Исследование влияния проектной деятельности на развитие познавательного интереса в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:29, дипломная работа

Описание работы

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленной цели.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты развития познавательного интереса на уроках математики
1.1 Понятие «познавательный интерес» 6

1.2 Интересы младших школьников в обучении 12

1.3 Познавательный интерес в учебной деятельности младшего школьника 16
2. Проект. Проектная деятельность в обучении младших школьников
2.1 Понятие «проект» 26
2.2 Готовность младших школьников к проектной деятельности 31
2.3 Метод проектов в учебное и внеучебное время 33

Работа содержит 1 файл

начало.docx

— 70.13 Кб (Скачать)


                                        ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                                    КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

             ГОУ СПО Педагогический колледж №8. Санкт – Петербурга

 

 

  Исследование  влияния проектной деятельности  на развитие  познавательного  интереса  в начальной школе

 

 

 

Выпускная

квалификационная

работа  выполнена

студенткой

дневного  отделения

Фадеевой  Д.В.

Руководитель  работы

Буравцева И.С.

 

                                           Санкт-Петербург

        2012

                                           Содержание

 

               Введение                                                                                                 3

 

  1. Теоретические аспекты развития познавательного интереса на уроках математики

 

  •  Понятие «познавательный интерес»                                                 6

                                        

    1. Интересы младших школьников в обучении                                  12     

    

    1. Познавательный интерес в учебной деятельности младшего школьника                                                                                                16

 

  • Проект. Проектная деятельность в обучении младших школьников 

 

    1. Понятие «проект»                                                                                  26

 

    1. Готовность младших школьников к проектной деятельности  31

 

    1.  Метод проектов в учебное и внеучебное время                        33

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение 

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как  проект: определить дальнюю и ближайшую  перспективу, найти и привлечь необходимые  ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленной цели.

В настоящее время возросла роль некоторых  качеств личности, ранее необязательных для жизни в  обществе, таких  как: способность быстро ориентироваться  в меняющемся мире, освоение новых  профессий и областей знаний, умение находить общий язык с людьми самых  разных профессий, культур и др.

Одним из системообразующих подходов, позволяющих  формировать личность современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать  как самостоятельную структурную  единицу учебно-воспитательного  процесса.

Старые  стандарты не отвечают современным  потребностям общества и слабо влияют на познавательный интерес школьников.

Для того чтобы поддерживать у учащихся интерес к знаниям  на уроках математики, необходимо строить  обучение на активной основе, через  целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом  именно в этом знании.

Нас заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развивать проектное мышление у учащихся? На выбор темы работы повлиял тот факт, что у учащихся уже на первой ступени обучения страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний.

Почему выбором стал метод проектного обучения?

Тому есть причины. Данный метод в начальной школе используется не достаточно широко и тем самым вызвал у меня интерес. Учитель из “вещателя” знаний превращается в консультанта: рассказывает, где искать информацию, объясняет, как полученные знания и навыки могут пригодиться детям в повседневной жизни.

Также неоспоримым достоинством проектного метода по сравнению с  традиционными, является то, что работа над проектами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, их обобщать, развивает творческий потенциал. Маленькие дети – прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что “самостоятельно добытые” учениками знания усвоятся надёжнее и прочнее. А можно предоставить ребятам возможность самим выбрать интересный проект, незаметно направив их энтузиазм в нужное русло. Очень важно, что цель проектной деятельности сфокусирована именно на достижении практического результата, т.е. проект используется с целью, позволяющей что-то узнать, совместно выполнить, открыть что-то новое, чтобы в результате создать какой-то продукт. Одна оговорка: скорее всего в начальной школе не может идти речь о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно, а лишь об элементах проектной деятельности в классическом её понимании. Но для малыша – это его проект.

 

Цель: показать, что практическая и проектная деятельность хорошо влияет на успеваемость школьника.

Объект: практическая деятельность младшего школьника

Предмет: проектная деятельность на уроках математики

Гипотеза: проектная деятельность младших школьников может быть успешной при следующих условиях:

  • Владение педагогом определённых знаний в область проектирования
  • Систематическое выполнение проектной деятельности
  • достижение определенных целей в области проектирования – мотивация
  • контроль преподавателя за деятельностью учеников

 

Задачи:

  • изучить и проанализировать методическую литературу по теме проектной деятельность и педагогическую по теме развития младших школьников
  • создание условий для успешного выполнения проекта
  • изучить влияние проектной деятельности на познавательный интерес младших школьников
  • определить уровень представления знаний учащихся о проектной деятельности
  • Определить    содержание    и    основные    направления    работы  с учащимися для достижения успешной проектной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты развития познавательного интереса на уроках   

                                       математики

 

 В данной главе будут  рассмотрены такие вопросы как:  познавательный интерес, интересы  младших школьников в обучении  и познавательный интерес в  учебной деятельности младших  школьников.

