Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Разработка на базе компьютерной программы «Специальные образовательные средства» системы специальных упражнений, направленных на развитие произносительных навыков учащихся с нарушением слуха.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Использование омпьютерной программы «Специальные образовательные средства»в процессе работы над произношением учащихся с нарушением слуха.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Использование компьютерных технологий в процессе работы над произношением учащихся с нарушением слуха.
ВВЕДЕНИE …………………….………………………………………..…... 3
ГЛАВА 1 РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬ -НОМ ОБРАЗОВАНИИ……………………………………………...………. 5
1.1 Тенденция развития специального образования на современном этапе………………………………………………………….....…….……… 5
1.2 Влияние ИКТ на развитие системы образования ……….......…….… 7
1.3 Дидактические возможности компьютера в специальном образовании ……………………………………………………………………………....... 9
2. Программа «Специальные образовательные средства»………………. 13
2.1 Краткая история создания этого продукта…………………………….. 13
2.2 Как работать с этой программой……………………………………………. 15
2.3 Основные понятия программы…………………………………………. 17
ГЛАВА 2 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ Л, М, Н… 19
Методика работы над носовыми звуками М и Н…………………… 19
1.1 ЗВУК [М]………………………………………………………………… 19
1.2 ЗВУК [Н]…………………………………………………………………. 20
1.3 Методика работы над дефектами звука Н, М………………………… 22
2. Методика работы над боковым звуком Л………………………………. 24
2.1 ЗВУК [Л]…………………………………………………………………. 24
2.2 Методика работы над дефектами звука Л…………………………… 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..……………………………………………………...……. 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………...……. 30
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Факультет специального образования
Кафедра сурдопедагогики
«Допустить к защите»
Заведующий кафедрой сурдопедагогики
_________________ Феклистова С. Н.
«___» _________________ 20__ г.
Курсовая работа
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММЫ «СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА» В ПРОЦЕССЕ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВТ Л, М, Н В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Минск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИE …………………….………………………………………..…...
ГЛАВА 1 РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬ -НОМ ОБРАЗОВАНИИ……………………………………………..
1.1 Тенденция развития специального
образования на современном этапе…………………………………………………………...
1.2 Влияние ИКТ на развитие системы образования ……….......…….… 7
1.3 Дидактические возможности
компьютера в специальном образовании
…………………………………………………………………………….
2. Программа «Специальные
образовательные средства»……………
2.1 Краткая история создания этого продукта…………………………….. 13
2.2 Как работать с этой программой……………………………………………. 15
2.3 Основные понятия программы…………………………………………. 17
ГЛАВА 2 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ Л, М, Н… 19
1.1 ЗВУК [М]………………………………………………………………… 19
1.2 ЗВУК [Н]…………………………………………………………………. 20
1.3 Методика работы над дефектами звука Н, М………………………… 22
2. Методика работы над боковым звуком Л………………………………. 24
2.1 ЗВУК [Л]…………………………………………………………………. 24
2.2 Методика работы над дефектами звука Л…………………………… 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..……………………………………………………...……. 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………...……. 30
ВВЕДЕНИЕ
В каждом обществе и культуре существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждениях. Нарушения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без особых условий, специфичных средств, методов, путей обучения. По отношению к детям с нарушениями развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными принятые способы решения традиционных развивающих и образовательных задач на каждом возрастном этапе. Социальная недостаточность таких детей непосредственно связана не с первичным нарушением, а с «социальным вывихом», преодолеть который можно средствами специально организованного и особым образом устроенного образования, предусматривающего «обходные пути», специальные методы и средства решения тех развивающих и образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.[1, 2]
К одному из таких способов
решения развивающих и
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Разработка на базе компьютерной
программы «Специальные образовательные
средства» системы специальных упражнений,
направленных на развитие произносительных
навыков учащихся с нарушением слуха.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Использование омпьютерной
программы «Специальные образовательные
средства»в процессе работы над произношением
учащихся с нарушением слуха.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Использование компьютерных технологий в процессе работы над произношением учащихся с нарушением слуха.
ЗАДАЧИ:
1. Теоретический анализ
по проблеме использования
2. Анализ методических
подходов к формированию
3. Разработка систем упражнений направленных на:
4. Моделирование компьютерных
проектов для развития
ГЛАВА 1
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Тенденции развития специального образования на современном этапе
Интеграция учащихся с особенностями психофизического развития в общеобразовательные школы стала в последние годы неотъемлемой частью всемирного движения за права человека. Все учащиеся имеют право на образование вне зависимости от их индивидуальных способностей.
