Использование программы "Специальные образовательные средства" в процессе автоматизации звуков т, л, м, н в школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Разработка на базе компьютерной программы «Специальные образовательные средства» системы специальных упражнений, направленных на развитие произносительных навыков учащихся с нарушением слуха.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Использование омпьютерной программы «Специальные образовательные средства»в процессе работы над произношением учащихся с нарушением слуха.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Использование компьютерных технологий в процессе работы над произношением учащихся с нарушением слуха.

Содержание

ВВЕДЕНИE …………………….………………………………………..…... 3

ГЛАВА 1 РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬ -НОМ ОБРАЗОВАНИИ……………………………………………...………. 5
1.1 Тенденция развития специального образования на современном этапе………………………………………………………….....…….……… 5
1.2 Влияние ИКТ на развитие системы образования ……….......…….… 7
1.3 Дидактические возможности компьютера в специальном образовании ……………………………………………………………………………....... 9
2. Программа «Специальные образовательные средства»………………. 13
2.1 Краткая история создания этого продукта…………………………….. 13
2.2 Как работать с этой программой……………………………………………. 15
2.3 Основные понятия программы…………………………………………. 17
ГЛАВА 2 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ Л, М, Н… 19
Методика работы над носовыми звуками М и Н…………………… 19
1.1 ЗВУК [М]………………………………………………………………… 19
1.2 ЗВУК [Н]…………………………………………………………………. 20
1.3 Методика работы над дефектами звука Н, М………………………… 22
2. Методика работы над боковым звуком Л………………………………. 24
2.1 ЗВУК [Л]…………………………………………………………………. 24
2.2 Методика работы над дефектами звука Л…………………………… 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..……………………………………………………...……. 28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………...……. 30

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 87.98 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  Республики  Беларусь

УО «Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка»

Факультет специального образования

Кафедра сурдопедагогики

 

 

«Допустить к защите»

Заведующий кафедрой сурдопедагогики

_________________ Феклистова С. Н.

«___» _________________ 20__ г.

 

 

 

Курсовая  работа

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ  «СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА»  В ПРОЦЕССЕ АВТОМАТИЗАЦИИ  ЗВУКОВТ  Л, М, Н В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

 

 

 

Минск 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИE …………………….………………………………………..…...   3

 

ГЛАВА 1 РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬ -НОМ ОБРАЗОВАНИИ……………………………………………...……….  5

1.1 Тенденция развития специального образования на современном этапе………………………………………………………….....…….………  5

1.2 Влияние ИКТ на развитие системы образования ……….......…….…  7

1.3 Дидактические возможности компьютера в специальном образовании …………………………………………………………………………….......  9

2.  Программа «Специальные  образовательные средства»………………. 13

2.1 Краткая история создания этого продукта……………………………..  13

2.2 Как работать с этой программой…………………………………………….   15

2.3 Основные понятия программы………………………………………….  17

ГЛАВА 2 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ Л, М, Н… 19

  1. Методика работы над носовыми звуками М и Н…………………… 19

1.1 ЗВУК [М]………………………………………………………………… 19

1.2 ЗВУК [Н]…………………………………………………………………. 20

1.3 Методика работы над дефектами звука Н, М…………………………   22

2. Методика работы над боковым звуком Л……………………………….  24

2.1 ЗВУК [Л]………………………………………………………………….  24

2.2 Методика работы над  дефектами звука Л……………………………  25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..……………………………………………………...…….  28

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………...…….  30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В каждом обществе и культуре существует специально созданное образовательное  пространство, которое включает в  себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и  образовательных учреждениях. Нарушения  в развитии приводят к «выпадению»  ребенка из этого социально и  культурно обусловленного образовательного пространства. Взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом  передать ребенку с нарушениями  в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся  ребенок приобретает без особых условий, специфичных средств, методов, путей обучения. По отношению к  детям с нарушениями развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными принятые способы решения традиционных развивающих и образовательных задач на каждом возрастном этапе. Социальная недостаточность таких детей непосредственно связана не с первичным нарушением, а с «социальным вывихом», преодолеть который можно средствами специально организованного и особым образом устроенного образования, предусматривающего «обходные пути», специальные методы и средства решения тех развивающих и образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.[1, 2]

