Использование деловых игр в обучении безопасности жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ использования деловых игр в процессе обучения безопасности жизнедеятельности.
Задачами настоящего исследования являются:
1. анализ пед.литературы, соответствующий выбранной теме;
2. выявление особенностей деловой игры в обучении безопасности жизнедеятельности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Понятие «Деловые игры» 5
1.1.1 История возникновения деловой игры 7
1.1.2 Структура деловой игры 10
1.1.3 Положительные и отрицательные стороны
проведения деловых игр 11
1.2 Классификация деловых игр 12
1.2.1 Учебные деловые игры 15
1.3 Преимущества деловых игр по сравнению
с традиционным обучением 17
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР 19
2.1 Формы занятий 19
2.2 Этапы и принципы организации деловых игр 20
2.2.1 Ожидаемая эффективность 24
2.3 Цели деловых игр 25
2.4 Задачи преподавателя 25
ПРИЛОЖЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВЫХ ИГР
ПО КУРСУ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
1Деловая игра как средство развития 28
2 Что дает деловая игра 29
3 Проведение деловой игры 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список источников и литературы 37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ДИ.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

Вопрос о наличии в себе качеств для осуществления выбранной ситуации не привел учеников в затруднительное положение: ребята в большинстве случаев отмечают, что могут выполнять без труда любые поручения, и лишь небольшая часть заявляет, что обладают способностями лидера и управленца.

На вопрос об ожиданиях, которые может дать игра по ОБЖ, дети в большинстве говорят о том, что она поможет им приобрести умения, которые пригодятся в дальнейшей жизни, а это для нас обрисовывает картину их мотивации и заинтересованности. На втором месте по количеству ответов - то, что игра даст возможность попробовать себя в разных видах деятельности, в различных бытовых ситуациях.

С помощью данного опроса мы выявили мотивацию у детей к новации, к желанию развиваться, выявлять свои проблемы и преодолевать трудности, изучать себя. Стало понятно, что большинство детей обладают высокими навыками коммуникации, способны найти выход из сложившейся ситуации, демонстрируют высокие способности по осуществлению своей роли в игре, стремятся действовать на благо общества, и т.д. Но наблюдая за детьми, выявляется и то, что некоторые дети закомплексованы и не имеют навыков общения в деловой форме, несколько детей вообще являются аутсайдерами, которые так и не смогли организовать самостоятельно деятельность. В процессе опроса оказалось, что часть детей никогда больше не станет иметь дело со своими коллегами и для них открылись новые свойства личности человека.

Проведение деловой игры в данном классе позволило детям вспомнить приобретенные ранее знания: уверенно чувствовать себя на улицах и дорогах, правильно пользоваться различными видами городского транспорта, повысить свою безопасность в условиях дорожного движения, понять причины дорожно-транспортных происшествий и на этой основе не создавать опасные ситуации, находясь на улице или в транспорте, применить первую медицинскую помощь.

   В ходе этого мероприятия следили и за активностью детей (коммуникативность, информативность, креативность и т.д.). Также была проведена рефлексивная анкета по проведению самой деловой игры, в которой выявляли отношение детей к игре и их пониманию собственных умений и навыков (Приложение 3).

Таким образом, проведение деловых игр в процессе обучения безопасности жизнедеятельности для учащихся 5 классов не ограничивается проведением однотипных игр – их спектр очень велик. Примерный сценарий проведения такой игры приведен ниже (Приложение 4).

 

Вывод:

В ходе проведения деловых игр на уроках поддерживается высокое эмоционально-интеллектуальное напряжение, участникам игры предоставляется возможность выбора своей роли, а сама игра проникнута духом соревнования, что немаловажно и главное – интересно для школьников любого возраста.

Внедрение в систему образования подобного рода методик как деловая игра, усиливает образовательные результаты и создаёт качественно новое пространство для развития компетентностей, связанных с социальной действительностью. А это обязательно скажется на дальнейшей судьбе любого человека.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Система организационных форм обучения должна отражать все новое, прогрессивное, что рождается сегодня в практике обучения и воспитания. Это касается и проведения уроков безопасности жизнедеятельности в форме деловой игры. Необходимо отказаться от устаревших стереотипов в организации обучения. Вместе с тем это вовсе не означает категорического отказа обо всех имеющихся традиционных форм обучения, дающих каждому учащемуся равные возможности привить определенный круг знаний, умений и навыков.

