Использование программы "Специальные образовательные средства" в процессе автоматизации звуков т, л, м, н в школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Разработка на базе компьютерной программы «Специальные образовательные средства» системы специальных упражнений, направленных на развитие произносительных навыков учащихся с нарушением слуха.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Использование омпьютерной программы «Специальные образовательные средства»в процессе работы над произношением учащихся с нарушением слуха.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Использование компьютерных технологий в процессе работы над произношением учащихся с нарушением слуха.

Содержание

ВВЕДЕНИE …………………….………………………………………..…... 3

ГЛАВА 1 РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПЕЦИАЛЬ -НОМ ОБРАЗОВАНИИ……………………………………………...………. 5
1.1 Тенденция развития специального образования на современном этапе………………………………………………………….....…….……… 5
1.2 Влияние ИКТ на развитие системы образования ……….......…….… 7
1.3 Дидактические возможности компьютера в специальном образовании ……………………………………………………………………………....... 9
2. Программа «Специальные образовательные средства»………………. 13
2.1 Краткая история создания этого продукта…………………………….. 13
2.2 Как работать с этой программой……………………………………………. 15
2.3 Основные понятия программы…………………………………………. 17
ГЛАВА 2 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ Л, М, Н… 19
Методика работы над носовыми звуками М и Н…………………… 19
1.1 ЗВУК [М]………………………………………………………………… 19
1.2 ЗВУК [Н]…………………………………………………………………. 20
1.3 Методика работы над дефектами звука Н, М………………………… 22
2. Методика работы над боковым звуком Л………………………………. 24
2.1 ЗВУК [Л]…………………………………………………………………. 24
2.2 Методика работы над дефектами звука Л…………………………… 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..……………………………………………………...……. 28

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………...……. 30

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 87.98 Кб (Скачать)

Как подчеркивает О.И. Кукушкина, использование компьютерных технологий в специальном образовании связано  с решением двух функциональных задач: формирование умения детей пользоваться компьютером; применение компьютерных технологий для коррекции нарушений  развития ребёнка.

Область применения информационных технологий достаточно широка и разнообразна. Условно можно выделить три основные сферы их использования в специальном  образовании:

1) компенсаторная сфера  (компенсация нарушений функций  организма и оптимизация процесса  получения знаний учащимися);

2) дидактическая сфера  (оптимизация коррекционно-педагогического  процесса, стимулирование появления  новых технологий обучения учащихся  с особенностями психофизического  развития);

3) коммуникативная сфера  (облегчение процесса коммуникации, содействие реализации индивидуальных  способностей и расширению социальных связей) [6, 3 ].

По мнению О.И. Кукушкиной, анализ поисков и достижений в области коррекционной педагогики в последнюю треть XX века в разных странах мира дает основание утверждать, что роль компьютерных технологий в развитии специального образования выходит за пределы трационной роли нового средства обучения. Благодаря компьютерным технологиям появляется возможность внести существенный вклад в решение ряда центральных проблем современной коррекционной педагогики:

  • разработку технологий для выявления соотношения между обучением и развитием ребенка;
  • создание новых «обходных путей» обучения, основанных на применении информационных технологий;
  • проектирование нового содержания специального образования и адекватных ему методов обучения;
  • разработку новых способов качественной индивидуализации специального обучения;
  • разработку новых педагогических технологий решения традиционных учебных и коррекционных задач;
  • разработку путей формирования профессионального мышления педагогов, работающих с детьми с особенностями психофизического развития [ 2, 6 ].

В соответствии с этим были выдвинуты и описаны концептуальные идеи, положенные в основу создания специализированных компьютерных технологий, способных помочь специалистам выявлять и преодолевать разрыв между развитием  и обучением детей; трансформировать выявленные проблемы развития в коррекционные  задачи обучения; находить методические пути решения поставленных коррекционных  задач.

