Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:32, курсовая работа
Постановка задачи обучения иноязычному общению в условиях массовой средней школы нередко встречает скептическое отношение в связи с очень ограниченной сеткой часов, запланированной на изучение языка. Каждый учитель согласится с тем, что недостаток часов остро ощущается в процессе работы над иностранным языком в школе, тем не менее, задача обучения языку может и должна решаться, хотя и на очень ограниченном языковом материале. Поэтому одной из ведущих тенденций современной методики обучения иностранным языкам является поиск таких методов обучения, которые наиболее полно соответствовали бы поставленным целям.
Введение
Обучение диалогической речи. Специфика обучения диалогической речи.
Учет психологических факторов в обучении диалогической речи учащихся .
Выводы по первой главе
Использование ролевых игр в обучении диалогической речи на старшем этапе. Типы ролевых игр, используемых в обучении иностранному языку на старшем этапе обучения
Состав и технология ролевой игры в обучении диалогу
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованной литературы
Ход игры:
играющим предлагается список из 30 слов,
характеризующих работу хорошего преподавателя.
Обучаемые должны рассмотреть их
по степени важности, обосновать предлагаемую
последовательность употребления и
использовать в общении (дискуссии).
Состав
и технология ролевой игры в обучении
диалогу
В ролевой
игре необходимо различать сюжет
и содержание. Сюжет игры — это
та область действительности, которая
воспроизводится учащимися в
игре. Сюжеты игр могут быть очень
разнообразными, но они должны отражать
конкретные условия из жизни, т.е. в
игре используются определенные реальные
(или приближенные к ним) ситуации.
Содержание
игры — это то, что воспроизводится
учащимися в качестве центрального
характерного момента деятельности
и отношений в реальной действительности,
например, в трудовой или общественной
жизни. В содержании ролевой игры
выражено более или менее глубокое
проникновение ученика в
Поэтому
в процессе обучения иностранному языку
старших школьников применяется
деловая игра, в основе которой
лежит модель некой реальной деятельности.
Широко известны такие игры, как "Суд",
"Дискуссия", "Выборы" и др. Игра
позволяет приблизить обстановку учебного
процесса к реальным условиям порождения
потребности в знаниях и их практическом
применении, что обеспечивает личностную,
познавательную активность школьников.
Рассмотрим
свойства ролевой игры и ее характеристики.
Прежде всего, необходимо уточнить, что
в данном контексте под ролевой
игрой будет пониматься любое
условное воспроизведение ее участниками
реальной практической деятельности людей.
Как считают
Р.У. Родригес и Р.Г. Байт "ролевая игра
соединяет классную комнату и жестокую
реальность".
Ролевая
игра характеризуется:
1)особым
отношением к окружающему миру
(каждый участник одновременно
находится в реальном мире
и в мире воображения, что
обеспечивает притягательную
2)субъективной
деятельностью участников (каждый
участник игры имеет
3)социально
значимым видом деятельности (участник
вне зависимости от
4)особыми
условиями процесса усвоения
занятий (теоретические и
Ролевая
игра обладает большими обучающими возможностями.
В соответствии
с данными характеристиками можно
обнаружить сходство ролевой игры и
реальной деятельности. Отличие же
заключается в том, что ролевая
игра — это условное воспроизведение
ее участниками реальной практической
деятельности людей.
Чтобы
роль могла стать средством
Важную
роль при распределении ролей
играет учет социально-психологических
характеристик учащихся, под которыми
понимается статус учащегося в группе.
Поэтому учитель должен сознательно
управлять этим статусом, выдвигая
то одного, то другого ученика на
ведущие (лидерские) позиции в ходе
организации игры. Целесообразно
время от времени давать ученикам,
занимающимся в жизненной практике
положение ведомых, роли главных
героев, а лидерам коллектива (в
психологии их называют "звезды")
поручать роли персонажей, находящихся
в зависимом положении (младший
брат, сестра и т.д.).
