Использование ролевых игр в обучении диалогической речи на старшем этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:32, курсовая работа

Описание работы

Постановка задачи обучения иноязычному общению в условиях массовой средней школы нередко встречает скептическое отношение в связи с очень ограниченной сеткой часов, запланированной на изучение языка. Каждый учитель согласится с тем, что недостаток часов остро ощущается в процессе работы над иностранным языком в школе, тем не менее, задача обучения языку может и должна решаться, хотя и на очень ограниченном языковом материале. Поэтому одной из ведущих тенденций современной методики обучения иностранным языкам является поиск таких методов обучения, которые наиболее полно соответствовали бы поставленным целям.

Содержание

Введение
Обучение диалогической речи. Специфика обучения диалогической речи.
Учет психологических факторов в обучении диалогической речи учащихся .
Выводы по первой главе
Использование ролевых игр в обучении диалогической речи на старшем этапе. Типы ролевых игр, используемых в обучении иностранному языку на старшем этапе обучения
Состав и технология ролевой игры в обучении диалогу
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая по ИН язу.docx

— 60.25 Кб (Скачать)

Учащиеся, являясь участниками ролевой  игры, испытывают потребность в приобретении знаний, в определенной теоретической  подготовке, поскольку в игре эти  знания находят непосредственное применение и тем самым выявляется их ценность. К тому же сказывается влияние  игрового коллектива: нельзя подводить  своих товарищей. 

С помощью  ролевой игры осуществляется учебно-познавательная деятельность учащихся. Ролевая игра отличается двуплановостью, т.е. наличием двух реальностей, в которых пребывает участник игры: искусственно созданная (благодаря созданию имитационной модели) и действительная. Поэтому исполнителю определенной роли постоянно приходится соотносить свои решения, в результате чего и происходит усвоение знаний и умений учащимися.  

Но играющий во время игры этого не замечает (не осознает, что обучается), так  как обучение осуществляется здесь  латентно (скрыто, не видимо для учащегося). 

Развитию  воображения и творческих способностей учащихся способствует образ игровой  ситуации и содержания ролевой игры в целом, возникающий благодаря  наглядности модели и воплощению мыслей в действиях игроков. Стимулирует  этот процесс и раскрепощение  мыслительной деятельности в виду отсутствия в ролевой игре негативно-оценочного давления на учащихся (деятельности игроков  дается оценка после ролевой игры, и именно оценка, а не отметка "семерка", "девятка" и т.д., а это не одно и то же). 

Остановимся на положительных и отрицательных  моментах ролевой игры. Рассмотрим их подробнее. 

Положительным в проведении ролевой игры является следующее: 

—создается  благоприятный психологический  климат на уроке; 

—учащиеся испытывают удовольствие от проведения игры, так как любая игра имеет  высокую мотивацию; 

—урок проходит на высоком эмоциональном  уровне; 

—в  процессе игры учащиеся имитируют определенную деятельность, что формирует умения и навыки, а также учащиеся учатся применять свои знания; 

—послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний.  

Отрицательными  моментами являются: 

—высокая  трудоемкость подготовки к уроку (для  учителя); 

—большая  напряженность для учителя, так  как он сосредоточен на непрерывном  творческом поиске. Учитель должен быть "хорошим сценаристом, режиссером и актером" (Е. И. Пассов). [14] Если он не владеет этими качествами, то ему будет трудно правильно организовать игру, что может привести к разочарованию  учащихся; 

—трудности  с заменой участников игры, если кто-то отсутствует в момент проведения игры; 

—необходимо учитывать те "подводные рифы", которые таит в себе проведение ролевой  игры: некоторая неопределенность и  непредсказуемость хода результатов; 

—- возможное  скрытое сопротивление отдельных  участников. 

В ролевой  игре учитель осуществляет управление учебно-познавательной деятельностью  учащихся. Ролевая игра функционирует  как реальный процесс, который вовлекает  всех без исключения учащихся класса в активную учебную деятельность. Во время ролевой игры учитель  незаметен. Наверно, это и есть высший уровень управления учебно-познавательной деятельностью учащихся со стороны  учителя: результат огромного труда  его ума и души. Речь идет только о видимой части того «айсберга» педагогического труда, под которым скрыта его основная часть. 

Думается, что обучение диалогической речи в процессе ролевой игры осуществляется посредством организации учебной  деятельности самими учащимися, которая  по своему типу является продуктивной и творческой, а по содержанию —  познавательной, практической и ценностно-ориентационной. 

В заключение хочется отметить, что ролевые  игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры. В процессе ролевой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, сообща определяется степень участия каждого из них в работе, ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач. В процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом. 

 Поэтому  использование ролевой игры в  обучении диалогу на уроке  иностранного языка повышает  эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся  к изучаемому языку на старшем  этапе обучения. 

Выводы  по второй главе  

В ролевой  игре происходит существенная перестройка  поведения ученика — оно становится произвольным. Это значит, что в  ролевой игре ученик не чувствует  той напряженности, которую он может  ощущать при обычном ответе, он более раскрепощен и свободен. Этим и объясняется секрет популярности ролевых игр среди учителей и  учащихся. 

Наиболее  сложными являются свободная и длительная ролевые игры, открывающие простор  для инициативы и творчества. 

Наиболее  широко используемыми вариантами ролевых  игр являются интервью и импровизация. 

