Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:00, курсовая работа
Целью данной работы является анализ использования деловых игр в процессе обучения безопасности жизнедеятельности.
Задачами настоящего исследования являются:
1. анализ пед.литературы, соответствующий выбранной теме;
2. выявление особенностей деловой игры в обучении безопасности жизнедеятельности;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Понятие «Деловые игры» 5
1.1.1 История возникновения деловой игры 7
1.1.2 Структура деловой игры 10
1.1.3 Положительные и отрицательные стороны
проведения деловых игр 11
1.2 Классификация деловых игр 12
1.2.1 Учебные деловые игры 15
1.3 Преимущества деловых игр по сравнению
с традиционным обучением 17
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР 19
2.1 Формы занятий 19
2.2 Этапы и принципы организации деловых игр 20
2.2.1 Ожидаемая эффективность 24
2.3 Цели деловых игр 25
2.4 Задачи преподавателя 25
ПРИЛОЖЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВЫХ ИГР
ПО КУРСУ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
1Деловая игра как средство развития 28
2 Что дает деловая игра 29
3 Проведение деловой игры 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список источников и литературы 37
Игры комплексные: моделируется управление определенным объектом или процессом в целом, решение различных взаимосвязанных проблем, которые требуют применения знаний по широкому кругу изучаемых дисциплин (в нашем случае – дисциплины ОБЖ) и разносторонних профессиональных умений. Комплексная игра может быть проведена в конце курса (раздела или цикла), а может быть сквозной: в виде серии отдельных относительно самостоятельных, но связанных между собой фрагментов. [1].
Опираясь на вышеизложенное, задается представление о многообразии деловых игр и их результативности. Так же понимаем, что игра не может подходить под один критерий, а может рассматривать широкий спектр, в зависимости от сценария.
Учитывая многообразие выделенных критериев, при разработке сценария деловой игры, задачей педагогов является максимально обогатить сценарий игры реальностью и попытаться включить в него реально присутствующие в современном социальном мире аспекты. В ходе этого задается тематика и остается только развернуть сценарий со стороны реальных событий, что необходимо при проведении деловой игры на уроках ОБЖ.
1.3 Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением
Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:
1) В игре воссоздаются основные закономерности движения реальной деятельности и мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций.
Иными словами, процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социальных отношений.
2) Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по выявлению теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности.
Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обуславливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:
- Игра позволяет радикально сократить время накопления знаний и навыков;
- Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем;
- В деловой игре знания усваиваются «не про запас», не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа ситуации;
- Игра позволяет формировать целостное представление о собственной деятельности в ее динамике;
- Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.).
Вывод:
Деловая игра дает высокую степень результативности обучающей технологии. Ни одно из традиционных школьных занятий не сравниться по эффективности с техникой развивающего обучения подобного рода. Будущее образование должно строиться с учетом данной технологии и внедрятся в образовательное пространство школы, так как образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условие формирования личности.
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР
2.1 Формы занятий
Безопасность жизнедеятельности как научная и учебная дисциплина изучает основные закономерности возникновения и проявления опасностей и способы защиты от них человека в различных условиях обитания. Для того чтобы учащиеся увлеченно изучали курс ОБЖ, необходимо создание атмосферы заинтересованности, подбор большого количества наглядного и предметного материала, литературы. В данной работе детально рассмотрена тема использования деловых игр в обучении БЖ.
Формы проведения занятий ОБЖ могут быть различными: беседа проблемно – поискового характера, деловая игра, игровые тренинги, практикумы, конкурсы, соревнования, викторины, КВН. Залогом успешной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: интеллектуальные игры, кроссворды, загадки, ребусы, которые способствуют развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умение логически рассуждать и делать выводы.
Следует отметить, что каждой из тем можно посвятить не одно занятие, а целую серию бесед и игровых тренингов. Кроме того, изучив какую-либо тему, необходимо периодически возвращаться к ней с целью закрепления знаний и представлений по теме, формирования правильного поведения в возможных экстремальных ситуациях.
Для успешной реализации программы по курсу ОБЖ, необходимо формировать на уроке дисциплину умственного труда. Самая страшная опасность – безделье за партой, интеллектуальная лень. Если дети равнодушны к предмету, учеба становится для них обузой. Поэтому в процессе своей деятельности педагогу необходимо решать вопросы, как учить с увлечением и как сделать процесс усвоения знаний творческим. В целом курс предназначен для воспитания личности безопасного типа - личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни.
2.2 Этапы и принципы организации деловых игр
Деловая игра предусматривает достижение как учебных, так и воспитательных целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией работы, поэтому необходимо следовать некоторым принципам организации деловых игр:
1. Разделение учащихся на группы 3-8 человек.
2. Неограниченное количество групп-участниц.
3. Четкое представление каждого члена групп о своих обязанностях.
4. Деловая игра должна быть ограничена по времени (занятие, неделя).
5. Обязательный анализ игры после ее завершения.
