Использование программы "Специальные образовательные средства" в процессе автоматизации звуков т, л, м, н в школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Разработка на базе компьютерной программы «Специальные образовательные средства» системы специальных упражнений, направленных на развитие произносительных навыков учащихся с нарушением слуха.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Использование омпьютерной программы «Специальные образовательные средства»в процессе работы над произношением учащихся с нарушением слуха.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Использование компьютерных технологий в процессе работы над произношением учащихся с нарушением слуха.

Содержание

ВВЕДЕНИE …………………….………………………………………..…... 3

ГЛАВА 1 РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬ -НОМ ОБРАЗОВАНИИ……………………………………………...………. 5
1.1 Тенденция развития специального образования на современном этапе………………………………………………………….....…….……… 5
1.2 Влияние ИКТ на развитие системы образования ……….......…….… 7
1.3 Дидактические возможности компьютера в специальном образовании ……………………………………………………………………………....... 9
2. Программа «Специальные образовательные средства»………………. 13
2.1 Краткая история создания этого продукта…………………………….. 13
2.2 Как работать с этой программой……………………………………………. 15
2.3 Основные понятия программы…………………………………………. 17
ГЛАВА 2 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ Л, М, Н… 19
Методика работы над носовыми звуками М и Н…………………… 19
1.1 ЗВУК [М]………………………………………………………………… 19
1.2 ЗВУК [Н]…………………………………………………………………. 20
1.3 Методика работы над дефектами звука Н, М………………………… 22
2. Методика работы над боковым звуком Л………………………………. 24
2.1 ЗВУК [Л]…………………………………………………………………. 24
2.2 Методика работы над дефектами звука Л…………………………… 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..……………………………………………………...……. 28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………...……. 30

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 87.98 Кб (Скачать)

ГЛАВА 2

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД  ЗВУКАМИ Л, М, Н

 

  1. Методика работы над носовыми звуками М и Н

 

1.1 ЗВУК [М]

 

Рис. 1. Профиль артикуляции  звука [м]

Артикуляционная характеристика:

Губы сомкнуты без напряжения и размыкаются без взрыва. При  переходе к следующему гласному происходит плавное размыкание; в конце слога (слова) размыкания может и не быть. Положение языка зависит от следующего звука. Мягкое нёбо опущено, выдыхаемый воздух проходит в нос.

Способы и приёмы постановки:

Постановка осуществляется по подражанию на основе слухо-зрительного  восприятия и использования тактильно-вибрациооных ощущений.

Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Можно видеть положение  губ, осязать вибрацию гортани, груди, щек и крыльев носа.

 

Если получить звук м на основе слухо-зрительного восприятия не удается, необходимо перейти к  другим приемам.  Можно подходить  к звуку м от гласного, лучше  всего от а, произнося обратный слог ам или отдельный звук м. Ученик прикладывает одну ладонь к щеке учителя, а другую — к своей собственной (чтобы  ощутить вибрацию). Хорошо дать почувствовать  и вибрацию крыльев носа. Для этого  следует приложить палец ученика  к крылу носа.[8, 9]

 

 

 

 

 

 

1.2 ЗВУК [Н]

Рис. 2. Профиль артикуляции  звука [н].

Артикуляционная характеристика:

Передний край языка в  слогах на, но, ну, ны и в обратных слогах прижат к верхним резцам. При переходе к следующему звуку  происходит не взрыв смычки, а размыкание; в обратных слогах размыкания может  и не быть.

В слогах не, ни смычка образуется прижатой к альвеолам передней частью спинки языка, благодаря чему звук смягчается (позиционное смягчение); кончик языка  при этом находится либо наверху, за верхними резцами, либо внизу, за нижними  резцами. Мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос. Голосовые складки  сомкнуты и вибрируют.

Способы и приёмы постановки:

  1. Постановка осуществляется по подражанию на основе слухо-зрительного восприятия и использования тактильно-вибрациооных ощущений.

Можно видеть положение губ, положение и работу языка; можно  осязать вибрацию гортани, груди, крыльев  носа.

  1. Если звук н не удается получить на основе слухо-зрительного восприятия, следует перейти к другим приемам.