Сделав анализ соответствующей литературы по заданной теме, проведя анкетирование и наблюдение за использованием деловых игр в обучении  безопасности жизнедеятельности, можно подвести итог того, что эффективность проведения учебных и исследовательских деловых игр в школе является успешным, так как деловая игра – это активный метод группового обучения совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества при решении общих задач, который предусматривает имитацию реальной проблемной ситуации, которую необходимо разрешить посредством скоординированных действий. Игровой метод широко используется для поиска путей разрешения сложных учебных и социально-психологических проблем.

Итак, подводя итог проделанной работе, отмечу, что в использовании и проведении деловых игр в процессе обучения безопасности жизнедеятельности учащиеся пробуют свои возможности; идентифицируют себя в коллективе; учатся работать в группе; решают проблемы с содействием взрослого; получают опыт ответственного выбора в сложившихся ситуациях; выявляют собственные интересы; узнают об аспектах реальности и трудностях, которые их ожидают в дальнейшем; и самое главное – приобретают практический опыт. 

 

Из проведенного исследования становится ясным, что школьное пространство не обладает возможностью разрешения проблематики, связанной с деятельностью подростка: необходимо оснащение школ материально-технической базой для занятий, создание условий и спец.классов. Именно поэтому подобные обучающие технологии, такие как деловые игры, являются необходимым средством для того, чтобы обеспечить высокий уровень развития практических навыков у учащихся. Этот метод направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, полученные в процессе обучения, а уметь применять их на практике, которая пригодится в будущей взрослой жизни.

Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что деловая игра является эффективным средством для развития, формирования и становления у учащихся практических умений и навыков подтвердилась проведенным исследованием. Так же она выполняет функцию профессионального самоопределения школьников. Но, несмотря на практическую значимость и эффективность, деловые игры в обучении безопасности жизнедеятельности приемлемы лишь в качестве дополнительного метода обучения в органической связи с теоретическими занятиями. Они, в основном, не предполагают выработку единственного верного решения. Их ценность состоит в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретной учебной ситуацией.

Выготскй Л.С., Платов В.Я., Эльконин Д.Б. и  другие великие ученые утверждали, что деловая игра выступает как эффективное педагогическое средство, а также является активной формой обучения, которая формирует учебную деятельность и отрабатывает профессиональные умения и навыки. И с этим трудно поспорить.


Список источников и литературы

1.      Абаскалова, Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности / Учеб.пособие / Н.П.Абаскалова. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. – 135 с.

2.      Абрамова, Г.С. Деловые игры: теория и организация / Г.С.Абрамова, В.А. Степанович. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

3.      Алапьева, В.Г. Методические рекомендации по организации учебнотехнических и деловых игр / В.Г.Алапьева. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

4.      Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие / А.А.Вербицкий - М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.

5.      Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Академия, 1989г. – 374 с.

6.      Крылова Н.Б. Проектные методы против классно-урочной организации образования. М. 2002.

7.      Михайлов, Л.А Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ.высш.учеб.заведений / Л.А.Михайлов, В.М.Губанов, В.П.Соломин и др. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 272 с.

8.      Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. / Р.С.Немов – М.: Владос-пресс, 2007. – Ч.1. – 303 с.

9.      Общая и профессиональная педагогика: Учеб.пособие / Авт.-сост.: Г.Д.Бухарова, Л.Н.Мазаева, М.В.Полякова. – Екатеринбург: Рос.гос.проф.-пед.ун-та, 2004.

10. Попова, Г. П. Основы безопасности жизнедеятельности: школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками. – Волгоград: Учитель, 2006 г. – 234 с.

11. Поторочина, Е. А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. - М.: ВАКО, 2008 г. – 127 с.

12. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учебник. - М.: Профиздат, 1991. – 156 с.

13. Топоров, И.К. Основы безопасности жиз недеятельности: учебник для учащихся 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 157 с.

14. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос-пресс, 2007.

15. Барамзина, С.Л. Учебная деятельность школьников в контексте личностно-ориентированного обучения./ С.Л. Барамзина.

16. Грачев, А.В. Особенности личности: теория и практика / А.В.Грачев // «ОБЖ: основы безопасности жизни». – 2008. – май. – с.43-46.