К одному из таких способов решения развивающих и образовательных  задач является использование информациооных технологий в процессе обучения детей  с нарушением слуха, что позволяет  достичь наибольших успехов  в  социализации детей. Одним из наиболле распространённых средств достижения хорошего результата в успешной социализации детей с нарушением слуха является программа «Специальные    образовательные средства». Данная программа позволяет  объединить графические   материалы, текстовую информацию и звуковое сопровождение в подготовке и накоплении cобственной учебно-методической базы педагогической деятельности. Программа даёт возможность манипулировать графическими объектами на экране компьютера и сопровождать эти возможности звуковыми фрагментами инструкций, номинаций, пояснений и указаний. Это позволяет приблизиться в работе с компьютером к методикам, требующим манипулятивных способов построения учебных заданий. Возможности этой компьютерной программы  позволяют педагогу реализовать индивидуальный подход в процессе обучения ребёнка с нарушением слуха.[3, 5]

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: 
Разработка на базе компьютерной программы «Специальные образовательные средства» системы специальных упражнений, направленных на развитие произносительных навыков учащихся с нарушением слуха.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: 
Использование омпьютерной программы «Специальные образовательные средства»в процессе работы над произношением учащихся с нарушением слуха.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Использование компьютерных технологий в процессе работы над  произношением учащихся с нарушением слуха.

ЗАДАЧИ:

1. Теоретический анализ  по проблеме использования компьютерных  технологий в специальном образовании;

2. Анализ методических  подходов к формированию произносительных  навыков школьников с нарушением  слуха;

3. Разработка систем упражнений  направленных на:

  • развитие речевого дыхания и голоса;
  • автоматизацию звуков речи;
  • дифференциацию звуков речи;
  • формирование навыков словесного ударения.

4. Моделирование компьютерных  проектов для развития произносительных  навыков учащихся с нарушением  слуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

1.1 Тенденции развития специального образования на современном этапе

Интеграция учащихся с  особенностями психофизического развития в общеобразовательные школы  стала в последние годы неотъемлемой частью всемирного движения за права  человека. Все учащиеся имеют право на образование вне зависимости от их индивидуальных способностей.

В течение последних нескольких десятилетий развитие процесса интеграции стало центральным в образовательной  политике и явилось причиной важнейших  изменений в законодательстве многих стран.

Начавшееся в 80-х годах  прошлого столетия движение интеграции имело своей целью предоставить учащимся с особыми образовательными потребностями социальную поддержку, возможность получения общего образования. Для реализации такого подхода требуется  изменение социальных взаимоотношений  и формирование позитивного отношения  к учащимся со стороны сверстников, преподавателей и общества в целом.

В последнее время темпы  развития процесса интеграции значительно  увеличились. Целый ряд международных  соглашений по правам человека поддерживает точку зрения о том, что раздельное обучение противоречит основным правам детей и молодежи. Среди таких  соглашений можно назвать: «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989), «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (1993), а также «Саламанкская  декларация и рамки действий по образованию  лиц с особыми потребностями» (1994). Эти документы признают право  всех людей на получение качественного  образования. Конвенцию о правах ребенка ратифицировали в общей  сложности 193 государства — последним было Сомали, одобрившее Концепцию в 2002 году.

Обобщая цели и стремления международного сообщества в этом направлении, «Саламанкская декларация и рамки  действий по образованию лиц с  особыми потребностями» (1994) призывает  правительства внедрять принцип  интегрированного обучения для всех.

В последнее время понятие  интеграция трактуется несколько шире, чем раньше. Исследования свидетельствуют о том, что политика в области интеграции не должна ограничиваться сферой образования. Интеграция, в соответствии с таким подходом, представляет собой процесс сокращения количества барьеров, препятствующих обучению и повышению доступности образования для всех граждан.

Государственная политика в  сфере специального образования  направлена на:

  • создание благоприятных правовых, экономических, социальных и организационных условий для реализации права лиц с особенностями психофизического развития на получение образования;
  • развитие системы специального образования;
  • обеспечение лицам с особенностями психофизического развития условий для получения образования в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями на всех уровнях основного образования;
  • создание условий для своевременного выявления детей с особенностями психофизического развития, оказания им ранней комплексной и коррекционно-педагогической помощи;
  • создание условий для развития интегрированного обучения и воспитания;
  • социально-психологическую поддержку семей, воспитывающих лиц с особенностями психофизического развития.

 

1.2 Влияние ИКТ на развитие системы образования

Общественное развитие сегодня  характеризуется возрастающей ролью  образования, информации и знаний, которые  становятся необходимыми предпосылками  формирования личности каждого человека и процветания общества в целом.

