Использование изобразительной деятельности в развитии дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение условий умственного развития ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ посредством изобразительной деятельности.
Исходя из этого, задачами данной работы являются:
- теоретический анализ литературы по данной проблеме;
- выявление особенностей, которые формируют умственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста;
- предложение критериев, которые могут быть использованы для диагностики влияния изобразительной деятельности на развитие ребенка младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………........................................................................................3
1. Психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….......................................................................................5
1.1 Значение рисунка для детей младшего дошкольного возраста………………................................................................5
1.2 Особенности создания рисунка в младшем дошкольном возрасте…………................................................................19
2. Значение рисунка в умственном развитии детей в младшем дошкольном возрасте………………………………………………………………………….…........................................................................................24
2.1 Понятие и содержание умственного развития ребенка………………..……...................................................................24
2.2 Особенности развития ребенка в изобразительной деятельности..………………………………………………………………………33
2.3 Результативность использования изобразительной деятельности в развитии ребенка………………………………………………………………………………...........42
Заключение……………………………………………………………………….............50
Список используемой литературы…………………………………………….......51

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Значение рисунка для детей младшего дошкольного возраста (законченный вариант).doc

— 253.50 Кб (Скачать)

     Знакомя детей с явлениями природы, событиями  советской жизни, воспитатель обращает внимание на доступную их пониманию значительность и красоту этих событий и явлений. Воспитатель ставит своей задачей через переживание красивого подвести детей к доступной им оценке окружающего, развивает в них высокие чувства гуманизма, любви к Родине, уважения к труду. Не только интерес к содержанию рисунка, лепки, аппликации побуждает детей выполнять их лучше, стремиться к достижению выразительности образа — большое значение имеет воспитание у них стремления сделать работу понятной и интересной для других. Уже на четвертом году жизни дети стремятся получить оценку своих рисунков и других работ, они испытывают удовлетворение от того, что их лепка, рисунок понравились, что дети выразили свое одобрение, отметили их работы. Положительная оценка работы должна даваться по заслугам, т. е. за действительно достигнутое хорошее качество, выразительность, красоту. Конечно, это высокое качество будет соответствовать возможностям детей данного возраста. 
Воспитание стремления выполнить работу лучше, сделать ее красивее, чтобы на нее порадовались другие, — задача художественного и нравственного воспитания, развития у детей общественной направленности деятельности. 
Педагог должен руководить всеми процессами, связанными с созданием выразительного образа: с эстетическим восприятием самого предмета, формированием представления о свойствах и общем облике предмета, воспитанием способности воображать на основе имеющихся представлений, овладением выразительными свойствами красок, линий, форм, воплощением детьми своего замысла в рисунке, лепке, аппликации и пр.
 

     1.2 Особенности создания  рисунка в младшем  дошкольном возрасте 

      Изобразительная деятельность, в том числе рисование  всегда приветствуется ребенком с радостью, так как это занятие позволяет  детям младшего дошкольного возраста проявлять себя.

      Темой для рисунка может быть практически  все, что интересует ребенка от увиденной  игрушки до прогулки с родителями или педагогами по парку. Применение цвета, позволяет ребенку передать сходство с реальным предметом или  показать свое отношение к объекту изображения. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Детям младшего дошкольного возраста достаточно тяжело овладеть приемами рисования и осознать эти приемы, поэтому в дошкольных учреждениях вопросу обучения рисованию уделяется немало сил и внимания.

      Для рисования в детском дошкольном учреждении используются следующие  средства:

      - цветные карандаши;

      - акварель;

      - гуашь и т.п.

      Карандашом  создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем  линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

      В рисовании красками (гуашь и акварель) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют  большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передавать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т.п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков (13, стр. 11).

      Окружающая  среда и изобразительная деятельность всегда рядом. Малыш изучает вначале  свойство материала (карандаша, мелка  и т.д.), а затем уже полученный результат от своих действий.

      Младший дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющихся иногда не существенными. В  процессе изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка в предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче и шире его изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размера и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных объектов, он должен уметь обобщать, использовать разные понятия и термины.

Перед тем, как начать работать дети сначала  решают умственные задачи, а затем ищут способы реализации этой задачи. Воспитание в ребенке именно такой последовательности возлагается на плечи педагогов.

     У детей младшего дошкольного возраста, как подчеркивала Н. Савельева, есть ряд особенностей в создании рисунка, аппликации. Во-первых, дети все больше начинают интересоваться тем, что получилось, все чаще словами обозначают смысл нарисованных штрихов, линий, форм; во-вторых, происходит формирование художественно-образной основы деятельности, их замысел уже более устойчивый, преднамеренный. В целом детей дошкольного возраста можно разделить на две группы: тех, кто предпочитает рисовать отдельные предметы - «визуалисты» и тех, кто склонен к развертыванию сюжета, повествования - «коммуникаторы», у которых изображение сюжета в рисунке дополняется речью и приобретает игровой характер.

     Процесс рисования в основном складывается из двух видов деятельности:

  1. формирование зрительного представления
  2. воспроизведение зрительного представления.

       Формирование зрительного представления  может опираться на непосредственное  видение в течение всего процесса  изображения (в рисовании с  натуры) и может опираться на  прошлое восприятие, на ранее  накопленный зрительный опыт (в рисовании по представлению). Рисование связано также с кинестетическими ощущениями, с мышечно-суставной работой руки, пальцев, держащих карандаш, проводящих линии. В процессе рисования развиваются смелость и точность движений руки и пальцев, способность к быстрой координации зрительно - двигательных ощущений. Развитие рисования понимается как спонтанный процесс постепенного развертывания изобразительных способностей, при этом выделяют стадии, которые с неизменной последовательностью сменяют друг друга.

