Использование изобразительной деятельности в развитии дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение условий умственного развития ребенка младшего дошкольного возраста в ДОУ посредством изобразительной деятельности.
Исходя из этого, задачами данной работы являются:
- теоретический анализ литературы по данной проблеме;
- выявление особенностей, которые формируют умственное развитие ребенка младшего дошкольного возраста;
- предложение критериев, которые могут быть использованы для диагностики влияния изобразительной деятельности на развитие ребенка младшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………........................................................................................3
1. Психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….......................................................................................5
1.1 Значение рисунка для детей младшего дошкольного возраста………………................................................................5
1.2 Особенности создания рисунка в младшем дошкольном возрасте…………................................................................19
2. Значение рисунка в умственном развитии детей в младшем дошкольном возрасте………………………………………………………………………….…........................................................................................24
2.1 Понятие и содержание умственного развития ребенка………………..……...................................................................24
2.2 Особенности развития ребенка в изобразительной деятельности..………………………………………………………………………33
2.3 Результативность использования изобразительной деятельности в развитии ребенка………………………………………………………………………………...........42
Заключение……………………………………………………………………….............50
Список используемой литературы…………………………………………….......51

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Значение рисунка для детей младшего дошкольного возраста (законченный вариант).doc

— 253.50 Кб (Скачать)

     Мышление, воображение, память – это одни из многих составляющих умственного развития ребенка. Самое главное, что необходимо понимать как родителям ребенка  младшего дошкольного возраста, так  и его педагогам, что умственное развитие зависит в первую очередь от них. То сколько времени, усилий будет уделено этому вопросу, так со временем и «повернется жизнь» маленького возможно в будущем великого ученого, актера, геолога! 

     2.2 Особенности развития  ребенка в изобразительной деятельности 

     О значении рисования для умственного  развития писал М.И. Калинин: «Человек, который научился и привык рисовать, особо подойдет к каждому предмету. Он прикинет с разных сторон, нарисует такой предмет, и у него уже  образ в голове. А это значит, что он глубже проникнет в самую суть предмета. Одно из важнейших условий развития ребенка - это появление и совершенствование его деятельности. Процесс развития деятельности означает постепенное становление всех ее структурных компонентов: мотивов, целеполагания, комплекса действий.  

     Изобразительная деятельность зарождается в раннем и продолжает развиваться в дошкольном возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок. Что важно видеть, понимать в детской изобразительной деятельности? Во-первых, какие мотивы ее побуждают, закономерности их становления и развития, постепенное становление целенаправленной деятельности. Во-вторых, какие действия составляют эту деятельность, как они появляются, развиваются, соотносятся между собой. В-третьих, каков возможный результат этой деятельности в дошкольном возрасте, его смысл и значение для развития ребенка. Иными словами, важно рассмотреть, как постепенно изменяется эта деятельность в сочетании всех ее структурных компонентов. Каковы движущие силы ее развития? Какие объективные возможности развития ребенка складываются в ее условиях? Как взрослые, педагоги, родители могут использовать эти возможности и влиять на развитие ребенка?

     Анализ  детской изобразительной деятельности по всем этим параметрам следует проводить  с учетом специфики того или иного возрастного периода. В частности, с учетом ведущего типа отношения ребенка к миру.

     На 3 году жизни ребенка ведущим типом  его отношения к окружающему миру остается отношение к предметам, ориентация на предметы и способы их использования. Малыш с помощью взрослых открывает для себя функции предметов. Действия становятся все более специфическими. Очень важно, чтобы действия постепенно становились обобщенными, т.е. малыш мог их использовать в изменившихся условиях. Так, если ребенок способен переносить усвоенное действие на новый подобный предмет - оно становится обобщенным (способ изображения карандашом переносится на фломастер, восковые мелки, кисть и т.п.). Перенос способа действия в новые ситуации (мелком рисует на асфальте, на полу, на доске, на линолеуме и т.п.) - тоже пример обобщенного действия. Овладение специфическими действиями, постепенное обобщение их, т.е. способность реализации в разных ситуациях и с разными предметами, дают ребенку относительную свободу, самостоятельность в решении конкретных задач. Ребенок, обособляясь от взрослого, впервые осознает себя как личность. При этом отчетливо оформляется позиция «Я сам». Окружающие люди невольно дают малышу образцы разнообразных действий. Ребенку открывается не просто мир предметов, а мир взрослых, действующих с этими предметами, взаимодействующих между собой. Период с 2 до 3 лет изобразительная деятельность дошкольника ориентирована на предметный мир. В этом возрасте малышу интересны материал и действия с ним; к рисованию его побуждают подражание старшим, потребность пообщаться с ними и получить их одобрение. Но самый главный побудительный мотив - это сделанное ребенком «открытие»: в рисунке, на бумаге можно изображать все, что угодно. Поэтому постепенно главным движущим мотивом рисования становится стремление малыша изобразить интересные для него предметы, явления, впечатления от них. В этом проявляется потребность еще раз «пережить» то, что ребенка взволновало, заинтересовало. Следует всячески поддерживать эту зарождающуюся тенденцию в действиях малыша, ведь это начало становления ее подлинных мотивов: стремления отразить то, что особенно волнует. Для этого надо продолжать выказывать свое заинтересованное отношение к рисункам, обыгрывать их, поощрять ребенка. Чем ярче и эмоциональнее эти впечатления, тем больше оснований для появления у него новых замыслов.