17. Калягин, А.Н. Компетентностный подход в ОБЖ / А.Н.Калягин // «ОБЖ: основы безопасности жизни». – 2008. – сентябрь. – с.42-44.

18. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В.Коротаева // «Директор школы». – 2003. – март. – 17-19.

19. Кузнецов, В.С. Методические основы формирования у учащихся практических умений и навыков / В.С.Кузнецов // «ОБЖ: основы безопасности жизни». – 2008. – декабрь. – с.34-38.

20. Центр АКМЭ Деловые игры: история и классификация [электронный ресурс]. Режим доступа: http://acmegroup.ru/node/544.

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

КАРТОЧКИ

с заданиями для участников деловой игры

«Транспорт как зона повышенной опасности»

 

 

Объяснить значение дорожных знаков, предложенных участникам игры.

 

Вы находитесь вне населенного пункта. Расскажите правила поведения пешеходов.

 

Вы едите в общественном транспорте (автобус). Правила поведения в салоне автобуса и обязанности пассажиров.

 

Произошел несчастный случай.  Примените первую медицинскую помощь при переломе руки.

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

О П Р О С

(проводится перед проведением деловой игры)

 

 

Ты определился с выбором группы? С кем бы ты хотел быть в команде и почему?

Какая ситуация для тебя самая сложная?

Перечислите свои личные качества (ответственность, активность и т.д.)

Почему ты решил выбрать именно этот план действий?

Что, по Вашему мнению, может дать участие в игре.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

АНКЕТА

( приведены ответы детей и их отношение к игре)

1)     Тебе понравилось участие в игре, почему?

· Это как в реальной жизни.

· Потому что пытались найти выход из ситуаций сами.

· Потому что делали все сами.

· Что дали возможность самой спланировать действия, хоть и не по-настоящему.

· Это подготовило нас к будущей жизни, было интересно работать самостоятельно.

· Было как в реальной жизни, ведь перед тобой реальная взрослая ситуация.

· Получаешь адреналин.

2) Как думаешь, какие умения и качества ты приобрел, участвуя в игре?

· Умение общаться с людьми

· Работать в команде

· Научился договариваться

· Достигать компромисса

· Искать разную информацию, пособия, инструменты

· Решать и принимать какие-либо решения быстро

· Быть ответственным

· Организованности

· Общаться с людьми

3) Как эти умения и качества помогут тебе в дальнейшей жизни?

· Умение работать в группе

· Найти выход из трудной ситуации

· Буду просчитывать каждый шаг, не буду бездействовать

· Помогут не остаться в стороне

· Буду лучше общаться с людьми

· Добиться успеха

· Буду терпеливее ко всему относиться

· Руководить и достигать компромисса

· Научился ответственности

· Легче будет ориентироваться потом в любой ситуации.

4) Ты хотел бы в дальнейшем поучаствовать еще и в других группах и проектах, попробовав себя в других ситуациях?

· Да- 39

· Нет- 4

· Не знаю- 1

· В группах - нет, а в ситуациях – да - 3

5) Если бы ты снова участвовал в проекте (игре), то:

а) выбрал бы ту же группу

- да – 14;              - нет – 2; - не знаю- 6

б) попробовал бы себя еще и в других ролях (должностях, профессиях)

-да – 38; - нет – 3; - не знаю- 4

в) выбрал бы ту же деятельность (дело)

- да - 7 - нет - 9 - не знаю- 5

Подведем резюме. Из вышеизложенного мы видим что, деловая игра в целом оставила хорошее впечатление у детей. Так же прослеживается их отношение к своим собственным личностным ресурсам. Те умения и навыки, которые мы выделяли в модели игры, обнаружили в их рассуждениях и умозаключениях. Обнаружили, что проблематика с выбором собственного плана действий, тоже не осталась не замеченной. Многие из опрошенных ребят говорят, что данное мероприятие помогло почувствовать себя ответственным за порученное дело.

Отчетливо представляется высокая степень результативности данной обучающей технологии, как деловая игра. Ни одно из традиционных школьных занятий не сравниться по эффективности с подобного рода техниками развивающего обучения. Уверена, что будущее образование должно строиться с учетом данной технологии и внедрятся в образовательное пространство школы.

Информация о работе Использование деловых игр в обучении безопасности жизнедеятельности