     Другой  распространенный вид детской деятельности - аппликация. Аппликация, по мнению Л. Венгера, в чем-то беднее рисования, но это «обеднение» позволяет  ребенку решать такие задачи, которые  в рисовании были бы трудны из-за отсутствия технических навыков. Прежде всего, это композиционные задачи, связанные с размещением изображений на листе. На материале аппликации удобно формировать умение создавать ритмические композиции. Кроме орнаментальных композиций, Л. Венгер рекомендует использовать в аппликации и предметные композиции (16, стр. 54).

     Выразительный образ в аппликации включает в  себя декоративный образ, характеризующийся  стилизованностью изображения, конструктивностью  композиции, декоративностью колорита.

     Процесс рисования форм может быть направлен на раскрытие образа. С этой целью используется прием «передвижной аппликации». Например, заранее вырезаются фигурки котят, для которых дети рисуют разноцветные клубочки. Дети в разных частях листа рисуют круговыми движениями клубки, протягивая от них к каждому котёнку нитку. В результате возник образ, он постепенно развивался, приобретал игровой характер.

     Психологические основы интеграции искусства, художественной деятельности определяются Т. Комаровой  исходя из того, какие психические процессы задействованы в создании образа у ребенка. Для эффективного осуществления интеграции необходимо развивать все психические процессы человека. Основой интеграции, применительно к предметам и содержанию эстетического направления, является образ, замысел, передаваемый в разных видах художественной деятельности. Т. Комарова предполагает, что развитие художественно-творческих способностей детей в одном виде деятельности может способствовать более успешному развитию другого вида художественной деятельности. Это определяется общностью основных психических процессов, на которых базируется любая художественная деятельность.

     Огромное  значение, с точки зрения задач  искусства и всестороннего развития человека, имеет в живописи ее собственно живописная сторона, то есть цвет, свет, колорит, рисунок, ритм, композиция и все прочие элементы художественной формы. Будучи искусством зрения, живопись призвана развивать глаз, делать его глазом наблюдательным, умеющим подмечать характерное и важное в жизни, умеющим видеть в живописном облике жизненных явлений (форме, цвете и т.д.) их подлинную суть. Искусство развивает как мышление, эмоции, фантазию зрителя, так и его восприятие, формирует глаз, чувствующий красоту цвета и формы, объема и пространственных соотношений. При этом искусство развивает не одну какую-либо человеческую способность, а всю их совокупность. Оно многосторонне развивает человеческую личность, целостно формирует человека-творца, усиливает и укрепляет его жизненную активность.

     Таким образом, искусство способствует всестороннему развитию ребенка, формированию творческой личности. Комплексные занятия помогают реализовать поставленные задачи воспитания и обучения. В основе этого вида занятий лежит идея синтеза искусств, взаимодействие различных «сторон» многообразной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Значение рисунка  в умственном развитии  детей в младшем  дошкольном возрасте 

2.1  Понятие и содержание  умственного развития  ребенка 

     Решение проблем и задач зачастую начинается с раскрытия понятия или термина. Следуя традициям, самым логичным становится раскрыть понятие «умственное развитие». Определение этому термину дается большое количество, здесь предлагается одно из них: умственное развитие ребенка – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

     Возникает вопрос: «Какие же еще факторы могут  оказать влияние на умственное развитие ребенка?». На умственное развитие ребенка оказывают влияние биологические факторы, такие как:

     - строение мозга;

     - состояние анализаторов;

     - изменения нервной деятельности;

     - формирование условных связей;

     - наследственный фонд задатков  и т.п. 

     Какой же процент умственных способностей закладывается с рождения? Ученые не солидарны друг с другом в этом вопросе, разброс процентов влияния наследственности очень велик и лежит в диапазоне от 50 до 80. В одном ученые точно согласны друг с другом, что этот фактор существует. Нужно понимать, что от природы каждый ребенок награжден какими – либо талантами, но не у каждого есть возможность их развить. Иногда одаренность очень велика и не нужны усилия для того, чтобы заметить ее. Но иногда ее и распознать трудно. Считаю, что в программу каждого дошкольного образования должно быть заложено проведение системы тестирования для вычисления одаренностей ребенка. Такая задача, в первую очередь, ложиться на педагогов, так как родители в большинстве своем в нашем мире заняты тем, как прокормить и одеть ребенка, а сил на его умственное развитие, тем более на развитие таланта не хватает.

     Возникает следующий вопрос: «По каким же показателям судить об умственном развитии ребенка?». Такими показателями могут  быть:

     - объем и содержание знаний;

     - уровень сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание);

     - способность к самостоятельному  творческому познанию;

     - способность к накоплению знаний;

     - способность к совершенствованию  мыслительных операций.

     Все выше перечисленное другими словами  можно назвать развитием ума. Ум имеет свои свойства: быстрота, широта, критичность, самостоятельность, креативность. В младшем дошкольном возрасте уже все эти свойства проявляются по-разному. Условно влияние на развитие всех этих свойств, а в целом на развитие ума оказывает влияние как социальные, так и биологические факторы. И если на последние человек не может оказать влияние, то на первые такое влияние возможно, что и нужно учесть в работе педагогам дошкольного учреждения. Педагоги, в первую очередь, должны воспитывать!

     Умственное  воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения  знаний, необходимых для разностороннего  развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.

Информация о работе Использование изобразительной деятельности в развитии дошкольников