Интеграция и инклюзия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

Интегрированный подход в обучении на современном этапе развития школьного образования имеет принципиально важное значение для построения всего учебно-воспитательного процесса. Прежде всего, он отражает реально существующие в теории и практике коррекционного обучения тенденции.
Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью сегодня означает процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие интегрированного подхода в образовании
1.1 Сущность интеграции в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
1.2. Инклюзивное образование за рубежом
Глава 2. Образование детей с нарушениями психофизического развития в России
2.1 Исторический обзор развития специального образования в РФ
2.2 Интеграция, её взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности
Заключение
Библиография

Работа содержит 1 файл

курсовик по Разумовой.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Российский  государственный педагогический университет  им. А. И. Герцена

Кафедра сурдопедагогики

Факультета  коррекционной педагогики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа магистра

Особенности процесса интегрированного и инклюзивного образования  в России и за рубежом 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 2 курса  магистратуры

Качановецкая  Александра Игоревна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010 
 

  Содержание

  Введение

  Глава 1. Понятие интегрированного подхода  в образовании

  1.1 Сущность интеграции в обучении  детей с ограниченными возможностями здоровья

  1.2. Инклюзивное образование за рубежом

  Глава 2. Образование детей с нарушениями  психофизического развития в России

  2.1 Исторический обзор развития  специального образования в РФ

  2.2 Интеграция, её взаимосвязь с социализацией и самореализацией личности

  Заключение

  Библиография 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Интегрированный подход в обучении на современном  этапе развития школьного образования  имеет принципиально важное значение для построения всего учебно-воспитательного  процесса. Прежде всего, он отражает реально существующие в теории и практике коррекционного обучения тенденции.

  Интеграция  в общество человека с особыми  образовательными потребностями и  ограниченной трудоспособностью сегодня  означает процесс и результат  предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей.

  В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы (т.е. выбора) для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего назначения (дошкольное образовательное учреждение, школа и пр.).

  «Образование  – право каждого человека, имеющее  огромное значение и потенциал. На образовании  строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет  ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…».

  Государствам  следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования  для детей, молодежи и взрослых, имеющих  инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.

  Цель работы:рассмотреть проблемы процесса интеграции детей с особыми образовательными потребностями в систему образования РФ на современном этапе.

  Задачи работы:

  1) определить понятие интегрированного и инклюзивного подхода в образовании.

  2) изучить проблему интегрированного  обучения детей с ограниченными  возможностями в РФ;

  3) рассмотреть организацию интегрированного  обучения в РФ на современном этапе;

  4) определить взаимосвязь интегрированного  обучения с социализацией и  самореализацией личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие интегрированного подхода в образовании

  1.1 Сущность интеграции  в обучении детей  с ограниченными  возможностями здоровья

  К настоящему времени можно считать, что в науке обоснованы основные теоретические положения, разработаны  ряд практических подходов к реализации идеи интегрированного обучения и воспитания детей со специальными образовательными потребностями.

  Вместе  с тем, в практике обучения мы часто  сталкиваемся с тем, что многие руководители образования, не вникая в суть проблемы, считают, что если дети с нарушениями  в развитии и дети физиологической  нормы обучаются в одном классе, или воспитываются в одной группе детского сада, то такая схема обучения и есть реализация идеи интегрированного обучения. На самом деле это не так. Если дети с проблемами не получают специальной помощи со стороны специалистов-дефектологов, если в работе с ними не задействованы коррекционно-развивающие технологии, то такое обучение является лишь совместным, но никак не интегрированным.

  Интегрированное обучение и воспитание можно признать только тогда интегрированным, когда  будут соблюдены ряд особых психолого-педагогических условий:

  - избрана одна из моделей обучения;

  - в обучении и воспитании особого  ребенка участвуют учитель-дефектолог (в зависимости от его нарушения  - олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог и т.д.), учитель - логопед и специальный психолог, причем, вышеназванные специалисты должны привлекаться, как показывает опыт, на каждые 15-20 детей с проблемами в развитии; работа данных специалистов должна проводиться как в урочное, так и внеурочное время.

  Академик  С.К. Бондырева (2003) в своем фундаментальном  труде «Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства» подчеркивает, что на современном этапе развития общества возникает острая необходимость перехода от конфронтации и конфликтов к конструктивному диалогу, который сможет обеспечить обмен информацией, ценностями общения, возможностями обоюдного развития. Она считает, что такой диалог является необходимым условием развития культуры, образования, творчества человека и основой для этого является увеличение знаний, их распространение, как эффективно действующего фактора развития всех субъектов общества.

  Автор убеждает нас, что объединяющим началом  должно быть создание единого образовательного пространства, необходимость интеграции всех сил в освоении информационных, технологических, экономических направлений развития общества. В таком контексте данный труд С.К. Бондыревой является теоретически значимым для рассмотрения, интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями.

