы обнаружить тот момент, когда школьник готов к выполнению той или иной деятельности, убедись в том, что у него напряжены все силы, необходимые для этой деятельности и что ребёнок будет действовать сам.

Для создания, поддержания  и развития познавательного интереса младшего школьника принципиально  важно, чтобы на каждом уроке ребёнок  переживал радость открытия, чтобы  у него формировалась вера в свои силы. Познавательный интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют интеллектуальное и физиологическое развитие ребёнка, а, значит, и качество работы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.    Познавательный интерес в учебной деятельности младших школьников

Деятельность учителя  в направлении формирования познавательного  интереса младших школьников определяется, по мнению психологов, одной из возможных  точек зрения на познавательный интерес:

1) познавательный интерес  как стимул, средство обучения;

2) познавательный интерес  как мотив учебной деятельности;

3) познавательный интерес  как устойчивая черта личности.

В первом случае познавательный интерес возникает как внешнее  средство активизации познавательной деятельности учащихся. Оно используется учителем для привлечения непроизвольного  внимания школьников. Наличие ситуативного интереса учащихся является предпосылкой для его дальнейшего развития.

Важнейшей предпосылкой воспитания интереса к школьному предмету является личность учителя, взаимоотношения  учителя и ученика в процессе общения, организация взаимоотношения  между учащимися на уроке.

Влияние мастерства учителя  на познавательный интерес – неоспоримый  факт.

Являясь образцом нравственного  поведения, учитель решает множество  воспитательных задач, влияет на формирование личности ученика: на нравственность, положительные мотивы деятельности, устойчивый интерес к учению. Учитель  должен видеть в каждом ребенке личность, приходить к нему на помощь в случае необходимости, поддерживать добрым словом. Бестактность учителя, неправильная оценка деятельности ученика неизбежно  приводит к конфликтам.

Что касается содержания школьного  предмета математики, то оно таинственно  и романтично, увы, не для всех учащихся, для многих учащихся математика кажется  сухой наукой.

Поэтому не следует упускать возможность сделать её ярче и  привлекательней.

На занятиях по математике можно использовать литературные цитаты, подходящие стихи, метафоры, которые  воздействуют на познавательный интерес  учащихся и являются пусть скромным, но вкладом в формирование межпредметные  связей, в гуманитаризацию школьного  математического образования, в  повышение общей культуры школьников.

Подчеркивание связей математики с другими отраслями знаний, проявление математики как составной части  общей человеческой культуры делает математику ближе и привлекательней  для ученика.

Во внеучебное время, то есть на внеклассных мероприятиях, можно  использовать рассказы об ученых-математиках, которые интересны и поучительны, как и рассказы о происхождении  теорий, открытии важнейших законов. Материал по истории математики можно  найти в работах И.К. Андронова, Г.И. Глейзера, М.Я. Выготского, Б.Б. Гнеденко, И.Я. Депмана, В.Н. Молодшего, В.Д. Чистякова, Г.Г. Цейтена, в журналах «Математика в школе», «Квант» и т.д.

Как сказал Дж. Икрамов, «Перевод математических терминов на русский язык и рассказы об их происхождении также «очеловечивают» школьную математику. Связь математических терминов с предметами обихода открывает школьнику возможность установить связь изучаемых теоретических сведений с практикой, активизирует мыслительные процессы и познавательный интерес школьника. Такие аналогии позволяют прочнее запомнить незнакомые термины».

Решение занимательных, логических задач, не требующих глубокого знания школьного курса математики, также  является средством стимулирования познавательного интереса. Существует множество пособий, содержащих занимательные  задачи. Среди их авторов отметим, например, Я.И. Перельмана, Е.И. Игнатьева, Б.А. Кордемского и других современных авторов.

Я.И. Перельман – основатель жанра научно-популярной литературы в нашей стране. Он считал занимательность главным средством популяризации науки, помогающим сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, удивлять его, возбуждать в нем процессы мышления и пробуждать интерес к познанию. Занимательность Я.И. Перельманом не противопоставлялась познавательному интересу, а выделялась как неотъемлемая часть интересного обучения.

В работах Г.И. Щукиной занимательность рассматривается как средство привлечения интереса к предмету, которое способствует переходу интереса со стадии ситуативного интереса на более высокий уровень – стремления углубиться в сущности познаваемого.

Информация о работе Исследование влияния проектной деятельности на развитие познавательного интереса в начальной школе