Вклад компьютерных технологий в построение новых «обходных  путей» обучения был показан на примере  развития письменной речи младших школьников. В качестве модельного представлен  подход к использованию программы  «текстовый редактор» на уроках языкового  цикла для развития и коррекции  недостатков письменной речи у глухих, слабослышащих, детей с различными речевыми нарушениями младшего школьного возраста [1,4]. Доказана возможность обучения детей созданию и редактированию текста и таким образом, открыта возможность поиска новых, возможных только на базе компьютерных технологий «обходных путей» развития письменной речи и коррекции ее недостатков у младших школьников. О.И. Кукушкина акцентирует внимание на том, что, компьютерная технология, помогает мотивировать ребенка к трудной для него работе над построением текста, перенести акцент в работе с долгих процессов переписывания собственных сочинений на их осмысленное редактирование, сделать речь предметом анализа, обеспечить значительно больший, нежели в традиционном обучении, опыт экспериментирования с языковым материалом [1, 5].

Убедительны данные многолетних  исследований в области компьютерной поддержки процесса формирования и  коррекции произносительной стороны речи разных категорий детей. В качестве модельной технологии использовалась зарубежная программа «Видимая речь (версии 1.0., 2.0., 3.0), был создан ее отечественный аналог - сурдологопедический тренажёр «Дельфа-130». Эта программа дает возможность более эффективно осуществлять формирование навыков самоконтроля за произношением, основанного на моментальной «обратной связи», предоставляемой ребенку за счет компьютерной технологии. Доказано, что с помощью компьютерной поддержки можно научить и приучить ребенка оценивать собственные достижения в произношении, сопоставлять свое произнесение с эталонным образцом речи взрослого, осознанно ставить перед собой новые задачи [1,9].

Благодаря компьютерным моделям  можно обеспечить продуктивную деятельность экспериментирования, необходимую  для формирования полноценной системы  умственных действий и понятий; обеспечить занимательную для ребенка форму  экспериментирования, прогнозирования, моделирования сравнения, классификации; обеспечить освоение детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы как основы для освоения межличностной коммуникации, основу которой составляют явления внутренней жизни человека; задать модель групповой  учебной деятельности, необходимой  для освоения позиций и относительности  эмоциональных оценок событий жизни.

Разработан и реализован на практике подход к созданию специализированных компьютерных программ, поддерживающих процесс обучения математике [2, 6]. Компьютерные технологии обеспечивают возможность свободного самостоятельного обращения к наглядным опорам как средствам, помогающим осознать математический смысл ситуации. Так, возможно применение компьютерных технологий на этапе обучения детей понимать условие задачи: анализировать описанную в задаче предметную действительность и представлять ее в любых знаковых формах. С помощью компьютерных технологий ребенок может экспериментировать с параметрами «скорость», «время», «расстояние», выявлять соотношение между ними: ученик может произвольно менять величину одного параметра и наблюдать характер изменения других, что приводит к подлинному осознанию зависимостей между математическими параметрами и открывает возможность для сопоставления гипотезы и реальности. Благодаря компьютерным технологиям можно дать детям возможность свободно и самостоятельно обращаться к многоуровневой системе помощи, построенной по принципу «пошагового» облегчения процесса анализа условия задачи. Выявлены и описаны развивающие и коррекционные эффекты обучения решению задач на движение в условиях компьютерной поддержки учебной деятельности.

Компьютерные технологии позволяют учителю-дефектологу творчески  подойти к планированию и проведению занятий, подбирать разноуровневые задания и оказывать различную степень помощи с учетом возрастных, речевых и интеллектуальных возможностей каждого ученика.

Таким образом, можно сделать  вывод, что применение компьютерных в специальном образовании обладает огромным потенциалом, однако на этом пути существует много трудностей. Новые технологии изменяют традиционную иерархию системы образования и предлагают достойные альтернативы прежним, пассивным подходам в обучении людей с особыми потребностями. Несмотря на имеющиеся неоспоримые преимущества, такие технологии могут оказаться препятствием к обучению, если их применять без учета индивидуальных потребностей учащихся и принципов доступности образовательных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Программа «Специальные образовательные средства»

2.1 Краткая история создания этого продукта.

