Использование программы "Специальные образовательные средства" в процессе автоматизации звуков т, л, м, н в школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Разработка на базе компьютерной программы «Специальные образовательные средства» системы специальных упражнений, направленных на развитие произносительных навыков учащихся с нарушением слуха.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Использование омпьютерной программы «Специальные образовательные средства»в процессе работы над произношением учащихся с нарушением слуха.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Использование компьютерных технологий в процессе работы над произношением учащихся с нарушением слуха.

Содержание

ВВЕДЕНИE …………………….………………………………………..…... 3

ГЛАВА 1 РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬ -НОМ ОБРАЗОВАНИИ……………………………………………...………. 5
1.1 Тенденция развития специального образования на современном этапе………………………………………………………….....…….……… 5
1.2 Влияние ИКТ на развитие системы образования ……….......…….… 7
1.3 Дидактические возможности компьютера в специальном образовании ……………………………………………………………………………....... 9
2. Программа «Специальные образовательные средства»………………. 13
2.1 Краткая история создания этого продукта…………………………….. 13
2.2 Как работать с этой программой……………………………………………. 15
2.3 Основные понятия программы…………………………………………. 17
ГЛАВА 2 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ Л, М, Н… 19
Методика работы над носовыми звуками М и Н…………………… 19
1.1 ЗВУК [М]………………………………………………………………… 19
1.2 ЗВУК [Н]…………………………………………………………………. 20
1.3 Методика работы над дефектами звука Н, М………………………… 22
2. Методика работы над боковым звуком Л………………………………. 24
2.1 ЗВУК [Л]…………………………………………………………………. 24
2.2 Методика работы над дефектами звука Л…………………………… 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..……………………………………………………...……. 28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………...……. 30

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 87.98 Кб (Скачать)

Способы и приёмы коррекции:

Подражание:

•  показ перед зеркалом правильного положения языка;

•  графическое сопоставление;

•моделирование; 
Механический:

•  использование пластмассовой палочки;

• продвижение языка вглубь ротовой полости шпателем.

Предлагается одна система  по введению звука Л  в речь (по К. А. Волковой)

Система упражнений Ксении Александровны Волковой:

  1. Изолированное произнесение не отрабатывается;
  2. Прямой слог;
  3. Позиция между гласными;
  4. Обратный слог;
  5. Сочетание с другими согласными;
  6. Упражнения на дифференциацию.[8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обновление средств обучения, широкое внедрение информационных технологий в практику помощи детям  с отклонениями в развитии являются одним из главных направлений  модернизации системы специального образования.

Подводя итог, можно сказать, что использование информационных технологий в области формирования и коррекции произносительной стороны речи школьников с нарушением слуха обосновывается, на мой взгляд, на применении сурдопедагогами информационной технологии – программы «Специальные образовательные средства», описывая ее роль, место и функции в коррекционном процессе.[3]

Данная компьютерная технология может служить уникальным средством  мотивации детей к занятиям произношением, с которым не могут конкурировать  традиционные средства обучения. Ребенок  получает визуальные удовольствия с  момента введения в задачу. Традиционные упражнения трансформируются в интерактивные  игры с понятными правилами и  увлекательными сюжетами. Качественное произношение предложенного речевого материала становится условием достижения образовательной цели. Ребенок самостоятельно убеждается в соответствии/несоответствии качества своего произношения заданному  образцу правильной речи. Он впервые  получает адекватное его возможностям средство контроля и оценки многих аспектов своей речевой деятельности, благодаря чему возникает мотивация  к сотрудничеству со взрослым при возникновении затруднений в достижении поставленной цели. [2, 4]

Также позволяет мотивировать детей к трудным для них  видам деятельности; моделировать сложные  и скрытые от непосредственного  наблюдения объекты познания в любых  необходимых знаковых формах, свободно переходя от одной к другой; осуществлять не только последовательное, но и параллельное моделирование одного и того же предметного  содержания в наглядной форме  и с помощью речи, переходить от одного способа к другому; моделировать продуктивные виды совместной и индивидуальной деятельности детей, необходимые для  освоения поставленных развивающих  и коррекционных задач; создавать  дополнительные визуальные динамические опоры для анализа ребенком собственной  деятельности в режиме реального  и отсроченного времени. [5, 6]

Составленные мною упражнения, позволят провести ряд занятий по автоматизации и дифференциации звуков Л, М, Н в речи детей.

Я считаю, что введение информационных технологий в процесс обучения детей  школьного возраста с нарушением слуха раскрывает их уникальный потенциал в решении развивающих и коррекционных задач обучения школьников с различными нарушениями развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

  1. Кукушкина О. И., Гончарова Е. Л., Королевская Т. К. «Календарь» — специализированная компьютерная коррекционно-диагностическая среда для дошкольников и младших школьников // Дефектология. 1997. № 4.с 62-66.
  2. Кукушкина, О.И. Коммуникация в компьютерном классе: [Из опыта работы по прогр. “Мир за твоим окном” для глухих и слабослышащих детей по теме “Диалоги о погоде”] /О.И.Кукушкина //Дефектология.95 г. №6 с 48-54.
  3. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / под редакцией Ю.М. Горвица. -  М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.
  4. Айзенберг Б.И., Юдилевич А.Я., Белоножко 0,П, Диагностический и коррекционный аспекты использования компьютеров в работе с детьми, имеющими нарушения в познавательной деятельности./Дефектология, 1991, N6,-  с37-41
  5. Королевская Т.К. Компьютерная поддержка работы по формированию произношения у детей с нарушениями слуха // Дефектология. 1995. - № 1.- С.58 -65
  6. Кукушкина О.И. Использование  информационных технологий в специальном образовании /  М.:  Вестник образования
  7. Слезина Н.Ф. Применение технических средств в обучении глухих произношению. М.: Педагогика, 1975
  8. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1981. —191 с.
  9. Основы работы над звуками речи в школе для детей с нарушением слуха: пособие / С.Н. Феклистова. – Минск, 2007.

 


Информация о работе Использование программы "Специальные образовательные средства" в процессе автоматизации звуков т, л, м, н в школьном возрасте