Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Разработка на базе компьютерной программы «Специальные образовательные средства» системы специальных упражнений, направленных на развитие произносительных навыков учащихся с нарушением слуха.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Использование омпьютерной программы «Специальные образовательные средства»в процессе работы над произношением учащихся с нарушением слуха.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Использование компьютерных технологий в процессе работы над произношением учащихся с нарушением слуха.
ВВЕДЕНИE …………………….………………………………………..…... 3
ГЛАВА 1 РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬ -НОМ ОБРАЗОВАНИИ……………………………………………...………. 5
1.1 Тенденция развития специального образования на современном этапе………………………………………………………….....…….……… 5
1.2 Влияние ИКТ на развитие системы образования ……….......…….… 7
1.3 Дидактические возможности компьютера в специальном образовании ……………………………………………………………………………....... 9
2. Программа «Специальные образовательные средства»………………. 13
2.1 Краткая история создания этого продукта…………………………….. 13
2.2 Как работать с этой программой……………………………………………. 15
2.3 Основные понятия программы…………………………………………. 17
ГЛАВА 2 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ Л, М, Н… 19
Методика работы над носовыми звуками М и Н…………………… 19
1.1 ЗВУК [М]………………………………………………………………… 19
1.2 ЗВУК [Н]…………………………………………………………………. 20
1.3 Методика работы над дефектами звука Н, М………………………… 22
2. Методика работы над боковым звуком Л………………………………. 24
2.1 ЗВУК [Л]…………………………………………………………………. 24
2.2 Методика работы над дефектами звука Л…………………………… 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..……………………………………………………...……. 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………...……. 30
ГЛАВА 2
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ Л, М, Н
1.1 ЗВУК [М]
Рис. 1. Профиль артикуляции звука [м]
Артикуляционная характеристика:
Губы сомкнуты без напряжения и размыкаются без взрыва. При переходе к следующему гласному происходит плавное размыкание; в конце слога (слова) размыкания может и не быть. Положение языка зависит от следующего звука. Мягкое нёбо опущено, выдыхаемый воздух проходит в нос.
Способы и приёмы постановки:
Постановка осуществляется
по подражанию на основе слухо-зрительного
восприятия и использования тактильно-
Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Можно видеть положение губ, осязать вибрацию гортани, груди, щек и крыльев носа.
Если получить звук м на
основе слухо-зрительного восприятия
не удается, необходимо перейти к
другим приемам. Можно подходить
к звуку м от гласного, лучше
всего от а, произнося обратный слог
ам или отдельный звук м. Ученик прикладывает
одну ладонь к щеке учителя, а другую
— к своей собственной (чтобы
ощутить вибрацию). Хорошо дать почувствовать
и вибрацию крыльев носа. Для этого
следует приложить палец
1.2 ЗВУК [Н]
Рис. 2. Профиль артикуляции звука [н].
Артикуляционная характеристика:
Передний край языка в слогах на, но, ну, ны и в обратных слогах прижат к верхним резцам. При переходе к следующему звуку происходит не взрыв смычки, а размыкание; в обратных слогах размыкания может и не быть.
В слогах не, ни смычка образуется прижатой к альвеолам передней частью спинки языка, благодаря чему звук смягчается (позиционное смягчение); кончик языка при этом находится либо наверху, за верхними резцами, либо внизу, за нижними резцами. Мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют.
Способы и приёмы постановки:
Можно видеть положение губ, положение и работу языка; можно осязать вибрацию гортани, груди, крыльев носа.
Так же как и при работе над звуком [м], лучше всего подходить к звуку [н] от гласного [а], произнося обратный слог ан или отдельный звук [н]. При этом привлекается тактильно-вибрационный контроль: ребенок прикладывает палец одной руки к крылу носа учителя, а палец другой руки — к своему носу. При протяжном произнесении [н] он отчетливо ощущает вибрацию крыльев носа.
В некоторых (редких) случаях получить [н] по подражанию (на слухо-зрительной основе, с использованием тактильно-вибрационного контроля) не удается. Тогда прибегают к следующему приему:
Правильную артикуляцию звука [н] получают, отталкиваясь от звука м. Постановка н в этом случае осуществляется в три этапа:
1. межгубное
н — ребенок произносит
2. межзубное
н — верхняя губа поднимается
и при этом обнажает зубы (если
ребенок не может этого
3. зазубное
(нормальное) н. Описанный прием
всегда приводит к
Таким образом, звуки [м] и [н] сходны между собой:
1) по участию голоса в артикуляции;
2) по способу артикуляции
— оба носовые, смычно-
3) по отсутствию палатализации — оба относятся к твердым согласным.
Звуки [м] и [н] отличаются друг от друга по месту артикуляции. [8, 9]
1.3 Методика работы над дефектами звука Н и М
Условные обозначения дефектов М и Н
Звуки |
1 |
2 |
3 |
4 |
М |
МБ, МП |
Б, П |
М' |
- |
Н |
нд, нт |
ДТ |
Н' |
Л |
М = мб, мп Н = нд, нт
Дефект грубый, стойкий, часто даёт рецидивы.