     Малыш склонен повторять полученное изображение. Однако если понаблюдать за ребенком, за его стараниями, то можно увидеть, что он, как правило, не может повторить его. Причина заключается в том, что сходство каракули с предметом, явлением получилось случайно и малыш не осознает причину этого сходства: почему он увидел «солнышко», «яблочко» или «дорожку». Даже если он и понял причину, то не владеет способом изображения, поэтому повторить его ребенку сложно. Как ведет себя ребенок в этом случае? Он может не замечать, что изображение не получается, и с удовольствием продолжать черкать по бумаге, находя сходство с этим же или другими предметами. Процесс черкания на листке бумаги малыш сопровождает речью: комментирует, дополняет графический образ словом, делает его как бы более содержательным, законченным. Получающийся результат важен для ребенка не своим качеством (полнотой, степенью сходства), а наличием. Он служит ребенку своеобразной опорой для оживления соответствующих представлений. Чем интереснее для него была встреча в жизни с подобным предметом, явлением, тем больше увлечен малыш. Именно в этот период с 2 до 3 лет собственно изобразительная деятельности обособляется, выделяется из предметно-орудийной, но приобретает и некоторые черты игровой деятельности. Пока ребенок «открывал» назначение изобразительного материала и опробовал его, пока эти действия были самоценны и подкреплялись элементарным результатом - беспредметным следом, затем «ассоциативными» образами, - эта деятельность по своей направленности в большей степени относилась к предметно-орудийной. Но как только ребенок с помощью взрослых открыл ее изобразительный смысл и появились первые замыслы, она как игра стала деятельностью активного отражения, окружающего и выражения своего отношения к нему. Ведущий тип отношения к миру - ориентировка на предметы - реализуется уже не только в обычной предметно-орудийной деятельности, но и в образном отражении, т.е. находит выражение в содержании игр и изобразительной деятельности (в основном интересующие ребенка предметы, явления природы). При этом у детей сохраняется интерес к изобразительному материалу и способам действия с ним, поскольку эти материалы - часть интересного для малыша предметного мира. При дальнейшем формировании деятельности очень важно сохранить и развивать в единстве стремление ребенка выразить свои впечатления, интересы и желание освоить новые материалы и все более сложные и разнообразные способы действия с ними.

     От  чего зависит разнообразие замыслов в рисунке? От опыта ребенка. Чем больше он видит и знает, тем больше замыслов возникает у него. Поэтому, когда ребенку исполняется два с половиной года, программа приобщения его к изобразительному искусству может стать более сложной. Маленький художник всегда рисует только то, что его волнует, интересует, что оставило в памяти яркий след. Итак, если жизнь ребенка интересна, насыщена яркими впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, лепке, и темы изображения в таком случае разнообразны. Необходимо воспитывать у малыша интерес к предметам изобразительного искусства (первые из них - иллюстрации в книжках, скульптура малых форм - статуэтки, художественно выполненная игрушка). Развивать у него способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа (малыш радуется: «узнал» птичку, мишку и др.), но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую поверхность глины, камня и т.п. (надо, чтобы он любовался, гладил ладошкой, выражал отношение в улыбке, слове).

     Приобщая  малыша к восприятию доступного изобразительного искусства, мы помогаем ему не только лучше понимать и чувствовать мир, но тем самым лучше понять и смысл его собственной изобразительной деятельности. Ребенок осознает, что окружающий его мир существует еще и в образах. Это одновременно сложная и важная задача умственного развития детей. Ведь малыш далеко не сразу понимает, что предметный мир может существовать в изображении. Повторное открытие знакомых и интересных ему вещей в художественных образах радует ребенка. Нужно показывать ему образы (в рисунке и скульптуре), яркие по цвету, динамичные, изображенные достаточно крупно. Если это рисунок, то он не должен теряться среди других изображений (композиция простая, изображение предметное или малосюжетное).