В течение последних нескольких
десятилетий развитие процесса интеграции
стало центральным в
Начавшееся в 80-х годах прошлого столетия движение интеграции имело своей целью предоставить учащимся с особыми образовательными потребностями социальную поддержку, возможность получения общего образования. Для реализации такого подхода требуется изменение социальных взаимоотношений и формирование позитивного отношения к учащимся со стороны сверстников, преподавателей и общества в целом.
В последнее время темпы развития процесса интеграции значительно увеличились. Целый ряд международных соглашений по правам человека поддерживает точку зрения о том, что раздельное обучение противоречит основным правам детей и молодежи. Среди таких соглашений можно назвать: «Конвенция ООН о правах ребенка» (1989), «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» (1993), а также «Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями» (1994). Эти документы признают право всех людей на получение качественного образования. Конвенцию о правах ребенка ратифицировали в общей сложности 193 государства — последним было Сомали, одобрившее Концепцию в 2002 году.
Обобщая цели и стремления международного сообщества в этом направлении, «Саламанкская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями» (1994) призывает правительства внедрять принцип интегрированного обучения для всех.
В последнее время понятие интеграция трактуется несколько шире, чем раньше. Исследования свидетельствуют о том, что политика в области интеграции не должна ограничиваться сферой образования. Интеграция, в соответствии с таким подходом, представляет собой процесс сокращения количества барьеров, препятствующих обучению и повышению доступности образования для всех граждан.
Государственная политика в сфере специального образования направлена на:
1.2 Влияние ИКТ на развитие системы образования
Общественное развитие сегодня характеризуется возрастающей ролью образования, информации и знаний, которые становятся необходимыми предпосылками формирования личности каждого человека и процветания общества в целом.
Развитие ИКТ, предоставляющих возможность свободно пользоваться и обмениваться информацией, оказало огромное влияние на все аспекты нашей жизни. Новые технологии изменили наше общество и способствовали созданию новой культурной среды, в которой информация присутствует повсеместно. Изменения коснулись не только производственной и коммерческой деятельности, но и методов обучения, способов приобретения знаний и навыков, а также взаимодействия между людьми.
В последние два десятилетия произошли значительные изменения в сфере предоставления образовательных услуг. Возможности традиционных форматов текста, звука, графики и видео теперь объединились в мультимедийных документах. Благодаря глобальным компьютерным сетям мир сегодня располагает огромными возможностями для самых разнообразных способов коммуникации. Цифровые телекоммуникационные системы заменили «старые», аналоговые. Мы находимся на пороге объединения компьютерных систем, телефонии и телевидения. Разнообразные прикладные возможности информационных технологий нового поколения открывают все новые и новые возможности для работы дома и в офисе, банковского обслуживания через Интернет, электронной коммерции, медицины и, конечно, для получения образования. Использование новых технологий требует быстрого приобретения новых умений и практических навыков. При этом адаптация к новым условиям возможна лишь на основе правильного понимания принципов работы с ИКТ. Вопросы компьютерной грамотности активно обсуждаются в современном обществе. Многие страны сегодня рассматривают формирование основных умений и навыков работы с ИКТ как часть общего образования наряду с овладением такими навыками, как чтение, письмо и счет.
В течение длительного времени развитие содержания, форм и методов образования было направлено на удовлетворение потребностей индустриального этапа развития общества. Представления о целях и задачах образования теперь ориентированы на запросы общества, находящегося на новом, информационном этапе развития. Наряду с новыми подходами в обучении требуется также и соответствующее изменение ролей всех участников образовательного процесса. Свободный доступ к глобальной коммуникации, включая Интернет, а также широкое распространение компьютеров и интерактивной системы мультимедиа означает, что:
Применение ИКТ стало не просто важным дополнением учебной программы: оно обогатило систему образования необходимым набором ресурсов и дидактических инструментов, максимально удовлетворяющих процессу обучения. Среди педагогических технологий наибольший интерес для специального образования представляют те технологии, которые ориентированы на групповую работу учащихся, на обучение в сотрудничестве, активный познавательный процесс и работу с различными источниками информации. Такие технологии наиболее эффективно решают проблемы личностно ориентированного обучения и способствуют эффективной социализации людей с особыми образовательными потребностями. Именно эти технологии предусматривают широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в совместной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. Учащиеся получают реальную возможность достигать определенных результатов в различных областях знаний в соответствии с индивидуальными возможностями.
1.3 Дидактические возможности компьютера в специальном образовании
Система специального образования,
позволяющая подготовить и
Создание таких условий может быть достигнуто путем активного внедрения компьютерных технологий. С внедрением компьютерных технологий в специальное образование дефектологи связывают перспективы роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию и уровня достижений, расширение сфер трудовой деятельности лиц с особенностями психофизического развития.
Одним из преимуществ компьютерных
средств обучения является то, что
компьютер может