Использование изобразительной деятельности в развитии дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение условий умственного развития ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ посредством изобразительной деятельности.
Исходя из этого, задачами данной работы являются:
- теоретический анализ литературы по данной проблеме;
- выявление особенностей, которые формируют умственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста;
- предложение критериев, которые могут быть использованы для диагностики влияния изобразительной деятельности на развитие ребенка младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………........................................................................................3
1. Психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….......................................................................................5
1.1 Значение рисунка для детей младшего дошкольного возраста………………................................................................5
1.2 Особенности создания рисунка в младшем дошкольном возрасте…………................................................................19
2. Значение рисунка в умственном развитии детей в младшем дошкольном возрасте………………………………………………………………………….…........................................................................................24
2.1 Понятие и содержание умственного развития ребенка………………..……...................................................................24
2.2 Особенности развития ребенка в изобразительной деятельности..………………………………………………………………………33
2.3 Результативность использования изобразительной деятельности в развитии ребенка………………………………………………………………………………...........42
Заключение……………………………………………………………………….............50
Список используемой литературы…………………………………………….......51

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Значение рисунка для детей младшего дошкольного возраста (законченный вариант).doc

— 253.50 Кб (Скачать)

     В рисунке, лепке ребенок прибегает к игровым способам действия, когда он не осознает необходимости изобразительного воплощения образа или считает это не главным. Как правило, наскоро нарисовав, получив игрушки-изображения (чаще всего схематичные, "полуготовые") и опираясь на них, дошкольник развертывает игровой сюжет, как бы помечая его дальнейшее развитие на листке бумаги отдельными штрихами, зарисовками.

     Существует  мнение, что, не владея способами изображения, малыш таким образом выходит  из сложной ситуации. Это не всегда так. Даже у семилетнего ребенка может отсутствовать специфический мотив изобразительной деятельности: стремление воздействовать на других своим художественным образом через художественную форму и средства, которые применил художник. Такой ребенок оценивает рисунок за то, что он хотел передать, а не передал на самом деле, он ждет соответствующего отношения и от взрослого. Дошкольник искренне не понимает, почему дети и взрослые не радуются его рисунку, как он сам. Он же нарисовал такую веселую картинку: Винни-Пух и его приключения. Ведь он так веселился, когда рисовал, - играл с ним, а другие ничего не поняли. Малыш воплотил свои чувства и мысли и ждет адекватного сопереживания.   

     У некоторых детей уже сформирован  соответствующий мотив, они достаточно хорошо владеют способами изображения. Когда такому ребенку надо нарисовать понятно и интересно для других, он это делает очень неплохо. Но если тот же самый ребенок рисует для себя, то процесс рисования может превратиться в игру-рисование и рисунок будет беден и схематичен.

     В обоих случаях дело не в наличии  изобразительных умений, а в превалировании игрового мотива. В этом проявляется  влияние ведущего типа деятельности на изобразительную. Следует иметь  в виду, что изобразительные действия дошкольника в любом случае не успевают за быстро развивающимся замыслом. Поэтому возникает противоречие между выразительной и изобразительной тенденцией в развитии рисунка. От того, как оно разрешится, зависит дальнейшее развитие изодеятельности. Тенденция выразительная превалирует над изобразительной, придавая деятельности нередко процессуальный характер. Ее развитие вполне согласуется, подчиняется, управляется и игровым мотивом желанием поиграть, в игре все просто и легко изобразить), и стремлением еще раз "пережить" интересующее ребенка событие (мотив игры), и стремлением получить признание и одобрение взрослых и детей (содержанием образа).

     Система педагогических воздействий должна быть направлена на закрепление и  сохранение этих мотивов, так как  они стимулируют образное видение  и воображение. Все это оказывает влияние на личностное развитие ребенка, у него формируется мотивационно-потребностная сфера, развиваются чувства.

