Интеграция и инклюзия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Интегрированный подход в обучении на современном этапе развития школьного образования имеет принципиально важное значение для построения всего учебно-воспитательного процесса. Прежде всего, он отражает реально существующие в теории и практике коррекционного обучения тенденции.
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие интегрированного подхода в образовании
1.1 Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
1.2. Инклюзивное образование за рубежом
Глава 2. Образование детей с нарушениями психофизического развития в России
2.1 Исторический обзор развития специального образования в РФ
2.2 Интеграция, её взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовик по Разумовой.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

  Специальное образование лиц с ограниченными  возможностями здоровья в России имеет почти 200-летнюю историю. 14 октября 1806 г. в г. Павловске возле Санкт-Петербурга было открыто первое учебно-воспитательное учреждение (опытное училище) для 12 глухонемых детей, в 1807 г. открыто образовательное учреждение для слепых детей. Первое образовательное учреждение для умственно отсталых детей появилось в г. Риге в 1854 г. К концу XIX века образование лиц с нарушениями слуха и зрения в стране получает распространение, одновременно переходя из категории частных учебно-воспитательных учреждений и в систему специализированных государственных школ. С 1908 г., благодаря правительственному решению о введении всеобщего начального образования, развивается система школ для умственно отсталых. К 1917 г. вспомогательные школы действовали в Вологде, Вятке, Екатеринбурге, Киеве, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове. К этому времени во всех учреждениях для умственно отсталых детей (вспомогательных школах, приютах, учебно-воспитательных заведениях) воспитывалось около 2000 детей. Однако специальное образование как государственная система обучения детей с отклонениями в развитии стало развиваться только после 1918 г. Создаются школы для детей глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих и умственно отсталых. В 50-е годы началось обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи. В 1981 г. решением коллегии Минпроса СССР было утверждено Положение о специальной школе для детей с задержкой психического развития.

  Таким образом, в настоящее время в  Российской Федерации система специального образования состоит из восьми видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, реализующих 15 учебных программ. Кроме того, с 1998 г. для детей, ранее выведенных из общеобразовательных учреждений по состоянию здоровья, используется новая форма обучения в школах «надомного» обучения.

  По  сведениям Минздрава и социального  развития России в стране 4,5% или  более 1,5 миллиона детей имеют отклонения в развитии. Из них 382,5 тыс. в 2003/2004 учебном году посещали дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида или специализированные группы ДОУ общего типа. 254327 детей обучались в 1956 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. В специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа обучались 26433 ученика с нарушениями интеллекта, 171966 учеников с задержкой психического развития, 5854 ученика с недостатками физического развития.

  За  последнее десятилетие в системе  специального образования произошли  следующие изменения: при увеличении общего числа образовательных учреждений для детей с отклонениями в  развитии наблюдается сокращение контингента  обучающихся и одновременно происходит увеличение количества обучающихся в специальных (коррекционных) классах.

  В настоящее время, чтобы определить ребенка с тем или иным физическим недостатком в необходимое для  него специальное (коррекционное) образовательное  учреждение (по причине отсутствия нужного учреждения в своем субъекте федерации), следует на договорных условиях оплачивать его обучение и содержание органу управления образованием или непосредственно образовательному учреждению субъекта федерации, где имеется учреждение такого вида и, в котором есть свободное место.

  По  статистическим данным в Российской Федерации проживает около 11 миллионов  инвалидов. Постоянную работу имеют  только 13-15% из них. Причем инвалиды, освоившие  программы высшего профессионального  интегрированного образования, имеют занятость, превышающую 60%.

  Анализ  состояния профессионального образования  инвалидов в Российской Федерации, проведенный специалистами федеральных  и региональных органов управления образованием и социальной защиты, показывает, что на рубеже XX и XXI веков возникла необходимость глубоких изменений в его организации и содержании, вызванная как рядом устойчивых тенденций в социальной политике, изменением социально-экономического базиса страны, достижениями науки, техники и технологий, так и становлением новой целостно-смысловой характеристики профессионального образования.

  В соответствии с принятым в 1995 г. Федеральным  законом «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации» одним из наиболее эффективных механизмов повышения  социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования. Этому во многом способствовала и проведенная 15 мая 2001 года коллегия Министерства образования Российской Федерации России «Об опыте работы вузов России по обеспечению доступности высшего профессионального образования для инвалидов», на которой был принят целый ряд важных решений, направленных на расширение возможностей обучения в вузах страны лиц с ограниченными возможностями здоровья. Действенность коллегии можно оценить увеличением числа студентов-инвалидов в высших учебных заведениях. Если в 2001 году накануне коллегии по всем формам их обучалось чуть более 5400 человек в 259 вузах семидесяти двух субъектов Российской Федерации, то в 2002-2003 учебном году количество студентов-инвалидов уже составило более 14,5 тысячи человек. В 2004 г. – более 15 тысяч. (Для сравнения: в 1995 г. в вузах России обучалось всего 2,5 тыс. студентов-инвалидов).

  В 2004 году в образовательных учреждениях  среднего профессионального образования обучалось около 15 тысяч студентов-инвалидов, в образовательных учреждениях начального профессионального образования – 19,8 тыс.