Существуют и другие принципы организации деловой игры:
-принцип имитационного моделирования конкретных условий. Моделирование реальных условий деятельности человека во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов активного обучения;
-принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;
-принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия лиц;
-принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности;
-принцип двуплановости. Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.
-принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса её развертывания в игровой деятельности. [3].
Проведение деловых игр включает следующие этапы:
- подготовка аудитории, участников и экспертов;
- изучение ситуации, инструкций, установок и других материалов;
- собственно игра;
- анализ, обсуждение и оценка результатов игры. [1].
Если в этапе подготовки представляются умения больше связанные с планированием и аналитикой, то в процессе игры мы видим деятельность ребенка, его манеру, коммуникативность, решительность, одним словом механизмы по достижению цели. Итак, чем важен этап самой игры?
Для нас главное в игре то, как учащиеся смогут следовать своему плану, как будут соблюдаться правила игры, то какими способами они реализуют свою деятельность. Игра - это результат их совместной деятельности, а для педагога - показатель проделанной детьми работы. Только это позволяет понять, насколько креативно, ответственно и решительно, все подошли к выполнению задачи.
В игре воссоздается практика реальной жизни, по результатам исследования многие из детей и не подозревали, что взаимодействовать в реальной ситуации так сложно.
Модель игры заключается в создании мира, который окружает подростка, но в силу не предоставленного статуса взрослого, он для него закрыт. Другими словами мы моделируем пространство взрослых отношений и включаем туда подростка.
Деловая игра представляет собой многоэтапный процесс. Разделение на этапы происходит по содержательному принципу. Рассмотрим этапы ее подготовки:
1. Вводный инструктаж. Основными задачами данного блока является описание планируемой игры участникам (суть, цели, задачи, особенности); повышение мотива участия в игре через акцентирование внимания участников на ожидаемом получении ценностей в ходе этого процесса (приобретение организационных навыков, актуальных в современной действительности).
2. Организационный блок. Смысл блока заключается в организации подготовки проведения игры.
Информационная часть: участникам читается вводная лекция по теории проведения деловой игры.
Практическая часть: участники должны разработать план развития собственной деятельности в условиях ожидаемой игры (условия обязаны быть максимально разобраны на вводных лекциях). Понятно, что план должен быть весьма условен, т.к. он описывает не реальные ситуации, а смоделированные организаторами игры.
Рефлексивная часть: после того, как участники проекта представили планы действий своим наставникам, начинается аналитическая и оценочная работа, в связи с чем можно понять заинтересованность участников в игре и оценить уровень развития компетентностей, связанных с пройденными этапами организации данного мероприятия. Перечислим их:
· Умение слушать и слышать. (Первое можно понять в ходе наблюдения за командой, а второе станет ясно после предоставления плана действий).
· Способность отстоять собственную точку зрения, аргументировать мысли, договориться, избежать конфликта. (Работа в коллективе всегда требует конкурирования со сверстниками по разным параметрам, например, распределение обязанностей - внутренняя заинтересованность и личностная мотивация детей, смежная с их целями, заставляет более локально подойти к данной проблеме и использовать нестандартные решения, так как многие хотят ощутить себя организатором действий).
· Креативные способности. (Разумный подход к разработке плана и стратегии действий).
· Сформированность аналитических качеств. (На каком уровне рассматривают и используют ученики полученные данные? Как организована внутренняя обстановка? Как отлажена субординация и есть ли она?)
· Умение принимать решения. (Способность принимать быстро, оптимально и правильно решения).
· Организаторские умения. (Способность и умение руководить. Способность и умение заручаться помощью других людей, когда это необходимо для достижения собственных или общих целей. Естественная предрасположенность делать все необходимое для того, чтобы другие люди направляли свою энергию на достижение цели; способность заметить психологические препятствия, возникающие в работе людей, и сделать все необходимое для их устранения; чувствительность к организационным проблемам, мешающим эффективной работе отдельных сотрудников, а также способность и готовность выделять и поощрять тех, кто проявляет внимание к таким проблемам).
· Способность и умение эффективно работать в интересах общей цели. (Желание понять общую программу действий, брать на себя инициативу, необходимую для выполнения своей части общей задачи, и делать с максимальной пользой именно то, что необходимо, не дожидаясь детальных указаний).
· Способность искать обратную связь, умение распознавать и использовать ее. Обратная связь – это целенаправленно построенное общение между обучающими и обучаемыми, обеспечивающее из взаимодействие в процессе достижения тех ли иных целей. [1].
Это основные моменты на которые, необходимо обращать внимание при проведении деловой игры. Понятно, что перечислять список проявляемых навыков можно до бесконечности и также их внедрять в моделированное пространство игры.
Деловую игру можно проводить перед учебными занятиями, после прочтения тематического цикла или же осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры.
В первом случае деловая игра опирается только на личный опыт играющих и должна обнаружить проблемы в знаниях, восполнение которых будет происходить в процессе обучения по данному разделу, что вызовет к ним дополнительный интерес.
Информация о работе Использование деловых игр в обучении безопасности жизнедеятельности