Так же как и при работе над звуком [м], лучше всего подходить  к звуку [н] от гласного [а], произнося  обратный слог ан или отдельный звук [н]. При этом привлекается тактильно-вибрационный контроль: ребенок прикладывает палец  одной руки к крылу носа учителя, а палец другой руки — к своему носу. При протяжном произнесении [н] он отчетливо ощущает вибрацию крыльев носа.

В некоторых (редких) случаях  получить [н] по подражанию (на слухо-зрительной основе, с использованием тактильно-вибрационного  контроля) не удается. Тогда прибегают  к следующему приему:

Правильную артикуляцию  звука [н] получают, отталкиваясь от звука  м. Постановка н в этом случае осуществляется в три этапа:

1.      межгубное  н — ребенок произносит протяжно  м, язык (в широкой позиции)  просовывается между губами и  при этом плотно закрывает  всю ротовую щель; удерживая язык  в таком положении, ученик произносит  слоги и слова со звуком  н;

2.      межзубное  н — верхняя губа поднимается  и при этом обнажает зубы (если  ребенок не может этого сделать  сам, ему нужно помочь, подняв  губу шпателем или пальцами); язык (в широкой позиции) удерживается  между зубами; ученик произносит  слоги и слова со звуком  н;

3.      зазубное (нормальное) н. Описанный прием  всегда приводит к желательному  результату.

Таким образом, звуки [м] и [н] сходны между собой:

1) по участию голоса  в артикуляции; 

2) по способу артикуляции  — оба носовые, смычно-проходные; 

3) по отсутствию палатализации  — оба относятся к твердым  согласным.

Звуки [м] и [н] отличаются друг от друга по месту артикуляции. [8, 9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Методика работы над дефектами звука Н и М

Условные обозначения  дефектов М и Н

Звуки

1

2

3

4

М

МБ, МП

Б, П

М'

-

Н

нд, нт

ДТ

Н'

Л


 

  1. Неполная закрытая гнусавость

М = мб, мп Н = нд, нт

Дефект грубый, стойкий, часто  даёт рецидивы.

Причина: Мягкое небо приподнимается при переходе к гласному звуку не одновременно с размыканием губ, а раньше. При мп/нт прекращается вибрация голосовых складок.

Способы и приёмы коррекции:

Подражание:

• слухо-зрительное восприятие звука с ЗУА

• ощущение вибрации щек  и крыльев носа в норме на протяжении всего акта произнесения;

• графическое сопоставление;

• разложение труднопроизносимых слов (карман, форма);

•сопоставление ротовых  и носовых звуков: ам- ап; ма-па мама-папа, самолет-лопата).

  1. Полная закрытая гнусавость

М=б(п) Н=д(т)

Дефект грубый, стойкий, часто дает рецидивы.

Причина: мягкое небо поднято и закрывает проход в полость носа. При П и Т - не вибрируют голосовые складки.

Способы и приемы коррекции:

Подражание:

•       слухо-зрительное восприятие звука с ЗУА

•       ощущение вибрации щек и крыльев носа в 
норме на протяжении всего акта произнесения;

•       графическое сопоставление;

•  разложение труднопроизносимых слов (карман, форма);

•       сопоставление ротовых и носовых звуков: ам- ап; ма-па мама-папа, самолет-лопата).

 

  1. Повышение голоса

Причина:  учитель-дефектолог при постановке звука утрирует силу произношения, указывая на сильные вибрацию носа и выдох через ноздри. Гласные могут произноситься нормальным голосом.

Способы и приёмы коррекции:

А)Подражание: 

•  сопоставление на слух правильного и дефектного звучания с опорой на графическое изображение;

•  опора на тактильно-вибрационный контроль: прикладывание руки к грудной клетке;

•  опора на тактильные ощущения: при дефектном воспроизведении слога АМ гортань резко поднимается при переходе из положения для А. При нормальном воспроизведении не происходит никаких изменений.

Б) Постановка заново от гласного.

4. Замена звука Н звуком Л

Причина: язык не имеет формы широкой лопаты, а приобретает форму жала. Мягкое небо поднято, закрыт проход воздуха в полость носа.

