Исследование влияния проектной деятельности на развитие познавательного интереса в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:29, дипломная работа

Описание работы

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленной цели.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты развития познавательного интереса на уроках математики
1.1 Понятие «познавательный интерес» 6

1.2 Интересы младших школьников в обучении 12

1.3 Познавательный интерес в учебной деятельности младшего школьника 16
2. Проект. Проектная деятельность в обучении младших школьников
2.1 Понятие «проект» 26
2.2 Готовность младших школьников к проектной деятельности 31
2.3 Метод проектов в учебное и внеучебное время 33

Работа содержит 1 файл

начало.docx

— 70.13 Кб (Скачать)

Однако занимательность  не должна быть помехой в формировании устойчивого познавательного интереса, не должна уводить от основной познавательной задачи, а, наоборот, раскрывать суть познаваемого, запечатлевать познаваемое в  эмоциональной форме.

Одним из средств поддержания  и развития познавательного интереса на ранних стадиях его становления  является игра. Игра служит активному  обучению, нейтрализует перегрузки, способствует разрядке напряженности, создает благоприятную  атмосферу учебной деятельности, повышает эффективность процесса обучения. Игра может иметь место на различных  этапах урока: в его начале − для  концентрации внимания, в середине – для небольшой разрядки, в  конце − для повторения, изученного материала. Игры могут быть различными как по содержанию предлагаемого  материала, так и по форме их проведения: игры − соревнования, игры − математические бои, игры − эстафеты, лото, кроссворды. Об играх на занятиях можно прочитать  в работах А.А. Окунева, В.Н. Кузнецова, Е.А. Дышинского, Ф.Ф. Нагибина, Е.С. Канина, Т.М. Ковалевой и других методистов. Целесообразно дополнять учебно-воспитательный процесс внеклассными занятиями с применением игровых заданий.

Одним из способов повышения  познавательного интереса является усиление практической направленности имеющихся у учащегося знаний. На примере задач прикладного  содержания учащиеся будут убеждаться в значении математики для различных  сфер деятельности человека, увидят широту возможных приложений теоретических  знаний, поймут их роль в современной  культуре. Системы задач не должны быть оторванными от жизни, рафинированными. В дидактическом плане такие  задачи должны способствовать решению  важной задачи – реализации прикладной направленности обучения математике. Учителю, желающему воспользоваться  в своей деятельности задачами практического  содержания, следует обратиться к  работам следующих авторов: Н.П. Апанасова и П.Т. Ананасова, С.С. Варданяна, В.А. Петровой, Н.А. Терешина, И.М. Шапиро и других.

Одним из действенных приёмов  стимулирования познавательного интереса является создание в учебном процессе ситуации успеха у школьников, испытывающих определенные затруднения в учебе. Известно, что без переживания  радости невозможно рассчитывать на успехи в преодолении трудностей. Для ситуации успеха необходима благоприятная  морально-психологическая атмосфера  в классе. Благоприятный микроклимат  в классе снимает чувство неуверенности  школьников в себе. О технологии создания ситуаций успеха можно прочитать  в работах А.С. Белкина, Л.И. Егоровой и др.

Однако приемы стимулирования познавательного интереса, несмотря на их значимость и разнообразие, действуют  ограниченно. С устранением внешней  занимательности ситуации, породившей временный интерес, он может быть быстро утрачен. Приемы «оживления»  урока еще не позволяют заглянуть  внутрь самого процесса познания, способствовать проявлению устойчивого познавательного  интереса.

Более действенным, чем средство обучения, познавательный интерес проявляет  себя как мотив деятельности. Там, где идет воздействие на познавательный интерес через сам процесс  познания, через деятельность, там  познавательный интерес действительно  становится мощным средством обучения, а учение приобретает активный, самостоятельный  характер.

Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ  перед другими мотивами, такими, как мотив самоутверждения, стремления чувствовать себя комфортно в  коллективе. Этому мотиву, по данным социологических исследований, учащимися  отдается предпочтение. Он становится смыслообразующим и побуждающим  к реальным действиям. Поэтому познавательный интерес должен рассматриваться  не только как средство обучения, но и как его цель. По словам К.Д. Ушинского, «приохотить» ребенка к учебе – гораздо более достойное занятие, чем приневолить.

При развитии познавательного  интереса учащихся развиваются все  стороны их психики: восприятие, мышление, память, воля, воображение, речь. Познавательный интерес проявляется и развивается  в процессе познавательной деятельности ученика, в процессе развития его  мышления.

Высшим проявлением познавательного  интереса является проявление его как  качества личности. Постоянно имеющий  место познавательный интерес, взаимодействуя со способами поведения школьника, с различными сторонами его личности, становится чертой характера ученика. Такая черта характера определяет поисковую, творческую направленность любого вида познавательной деятельности, стремление к познанию внутренней сущности окружающих процессов.

Меры воздействия на познавательный интерес такого уровня – не дать ему угаснуть, поддерживать познавательную деятельность на самом высоком из доступных уровней трудности, в  «зоне ближайшего развития» такой  личности. Этого можно достичь  путем предъявления задач повышенной трудности, при выполнении самостоятельных  исследовательских заданий, при  самостоятельном чтении дополнительной математической литературы, написании  сообщений.

Задача учителя начальной  школы, прежде всего, и состоит в  том, чтобы «открыть сердце ребенка», пробудить у него желание усваивать  новый материал, научить получать удовлетворение и более того –  удовольствие – от приобретения новых  знаний и их применения в реальной жизни.

Результаты исследований, описанные в статье Н.Ф. Талызиной, показали, что познавательные интересы школьников в обучении существенно зависят от способа раскрытия учебного предмета. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из этих явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. Примером может служить и курс построения математики.

Одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательной мотивации, является проблемность обучения.

Разумеется, введение проблемы в обучающую программу не гарантирует  ее принятия учащимися: будучи объективно проблемой, для ученика, субъективно  она таковой может не являться. Тем не менее, как показывает опыт, обучение любой новой деятельности целесообразно начинать с постановки проблемы, требующей данной деятельности; в значительном числе случаев  проблема вызывает желание найти  ее решение, приводит к попыткам это  сделать. Конечно, и в этом случае мотив может не быть внутренним; ученик может стараться найти  решение на основе так называемой соревновательной мотивации. Как правило, учащиеся самостоятельно не находят  необходимую деятельность, но по тем  или иным причинам проявляют заинтересованность в ее нахождении. Этого достаточно для прохождения ими следующих  этапов усвоения. Однако учитель всегда должен помнить, что познавательная мотивация ─ это эффективный  побудитель человека к учению, особенно если эта мотивация правильно  соотнесена с социальной.

Познавательный интерес  в младших классах может поддерживаться и занимательностью самих задач, вопросов, заданий. Говоря о занимательности, мы имеем в виду не развлечение  детей пустыми забавами, а занимательность  содержания математических заданий  либо формы, в которые они облекаются. Педагогически оправданная занимательность  имеет целью привлечь внимание детей, усилить его, активизировать их мыслительную деятельность. Занимательность в  этом смысле во внеклассной работе всегда несет элементы остроумия, игрового настроя, праздничности. Занимательность  служит основой для проникновения  в сознание ребят чувства прекрасного  в самой математике. Благодаря  занимательности многие древние  задачи, подобно истинным творениям  искусства, с любовью передается в народе из поколения в поколение. Так, самым ярким примером, служит задача-сказка о переправе волка, козы и капусты с одного берега реки на другой уже тысячу лет служит одной из головоломок для формирования полезных мыслительных навыков.

Разумная занимательность  во внеклассной работе с детьми имеет  большую педагогическую ценность. Говорят, что французский математик XVII века Блез Паскаль высказал следующую мысль: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным».