 

1.1 Понятие «познавательный  интерес»

 Интерес − форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

«Под познавательным интересом  различные его исследователи  понимают особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный  характер которой выражается в той  или иной предметной области» –  писал С.Л. Рубинштейн.

Познавательный интерес  с точки зрения Ф.Н. Гоноболин, есть «Стремление человека обращать на что-то внимание, познавать какие-либо предметы и явления».

По мнению Г.И. Щукина, познавательный интерес – это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

И.Ф. Харламов видит познавательный интерес как «Эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер».

Как можно видеть, разные авторы с различных позиций определяют познавательный интерес, не противореча  друг другу, подчеркивая разные грани  этого феномена, взаимно его обогащая. Каждый из них говорит о преобладании положительных эмоций к деятельности, о мотивации к ней, потребности  познать предметы и явления окружающего  мира.

Для более глубокого изучения понятия познавательного интереса рассмотрим различные подходы к  его классификации, к выделению  уровней познавательного интереса.

Интерес к какому-нибудь предмету, к занятию, отрасли знаний, может быть прямым и косвенным.

В случае прямого интереса человека привлекает сам предмет, деятельность определенного вида. Но нередко случается  и так, что прямого интереса, например, к математике, ученик не испытывает, но он интересуется физикой и понимает, что без математики в этой области  ничего сделать нельзя. В этом случае к математике проявляется косвенный  интерес. Знание учителем непосредственных и косвенных интересов учащихся помогает осуществлению индивидуального  подхода в обучении школьников.

В развитии познавательного  интереса можно выделить ряд уровней: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес, творческий интерес. Эти уровни определяют разную степень  избирательной направленности, избирательного отношения ученика к предмету и, соответственно, степень влияния  познавательного интереса на личность.

Любопытство – элементарная стадия познавательного интереса. Оно  обусловлено чисто внешними обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На этой стадии отсутствует подлинное  стремление к познанию, но любопытство  может быть его начальным толчком. Человек при этом является пассивным  объектом внешнего воздействия. Любопытство  есть реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире.

Интерес этого уровня –  поверхностный, фрагментарный, ситуативный, связанный с переживанием своего отношения к предмету в данный момент.

Любопытство особенно характерно для детей младшего школьного  возраста, когда вступающему в  жизнь человеку интересно все. Но интерес этот неглубок. В подростковом возрасте любопытство не исчезает совсем. Оно приобретает другую форму: поле его действия суживается, появляется более высокий уровень познавательного  интереса – любознательность.

Там, где для любопытства  уже нет материала, для любознательного  человека только начинается работа. Это  – работа мысли, разбуженной случайным  фактором. Это стремление к более  глубокому анализу явлений действительности, к познанию новой неизвестной  закономерности. Для любознательного  человека при решении задачи исчезает время и пространство.

На этапе любознательности интерес еще в полной мере не освободился  от интереса к фабуле, к описаниям. И, тем не менее, он уже носит поисковый  характер, связанный с желанием проникнуть в более глубокие основания знаний. При этом импульс активности исходит  уже не со стороны, а от самого человека, что в корне меняет характер интереса. Такой интерес не угасает с  окончанием той или иной ситуации, он заставляет все глубже погружаться  в интересующую деятельность. Привлекательной  для ученика становится сама деятельность. Постоянное погружение в деятельность предполагает наличие возможностей самостоятельной работы. Ученик становится субъектом деятельности. А познавательный интерес с уровня любознательности переходит на более высокий уровень  собственного познавательного интереса.

Под творческим интересом  понимают такой уровень познавательного  интереса, когда ученик стремится  осуществить самостоятельную, творческую, поисковую деятельность. Это, в основном, узкий интерес к определенной отрасли знаний, переходящий в  профессиональный интерес.

В разные периоды жизни  можно выделить преобладающий уровень  развития познавательного интереса, хотя переход с более низкого  уровня на более высокий очень  индивидуален.

У младших школьников познавательный интерес имеет яркую эмоциональную  окраску. Это интерес к впечатлениям, описаниям, наблюдениям. Познавательный интерес подростков в значительной мере определяется новообразованием этого  возраста – стремлением к взрослению, стремлением к самостоятельности. Познавательный процесс в этом возрасте, хотя не освободился еще от интереса к фабуле, но уже связан с желанием проникнуть в основание знаний, в  существующие закономерности.

В старшем школьном возрасте многое в познавательном интересе остается от подросткового уровня. Но сам  ученик меняется. Меняется направленность его интересов. Появляется острый интерес  к человеку, к его предназначению, к сверстникам, к взрослым, к противоположному полу, к будущей специальности. Круг интересов становится шире, что обуславливает  некоторое снижение познавательного  интереса у старших школьников. Но, тем не менее, познавательный интерес  оказывает значительное влияние  на жизненные планы старших школьников, на выбор специальности.

Информация о работе Исследование влияния проектной деятельности на развитие познавательного интереса в начальной школе