     На  основе действенных мотивов ребенок  учится ставить соответствующую  цель деятельности - изображение конкретного  предмета.  При этом важно, чтобы он действовал самостоятельно. Постановка цели конкретизируется в определении темы изображения. Постепенно ребенок научается удерживать поставленную цель и получать соответствующий результат (рисунок, лепку и т.п.). Деятельность дошкольника становится все более целенаправленной, что обусловлено общим психическим развитием и совершенствованием самой изобразительной деятельности. Очень важно, чтобы цели-темы (изобразительные) постепенно становились более разнообразными (по содержанию) в соответствии со все более обогащающимися знаниями, впечатлениями, растущим эмоционально-интеллектуальным опытом детей. Тогда деятельность превращается в способ самовыражения и саморазвития ребенка. Развитие целеполагания в изодеятельности обусловлено совершенствованием мотивов и действий, ее составляющих.        

     Действие  восприятия - одно из основных, реализующих  изобразительную деятельность. Для  создания наглядного образа важно уметь  выделять в предметах и явлениях внешние изобразительные признаки: форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве. Только на основе восприятия своеобразия предметов и явлений окружающего мира возможно возникновение образов представления о них, возможно последующее комбинирование этих образов на уровне воображения. Изобразительная деятельность детей опирается на определенный уровень сенсорного развития, сформированный в дидактических играх и разных видах деятельности. В изобразительной деятельности действие восприятия и формируется.        

     В соответствии с общими закономерностями развития детского восприятия и усложнением изобразительных задач, определяющих требования к восприятию, можно определить усложнение содержания и способов восприятия в разные возрастные периоды.                       

     Восприятие в дошкольном возрасте становится более: полным (выделяет большее количество изобразительных признаков (форм, цветов, величин), ребенок видит основное и детали); более точным (от выделения обобщенной, близкой к эталону, формы дошкольник постепенно подходит к выделению характерной (отличной от геометрической), а затем и индивидуальной; от выделения основного тона цвета к различению его оттенков; от освоения отношений по величине между одним-двумя предметами (частями предмета) к освоению отношений многих предметов или частей); более расчлененным - аналитическим.

     К семи годам ребенок овладевает целостным  способом обследования (порядком, структурой), специфическим для изобразительной  деятельности.

     Действие  восприятия в идеальном варианте представляет собой сплав сенсорного и эстетического отражения предмета или его частей и свойств. Восприятие в художественной деятельности - это сенсорно-эстетическая реакция (удивление и восторг от широты зеленого поля, сопереживание грустной, плакучей иве, восхищение пластикой движения кошки, мягкости, пушистости ее шерсти и т.п.). Только такая сенсорно-эстетическая реакция, способность увидеть за внешней формой внутреннее содержание, эмоционально откликнуться на него может быть первоначальной основой создания выразительного образа.

     Другое  ориентировочное действие, специфическое  для изобразительной деятельности, - замысливание образа. Процесс замысливания состоит в придумывании ребенком содержания рисунка (лепки), определении  материала, приемов, последовательности изображения.

     Замысел надо отличать от темы изображения. Тема - это только название, определение предмета изображения. Замысел как одно из важнейших ориентировочных действий также развивается по нескольким направлениям, линиям. В пределах дошкольного возраста замысел становится более устойчивым. При систематическом обучении старший дошкольник способен к предварительному замысливанию образа. Это связано с развитием речи, воображения, произвольности всех психических процессов, развитием социальных мотивов, осознанием себя. Бывает так, что при всех стараниях успехи малыша не столь очевидны. Не следует огорчаться; все дети разные, темпы их развития - тоже. Малыш достигнет необходимого уровня несколько позднее. Нужно продолжать общаться с ним в рисунке, по поводу рисунка, поддержать стремление рисовать, отнестись к его желаниям бережно. Малыш фактически рассказывает в рисунке о себе, о том, что его волнует, радует, огорчает. Успехи придут к ребенку только в том случае, если взрослые создали все условия для возникновения и развития изобразительной деятельности ребенка.

     Наверное, самый главный ответ, который  должен звучать в этой теме, на следующие  вопросы: «Что же все-таки дает изобразительная  деятельность ребенку, по каким критериям  можно судить о ее влиянии?».