В ролевой  игре необходимо различать сюжет  и содержание. Сюжет игры — это  та область действительности, которая  воспроизводится учащимися в  игре. Сюжеты игр могут быть очень  разнообразными, но они должны отражать конкретные условия из жизни, т.е. в  игре используются определенные реальные (или приближенные к ним) ситуации. 

Содержание  игры — это то, что воспроизводится  учащимися в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений в реальной действительности, например, в трудовой или общественной жизни. 

Ролевая игра характеризуется: 

1.         особым отношением к окружающему  миру (каждый участник одновременно  находится в реальном мире  и в мире воображения, что  обеспечивает притягательную ценность  игры в целом за счет игрового  момента); 

2.         субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет  возможность проявить индивидуальные  качества и зафиксировать свое  «я» не только в игровой  ситуации, но и во всей системе  межличностных отношений личность  — личность, личность — группа, личность — учитель); 

3.         социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от  внутреннего склада и настроения "обязан" играть, он не может  не принимать участия в игре, так как сами условия исключают  пассивную позицию); 

4.         особыми условиями процесса усвоения  занятий (теоретические и практические  знания предлагаются участникам  игр в ненавязчивой форме естественного  общения, а не принудительного  запоминания значительных объемов  информации). 

Заключение  

Итак, по данному исследованию можно сделать  следующие выводы: 

1) Ролевая  игра — ситуативно-управляемое  речевое упражнение, направленное  на совершенствование речевых  навыков и на развитие умения  говорения. Являясь специфической  организационной формой обучения  диалогической речи, ролевые игры  легко вписываются в урок. 
 

2) Ролевая  игра может использоваться при  обучении иностранному языку  школьников любого возраста. Для  учащихся ролевая игра — это  игровая деятельность, увлекательное  занятие. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, обеспечивая личностную, познавательную активность школьников, т.е. ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения на иностранном языке, так как она является подражанием действительности в самых существенных ее чертах и в ней, как в жизни, переплетается речевое и неречевое поведение партнеров. 

3) В  ролевой игре партнеры вступают  во взаимодействие, порой обсуждая  те или иные проблемы и высказывая  собственную точку зрения. Это  может напоминать дискуссию, но  ролевая игра коренным образом  отличается от нее. Если в  дискуссии проблема и пути  ее решения просто обсуждаются,  то в игре они не только  обсуждаются, но и испытываются  в «деле», воплощаясь в действиях  и поступках игроков на основе  создания имитационной модели. Дискуссия  "уступает'" ролевой игре еще  и в том, что вовлекает в  активную деятельность лишь часть  учеников класса, иногда большую,  но все же часть. В то время как ролевая игра вовлекает в деятельность всех без исключения. 

4) Ролевая  игра выполняет в учебном процессе  пять основных функций: мотивационно-побудительную, обучающую, воспитательную, ориентирующую, компенсаторную. 

5) Важнейшим  элементом игры является ситуация  как воображаемый момент реальной  деятельности, в которой реализуется  речевое поведение собеседников  в их типичных социально-коммуникативных  ролях. Эти роли носят условный  характер. Однако, проигрывая определенные  ситуации, ученики, получают возможность  подготовить себя к подобной  ситуации в реальной жизни.  Если в условиях проблемного  обучения учащиеся решают проблемные  задачи теоретически, то в ролевой  игре они делают это практически,  поскольку посредством определенной  модели создается искусственная  условная реальность, имитирующая  действительность, на которой проверяются  правильность решения или поиск  пути решения. 

6) Ролевая  игра предполагает усиление личностной  сопричастности ко всему происходящему.  Ученик входит в ситуацию, хотя  и не через свое собственное  "я", но через "я" соответствующей  роли и проявляет большую заинтересованность  к персонажу, которого играет. 

7) Ролевая  игра способствует расширению  ассоциативной базы при усвоении  языкового материала, так как  учебная ситуация строится по  типу театральных пьес, что предполагает  описание обстановки, характера  действующих лиц и отношений  между ними. За каждой репликой  мыслится отрезок смоделированной  действительности. 

8) Ролевая  игра способствует формированию  учебного сотрудничества и партнерства.  Ее исполнение предполагает охват  группы учащихся, которые должны  слаженно взаимодействовать, точно  учитывая реакции товарищей, помогая  друг другу. При этом удачно  найденный жест, немое действие, если оно соответствует ситуации, поощряется всей группой. В  результате учащимся с более  слабой в языковом отношении  подготовкой удается преодолеть  робость, смущение и со временем  полностью включиться в ролевую  игру. 

9) Ролевая  игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в элементарной  форме, знакомятся с технологией  театра. Учитель должен побуждать  их заботиться хотя бы о  простом реквизите. Поощряется  всякая выдумка, так как в  учебных условиях возможности  в этом отношении ограничены, а для изобретательности открываются  большие просторы. Само же перевоплощение  способствует расширению психологического  диапазона и пониманию других  людей. 

Список  использованной литературы  

1.       Андреева И. П. Учет психологических  факторов в обучении диалогической  речи учащихся старших классов  // Теоретические основы обучения  иностранным языкам в старших  классах средней школы. Межвузовский  сборник научных трудов: ПГПИИЯ, 1985. – С. 74 – 81. 

2.       Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М. Г. Ярошевского. – М.: Изд.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 265 с. 

3.       Девкин В. Д. Диалог: Немецкая  разговорная речь в сопоставлении  с русской. – М., 1981. – 95 с. 

Информация о работе Использование ролевых игр в обучении диалогической речи на старшем этапе