Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:00, курсовая работа
Целью данной работы является анализ использования деловых игр в процессе обучения безопасности жизнедеятельности.
Задачами настоящего исследования являются:
1. анализ пед.литературы, соответствующий выбранной теме;
2. выявление особенностей деловой игры в обучении безопасности жизнедеятельности;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Понятие «Деловые игры» 5
1.1.1 История возникновения деловой игры 7
1.1.2 Структура деловой игры 10
1.1.3 Положительные и отрицательные стороны
проведения деловых игр 11
1.2 Классификация деловых игр 12
1.2.1 Учебные деловые игры 15
1.3 Преимущества деловых игр по сравнению
с традиционным обучением 17
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР 19
2.1 Формы занятий 19
2.2 Этапы и принципы организации деловых игр 20
2.2.1 Ожидаемая эффективность 24
2.3 Цели деловых игр 25
2.4 Задачи преподавателя 25
ПРИЛОЖЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВЫХ ИГР
ПО КУРСУ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
1Деловая игра как средство развития 28
2 Что дает деловая игра 29
3 Проведение деловой игры 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список источников и литературы 37
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия
Кафедра безопасности жизнедеятельности
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности»
тема: «Использование деловых игр
Проверил: Кадочникова Н.М.,
Старший преподаватель кафедры БЖ
Выполнил: Цыганова О.А.,
студентка гр.322 OЗО ФФКиБЖ
Н-Тагил
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Понятие «Деловые игры» 5
1.1.1 История возникновения деловой игры 7
1.1.2 Структура деловой игры 10
1.1.3 Положительные и отрицательные стороны
проведения деловых игр 11
1.2 Классификация деловых игр 12
1.2.1 Учебные деловые игры 15
1.3 Преимущества деловых игр по сравнению
с традиционным обучением 17
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР 19
2.1 Формы занятий 19
2.2 Этапы и принципы организации деловых игр 20
2.2.1 Ожидаемая эффективность 24
2.3 Цели деловых игр 25
2.4 Задачи преподавателя 25
ПРИЛОЖЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВЫХ ИГР
ПО КУРСУ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
1Деловая игра как средство развития 28
2 Что дает деловая игра 29
3 Проведение деловой игры 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список источников и литературы 37
Игра – дело серьезное
ВВЕДЕНИЕ
Данную курсовую работу начну словами Л. Н. Толстого: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик», а значит, будет достигнута конечная цель обучения – усвоение пройденного материала и применение его на практике окажется намного проще. Но для этого необходимо приложить немало усилий и со стороны учителя и со стороны ученика: каждый должен полностью активизироваться. Ведь основной процесс обучения – это активация учебной деятельности школьника, которая предстает как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, в форме самоорганизации и самореализации учащегося; и с другой — как результат деятельности учителя по созданию определенных условий работы ученика. Исходным моментом в этом процессе является закономерная связь деятельности учителя и учащихся [9].
Снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Ярким таким примером является практика использования деловых игр в обучении безопасности жизнедеятельности, где рождается взаимодействие в рабочей группе, четко проступают отношения между членами команды, в открытой форме выступают учебные, личностные, социальные отношения участников игры друг к другу.
Объектом исследования является: процесс обучения безопасности жизнедеятельности деловых игр с применением деловых игр у учащихся 5 класса.
Предметом исследования является непосредственно деловая игра как средство обучения учащихся безопасности жизнедеятельности.
Методы исследования: анкетирование, наблюдение.
Целью данной работы является анализ использования деловых игр в процессе обучения безопасности жизнедеятельности.
Задачами настоящего исследования являются:
1. анализ пед.литературы, соответствующий выбранной теме;
2. выявление особенностей деловой игры в обучении безопасности жизнедеятельности;
3. проведение деловой игры и оценка ее результатов учащихся 5 класса на уроках ОБЖ.
Гипотеза исследования: деловая игра является эффективным средством в обучении безопасности жизнедеятельности.
Актуальность исследования заключается в том, что использование в учебном курсе безопасности жизнедеятельности деловых игр может применяться как средство обучения в целях повышения эффективности полученных знаний на практических занятиях.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Понятие «Деловые игры»
Деловые игры заново «вошли в моду» в 80-е годы. Появилось много работ, посвященных им. Часто деловые игры называли методом обучения, но это не метод, а технология обучения, использующая, все общедидактические методы обучения.
Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры. Деловая игра относится к коллективно-групповым занятиям, также как и урок, лекция, семинар [13], но может длиться не только на одном занятии, но и более длительное время.
Цель проведения деловой игры – расширить представления учащихся о том или ином событии, получить новые знания в доступной ненавязчивой, игровой форме, учить детей слушать и слышать друг друга, взаимодействовать и помогать друг другу.
Педагогическая суть деловых игр - активизировать мышление, повысить самостоятельность, внести дух творчества в обучении - это сближает деловые игры с технологией проблемного обучения, но основное - подготовить учеников к практической деятельности. В проблемном обучении главным вопросом является «почему», а в деловых играх - «что было бы, если бы...»
Естественно, деловые игры необходимо готовить, имея в виду не только сам материал, но и учащихся. Начинать рекомендуется с имитационных упражнений. Они отличаются от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач.
Имитационные упражнения ближе к учебным, чем деловым играм. Их цель - предоставить учащимся возможность в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории, законе. В условии должно содержаться обязательное противоречие, т.е. в имитационном упражнении уже есть элемент проблемности. А уже после имитационных упражнений можно переходить к ролевым или деловым играм.
Деловая игра - это проигрывание той или иной ситуации. Цель игры - сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе. Социальная значимость деловых игр в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.
Необходимо отметить, что проведению деловой игры должна предшествовать серьезная работа по углублению знаний учащихся по производственным, технологическим и экономическим вопросам. Использование на занятиях конкретных производственных данных; уроки на производстве; продуманная организация производственной практики; организация практических конференций; работы кружков технического творчества; привлечение учащихся к рационализаторской работе; проведение предметных недель; встречи с передовиками и специалистами производства, выпускниками колледжа - применение всех этих форм и методов обучения подготавливает учащихся к деловой игре.
Обычно применяют игровые элементы двух типов:
1 - общие ситуационные задачи;
2 - узкоспециальные задачи.
Обучение безопасности жизнедеятельности в виде проведения деловых игр имеет серьезные преимущества по сравнению со многими другими методами обучения и является самым эффективным средством приобретения знаний, а также усвоения их на практике. Именно этим урок ОБЖ отличается от всех стандартных, классических и традиционных уроков. Никакой другой школьный предмет не ставит цели научить ребенка действовать практически, жить и выживать в окружающей среде. [13]. С помощью этих уроков можно решить самую актуальную проблему современности - научиться организовывать деятельность группы и индивида в условиях чрезвычайной ситуации, чтобы предотвратить панику, хаос и непредсказуемые действия отдельных людей.
Таким образом, можно сделать вывод, что деловая игра – это способ определения оптимального решения каких-либо задач путем имитации или моделирования ситуаций и правил поведения участников игры. [1]. Это переход от теории к практике.
1.1.1 История возникновения деловой игры
Деловая игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых стала использоваться достаточно давно и довольно стихийно. Самым близким предшественником деловых игр является зародившая в 17-18 веках военная игра. «Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно, что в 19 веке военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении. Один из прусских генералов применял такой игровой метод при обучении офицеров.
По оценкам экспертов метод деловых игр применительно к производственно-хозяйственной деятельности был впервые применен в нашей стране. В этом смысле «первые игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений». [20].
Первая деловая игра ("Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы") была проведена в 1932 году в Ленинградском инженерно-экономическом институте и была названа ее автором Марией Мироновной Бирнштейн. В игре участвовали как студенты, так и руководители предприятий.
Проводимые в тридцатые годы деловые игры предназначались «для отработки в лабораторных условиях новых форм организации производства, систем диспетчерского управления, деятельности персонала электростанций в аварийных ситуациях» и т.п. Однако история развития деловых игр в России, начавшись в 30-х годах, примерно тогда же была и прервана. Исследователи указывают разные причины такой приостановки традиции. С одной стороны, ссылаются на военное время, нехватку ресурсов, с другой стороны, фиксируют, что «свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации». [20].
Информация о работе Использование деловых игр в обучении безопасности жизнедеятельности