Особенно
тщательно отбираются роли для
учащихся, не пользующихся авторитетом
в классе (так называемые "отверженные").
Такие ученики должны получать
роли положительных личностей,
имеющих влияние и
Идея
использования ролевого поведения
в свое время получила подкрепление
со стороны теории социальных ролей,
разработанной социологами и
социопсихологами, такими как, Т. Парсонс,
Т. Шибутани, Р. Липтон. Сторонники этой
теории показали, что связь личности с
окружающей ее средой проявляется в том,
что личность исполняет определенную
социальную роль. Обычно одна личность
исполняет даже несколько ролей: например,
отца, мужа и работника.
Эти роли,
т.е. место человека в обществе определяют
его речевое/неречевое
С этой
точки зрения урок иностранного языка
рассматривается как социальное
явление, где классная аудитория
— это определенная социальная среда,
в которой учитель и учащиеся
вступают в определенные социальные
отношения друг с другом.
Социальные
(ролевые) отношения принято делить
на симметричные и асимметричные. При
симметричных отношениях коммуниканты
являются носителями одной и той же социальной
роли, например, ученик — ученик, учитель
— учитель, брат — сестра и т.д. Ситуации
такого общения направлены на развитие
умений строить взаимоотношения с носителями
идентичной роли, обсуждать проблемы в
рамках общего социального контакта. Асимметричные
отношения наблюдаются тогда, когда участники
общения характеризуются различными социальными
признаками. Например, подчиненный — начальник,
ученик — учитель и др.
Задача
учителя состоит в том, чтобы
отобрать необходимые ситуации-
Технология
ролевой игры состоит из следующих
этапов:
Этап
подготовки. Подготовка ролевой игры
начинается с разработки сценария —
условного отображения ситуации
и объекта. Затем составляется план
проведения игры. Учитель должен иметь
общее описание процедуры игры и
четко представлять характерные
особенности действующих лиц.
Этап
объяснения. На данном этапе идет ввод
в игру, ориентация участников, определение
режима работы, формулировка главной
цели урока, а также необходимо обосновать
учащимся постановку проблемы и выбор
ситуации.
Выдаются
заранее подготовленные пакеты необходимых
материалов, инструкций, правил. При
необходимости учащиеся обращаются
за помощью к учителю за дополнительными
разъяснениями. Учитель должен настроить
учащихся на то, что нельзя относиться
пассивно к игре, нарушать регламент
и этику поведения.
Этап
проведения — процесс игры. На этом
этапе учащиеся разыгрывают предложенную
им ситуацию, выполняя определенные роли.
Этап
анализа и обобщения. По окончании
игры учитель вместе с учащимися
проводит обобщение, т.е. учащиеся обмениваются
мнениями, что, на их взгляд, получилось,
а над чем еще стоит
Технологическую схему ролевой игры можно представить следующим образом:Этап подготовки
—
разработка сценария;
—
составление плана;
—
общее описание игры;
—
характерные особенности
Этап объяснения
—
ориентация участников;
—
определение режима работы;
—
формулировка главной цели;
—
постановка проблемы;
—
выбор ситуации;
—
работа с пакетом документов;
— психологическая подготовка участников.
Этап проведения — процесс игры.
Этап анализа и обобщения
—
вывод из игры;
—
анализ, рефлексия;
—
оценка и самооценка работы;
—
выводы и обобщения;
—
рекомендации.
Необходимо
отметить, что работа над ролью
у разных учащихся протекает по-разному.
Можно использовать индивидуальную,
парную и групповую формы подготовки.
Все они имеют самостоятельную
дидактическую ценность, позволяют
связать воедино классную и внеклассную,
учебную и воспитательную работу.
По завершении
ролевой игры следует мотивированная
оценка учителем участия каждого
ученика в подготовке и проведении
конкретной ролевой игры. Кроме языковой
правильности учитель комментирует
выразительность ролевого поведения,
а также инициативность школьников
на всех этапах игры.
Информация о работе Использование ролевых игр в обучении диалогической речи на старшем этапе