Этот продукт  задумывался очень давно. Однако, к сожалению, не всегда получается реализовать что-то сразу, в полном объеме. Отдельные идеи прошли испытание временем и сейчас, не потеряв своей актуальности, выглядят более определенными, чем когда-либо. Каждый специалист, который в своей работе активно привлекает компьютер, неоднократно сталкивался с проблемой вариативности, модификации и расширения возможностей конкретной программной разработки. Вроде, в руках имеется какая-либо удачная программа, но в некоторых случаях она хорошо попадает в цель, а в некоторых -  не слишком. В живой работе всегда хочется что-то доработать, сделать чуть иначе: то картинка не в том месте, то инструкция не совсем понятна, то заданий маловато. Жесткие рамки развивающей тетради или игровой, развивающей программы, как правило, не позволяют эффективно достигать конечной цели в 100% разнообразных по возрасту, диагнозу, этапу обучения случаев. Эти рамки раздвинуть практически невозможно, поскольку, скорее всего, это можно сделать, только переписав программу. Но ведь не перепишешь программу под каждого ребенка. Так жестко созданы большинство конечных игровых развивающих продуктов, которые доступны массовому пользователю на компакт-дисках многочисленных лотков и киосков. Специалисту приходится скупать игровые диски или развивающие тетради, заранее зная, что эффективно использовать их можно будет лишь на 20-30%. Такая проблема характерна не только для компьютерных пособий и программ. Эта проблема всегда стояла там, где высокая вариативность задач и условий пересекается с малотиражностью и узкой направленностью целей. Не являются исключением и обычные методические пособия сделанные на бумаге. Издание методической литературы всегда зависело от тиража и скорости реализации пособия в торговой сети. И это некоторым образом влияет на первичный замысел автора, который вынужден ориентироваться на реализацию методических запросов как можно большего числа будущих читателей. В результате узкие методические задачи десятилетиями остаются неразработанными, малотиражно-невыгодными. Целая армия специалистов вынуждена тратить на подготовку к занятиям, намного больше времени, чем им хотелось бы на самом деле.

Учебные пособия порой  не отражают большинства задач, которые  необходимо решать в реальной работе дефектолога, приходится исправлять те или иные иллюстрации и задания таких пособий. Диагностические альбомы, учебники, развивающие тетради и прочие, изданные на бумаге материалы, подходят для работы с конкретным ребенком процентов на тридцать. При этом иллюстрации и задания порой необходимы не в одном экземпляре, который куплен на учительскую зарплату, а в трех или десяти. Доступная черно-белая ксерокопия никак не решает проблемы,  да  и   качество  копий   порой  оставляет желать лучшего. При этом все по-прежнему остается на бумаге, которую приходится резать, клеить, дорабатывать.

Теперь представьте на несколько секунд, что вы работаете с какими либо методическими материалами, например альбомом по развитию речи. И такой альбом на любой странице позволяет менять местоположение картинок, их размер, убирать со страницы лишние иллюстрации или добавлять новые, менять текст по своему усмотрению, а при касании рукой конкретной картинки или текста проигрывать записанный ранее звуковой фрагмент. Одновременно, при этом вы можете перенести объекты с одних листов альбома на другие, организовать последовательное путешествие по выбранным заранее иллюстрациям и заданиям и многое другое. Абсолютная фантастика - скажете вы. Таких книжек не бывает. Да, действительно, книжек таких нет, и многие наверняка догадались, что речь в этом случае может идти не о бумажной книге, а только о какой-то новой компьютерной программе с разветвленными инструментальными функциями.

