Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:29, дипломная работа
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленной цели.
Введение 3
1. Теоретические аспекты развития познавательного интереса на уроках математики
1.1 Понятие «познавательный интерес» 6
1.2 Интересы младших школьников в обучении 12
1.3 Познавательный интерес в учебной деятельности младшего школьника 16
2. Проект. Проектная деятельность в обучении младших школьников
2.1 Понятие «проект» 26
2.2 Готовность младших школьников к проектной деятельности 31
2.3 Метод проектов в учебное и внеучебное время 33
Однако занимательность
не должна быть помехой в формировании
устойчивого познавательного
Одним из средств поддержания
и развития познавательного интереса
на ранних стадиях его становления
является игра. Игра служит активному
обучению, нейтрализует перегрузки, способствует
разрядке напряженности, создает благоприятную
атмосферу учебной
Одним из способов повышения познавательного интереса является усиление практической направленности имеющихся у учащегося знаний. На примере задач прикладного содержания учащиеся будут убеждаться в значении математики для различных сфер деятельности человека, увидят широту возможных приложений теоретических знаний, поймут их роль в современной культуре. Системы задач не должны быть оторванными от жизни, рафинированными. В дидактическом плане такие задачи должны способствовать решению важной задачи – реализации прикладной направленности обучения математике. Учителю, желающему воспользоваться в своей деятельности задачами практического содержания, следует обратиться к работам следующих авторов: Н.П. Апанасова и П.Т. Ананасова, С.С. Варданяна, В.А. Петровой, Н.А. Терешина, И.М. Шапиро и других.
Одним из действенных приёмов
стимулирования познавательного интереса
является создание в учебном процессе
ситуации успеха у школьников, испытывающих
определенные затруднения в учебе.
Известно, что без переживания
радости невозможно рассчитывать на
успехи в преодолении трудностей.
Для ситуации успеха необходима благоприятная
морально-психологическая
Однако приемы стимулирования познавательного интереса, несмотря на их значимость и разнообразие, действуют ограниченно. С устранением внешней занимательности ситуации, породившей временный интерес, он может быть быстро утрачен. Приемы «оживления» урока еще не позволяют заглянуть внутрь самого процесса познания, способствовать проявлению устойчивого познавательного интереса.
Более действенным, чем средство обучения, познавательный интерес проявляет себя как мотив деятельности. Там, где идет воздействие на познавательный интерес через сам процесс познания, через деятельность, там познавательный интерес действительно становится мощным средством обучения, а учение приобретает активный, самостоятельный характер.
Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами, такими, как мотив самоутверждения, стремления чувствовать себя комфортно в коллективе. Этому мотиву, по данным социологических исследований, учащимися отдается предпочтение. Он становится смыслообразующим и побуждающим к реальным действиям. Поэтому познавательный интерес должен рассматриваться не только как средство обучения, но и как его цель. По словам К.Д. Ушинского, «приохотить» ребенка к учебе – гораздо более достойное занятие, чем приневолить.
При развитии познавательного
интереса учащихся развиваются все
стороны их психики: восприятие, мышление,
память, воля, воображение, речь. Познавательный
интерес проявляется и
Высшим проявлением
Меры воздействия на познавательный интерес такого уровня – не дать ему угаснуть, поддерживать познавательную деятельность на самом высоком из доступных уровней трудности, в «зоне ближайшего развития» такой личности. Этого можно достичь путем предъявления задач повышенной трудности, при выполнении самостоятельных исследовательских заданий, при самостоятельном чтении дополнительной математической литературы, написании сообщений.
Задача учителя начальной школы, прежде всего, и состоит в том, чтобы «открыть сердце ребенка», пробудить у него желание усваивать новый материал, научить получать удовлетворение и более того – удовольствие – от приобретения новых знаний и их применения в реальной жизни.
Результаты исследований, описанные в статье Н.Ф. Талызиной, показали, что познавательные интересы школьников в обучении существенно зависят от способа раскрытия учебного предмета. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из этих явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. Примером может служить и курс построения математики.
Одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательной мотивации, является проблемность обучения.