     Мы  уже определились выше, что изобразительная деятельность огромное влияние оказывает, в первую очередь, на умственное развитие детей. Такие занятия дарят детям радость познания,  творчества.  Изобразительная деятельность позволяет развивать эмоциональное,    образное   восприятие    действительности,    формировать эстетические  чувства  и  представления,  развивать  образное   мышление   и воображение.  Учит  детей способам  создания  изображений,  средствам   их выразительного исполнения.  Развивает   детское изобразительное  творчество. Для умственного развития  детей имеет большое значение  постепенное расширение  запаса  знаний  на  основе  представлений  о  разнообразии  форм пространственного  расположения  предметов   окружающего   мира,   различных величинах, многообразии оттенков цветов, все выше перечисленное может и развивается с помощью изобразительной деятельности. Занимаясь  рисованием,   лепкой,   аппликацией   дети   знакомятся   с материалами  (бумага,  краски,  глина,  мел  и  др.),   с   их   свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы. Изобразительная деятельность формировать ребенку такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На занятиях по изобразительной деятельности  развивается  речь  детей: усвоение  и  название  форм,  цветов   и   их   оттенков,   пространственных обозначений  способствует  обогащению  словаря;  высказывания   в   процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также  при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин  художников  положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

     Как указывают психологи, для осуществления  разных видов  деятельности, умственного развития детей  большое  значение  имеют  те  качества,  навыки, умения,  которые  они  приобретают  в  процессе  рисования,   аппликации   и конструирования. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний  об  их свойствах и качествах, форме, цвете,  величине,  положении  в  пространстве. Дети определяют  и  называют  эти  свойства,  сравнивают  предметы,  находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом,  изобразительная  деятельность  содействует  сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.  Детское  изобразительное творчество  имеет  общественную  направленность.  Ребенок   рисует,   лепит, конструирует не только для себя, но и для  окружающих.  Ему  хочется,  чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали. Общественная  направленность  детского   изобразительного   творчества проявляется и в том, что в своей работе дети передают  явления  общественной жизни. Значение  занятий  изобразительной  деятельностью  для   нравственного воспитания заключается также в том, что в  процессе  этих  занятий  у  детей  воспитываются нравственно-волевые качества: потребность  и  умение  доводить начатое до конца,  сосредоточенно  и  целенаправленно  заниматься,  помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей  доброты,  справедливости,  для  углубления  тех  благородных  чувств, которые возникают у них. В  процессе  изобразительной  деятельности  сочетается  умственная   и физическая активность. Для создания рисунка,  лепки,  аппликации  необходимо приложить усилия,  осуществить  трудовые  действия,  овладеть  определенными умениями. Изобразительная деятельность  дошкольников  учит  их  преодолевать трудности,  проявлять  трудовые  усилия,  овладевать   трудовыми   навыками. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием  таких  волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка.  У  детей  воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию  трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к  занятиям и уборке рабочих мест. Основное значение изобразительной деятельности заключается в том,  что она является средством эстетического воспитания. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

     Для систематизации полученных знаний, использования их на практике, предлагаю следующие критерии для проверки результативности использования изобразительной деятельности в развитии ребенка (таблица 1): 
 
 
 
 

     Таблица 1

     Критерии  для проверки результативности использования изобразительной деятельности в развитии ребенка младшего дошкольного возраста

1.Изучение  личности - изучение умения сохранять цель в условиях затруднения успеха;
- изучение самоконтроля.
2.Изучение  познавательной сферы - оценка уровня общего психического развития;
- изучение объема произвольного внимания;
- изучение устойчивости и распределения внимания;
- изучение зрительной и слуховой памяти;
- изучение оригинальности воображения;
- изучение умственной работоспособности.
3.Изучение физического развития - изучение скорости движений и уровня развития координации кисти;
- изучение координации движений, взаимодействия руки и глаз.
4.Изучение  развития речи - изучение речи дошкольников в общении со сверстниками и взрослыми;
- изучение  коммуникативных умений.
 

     Данные  критерии можно использовать для  проведения диагностики влияния  изобразительной деятельности на развитие ребенка. Диагностика должна проводиться по разработанной программе, в течение года.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Известно, что детское творчество - явление  уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий  художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты, готовы проводить за этими занятиями много времени.

<

Информация о работе Использование изобразительной деятельности в развитии дошкольников