Причина: Мягкое небо приподнимается при переходе к гласному звуку не одновременно с размыканием губ, а раньше. При мп/нт прекращается вибрация голосовых складок.
Способы и приёмы коррекции:
Подражание:
• слухо-зрительное восприятие звука с ЗУА
• ощущение вибрации щек и крыльев носа в норме на протяжении всего акта произнесения;
• графическое сопоставление;
• разложение труднопроизносимых слов (карман, форма);
•сопоставление ротовых и носовых звуков: ам- ап; ма-па мама-папа, самолет-лопата).
М=б(п) Н=д(т)
Дефект грубый, стойкий, часто дает рецидивы.
Причина: мягкое небо поднято и закрывает проход в полость носа. При П и Т - не вибрируют голосовые складки.
Способы и приемы коррекции:
Подражание:
• слухо-зрительное восприятие звука с ЗУА
• ощущение вибрации
щек и крыльев носа в
норме на протяжении всего акта произнесения;
• графическое сопоставление;
• разложение труднопроизносимых слов (карман, форма);
• сопоставление ротовых и носовых звуков: ам- ап; ма-па мама-папа, самолет-лопата).
Причина: учитель-дефектолог при постановке звука утрирует силу произношения, указывая на сильные вибрацию носа и выдох через ноздри. Гласные могут произноситься нормальным голосом.
Способы и приёмы коррекции:
А)Подражание:
• сопоставление на слух правильного и дефектного звучания с опорой на графическое изображение;
• опора на тактильно-вибрационный контроль: прикладывание руки к грудной клетке;
• опора на тактильные ощущения: при дефектном воспроизведении слога АМ гортань резко поднимается при переходе из положения для А. При нормальном воспроизведении не происходит никаких изменений.
Б) Постановка заново от гласного.
4. Замена звука Н звуком Л
Причина: язык не имеет формы широкой лопаты, а приобретает форму жала. Мягкое небо поднято, закрыт проход воздуха в полость носа.
Способы и приёмы коррекции: постановка заново.
Предлагаются две системы упражнений по введению звуков М и Н в речь. (Система упражнений по автоматизации)
Система Фёдора Фёдоровича Рау и Нины Феодосьевны Слезиной.
Система Ксении Александровны Волковой.
2. Методика работы над боковым согласным Л
2.1 ЗВУК [Л]
Артикуляционная характеристика:
Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык принимает форму жала и упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха. Иногда такой проход остается лишь с одного бока, чаще слева. Корневая часть языка поднята. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют.
Способы и приёмы постановки:
Постановка осуществляется
по подражанию на основе слухо-зрительного
восприятия и использования тактильно-
Можно видеть положение губ, края резцов, а также форму и положение кончика языка. С помощью осязания воспринимаются вибрация гортани и слабый выдох изо рта.[8, 9]
2.2 Методика работы над дефектами звука Л
Условные обозначения дефектов звука Л (по Н. Ф. Слезиной)
Звук |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Л |
немое |
1 |
Н |
Д, т |
(п |
Причина: неправильное участие голоса в артикуляции: голосовые складки разомкнуты и не вибрируют.
Способы и приемы коррекции: Подражание:
• ощущение вибрации гортани в норме. Постановка заново.
Причина: неправильное участие в артикуляции носового резонатора: мягкое небо опущено, воздух идет через нос.
Способы и приемы коррекции:
Подражание:
• сопоставление на слух;
• ощущение струи выдыхаемого воздуха в норме;
Механический:
• нажатие на корень языка шпателем;
• касание мягкого неба шпателем.
Причина: крушение способа артикуляции: язык плотно прилегает боковыми краями к верхним коренным зубам, не оставляя боковых щелей. Неправильное участие в артикуляции носового резонатора: мягкое небо опущено, воздух идет через нос.
Способы и приёмы коррекции:
Подражание:
• ощущение вибрации крыльев носа при дефекте;
• сопоставление на слух правильного и дефектного звучания;
• графическое сопоставление;
• моделирование кистями рук положения языка.
Механический:
• использование пластмассовой палочки;
• касание шпателем мягкого неба;
• использование специального зонда: он укладывается поперек языка и прижимает боковые края, после чего кончик языка упирается в верхние зубы.
Поэтапная постановка заново.
Причина: нарушение способа артикуляции: язык закрывает выход изо рта, в результате происходит язычно-зубная смычка. При замене Л на Т отсутствует голос.
Способы и приёмы коррекции:
Подражание:
• графическое сопоставление;
• различение на слух;
• ощущение вибрации гортани в норме (призамене Л на Т);
• моделирование кистями рук положения языка.
Механический:
• использование пластмассовой
палочки.
Поэтапная постановка звука
Причина: нарушение способа артикуляции: язык широко прилегает передним краем к резцам (альвеолам), оставляя посередине широкую щель, через которую с шумом выходит воздух.