       Задачи руководства деятельностью малышей должны быть ориентированы на развитие мотивационно-потребностной стороны деятельности и на возможность возникновения и развития адекватных замыслов или искреннего, добровольного принятия малышом тем и замыслов взрослых.

     Чтобы ребенок впоследствии не потерял  интереса к рисунку, целесообразно в игровой форме познакомить его с простейшими и доступными ему способами изображения, научить пользоваться изобразительными материалами. Какие способы изображения доступны малышу? Педагогами установлено, что, рисуя, дошкольник 2-3 лет может изображать отдельные предметы и явления с помощью ритмичных мазков - цветовых пятен («листочки»), штрихов карандашом, фломастером («дождь»), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных («дорожки», «ленточки» и т.п.). Это доступные ему изобразительно-выразительные средства. Малыш может воспринимать, чувствовать и передавать яркие цвета окружающих предметов (цветочки, шарики). Одновременно надо приучать ребенка к правильным приемам работы с карандашом, кистью и красками (гуашь). Малыши этого возраста любят лепить.

     Важно помнить, что изобразительная деятельность не является каким-то «довеском» к жизни ребенка. Она должна органично войти в процесс общения с малышом, быть естественной и желанной. Каждый день ребенок получает массу впечатлений. Мир богат и разнообразен! Малыш рисует его по собственной инициативе. Итак, важно знакомить детей с миром, смотреть, что малыш изображает, побуждать ребенка игровыми вопросами, советами развертывать содержание, сюжет рисунка (не спешить придумывать за него), показать ему доступные способы изображения (если он не находит их сам). В игровой форме можно стимулировать их повторение. Необходимо следить при этом, чтобы материалом ребенок пользовался разумно. Контроль и упражнение помогают ему вырабатывать правильный навык. Освоение элементарной техники рисования может быть веселым, радостным. Однако овладение карандашом, кистью происходит медленно. Малыш пытается взять карандаш кулачком, сильно нажимает, набирает на кисточку слишком много краски; рисуя, выходит за пределы контура и т.п. Не следует отчаиваться, огорчаться и огорчать «художника» недовольными замечаниями, оценками. Полезнее вложить карандаш (кисть) в руку малыша и, не выпуская ее, рисовать вместе - чтобы он почувствовал движение, его силу, направление, ритм. Можно показать еще раз, как карандаш (кисть) лежит на среднем пальчике, как большой пальчик сбоку держит карандаш и не дает ему упасть, а указательный «забрался» наверх и помогает большому пальчику. Важно, чтобы у малыша с самого начала формировались правильные технические навыки. Поэтому необходимы внимание к действиям ребенка, терпеливый и настойчивый показ, повторение способов действия, упражнения детей и контроль со стороны взрослых. Поощрение очень важно и в этот период развития малыша. Чем чаще предлагать малышу изобразительный материал и действия с ним, тем смелее, увереннее, свободнее и разнообразнее они будут. Важно, чтобы дети с интересом воспринимали тематику рисунков, подсказанную взрослыми. При этом взрослый должен учитывать, с одной стороны, впечатления дошкольника (что он знает, что его интересует, что он недавно наблюдал, в какие игры играл), с другой - способы изображения, с которыми нужно познакомить малыша. С детьми этого возраста можно заниматься совместным рисованием не только на бумаге, но и на песке - палочкой. Для рисования можно предложить ребенку сначала цветные фломастеры с толстым стержнем, они достаточно прочные и дают яркую линию, рисовать ими легче, так как фломастеры в отличие от карандаша не требуют нажима. Следует сначала дать один фломастер, а затем два-три, чтобы привлечь внимание детей к цвету; потом можно предложить и цветные карандаши. Можно использовать цветные восковые мелки, они не крошатся, не мажут руки и оставляют на бумаге яркий след. В этом возрасте целесообразно предложить детям краски (гуашь). Яркие, сочные по цвету, они легко наносятся на бумагу. Это очень нравится малышам. У детей довольно рано возникает эстетическое отношение к цвету, что проявляется в тяге ко всему яркому и красочному. В изобразительной деятельности это выражено в увлечении ребенка разноцветными карандашами, фломастерами, красками.