Развитие ИКТ, предоставляющих  возможность свободно пользоваться и обмениваться информацией, оказало  огромное влияние на все аспекты  нашей жизни. Новые технологии изменили наше общество и способствовали созданию новой культурной среды, в которой информация присутствует повсеместно. Изменения коснулись не только производственной и коммерческой деятельности, но и методов обучения, способов приобретения знаний и навыков, а также взаимодействия между людьми.

В последние два десятилетия  произошли значительные изменения  в сфере предоставления образовательных  услуг. Возможности традиционных форматов текста, звука, графики и видео  теперь объединились в мультимедийных документах. Благодаря глобальным компьютерным сетям мир сегодня располагает огромными возможностями для самых разнообразных способов коммуникации. Цифровые телекоммуникационные системы заменили «старые», аналоговые. Мы находимся на пороге объединения компьютерных систем, телефонии и телевидения. Разнообразные прикладные возможности информационных технологий нового поколения открывают все новые и новые возможности для работы дома и в офисе, банковского обслуживания через Интернет, электронной коммерции, медицины и, конечно, для получения образования. Использование новых технологий требует быстрого приобретения новых умений и практических навыков. При этом адаптация к новым условиям возможна лишь на основе правильного понимания принципов работы с ИКТ. Вопросы компьютерной грамотности активно обсуждаются в современном обществе. Многие страны сегодня рассматривают формирование основных умений и навыков работы с ИКТ как часть общего образования наряду с овладением такими навыками, как чтение, письмо и счет.

В течение длительного  времени развитие содержания, форм и методов образования было направлено на удовлетворение потребностей индустриального этапа развития общества. Представления о целях и задачах образования теперь ориентированы на запросы общества, находящегося на новом, информационном этапе развития. Наряду с новыми подходами в обучении требуется также и соответствующее изменение ролей всех участников образовательного процесса. Свободный доступ к глобальной коммуникации, включая Интернет, а также широкое распространение компьютеров и интерактивной системы мультимедиа означает, что:

  • процессы обучения и получения знаний становятся менее зависимыми от физического места нахождения участников учебного процесса;
  • значительно возрастает количество учебных ресурсов, а также форматов их предоставления;
  • инициатива определения времени проведения занятий предоставляется учащимся. Процесс обучения основан теперь на принципе «в любое время, в любом месте».

Применение ИКТ стало  не просто важным дополнением учебной  программы: оно обогатило систему образования необходимым набором ресурсов и дидактических инструментов, максимально удовлетворяющих процессу обучения. Среди педагогических технологий наибольший интерес для специального образования представляют те технологии, которые ориентированы на групповую работу учащихся, на обучение в сотрудничестве, активный познавательный процесс и работу с различными источниками информации. Такие технологии наиболее эффективно решают проблемы личностно ориентированного обучения и способствуют эффективной социализации людей с особыми образовательными потребностями. Именно эти технологии предусматривают широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в совместной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. Учащиеся получают реальную возможность достигать определенных результатов в различных областях знаний в соответствии с индивидуальными возможностями.

 

1.3 Дидактические возможности компьютера в специальном образовании

Система специального образования, позволяющая подготовить и адаптировать учащихся к жизни в условиях современного информационного общества, требует  создания оптимальных условий образовательной  среды, отвечающих индивидуальным потребностям учащихся и способствующих минимизации  возникающих у них препятствий  к обучению.

Создание таких условий  может быть достигнуто путем активного  внедрения компьютерных технологий. С внедрением компьютерных технологий в специальное образование дефектологи связывают перспективы роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию и уровня достижений, расширение сфер трудовой деятельности лиц с особенностями психофизического развития.

Одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что  компьютер может комплектоваться  с учетом индивидуальных нужд и потребностей каждой из категорий лиц с особенностями  психофизического развития. Так, для  людей с нарушениями опорно-двигательного  аппарата возможно изменение конфигурации клавиатуры, применение мембранной клавиатуры с повышенной чувствительностью, клавиатуры с увеличенными клавишами, специальных  пальцевых датчиков. Для людей  с нарушением слуха разработаны  специальные компьютерные технологии, позволяющие визуализировать звуковую информацию. Для людей с нарушением зрения используется специальная клавиатура с насечками на клавишах, программы, с помощью которых озвучивается информация (так называемый «Экранный  чтец»).

Информация о работе Использование программы "Специальные образовательные средства" в процессе автоматизации звуков т, л, м, н в школьном возрасте