Интеграция и инклюзия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Интегрированный подход в обучении на современном этапе развития школьного образования имеет принципиально важное значение для построения всего учебно-воспитательного процесса. Прежде всего, он отражает реально существующие в теории и практике коррекционного обучения тенденции.
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие интегрированного подхода в образовании
1.1 Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
1.2. Инклюзивное образование за рубежом
Глава 2. Образование детей с нарушениями психофизического развития в России
2.1 Исторический обзор развития специального образования в РФ
2.2 Интеграция, её взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовик по Разумовой.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

  Интернальная  интеграция - это интеграция внутри системы специального образования. Она направлена на решение вопросов сотрудничества различных видов  специальных школ и их слияния, где это возможно. Ее следствием является, к примеру, объединение под одной крышей школ для детей с трудностями в обучении и школ для детей с легкой степенью умственной отсталости.

  Экстернальная интеграция предполагает взаимодействие специального и массового образования, направлена на предоставление возможностей массовой и специальной школ для совместной работы или даже, при наличии соответствующих условий, на слияние их в одно учреждение. Это влечет за собой, к примеру, улучшение обеспечения специальным обучением детей со специальными нуждами в массовых школах, тем самым, сокращая число учащихся, направляемых в специальное образование.

  Совместное  обучение в одном классе более  эффективно для детей с небольшими нарушениями развития (например, слабовидящих, слабослышащих, с легкой формой церебрального паралича и др.) при наличии хорошо налаженной деятельности службы сопровождения учащихся в школе. Для детей с тяжелыми формами нарушений в развитии, например, с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, возможна только социальная интеграция и частично интернальная форма педагогической интеграции.

  Успешность  интеграции детей с нарушениями  интеллекта зависит не только от характера  и степени имеющихся у них  психических нарушений и эффективности  учитывающих эти нарушения учебных программ и обучающих технологий, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и, прежде всего, в той среде, в которую ребенок интегрируется.

  Учителя массовых школ проявляют негативное отношение к детям с психическими отклонениями в большей степени, чем специалисты — врачи, психологи, специальные педагоги, социальные работники и др.

  По  результатам работ зарубежных авторов  установлено, что отношение здоровых к инвалидам в целом характеризуется  как откровенно неблагоприятное (сопровождающееся чувством сострадания, вежливым нерасположением) и имеет характер доминирования — подчинения, когда здоровые получают в том или ином виде власть над теми, у кого есть определенные отклонения.

  В некоторых исследованиях отмечается амбивалентный характер отношений здоровых к больным: с одной стороны, неприятие и даже враждебность, с другой — симпатия и сочувствие. В этом видятся скрытые возможности улучшения социальной интеграции инвалидов.

  Положительное отношение, понимание и принятие учителями и здоровыми детьми ребенка с отклонениями в развитии оказывает прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие. В связи с этим можно заключить, что знание системы отношений учителей, сверстников к имеющим ограниченные возможности в обучении детям является чрезвычайно важным сточки зрения их социальной и педагогической интеграции.

  Расширение  информированности населения, создание и признание новых общественных организаций, защищающих права инвалидов, разработка новых интересных программ, укрепление законодательной базы по вопросам о защите прав инвалидов позволяет заключить, что ведется активный поиск путей решения проблем инвалидов и — самое главное — наше общество развивается в отношении интеграции детей с особыми образовательными потребностями, к включению их в жизнь этого общества.

  Комплексный подход к данному вопросу позволит дать этим людям шанс выхода из сегрегации, открыть для них возможность  пользоваться всеми благами, быть полноправными  членами этого общества и приносить ему пользу.

  Интеграция  в общество детей с нарушениями  интеллекта тесно связана с их социально-трудовой адаптацией. В настоящее  время создается много программ, помогающих компенсировать недостаток умственных способностей более интенсивным  развитием поведенческих навыков. Заучивание и использование стереотипных наборов действий, необходимых в стандартных ситуациях, связанных с жизнеобеспечением, позволяет детям с нарушениями интеллекта стать в какой-то мере более самостоятельными. Обучение позволяет развить их способности так, чтобы окружающие воспринимали и реагировали на этих людей с помощью столь же стереотипных для данной общепринятой культуры представлений и действий.

  Профессиональная  подготовка подростков с нарушениями  интеллекта подразумевает:

  ·  развитие профессиональной самоидентификации учащихся;

  ·  развитие специфических трудовых навыков;

  ·  привлечение семьи к профессиональному обучению;

  ·  трудоустройство, в том числе и поддерживающее.

  Навыки  трудовой жизни положительно влияют на развитие личности и социальное развитие любого человека. Возможность применения своих трудовых навыков дает детям с нарушениями интеллекта социальную жизнь вместо зависимости от социальной помощи.

Заключение

  интегрированный ограниченный социализация самореализация личность

  В заключение работы можно сделать  следующие общие выводы:

  1. Число учащихся детей-инвалидов  – по данным 2004 г. -184,6 тыс. Сопоставление  этой цифры с общим числом  детей-инвалидов школьного возраста  показывает, что из них почти  300 тыс. лишены конституционного права на образование. В основной массе это дети с психоневрологическими нарушениями, в отношении которых даже в официальных документах зачастую употребляется формула «не подлежащие обучению» (использовало эту не предусмотренную законами формулу и Правительство РФ в своем Ответе на вопрос № 34 Комитета ООН, указав при этом примерно в 10 раз заниженное число таких детей).

  2. Дети-инвалиды с выраженной интеллектуальной  недостаточностью получают образование  лишь в редких случаях. Имеется  множество документальных свидетельств официальных отказов родителям детей-инвалидов в предоставлении предусмотренных законом услуг по развитию и образованию ребенка-инвалида.

  3 Дети-инвалиды с интеллектуальной недостаточностью, проживающие в интернатах Минтруда, более 50% из них - социальные сироты, не получают образования, поскольку подавляющее большинство данных интернатов не имеет статуса образовательных учреждений, условий и ресурсов, которые предусмотрены законодательством об образовании. При этом свыше 40% этих детей признаются не подлежащими никакому обучению. Для этих детей не предусматривается какой-либо педагогический персонал, что приводит к нарушению их права на воспитание, тем самым дети подвергаются «психологическому насилию, отсутствию заботы и небрежному обращению», «бесчеловечному и унижающему достоинство обращению», подпадающему под соответствующее определение Конвенции о Правах Ребенка (ст.19 п.1 и ст. 39)

    4 Проблемы процесса интеграции детей с особыми образовательными потребностями в систему образования РФ на современном этапе связаны с финансово - экономическими проблемами в стране; с несоответствием государственных стандартов высшего образования требованиям современной специальной (коррекционной) школы и интегрированному обучению детей с проблемами в развитии; с отсутствием необходимой нормативно-правовой базы; с ограниченностью учебной, учебно-методической и научной литературы по теоретическим и практическим проблемам современного специального образования.

  5 Разумное объединение интегрированного и дифференцированного обучения детей с ограниченными возможностями – оптимальный путь развития на ближайшее время в РФ. 

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6 т.Т.5. Основы дефектологии / Под. ред. Т.А. Власовой.- М.,1983.
  2. Малофеев Н.Н. Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции // Интегративные тенденции современного специального образования. Сборник тезисов международной научно – практической конференции.- Минск,2003.  
  3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом.- М.,ИКП РАО,1996.

Информация о работе Интеграция и инклюзия