Использование изобразительной деятельности в развитии дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение условий умственного развития ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ посредством изобразительной деятельности.
Исходя из этого, задачами данной работы являются:
- теоретический анализ литературы по данной проблеме;
- выявление особенностей, которые формируют умственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста;
- предложение критериев, которые могут быть использованы для диагностики влияния изобразительной деятельности на развитие ребенка младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………........................................................................................3
1. Психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….......................................................................................5
1.1 Значение рисунка для детей младшего дошкольного возраста………………................................................................5
1.2 Особенности создания рисунка в младшем дошкольном возрасте…………................................................................19
2. Значение рисунка в умственном развитии детей в младшем дошкольном возрасте………………………………………………………………………….…........................................................................................24
2.1 Понятие и содержание умственного развития ребенка………………..……...................................................................24
2.2 Особенности развития ребенка в изобразительной деятельности..………………………………………………………………………33
2.3 Результативность использования изобразительной деятельности в развитии ребенка………………………………………………………………………………...........42
Заключение……………………………………………………………………….............50
Список используемой литературы…………………………………………….......51

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Значение рисунка для детей младшего дошкольного возраста (законченный вариант).doc

— 253.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Психолого-педагогические  особенности детей младшего дошкольного  возраста……………………………………………………………………………….5

1.1 Значение рисунка для детей младшего дошкольного возраста………………5

1.2 Особенности  создания рисунка в младшем дошкольном возрасте…………19

2. Значение рисунка в умственном развитии детей в младшем дошкольном возрасте………………………………………………………………………….…..24

2.1 Понятие и содержание умственного развития ребенка………………..……24

2.2 Особенности развития ребенка в изобразительной деятельности..………………………………………………………………………33

2.3 Результативность использования изобразительной деятельности в развитии ребенка………………………………………………………………………………42

Заключение……………………………………………………………………….....50

Список  используемой литературы…………………………………………….......51 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Творчество, в том числе и изобразительную деятельность, человек ставил в одно из самых главных своих достижений на протяжении всего своего существования. С самого детства мы помним пример про паука. Паук с рождения до смерти плетет свою паутину, никак не изменяя ее конструкции, человек же, выйдя из пещеры, строит высотные дома и т.п. Именно поэтому тема творчества, а тем более детского всегда будет актуальна.

     Переход к рыночной экономики нашей страны разрушил установившийся порядок не только в сфере экономики и политики, но и во многих других, в том числе и сферу дошкольного обучения. Сейчас нет единообразного применения одной и той же программы развития ребенка, используемой в дошкольных учреждениях. В какой бы мере не были разнообразны данные программы на сегодняшний день, они обязательно должны учитывать развитие ребенка с помощью изобразительной деятельности.

     Объектом  исследования данной работы является умственное развитие ребенка. Предметом  исследования умственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.

     Целью данного исследования является изучение условий умственного развития ребенка  младшего дошкольного возраста в  ДОУ посредством изобразительной  деятельности.

     Исходя из этого, задачами данной работы являются:

     - теоретический анализ литературы  по данной проблеме;

     - выявление особенностей, которые формируют умственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста;

     - предложение критериев, которые  могут быть использованы для диагностики влияния изобразительной деятельности на развитие ребенка младшего дошкольного возраста.

     Гипотеза  исследования: занятия по изобразительной  деятельности оказывают положительное  влияние на умственное развитие ребенка  младшего дошкольного возраста.

     Методологическую  базу исследования составляют труды  отечественных и зарубежных ученных  в области психологии и педагогики, среди которых можно назвать  работы исследователей-педагогов, которые  непосредственно занимались решением проблемы обучения и развития художественных способностей (Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.Л. Гусарова, З.А. Богатеева, В.Б. косминская, Н.Б. Халезева, Н.А. ветлугина, Е.А. Флерина, Г.Г. Григорьева и др.).

     Структура и объем работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 24 наименования. Работа включает 1 таблицу. Общий объем работы 52 страниц компьютерного текста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Психолого-педагогические особенности детей  младшего дошкольного  возраста
 

     1.1 Значение рисунка для детей младшего дошкольного возраста 

     На  протяжении всего своего существования  человечество всегда говорит о прекрасном. Не только говорит о прекрасном человек, но всегда пытается себя окружить различными продуктами творческой деятельности. Это отношение человека к творчеству закладывается с самого раннего детства. Спальня маленького ребенка или его уголок пестрит ярким, веселым. Как только ребенок подрастает, родители почти в первую очередь вручают ребенку карандаш и учат рисовать кружочки, потом что-то посложнее. Вот так ребенок, как правило, делает свои первые шаги в творческой деятельности, вот так он приобщается к изобразительной деятельности.

     В дошкольном учреждении также очень  много времени и сил уделяют  этой деятельности. Значение рисунка для детей младшего дошкольного возраста трудно переоценить. Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

     Изучению  роли изобразительной деятельности в развитии ребенка были посвящены  многие работы различных ученых, педагогов, психологов. Это и неудивительно - ведь ее роль очень важна, а главное эффективна.

     Н. К. Крупская писала: «Очень рано ребенок  начинает также стремиться самым  разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность  ему расширить область выражения  складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось» (1, стр. 71). Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка давно изучалось психологами. Изобразительная деятельность детей рассматривается с нескольких точек зрения:

     - с точки зрения возрастной эволюции (К. Риччи, К.Бюлер и другие);

     - с точки зрения психологического анализа (Н.А. Рыбников, Э. Мейман и т.д.);

     - с точки зрения связи детских рисунков с эмоциональным состоянием (А.М.Шуберт);

     - с точки зрения связи детских рисунков с умственным развитием ребенка (Ф.Гуденаф);

     - с точки зрения связи детских  рисунков с развитием личности ребенка (А.Ф. Лазурский).