  По  численности обучающихся инвалидов  лидируют: единственный в мире специализированный вуз - Московский институт-интернат для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы (251 человек), Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (170 человек), Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена Санкт-Петербурга (146 человек) и Московский педагогический государственный университет (110 человек) и некоторые другие. В 2003-2004 гг. в 300 вузах министерства образования обучается 15 тыс. студентов – инвалидов, что составляет 0, 42% от общего числа студентов. 
 

  2.2. Интеграция, её взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности  

  В настоящее время в развитых странах  мира одним из главных средств  социальной интеграции считается социализация личности, то есть «развитие личности человека во взаимодействии и под  влиянием окружающей среды, обусловленное конкретными социальными факторами».

  Основная  цель системы образования для  детей с нарушением интеллекта - максимально возможная социализация. При этом под социализацией подразумевается  совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.

  Социализация  включает: раннюю социализацию (от рождения до поступления в школу); обучение (школьное и профессиональное), социальную зрелость (трудовую активность), завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной трудовой деятельности).

  Следовательно, процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека и проходит в трех сферах:

  1) в деятельности — у человека  развиваются задатки и способности,  и происходит их реализация;

  2) в общении, которое возникает  во всех сферах жизнедеятельности,  развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими;

  3) в самосознании, сознании и понимании  самого себя, в развитии правильной  самооценки, что означает «адекватное  мнение и суждение человека  о самом себе, о своих качествах,  достоинстве и недостатках, деятельных способностях, потенциальных возможностях, а также о своем месте и роли среди других людей».

  Самореализация  личности предполагает удовлетворяющее  человека осуществление своей деятельности в значимых для него сферах: в  работе, быту и взаимоотношениях с окружающими. При этом необходимо, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека людьми.

  Ни  у кого не вызывает сомнения, что  конечная цель специального образования  детей с физическими и психическими отклонениями — полная интеграция их в общество, использование ими социальных привилегий и благ, доступных остальным гражданам, то есть принцип нормализации.

  Для успешной интеграции в обучении и  воспитании детей с нарушением интеллекта необходим перенос акцента с  принципа нормализации на другой важный принцип — «качества жизни». Под последним понимается опора на потребности индивидуума, как на центральный фактор, и на права умственно отсталых людей для наиболее полного удовлетворения этих потребностей.

  По  мнению Л. М. Шипициной, интеграция выступает в двух формах: социальной и педагогической (учебной) .

  Социальная  интеграция предполагает адаптацию  ребенка с отклонениями в развитии в общую систему социальных отношений  и взаимодействий — прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.

  Наличие проблемы интеграции детей-инвалидов  в общество обусловлено, с одной  стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством  самой системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к обоим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности. Имеется два подхода к интеграции инвалидов в общество. Первый подход предполагает приспособление инвалида к вхождению в ординарное общество, его адаптацию к окружающим условиям. Этот подход, безусловно, страдает односторонностью и узостью. Следуя ему, невозможно добиться желаемых результатов, тем более что процесс социализации личности — двусторонний. Кроме того, инвалид в этом процессе подготовки должен быть не только объектом интеграции, но и обязательно субъектом, активным участником этого процесса.

  Второй  подход предполагает, кроме подготовки инвалида к вхождению в общество, и подготовку общества к принятию инвалида. Если аспекты первого направления уже разрабатываются, то к реализации второго направления только подступают.

  Интеграция  в общество людей с ограниченными  возможностями здоровья должна включать:

  1) воздействие общества и социальной  среды на личность с отклонениями в развитии;

  2) активное участие и данном  процессе самого человека с  отклонениями в развитии;

  3) совершенствование самого общества, системы социальных отношений,  которая в силу определенной  жесткости требований к своим  потенциальным субъектам оказывается недоступной для таких людей.

  В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями  в развитии важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении  жизнедеятельности и социальной недостаточности.

  Интеграция  в общество детей-инвалидов —  это целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта  с учетом особенностей и потребностей различных категорий детей-инвалидов  при активном их участии и обеспечения  адекватных для этого условий, в  результате которого происходит включение детей во все социальные системы, структуры, социумы и связи, предназначенные для здоровых детей, активное участие в основных направлениях жизни и деятельности общества в соответствии с возрастом и полом, подготавливая их к полноценной жизни, наиболее полной самореализации и раскрытию как личности.

  Передача  социального опыта, обучение социальным формам и способам деятельности осуществляется посредством воспитания, обучения, включения в различные виды деятельности и воздействия среды.

  В процесс обучения необходимо включить все виды социальной адаптации: социально-бытовую, социально-средовую, социально-трудовую, социально-психологическую, социально-педагогическую.

  Одним из важнейших факторов социальной интеграции детей-инвалидов является подготовка общества к принятию инвалидов. Эта подготовка включает формирование соответствующих правовых основ государства, регламентирующих благоприятные условия для интеграции, формирование положительного отношения здоровых членов общества к детям с ограниченными возможностями в развитии и приспособление среды обитания для этой категории детей.

  Педагогическая  интеграция предполагает формирование у детей с ограниченными возможностями  в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение).

Информация о работе Интеграция и инклюзия