Исследование влияния проектной деятельности на развитие познавательного интереса в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 13:29, дипломная работа

Описание работы

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, достичь поставленной цели.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты развития познавательного интереса на уроках математики
1.1 Понятие «познавательный интерес» 6

1.2 Интересы младших школьников в обучении 12

1.3 Познавательный интерес в учебной деятельности младшего школьника 16
2. Проект. Проектная деятельность в обучении младших школьников
2.1 Понятие «проект» 26
2.2 Готовность младших школьников к проектной деятельности 31
2.3 Метод проектов в учебное и внеучебное время 33

Работа содержит 1 файл

начало.docx

— 70.13 Кб (Скачать)

 

2.1 Понятие проект 

Проект  — это уникальная  деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата или цели, создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству и допустимому уровню риска.

Основные требования к  проекту.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это  относительно высокий уровень сложности  педагогической деятельности. Если большинство  общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса –  учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается  с планирования действий по  разрешению проблемы, иными словами  – с проектирования самого  проекта, в частности – с  определения вида продукта и  формы презентации.

Наиболее важной частью плана  является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно  требует исследовательской работы  учащихся.

Таким образом, отличительная  черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над  проектом, иначе говоря, выходом  проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт  должен быть представлен заказчику  и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно,  как наиболее приемлемое средство  решения проблемы.

Таким образом, проект требует  на завершающем этапе презентации  своего продукта.

То есть проект – это  “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта  – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Учебный проект, как комплексный  и многоцелевой метод, имеет большое  количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, три различные классификации. (Сергеев И.С.)

Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику  каждого проекта.

Практико-ориентированный  проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен  и может быть использован в  жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить  реальность использования продукта на практике и его способность  решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование  актуальности избранной темы, обозначение  задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При  этом используются методы современной  науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто  является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или  школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться  и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными; 
- внутришкольными; 
- региональными; 
- межрегиональными; 
- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации  деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы  на использование средств современных  компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации  деятельности участников проектных  групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации  осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

 Презентация проектов.

Как уже отмечалось, одним  из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии ( в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Виды презентационных  проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного  существа). 
- Деловая игра. 
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий. 
- Диалог исторических или литературных персонажей. 
- Защита на Ученом Совете. 
- Игра с залом. 
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций… 
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события. 
- Научная конференция. 
- Отчет исследовательской экспедиции. 
- Пресс-конференция. 
- Путешествие. 
- Реклама. 
- Ролевая игра. 
- Соревнования. 
- Спектакль. 
- Спортивная игра. 
- Телепередача. 
- Экскурсия.

В самой презентации заложен  большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа  групповой и индивидуальной самостоятельной  работы, вклада каждого участника  проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется  и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат  практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной  демонстрации своих результатов, названное  нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

Педагогической целью  проведения презентации является выработка  и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно  и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке  и решении задачи проекта; 
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; 
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения; 
- демонстрировать найденное решение; 
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом; 
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

 

 

 

 

 

2.2 Готовность младших  школьников к проектной деятельности

Учитывая безусловные  достоинства проектного метода и  возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно  его применение уже в начальном  звене школьного обучения. В связи  с этим необходимо рассмотреть особенности  и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

По мнению многих отечественных  психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Г. Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных  умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять  точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации  “дефицита” информации или способов  действий); 
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); 
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать); 
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются  с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают”  и доступно для себя формулируют  необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной  деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость». Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических  действий; 
- сформированность алгоритма сравнительного анализа; 
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи; 
- возможность выделять общий способ действий; 
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной  школы являются широта, мера самостоятельности  и обоснованность.

К “интеллектуальной зрелости”  также относится наличие у  младших школьников таких качеств  мышления, как гибкость, вариативность  и самостоятельность.

Целенаправленное формирование, как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс  в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного  возраста - теоретического мышления через  особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя  с детьми и учеников друг с другом.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к  эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной  и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать  свою работу и работу одноклассников; 
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное; 
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей  готовности учащихся начальной школы  к проектной деятельности является необходимым условием для становления  субъективности младшего школьника  в процессе обучения.

2.3 Метод проектов в урочное и внеурочное время.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его  модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к  групповым и общеклассным.

Информация о работе Исследование влияния проектной деятельности на развитие познавательного интереса в начальной школе