Способы и приёмы коррекции: постановка заново.

 

Предлагаются  две системы упражнений по введению звуков М и Н в речь. (Система  упражнений по автоматизации)

Система Фёдора Фёдоровича Рау и Нины Феодосьевны Слезиной.

  1. Протяжённое произнесение изолированного согласного.
  2. Конечная позиция.
  3. Позиция между гласными.
  4. Начальная позиция.
  5. Дифференциация со звуками: М – П, М – Б, Н – Т, Н – Д.
  6. Сочетания с согласными.

Система Ксении Александровны Волковой.

  1. Длительное изолированное произнесение.
  2. Обратный слог.
  3. Позиция между гласными.
  4. Начальная позиция.
  5. Сочетания с другими согласными.
  6. Упражнения на дифференциацию.[9]

 

 

 

 

 

 

2. Методика работы над боковым согласным Л

2.1 ЗВУК [Л]

 

Артикуляционная характеристика:

Верхние и нижние резцы  находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык принимает форму  жала и упирается своим кончиком в верхние резцы или их десны. Боковые края языка не смыкаются  с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для  выдыхаемого воздуха. Иногда такой  проход остается лишь с одного бока, чаще слева. Корневая часть языка  поднята. Мягкое нёбо поднято и закрывает  проход в нос. Голосовые складки  сомкнуты и вибрируют.

Способы и приёмы постановки:

Постановка осуществляется по подражанию на основе слухо-зрительного  восприятия и использования тактильно-вибрациооных ощущений.

Можно видеть положение губ, края резцов, а также форму и  положение кончика языка. С помощью  осязания воспринимаются вибрация гортани  и слабый выдох изо рта.[8, 9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методика работы над дефектами звука Л

Условные обозначения  дефектов звука Л (по Н. Ф. Слезиной)

 

Звук

1

2

3

4

5

Л

немое

1

Н

Д, т

(п


 

  1. Немое Л

Причина: неправильное участие голоса в артикуляции: голосовые складки разомкнуты и не вибрируют.

Способы и приемы коррекции: Подражание:

• ощущение вибрации гортани  в норме. Постановка заново.

  1. Назализация

Причина: неправильное участие в артикуляции носового резонатора: мягкое небо опущено, воздух идет через нос.

Способы и приемы коррекции:

 Подражание:

•  сопоставление на слух;

•  ощущение струи выдыхаемого воздуха в норме;

  • ощущение вибрации крыльев носа при дефектном произношении.

Механический:

• нажатие на корень языка шпателем;

•  касание мягкого неба шпателем.

  1. Замена звука Л звуком Н

Причина: крушение способа артикуляции: язык плотно прилегает боковыми краями к верхним коренным зубам, не оставляя боковых щелей. Неправильное участие в артикуляции носового резонатора: мягкое небо опущено, воздух идет через нос.

Способы и приёмы коррекции:

Подражание:

• ощущение вибрации крыльев носа при дефекте;

• сопоставление на слух правильного и дефектного звучания;

• графическое сопоставление;

• моделирование кистями рук положения языка.

Механический:

• использование пластмассовой палочки;

• касание шпателем мягкого неба;

• использование специального зонда: он укладывается поперек языка и прижимает боковые края, после чего кончик языка упирается в верхние зубы.

Поэтапная постановка заново.

  1. Л = Д(Т)

Причина: нарушение способа артикуляции: язык закрывает выход изо рта, в результате происходит язычно-зубная смычка. При замене Л на Т отсутствует голос.

Способы и приёмы коррекции:

Подражание:

• графическое сопоставление;

• различение на слух;

• ощущение вибрации гортани в норме (призамене Л на Т);

• моделирование кистями рук положения языка.

Механический:

• использование пластмассовой палочки. 
Поэтапная постановка звука

  1. Л = Th

Причина: нарушение способа артикуляции: язык широко прилегает передним краем к резцам (альвеолам), оставляя посередине широкую щель, через которую с шумом выходит воздух.

Информация о работе Использование программы "Специальные образовательные средства" в процессе автоматизации звуков т, л, м, н в школьном возрасте