     Итак, ребенку 3 года жизни материал интересен. Он нередко пытается залезть в краски пальцем и, более того, нарисовать пальцем на листке. Надо позволить ему сделать это. Малыш лучше чувствует предмет, исследуя его руками, и свободнее (чем с кистью) действует. В настоящее время в детском саду практикуется способ рисования пальчиками падающих листьев, «следов» зверей.

     Итак, педагог должен знать, что к трем годам ребенок:

     - проявляет интерес к изобразительной  деятельности, стремится заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать взрослым о своих интересах в рисунке;

     -видит образ в своих рисунках и лепке; рассказывает, что рисует и лепит, обыгрывает рисунки; радуется тому, что у него получается; делится своей радостью;

     - знает, где лежит материал;

     - умеет пользоваться изобразительным материалом: держать 
карандаш и действовать с ним, с кистью и красками (набирать 
краску, промывать, осушивать);

     - выполняет изобразительные действия: рисует линии (прямые, 
замкнутые), штрихи, пятна; охотно и смело лепит: отрывает ку 
сочки, скатывает;

     - начинает   выполнять   изображение,   узнаваемое   другими 
людьми.

     В этот период детский рисунок еще  беден по графическому, а лепка  по пластическому изображению. Это  своего рода предмет-заместитель, своеобразная игрушка, с которой малыш хочет действовать.

     К концу 3 года жизни малыш проявляет  больший интерес к изобразительной деятельности, понимает, что в рисунке он может воплотить любое содержание. При условии систематического использования изобразительного материала он овладевает под руководством взрослого элементарной техникой работы с карандашом, кистью, красками (гуашью), глиной. Действия ребенка с материалом достаточно свободные, смелые и уверенные. Он смело и самостоятельно рисует, лепит все, что хочет, будучи уверен, что у него получается прекрасно. Такое чувство малыша надо всячески поддерживать, развивать. Это важное условие становления большей самостоятельности, предпосылка творческих проявлений ребенка в изобразительной деятельности. Как правило, изобразительную деятельность направляет комплекс мотивов: интерес к материалу, особенно если он обновляется, подражание сверстникам и взрослым и др. В дошкольном возрасте влияние ведущих мотивов игры сказывается не только на содержании мотива изобразительной деятельности, замысла, темы, но и на форме проявления деятельности, на особенностях развития замысла. В рисунке, лепке ребенок прибегает к игровым способам действия, когда он не осознает необходимости изобразительного воплощения образа или считает это не главным. Как правило, наскоро нарисовав, получив игрушки-изображения (чаще всего схематичные, «полуготовые») и опираясь на них, дошкольник развертывает игровой сюжет, как бы помечая его дальнейшее развитие на листке бумаги отдельными штрихами, зарисовками.

     Система педагогических воздействий должна быть направлена на закрепление и сохранение социальных мотивов, специфических для изодеятельности. К ним относятся стремление отразить волнующее явление; выразить свое отношение к нему и т.п.

     По  каким линиям происходит развитие основных действий изобразительной деятельности? Действие восприятия - одно из основных, реализующих изобразительную деятельность. Для создания наглядного образа важно уметь выделять в предметах и явлениях внешние изобразительные признаки: форму, величину, цвет, расположение предметов в пространстве. Только на основе восприятия своеобразия предметов и явлений окружающего мира возможно возникновение образов представления о них, последующее комбинирование этих образов на уровне воображения. Изобразительная деятельность детей опирается на определенный уровень сенсорного развития, сформированный в дидактических играх и разных видах деятельности. В изобразительной деятельности и формируется действие восприятия.

     Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления  развития, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка, его творческой активности. С развитием деятельности растет, развивается, изменяется сам ребенок, поэтому очень важно уделять этому вопросу достаточно времени и сил. Педагогам необходимо донести это до родителей, чтобы общими усилиями дать возможность ребенку развиваться и не отставать от ритма современного дня.      

     2.3 Результативность использования изобразительной деятельности в развитии ребенка 

     Один  из вопросов, который волнует как  родителей, так и педагогов: «Что важно видеть, понимать и формировать в детской изобразительной деятельности?».                  

     Во-первых, понимать причины ее возникновения, постепенное становление и развитие мотивов этой деятельности.

     Во-вторых, видеть, как постепенно она вычленяется  из предметно-манипулятивной, а затем  предметно-орудийной деятельности и становится целенаправленной изобразительной  деятельностью.    

     В-третьих, какие действия составляют эту деятельность, как они появляются, развиваются, сочетаются между собой.

     В-четвертых, каков возможный результат этой деятельности в дошкольном возрасте, его смысл и значение.

Информация о работе Использование изобразительной деятельности в развитии дошкольников