     Изобразительная деятельность ребенка широко используется в психотерапевтических целях. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребенка. Детский рисунок, как свободное отражение мышления, воображения, наблюдений ребенка привлек к себе внимание многих исследователей. Изучением детского рисунка начали заниматься в конце 19 века. Первыми исследователем детского рисунка, его психологических основ были искусствовед Коррадо Риччи, в России - В.М.Бехтерев, Ю.Н.Болдырев, Л.С.Выготский С.А.Левитин, и многие другие. Карл Лампрехт подчеркивал значение детского рисунка как объективного материала для изучения психологии детства, дающего возможность исследовать общие и индивидуальные психологические особенности ребенка, переход от одного периода детства к другому (4, стр. 56). Русский психолог, профессор В. М. Бехтерев в своей работе «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» говорил о том, что «детское творчество дает возможность иметь объективные данные для суждения о детском мире и в то же время помогает понять на основе этого объективного материала, что такое ребенок». Ф. Долто считала, что метод игры и спонтанного рисунка дает возможность взрослому проникнуть в существо переживаний ребенка. Рисунок - это, прежде всего изображение определенных объектов с помощью линий и красок. Г.В. Лабунская подчеркивала, что своеобразие рисунка заключается в том, что в нем отражается, прежде всего, зрительно воспринимаемый внешний облик предметов. Изображение невозможно без познания таких свойств предметов, как их форма, строение, окраска, относительная величина, положение в пространстве. Прежде чем изобразить какой-то предмет, ребенок должен воскресить в памяти зрительное представление этого предмета. Очень важно, чтобы умения, полученные в рисунке, дети переносили на изображение предметов, аналогичных по форме. Психологи в основном рассматривают рисование с точки зрения развития у ребенка логического мышления, сенсорных способностей, усвоения социального опыта (9, стр. 64).

     Изобразительная деятельность при условии руководства  ею со стороны взрослых имеет неоценимое значение для всестороннего развития психических, познавательных процессов дошкольников. Процессы восприятия, исполнительства и творчества нельзя рассматривать изолированно. Они находятся в тесной взаимосвязи между собой, так как являются составными частями художественной деятельности.

     Как говорилось уже выше, значение изобразительной  деятельности в развитии детей младшего дошкольного возраста трудно переоценить. Примерами развития ребенка с  помощью изобразительной деятельности могут быть: упражнения в области зрительного восприятия, которые способствуют развитию наблюдательности, зрительной памяти, способности к более точному определению пространственных соотношений, тонкому различению формы и цвета, к сравнению, развитию мышления, внимания, образного воображения. Сравнение, отвлечение, обобщение, анализ и синтез - все эти разнообразные мыслительные операции имеют место в процессе рисования.

     Первой  предпосылкой создания выразительного образа, отмечают исследователи, является овладение знаковой функцией (14, стр. 45). Знаковая функция у дошкольников развивается в результате приобретения сенсорного опыта, освоения графических способов построения изображения. В отличие от детей раннего возраста, у младших дошкольников в рисунках, аппликациях можно увидеть объективное сходство с предметами и явлениями. Узнаваемость помогает закрепить в сознании ребенка связи между действиями руки и получаемым образом. Сначала связь между движениями и образом однозначна. Ребенок усваивает её, подражая взрослому. У детей младшего дошкольного возраста, по мнению Л.С. Выготского, происходит формирование художественно-образной основы деятельности, когда они линиями, мазками, штрихами, цветовым пятном, контуром передают предметы, явления. Взрослый направляет внимание детей на расположение и характер цветовых пятен, которые в одном случае могут быть «осенними листьями» или «яркими огоньками», в другом - узором для платья. В зависимости от фона бумаги, его сочетанием с цветом линий, мазков у ребят возникают различные ассоциации с образами предметов, явлений (7, стр. 78).

     С процессами восприятия и воображения  тесно связано мышление человека. Психологи (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и др.) подчеркивали, что для успешной изобразительной  деятельности необходимо сформировать наглядно-образное мышление для создания неповторимых образов. Огромное значение в характере процесса изображения и в качестве рисунка имеет отношение рисующего к изображаемому. Эмоциональное отношение обусловливает выразительность изображения. Любое произведение искусства тогда может быть воспитательно-ценным, когда оно заставляет ребенка внутренне встать на определенную позицию, начать «жить» в этой ситуации. Характерной чертой изобразительной деятельности является её творческий характер. Г. Рид истолковывал детское творчество как выражение врожденных и подсознательных сил и, отвечая на вопрос «Что рисует ребенок?», дает ответ: «Ребенок рисует то, что чувствует» (6, стр. 34).

     В процессе рисования, аппликации развиваются  все виды памяти. Это помогает установить ассоциации между восприятием действительности и искусства, между различными видами искусства, между ранее воспринятым и настоящим. Одним их средств выразительности, общих в рисовании и аппликации, является цвет. Использование цвета и отражение отношения к своему произведению с помощью цвета исследовали многие педагоги и психологи. Особое удовольствие малышам доставляет рисование красками. При правильном руководстве этой деятельностью развивается чувство цвета, ребенок может выразить собственное эмоциональное состояние.

     Изобразительная деятельность — это специфическое  образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для  умственного воспитания детей. Овладение  умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, расположение частей. 
Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы.

     В процессе самой деятельности представления  детей о свойствах и качествах  предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук. Для умственного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки и т.п.). 
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). А, как известно, овладение этими действиями способствует умственному развитию детей. 
Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Информация о работе Использование изобразительной деятельности в развитии дошкольников