Разумеется, введение проблемы в обучающую программу не гарантирует ее принятия учащимися: будучи объективно проблемой, для ученика, субъективно она таковой может не являться. Тем не менее, как показывает опыт, обучение любой новой деятельности целесообразно начинать с постановки проблемы, требующей данной деятельности; в значительном числе случаев проблема вызывает желание найти ее решение, приводит к попыткам это сделать. Конечно, и в этом случае мотив может не быть внутренним; ученик может стараться найти решение на основе так называемой соревновательной мотивации. Как правило, учащиеся самостоятельно не находят необходимую деятельность, но по тем или иным причинам проявляют заинтересованность в ее нахождении. Этого достаточно для прохождения ими следующих этапов усвоения. Однако учитель всегда должен помнить, что познавательная мотивация ─ это эффективный побудитель человека к учению, особенно если эта мотивация правильно соотнесена с социальной.
Познавательный интерес
в младших классах может
Разумная занимательность во внеклассной работе с детьми имеет большую педагогическую ценность. Говорят, что французский математик XVII века Блез Паскаль высказал следующую мысль: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным».
Занимательность внеклассной
работы характеризуется наличием легкого
и умного юмора в содержании математических
заданий, в их оформлении, в неожиданной
развязке при выполнении этих заданий.
Юмор должен быть доступен пониманию
детей. Поэтому надо настойчиво добиваться
от самих детей доходчивого
Атмосфера отдельного юмора
создается путем включения
В работе над повышением
интереса детей к математике необходимо,
чтобы этот интерес к ней видели
школьники и со стороны своего
учителя. Труднее вызвать интерес
детей к учебному предмету, если
они не видят примеров увлеченности
данной наукой, примеров, которые убеждали
бы их в том, что вообще существуют
люди, которые со страстью отдаются
такой сложной науке, как математике,
и что ими могут быть не только
взрослые, но и дети. Поэтому на внеклассных
занятиях, полезно знакомить ребят
с фактами, показывающими увлеченность
математикой современных
Ещё один путь формирования и развития познавательного интереса учащихся – применение дидактических игр на внеклассных занятиях. Несмотря на всю важность и значение игры в процессе внеклассной работы по математике, она не самоцель, а средство для развития познавательного интереса. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда она будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании их познавательного интереса.
При организации математических
и логических игр на внеклассных
занятиях учителю необходимо придерживаться
тех общих требований, которые
предъявляют к организации и
проведению дидактических игр на
уроках, а также следующих
1. Если на внеклассном
занятии проводится несколько
игр, то легкие и более
2. Если на нескольких
внеклассных занятиях
3. Игровой характер проведения
внеклассных работ по
4. На внеклассных занятиях
по математике игры имеют
Таким образом, из выше сказанного и перефразируя слова Л.С. Выготского можно сделать вывод: для того, чтобы ребенок хотел учиться и с желанием ходил в школу, стремился получить знания – заинтересуй его.
Если ребенок на каждом уроке переживает радость открытия для себя чего-то нового, и у него формируется вера в свои силы, то это зачастую приводит к созданию, развитию и поддержанию познавательного интереса. Познавательный интерес и успешность обучения – вот те основные параметры, которые определяют интеллектуальное и физиологическое развитие ребёнка, а, значит, и качество работы учителя.
В развитии познавательного интереса можно выделить ряд уровней: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес, творческий интерес.
Многие исследователи утверждали, что самым важным, самым престижным мотивом учения является познавательный интерес. Это реальная причина действий, ощущаемая учеником.
Интересы возникают под влиянием потребностей и существуют в неразрывной связи с ними».
По мнению С.Л. Рубинштейна, человек есть единство его интересов, потребностей и мотивов. Следовательно, занимаясь изучением уровня сформированности и развития познавательного интереса, допустимо, с этой точки зрения, принимать во внимание также и изменения, происходящие в потребностях и мотивах школьника.
Л.В. Виноградова говорила: «Устойчивость познавательного интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний».
В этой главе будет рассмотрено само понятие «проект», готовность младших школьников к проектной деятельности и опыт проектов в начальной школе.