Использование деловых игр в обучении безопасности жизнедеятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ использования деловых игр в процессе обучения безопасности жизнедеятельности.
Задачами настоящего исследования являются:
1. анализ пед.литературы, соответствующий выбранной теме;
2. выявление особенностей деловой игры в обучении безопасности жизнедеятельности;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Понятие «Деловые игры» 5
1.1.1 История возникновения деловой игры 7
1.1.2 Структура деловой игры 10
1.1.3 Положительные и отрицательные стороны
проведения деловых игр 11
1.2 Классификация деловых игр 12
1.2.1 Учебные деловые игры 15
1.3 Преимущества деловых игр по сравнению
с традиционным обучением 17
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР 19
2.1 Формы занятий 19
2.2 Этапы и принципы организации деловых игр 20
2.2.1 Ожидаемая эффективность 24
2.3 Цели деловых игр 25
2.4 Задачи преподавателя 25
ПРИЛОЖЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВЫХ ИГР
ПО КУРСУ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
1Деловая игра как средство развития 28
2 Что дает деловая игра 29
3 Проведение деловой игры 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список источников и литературы 37

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ДИ.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

По мнению экспертов, во многом возрождение деловых игр в России связано с деятельностью в 50-х годах Московского методологического кружка, лидером которого был Г.П.Щедровицкий. Идеи и методы, разработанные им, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием организационно-деятельностные игры. Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало невиданные плоды: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем.

Еще одним важным событием, послужившим возрождению и активной пропаганде деловых игр, была школа «Деловые игры и их программное обеспечение», состоявшаяся в 1975 в Звенигороде, под Москвой, по инициативе Центрального экономического института АН СССР и экономического факультета МГУ. Эта школа сыграла важную роль в советском «игростроении»… С момента Звенигородкой встречи советские деловые игры стали развиваться весьма интенсивно. К ядру стали присоединяться сотрудники многочисленных вузов и научных учреждений. Стали появляться не только все новые и новые деловые игры, но и теоретические работы. Возникли имитационные игры не только на экономические, но и на другие темы, например, биологические, медицинские, архитектурные.

Итак, 70-е годы - это время популяризации деловой игры как метода активного обучения, когда разработкой и внедрением игр занимались энтузиасты, опыт которых стал широко пропагандироваться.

1970-80 годы - время всплеска деловых игр, различных по методологии и методу проведения. В этот период появляются целые школы обучающих игр: например, Таллиннская школа В.К. Тарасова - ролевые игры в тренинге и деловые игры в педагогике.

Восьмидесятые годы - это, с одной стороны, эскалация деловой игры, «…когда игры стали широко использоваться в различных отраслях народного хозяйства и тиражироваться в специальной методической литературе», а, с другой стороны, их профессионализация, «когда стали развиваться разнообразные игровые культуры обучения руководителей». [20]

В период экономических реформ 80-90 гг. начинается использование игрового подхода для решения серьезных экономических (например, “Введение арендного подряда” на пивоваренном заводе Омска, “Введение хозрасчета в конструкторско-технологических подразделениях” Центр атомного судостроения в г.Северодвинске, “Реорганизация верфи” Николаевск-на-Амуре), экологических (например, игра, посвященная решению задачи сохранения экологии озера Байкал) и даже политических (например, выборы руководителя на ВАЗе) проблем.

За рубежом первые деловые игры были разработаны и проведены в 50-х годах в США. Первые игры применялись преимущественно для обучения студентов-экономистов и будущих руководителей фирм. «Первая машинная игра американской фирмы «Рэнд корпарейшн», предназначенная для офицеров службы материально-технического обеспечения американского военно-воздушного флота, была разработана в 1955г. И хотя она была военной, ее проблематика носила экономический характер, поскольку в игре имитировалось управление снабжением запасными частями военно-воздушных баз США, размещенных по всему миру.

Поиск новых форм обучения подтолкнул американских ученых, представлявших фирму «Америкэн менеджмент ассоциейшн» к разработке управленческой игры с применением ЭВМ. Первый эксперимент с этой игрой был проведен в 1957 году (в ней участвовало 20 президентов крупных фирм), и впоследствии эта разработка послужила прототипом множества деловых игр. [20].

На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Особенно активно деловые игры используются в практике высшего образования, многие ВУЗы являются новаторами в методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уже несколько тысяч различных видов обучающих игр. Издаются пособия, каталоги и справочники по деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары. Создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм.

Итак, сделаем вывод: деловая игра - это форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности и предназначена для отработки профессиональных умений и навыков во все времена.

1.1.2 Структура деловой игры

В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым и центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и т. п. Модель игры заключается в создании мира, который окружает подростка, Другими словами мы моделируем пространство взрослых отношений. То есть деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность, что позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить.

Обычно в деловых играх рассматривается одна из двух задач: или общая ситуационная или же узкоспециальная. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры. Действующими лицами в деловой игре являются участники, организуемые в команды и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст, имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами. Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Все игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры. [3].

1.1.3 Положительные и отрицательные стороны проведения игр

В деловой игре хорошо срабатывает здоровьесберегающий фактор. Большим плюсом в применении этой технологии считается, что дети с разным уровнем умственного развития могут активно принимать участие в этих играх, не чувствуя себя закрепощёнными.