Итак, если вы все  же чаще предпочитаете работать с  компьютером, а не с материалами, напечатанными на бумаге, то самый универсальный инструмент для вашей работы - это наш новый продукт - „SPECIAL EDUCATION TOOLS" «СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА». Этот продукт - инструмент многоцелевого назначения. Он достаточно прост в освоении и эксплуатации и все вышеперечисленные фантастические возможности абсолютно справедливы и доступны даже при самых минимальных навыках и сведениях, которыми вы обладаете в области компьютерной техники. Разумеется, создавая такую программу, хотелось, чтобы  знания и навыки в этой области углублялись.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Как работать с этой программой.

Работа с программой условно может быть разделена  на этапы подготовительный и собственно рабочий. На подготовительном этапе  создается проект какого-либо занятия, а на рабочем этапе реализуется возможности созданного проекта в непосредственной работе с учеником. На подготовительном этапе  необходимо предусмотреть те или иные задания так, чтобы по ходу занятия не терять драгоценное время на случайные перестроения запланированного. Не известно,  как будет вести себя ребенок на предстоящем занятии, будет он активно контактировать, или замкнется, будет непоседлив или медлителен. Однако дефектолог должен быть готов к любому развитию событий и все, что  задумывалось должно быть готово к быстрой модификации, перестроению и последующему наглядному манипулированию. Это не так сложно, если используются бумажные материалы, однако это сложнее, если в руках компьютер. Используя компьютер, происходит расширение иллюстративных возможностей работы взамен тому усложнению, которое требует компьютер, как устройство и инструмент. В программе, создаются и наполняются проекты графическим и текстовым содержанием, записываются необходимые для объектов звуки, звуковые инструкции, продумываются вероятные методические приемы и способы предъявления заданий, которые можно использовать при работе с учеником. На рабочем этапе, в зависимости от типа подготовленного задания, можно предлагать ученику либо самостоятельно выполнять манипуляции с объектами, либо строить комбинированные способы взаимодействия с учеником, где совместными действиями достигаете поставленных целей. Разумеется, лишь примерно и условно разделяется  работа с программой на этапы. Иногда хорошие инструменты рождаются при непосредственном взаимодействии с учеником, поскольку удачные приемы работы всегда проверяются практикой. В любой момент можно сохранить проект по ходу его редактирования или рабочего применения.

Данная программа отличается от привычных возможностей компьютерной игрушки. Это инструмент, который позволяет несколько больше, чем обычная игрушка. Он позволяет перемещать по экрану произвольно   использованные   в   проекте   графические   и текстовые объекты, уменьшать или увеличивать их размеры, сопровождать объекты звуковыми включениями или инструкциями. Создавая проекты, можно связывать их в серии и переходить от одного к другому нажатием одной кнопки экранного меню. Таким образом, получаеются готовые серии уроков или заданий связанных между собой по вашему усмотрению либо тематически, либо поэтапно, либо просто на основе усложнения заданий или упрощения таковых. При подготовке проекта  в любой момент можно сохранить его по ходу редактирования или рабочего применения. Надо быть лишь внимательным при назначении имен похожих проектов. Случайно вы можете уничтожить перезаписью проекта свой отработанный и удачный вариант. В любом случае, мы рекомендуем всегда держать под рукой резервные копии уже готовых и проверенных в работе проектов, поскольку никто не застрахован от роковых случайностей.

Чтобы вам было легче представить возможности  нашей программы, мы снабдили наш продукт некоторым количеством разнообразных, уже готовых к применению проектов. Вы найдете их в одной из рабочих папок программы. Скорее всего папка с этими примерами так и будет называться «ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ». В подкаталогах такой папки можно найти файлы с расширением (три символа после звездочки в имени файла по прежнему называются «расширением» имени файла). Это и есть готовые проекты, в которых все графические и текстовые объекты расставлены по своим местам, за объектами закреплены соответствующие файлы звуков. Если файлов с расширением *5ТР в какой-либо папке несколько, то скорее всего эти файлы имеют между собой взаимные связи или организованы в связанную серию. Порядковые номера в именах таких файлов позволят вам догадаться, какой файл первый в серии, а какой последний. В дальнейшем для проектов можно создавать на «РАБОЧЕМ СТОЛЕ» столе ярлычки или тематические папки для хранения таких ярлычков в определенном вами замысле. В этом случае на срочный поиск нужного сию секунду проекта уйдет гораздо меньше времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Основные понятия программы.

