Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 15:00, курсовая работа
Целью данной работы является анализ использования деловых игр в процессе обучения безопасности жизнедеятельности.
Задачами настоящего исследования являются:
1. анализ пед.литературы, соответствующий выбранной теме;
2. выявление особенностей деловой игры в обучении безопасности жизнедеятельности;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1 Понятие «Деловые игры» 5
1.1.1 История возникновения деловой игры 7
1.1.2 Структура деловой игры 10
1.1.3 Положительные и отрицательные стороны
проведения деловых игр 11
1.2 Классификация деловых игр 12
1.2.1 Учебные деловые игры 15
1.3 Преимущества деловых игр по сравнению
с традиционным обучением 17
ГЛАВА 2 МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ИГР 19
2.1 Формы занятий 19
2.2 Этапы и принципы организации деловых игр 20
2.2.1 Ожидаемая эффективность 24
2.3 Цели деловых игр 25
2.4 Задачи преподавателя 25
ПРИЛОЖЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВЫХ ИГР
ПО КУРСУ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 28
1Деловая игра как средство развития 28
2 Что дает деловая игра 29
3 Проведение деловой игры 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Список источников и литературы 37
Во втором случае деловая игра опирается на знания, полученные в процессе уроков. Эти знания не только закрепляются в игре, но и приобретут качественно новую форму "существования", поскольку войдут в структуру опыта регуляции познавательной, профессиональной деятельности.
2.2.1 Ожидаемая эффективность
1) Познавательная: в процессе деловой игры учащиеся знакомятся с методами исследования вопроса (проблемы), организацией работы коллектива;
2) Воспитательная: в процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу; сообща определяется степень участия каждого из них в работе; ощущается взаимосвязь участников при решении общих задач; коллективно обсуждаются все вопросы, что формирует критичность, сдержанность, уважение к мнению других, внимательность к товарищам по игре;
3) Развивающая: в процессе деловой игры развиваются логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться в процессе дискуссии.
2.3 Цели деловых игр
Образовательные:
1. Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.
2. Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных источников.
Развивающие:
1. Развивать у учащихся творческое мышление.
2. Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке безопасности жизнедеятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
2. Вырабатывать самосознание - осознанную сопричастность с происходящими событиям.
3. Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
2.4 Задачи преподавателя
Преподаватель-организатор ОБЖ играет значительную роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности школьников и формировании личности безопасного типа поведения. Это ко многому обязывает. Он должен быть профессионалом. [16]. Это тот человек, чье жизненное кредо: «Готов взять ответственность за свою жизнь и способен создавать безопасность своими руками, думая своей головой и ощущая мир своим сердцем!» Ведь, чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться, - вернемся к словам Л.Н.Толстого. - Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик.
Как показывает практика, основной причиной слабой подготовки учащихся является недостаточная профессиональная подготовка самого учителя БЖ. Необходимы не просто учителя, ведущие данный предмет в качестве дополнительной нагрузки, а специалисты, понимающие задачи и специфику курса.
Для проведения деловых игр учителю приходится прикладывать немало усилий. Самое элементарное, что он должен сделать:
- Подготовить дидактический материал: карточки-задания для каждого, можно с подсказкой о характере деятельности;
- Отобрать необходимые ситуации-иллюстрации на конкретном материале и ситуации-проблемы;
- Продумать предполагаемые ответы и реплики;
- Подобрать подгруппы учеников (3-4 человека);
- Поставить задачу (проблему), по которой группа должна высказывать свою точку зрения, например: мнение бригадира, рабочего, мастера и т.п. по спорному вопросу, по поводу того, как завоевать доверие членов бригады;
- Проявлять к студентам интерес, постоянное внимание и т.п.
В процессе организации игровой деятельности на уроках ОБЖ необходимо также опираться и на возрастные особенности школьников. [3].
Таким образом, эффективность использования деловой игры как развивающего активного метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем обучения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми, знание реальных возможностей учащихся. А также следует отметить необходимость системности в использовании активных форм, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, уменьшении различных видов учительской помощи. Здесь могут использоваться, как и в проблемном обучении, все дидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.
Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
ПРИЛОЖЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВЫХ ИГР
ПО КУРСУ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 Деловая игра как средство развития
Смысл деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях, например: «Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики». К этому определению необходимо добавить, что, являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и «методом поиска новых способов ее выполнения», и «методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером деятельности». [8].
Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты деятельности и тем самым смоделировать более адекватное, по сравнению с традиционным обучением, условие формирования компетентностей. В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре - это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом - общение имитирующее и воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение и эффективная форма развития компетентностей, это условие, способствующее эффективному оцениванию степени развития данных компетентностей в личности, формирование этих компетентностей безопасности жизнедеятельности необходимо именно на школьном уровне, в рамках предмета ОБЖ. [17].
Итак, необходимо выделить набор умений и навыков, которые формируются с помощью проведения деловых игр: ответственность, решительность, организаторские способности, умение общаться с другими людьми, творческие способности, умение собирать и обрабатывать информацию, умение работать в группе, достигать компромисса, умение делать выбор, умение слушать и слышать, способность и стремление анализировать явления и ситуации окружающего мира, анализировать, инициативность, способность быть ведомым и в то же время вести за собой, умение оказывать поддержку и содействовать тем, от кого зависит достижение цели, обеспечивать бесконфликтную совместную работу, устанавливать с людьми теплые доверительные отношения, устраивать эффективные групповые обсуждения, обеспечивать в группе обмен знаниями для принятия эффективных совместных решений, четко формулировать цели группы и направлять энергию членов группы на их достижение, продумывать, чего предстоит достичь и как это достичь, предвидеть возможные препятствия на пути к цели и принимать меры для их преодоления, следить за результатами предпринятых действий и использовать их для размышления о природе и обстоятельствах происходящего, соотносить свои действия со своей ролью, прикладывать дополнительные усилия для снижения степени риска, связанного с выполняемой деятельностью, устанавливать отношения сотрудничества с другими людьми, уметь принимать решения, уверенность в себе, способность и умение руководить, способность и умение эффективно работать в интересах общей цели, способность искать обратную связь, умение распознавать и использовать ее.
2 Что даёт деловая игра
Игра это неординарность, которая дает каждому ее участнику:
- свободу деятельности;
- перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни;
- выход в другое состояние души, т.е. подчиняясь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил;
- игра дает порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре;
- игра создает гармонию, формирует стремление к совершенству, хотя в игре существует элемент неопределенности. Противоречия в игре стремятся к разрешению;
- игра дает увлеченность, т.к. в игре нет частичной выгоды - она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности;
- игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок;
- дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений;
- дает понятие о чести: она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре;
- игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Игра дает романтизм;
- дает также и физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться «по пересеченной местности», причем в доспехах и с игровым оружием;
- дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики;
- игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры;
- стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других;
- возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее;
- развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов;
- развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца;
- игра дает радость общения с единомышленниками;
- игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели. [14].
Всё вышеперечисленное касается не просто игр, а в том числе и деловых игр, так как игра - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Пусть отдых или учеба. Знаменитый ученый Йохан Хёйзинг даже написал книгу в 1938 году «Homo ludens» («Человек играющий»), в которой он размышляет о роли игры в жизни отдельного человека и в жизни всей человеческой цивилизации.
3 Проведение деловой игры
Урок ОБЖ в форме деловой игры проводился в 5 классе школы №3 г.Кировграда. Тема игры: «Транспорт как зона повышенной опасности». Данная тема взята не случайно: после завершения летних каникул дети активно делятся впечатлениями о проведенном отдыхе, в том числе и произошедщими событиями.
При проведении игры участники делятся на группы, каждой группе достается карточка с определенным заданием, которое необходимо выполнить: обсудить данную ситуацию, распределить роль каждого участника, найти оптимальный вариант и принять правильное и быстрое решение. (Приложение 1).
Перед запуском деловой игры мы провели опрос участников (Приложение 2), задачами которого являлись:
- определить в какой группе находится ребенок и основания выбора этой группы;
- определить роль каждого участника в группе и основания выбора этой роли;
- выявить какими качествами обладает ребенок, чтобы исполнять роль в группе;
- определить ожидания ребят: что, по их мнению, сможет им дать участие в игре.
Анализ полученных данных говорит, что большая часть детей устремилась в ту или иную группу лишь потому, что там находятся его друзья, то есть основание выбора не заключается в сфере деятельности и не рассматривается ребенком с позиций собственного интереса.
На вопрос, почему он решил выбрать именно этот план действий, большинство ответов связано с тем, что ему понятна предлагаемая задача, на втором месте - то, что ученик просто знает как быть в данной ситуации. Так же были ответы – потому что только туда и взяли. Это говорит об отключении от основной массы ребят и не способности организовать самостоятельно людей действия в сложившейся ситуации.
Информация о работе Использование деловых игр в обучении безопасности жизнедеятельности