Положительные моменты в применении деловых игр:

- как правило, учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения;

- происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания и умения;

- послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний;

- оперативная обратная связь.

Но есть и отрицательные стороны. В первую очередь для преподавателя:

- высокая трудоёмкость подготовки к занятию;

- преподаватель должен быть внимательным и доброжелательным режиссером в течение всей игры, причем может быть и в нескольких группах одновременно;

- большая напряженность для преподавателя, так как он сосредоточен на непрерывном творческом поиске. Кроме того, он должен быть еще и актером (обладать актерскими данными);

- не все преподаватели владеют способом проведения деловой игры;

- трудности с заменой преподавателя, который проводил деловые игры.

Игроки, стараясь обыграть друг друга, отвлекаются от целей обучения. Это опасение естественно, так как всякая игровая форма может провоцировать возникновение игровой деятельности, но внешние по отношению к игре цели обучения навыкам игровой деятельности заставляют фактически отрицать игровую деятельность как основной механизм, обеспечивающий эффективность обучения.

Вместе с тем следует отметить, что современные деловые игры, несмотря на недостатки, все-таки дают обучающий эффект благодаря присутствию почти во всех играх момента дискуссии, обсуждения и анализа участниками своих действий между собой и с координатором игры. Именно в этом моменте они действительно рефлексивно и исследовательски относятся к собственной деятельности и ее соорганизации. То, насколько организованна будет эта сторона игрового процесса, и определит меру эффективности формирования рефлексивно-мыслительного и исследовательского отношения к действительной (реальной) деятельности.

 

1.2 Классификация деловых игр

На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные. В структуре безопасности жизнедеятельности используются только учебные и исследовательские. Первые предназначены для имитационного моделирования в обучении реальных процессов и механизмов, являющихся объектом изучения. Вторые – для имитационного моделирования не только действующих, но и проектируемых объектов, процессов, механизмов, в том числе экономических и социальных, с целью их исследования. [1].

Деловые игры вписываются в широкий контекст социальной деятельности, фиксируя ее возможности не только как метода обучения, но и как метода оценки, изучения и управления. Исследователи выделяют такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В.Ежовой:

1. По времени проведения: без ограничения времени; с ограничением времени; игры, проходящие в реальное время; игры, где время сжато.

2. По оценке деятельности: балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; оценка того, кто как работал, отсутствует.

3. По конечному результату:

- жесткие игры - заранее известен ответ, существуют жесткие правила;

- свободные, открытые игры - заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

4. По конечной цели:

- обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;

- констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;

- поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.

 

5. По методологии проведения:

- луночные игры - любая салонная игра (шахматы, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;

- ролевые игры - каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;

- групповые дискуссии - связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии;

- имитационные - имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях;

- организационно-деятельностные игры (Г.П.Щедровицкий) - не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;

- инновационные игры (В.С.Дудченко) - формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;

- ансамблевые игры (Ю.Д.Красовский) - формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб;

- комбинированные интерактивно-деятельностные стратегические игры (Е.В.Гильбо, 2000-е годы) – сочетают ансамблевость и конкуренцию, пролонгированно имитируют реальное развитие ситуации, направлены на коллективное конструирование будущего. [20].

 

 

1.2.1 Учебные деловые игры

Игры, применяемые в обучении безопасности жизнедеятельности, относятся к учебным видам игр. Они весьма разнообразны. Приведу их характеристику по пяти наиболее характерным признакам:

Характер моделируемых ситуаций.

Игра с соперником (борьба сторон, конкуренция): моделируются процессы управления ситуациями в условиях взаимовлияющего поведения или взаимодействия друг с другом участников игры.

Игра с природой: моделируется процесс управления ситуацией в условиях вероятностного поведения среды и управляемого объекта.

Игра-тренинг: моделируется процесс управления системой обучения в динамике самопроизвольного развития ситуации; отрабатываются навыки принятия решений, а также механизмы взаимодействия отдельных звеньев системы.

Характер игрового процесса (игра с взаимодействием участников и без взаимодействия).

Групповые игры: отношения между играющими группами носят характер противоборства. Действия одной группы, прямо или косвенно, влияет на действие другой. Контакт между группами не обязателен.

Разыгрывание взаимодействия между группами: контакт между группами осуществляется с помощью различных видов (средств) связи.

Игры-соревнования: группы между собой не контактируют, а играют независимо  друг от друга и, начиная в одной и той же исходной ситуации, достигают различных результатов.

Способы передачи и обработки информации.

Игры с применением обычных средств связи и носителей информации: тексты, логические схемы, матрицы и т.п., в том числе игры на макетах и действующих объектах.

Машинные игры: с применением персонального компьютера.

Программируемые игры: с использованием автоматизированных обучающих средств.

Динамика моделируемых процессов.

Игры с ограниченным числом ходов.

Игры с неограниченным числом ходов: саморазвивающиеся игры без масштаба и с масштабом времени.

Тематическая направленность и характер решаемых проблем.

Игры тематические: ориентированы на принятие решений по узким проблемам, укладывающимся, как правило, в рамки одной темы (дисциплины), или цикла тем, из общего курса.

Игры функциональные: имитируется реализация отдельных функций или процедур управления ситуациями.

Информация о работе Использование деловых игр в обучении безопасности жизнедеятельности