Как уже отмечалось, программа достаточно проста для  освоения. Каждый человек, немного знающий любой редактор без труда найдет с ней общий язык.

В программе работают следующие, абсолютно простые понятия:

  1. Проект - представляемая на экране совокупность всех графических и текстовых объектов, их связей, фона и звукового сопровождения. Все проекты в программе сохраняются в одном типе файла с расширением ЗТК. Таким образом, проект – это зафиксированный методический замысел расположения объектов на экране, того как они связаны и озвучены.
  2. Графический объект (ГО) - это просто картинка большая или маленькая которая используется в проекте. ГО хранятся обычно в том же каталоге, что и проект, однако могут использоваться из любых каталогов любого диска. Программе достаточно лишь помнить правильный путь до того места, где они расположены. Графические объекты можно масштабировать, перемещать по экрану, сопровождать их звуками или звуковыми комментариями, которые можно прослушивать по двойному щелчку мыши на этом объекте. В проекте может быть использовано довольно много ГО или картинок. Количество их нами не ограничено. Ограничена лишь производительность компьютера, на котором открыт такой проект. Если вы видите, что объекты на экране перемещаются медленнее, чем вы двигаете их курсором мыши, значит их на экране уже многовато. Машина не успевает «следить» за всеми сразу и ей существенно не хватает ресурсов производительности. Графические объекты в проекте имеют порядковые номера и располагаются слоями по порядку номеров. Поэтому при пересечении границ ГО сверху всегда тот, порядковый номер которого больше. Номер объекта всегда можно увидеть в строке состояния, в нижней части экрана, слева.
  3. Текстовый объект (ТО) - по сути, тоже графический, но выглядит на экране как отдельные строки текста или слова, буквы, знаки, символы. ТО  просто можно набрать с клавиатуры или вставить из буфера обмена в соответствующем выпадающем окне. Такие объекты также можно перемещать произвольно по экрану и сопровождать инструкциями программы и как они работают.
  4. Звуковой объект (30) - просто звук или звуковой комментарий, инструкция и т.п., который сопровождает конкретный объект (ГО или ТО) на экране. Звуки хранятся отдельными файлами в каталоге проекта или в любом месте на диске. Записанный с микрофона или подобранный среди множества готовых к применению звуков 30 не может существовать в проекте без графического или текстового объекта, с которым он связан. Один ГО или ТО может быть связан только с одним звуковым объектом. Т.е. в проекте звук всегда закреплен за одним из объектов и воспроизводится при двойном нажатии левой кнопки мыши на объекте.
  5. Фон - фоном в проекте может служить либо просто произвольно выбранный цвет, который заполняет весь экран, либо фрагмент какого-либо рисунка, который также заполняет пространство экрана, либо целый рисунок, растянутый на весь экран. В последних двух случаях в каталоге проекта будут сохраняться соответствующие файлы. В отличие от ГО, фон использованный в проекте неподвижен и все ГО перемещаются на экране относительно этого фона.
  6. Прозрачность - свойство графических и текстовых объектов, которое относится к одному определенному пользователем цвету объекта. Чаще всего пользователю приходится работать с прозрачностью графических объектов. Эта фоновая часть (подложка) назначается прозрачной, чтобы объект в проекте был виден лишь по его контуру и гармонировал с фоном всего проекта в целом. При добавлении графического объекта в проект программа сама автоматически пытается установить эту фоновую часть картинки и назначить ее прозрачной, однако иногда, на некоторых картинках, она все же «ошибается» и прозрачность необходимо установить заново самому пользователю. Текстовые объекты выводятся в проекте сразу с прозрачной подложкой   и   менять   прозрачность в них обычно нет необходимости. 

Информация о работе Использование программы "Специальные образовательные средства" в процессе автоматизации звуков т, л, м, н в школьном возрасте