Занимательность внеклассной  работы характеризуется наличием легкого  и умного юмора в содержании математических заданий, в их оформлении, в неожиданной  развязке при выполнении этих заданий. Юмор должен быть доступен пониманию  детей. Поэтому надо настойчиво добиваться от самих детей доходчивого разъяснения  сущности легких задач – шуток, веселых  положений, в которых иногда оказываются  ученики во время игр, то есть добиваться понимания сущности самого юмора  и его безобидности.

Атмосфера отдельного юмора  создается путем включения задач, задач-рассказов, задания с веселыми героями детских рассказов, задач-шуток, путем создания игровых ситуаций и веселых соревнований.

В работе над повышением интереса детей к математике необходимо, чтобы этот интерес к ней видели школьники и со стороны своего учителя. Труднее вызвать интерес  детей к учебному предмету, если они не видят примеров увлеченности данной наукой, примеров, которые убеждали бы их в том, что вообще существуют люди, которые со страстью отдаются такой сложной науке, как математике, и что ими могут быть не только взрослые, но и дети. Поэтому на внеклассных  занятиях, полезно знакомить ребят  с фактами, показывающими увлеченность математикой современных школьников, у которых все, впереди и дальнейшая судьба которых заманчива, но неизвестна.

Ещё один путь формирования и развития познавательного интереса учащихся – применение дидактических  игр на внеклассных занятиях. Несмотря на всю важность и значение игры в процессе внеклассной работы по математике, она не самоцель, а средство для развития познавательного интереса. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться  на первый план. Только тогда она  будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании их познавательного  интереса.

При организации математических и логических игр на внеклассных  занятиях учителю необходимо придерживаться тех общих требований, которые  предъявляют к организации и  проведению дидактических игр на уроках, а также следующих специфических  требований:

1. Если на внеклассном  занятии проводится несколько  игр, то легкие и более трудные  по математическому содержанию  должны чередоваться; при этом  наиболее легкую и более живую  следует предлагать в конце  занятия.

2. Если на нескольких  внеклассных занятиях проводятся  игры, связанные со сходными мыслительными  действиями, то по содержанию  математического материала должны  соблюдаться принципы – от  простого к сложному, от конкретного  к абстрактному.

3. Игровой характер проведения  внеклассных работ по математике  должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может  привести к тому, что дети будут  во всем видеть только игру.

4. На внеклассных занятиях  по математике игры имеют познавательное  значение, поэтому в них на  первый план выдвигается умственная  задача, для решения которой в  мыслительной деятельности должны  использовать сравнение, анализ  и синтез, суждения и умозаключения.

Таким образом, из выше сказанного и перефразируя слова Л.С. Выготского можно сделать вывод: для того, чтобы ребенок хотел учиться и с желанием ходил в школу, стремился получить знания – заинтересуй его.

Если ребенок на каждом уроке переживает радость открытия для себя чего-то нового, и у него формируется вера в свои силы, то это зачастую приводит к созданию, развитию и поддержанию познавательного  интереса. Познавательный интерес и  успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют интеллектуальное и физиологическое развитие ребёнка, а, значит, и качество работы учителя.

В развитии познавательного  интереса можно выделить ряд уровней: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес, творческий интерес.

Многие исследователи  утверждали, что самым важным, самым  престижным мотивом учения является познавательный интерес. Это реальная причина действий, ощущаемая учеником.

Интересы возникают под  влиянием потребностей и существуют в неразрывной связи с ними».

По мнению С.Л. Рубинштейна, человек есть единство его интересов, потребностей и мотивов. Следовательно, занимаясь изучением уровня сформированности и развития познавательного интереса, допустимо, с этой точки зрения, принимать во внимание также и изменения, происходящие в потребностях и мотивах школьника.

Л.В. Виноградова говорила: «Устойчивость познавательного интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний».

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проект. Проектная деятельность в обучении младших школьников

 

В этой главе будет рассмотрено  само понятие «проект», готовность младших школьников к проектной  деятельности и опыт проектов в начальной  школе.

Информация о работе Исследование влияния проектной деятельности на развитие познавательного интереса в начальной школе