  Проблемы  интегрированного обучения детей со специальными образовательными потребностями в последнее время достаточно широко обсуждаются в нашей стране и за рубежом учеными, управленцами, психологами, учителями - практиками, родителями, а также учащимися. Никого в системе общего и специального образования эти проблемы не оставляют равнодушными, поскольку уже не является дискуссионным вопрос интеграции в системе образования. Он заявлен в Болонском соглашении, Концепции модернизации образования в нашей стране, в посланиях Президента России, рекомендациях Госсовета по образованию и других государственных структур.

  Для ребенка, имеющего различные нарушения  в развитии, архиважным является получение  определенного уровня общего образования, иначе его порой называют цензовым образованием, для того, чтобы, во-первых, продолжить обучение в профессионально-технических училищах, ССУЗах или даже ВУЗах, и, во-вторых, поднять уровень своей конкурентоспособности на рынке труда.

  Такие возможности может дать только обучение в системе общего образования, поскольку  уровень специального (коррекционного) образования, как правило, не является альтернативой общему, а также преследует иные цели. Например, чтобы юноше или девушке с сенсорными нарушениями и не имеющих интеллектуальных нарушений, поступить в ВУЗ (даже при самом прилежном обучении в специальной школе), требуется 1-2 года обучения в лицейском классе или на курсах подготовки к поступлению в ВУЗ. Несколько проще такому выпускнику специальной школы поступить в ССУЗ или ПТУ, поскольку там требования менее суровы, чем в ВУЗах. Гуманистические традиции и социально-гуманитарный уровень российского общества непосредственно затрагивают сферу образования, составной частью которой является специальное (коррекционное) образование. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде всего, связано с новым отношением к детям с проблемами в развитии, с решением вопросов их социализации и интеграции.

  В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем развития системы  специального образования является расширение возможностей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. От ее решения во многом зависит не только судьба детей с отклонениями в развитии, которые будут входить в жизнь полноправными членами общества, способными самостоятельно решать проблемы саморазвития, самосовершенствования, но и судьба самой системы специального образования. Это обусловлено, с одной стороны, демократизацией всех сторон жизни общества, а с другой - поиском оптимальных условий реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения в развитии.

  Интегрированное обучение является закономерным этапом развития системы общего и специального образования, оно предполагает овладение  ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в  те же сроки (или близкие), что и нормально развивающимися детьми. В этом смысле интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему.

  Еще Л.С. Выготский указывал, что при всех достоинствах наша коррекционная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника - ребенка с различной сенсорной недостаточностью, с ограниченными интеллектуальными возможностями в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит в настоящую жизнь. Исходя из этого, ученый считал, что задачами воспитания ребенка с нарушениями развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсаций недостатков путем активизации деятельности его сохранных анализаторов [5].

  Целью интеграции является создание соответствующих  условий детям с физическими, сенсорными, интеллектуальными отклонениями, а также с социальными нарушениями для активного включения в жизнь общества. Активное включение, по мнению многих (ученых и специалистов), нельзя достичь путем изоляции таких детей от других, ставя их тем самым в особое положение. Наоборот, возможность активного участия существенно повышается, когда такие дети общаются с нормальными детьми, когда обеспечивается им возможность вести нормальный образ жизни, пользоваться образовательными услугами разного уровня (дошкольного, начального, основного, среднего, среднего профессионального, высшего), всеми достижениями культуры и формами активного отдыха. Такое понимание цели интеграции в системе образования выдвигает перед обществом необходимость предоставить оптимальные условия для воспитания детей с проблемами в развитии уже в период их дошкольного детства.

  Интегрированное обучение и воспитание детей с  различиями в психическом и физическом развитии, по мнению отечественных  и зарубежных ученых, является наиболее актуальной и гуманной тенденцией в  теории и практике общего и специального образования.

  Интегрированный подход предполагает понимание различных  образовательных потребностей детей  и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через  более полное участие в образовательном  процессе, привлечение общественности и устранение сегрегации и дискриминации в образовании.

  В ЮНЕСКО считают, что проблема интегрированного образования должна рассматриваться  как часть более широкого круга  действий и инициатив, последующих  за принятием Джомтьенской декларации «Образование для всех» (1990 г.). В ранних инициативах, направленных на обеспечение образования для всех, удовлетворение специальных потребностей выглядело скорее как символичный принцип. Однако со временем, интегрированный подход стал рассматриваться как основополагающий элемент всего движения за образование для всех. Таким образом, вместо концепции интеграции, т.е. создание специальных условий для детей с особыми потребностями в рамках существующей системы, без изменения самой системы, мы видим зарождение концепции интегрированного образования, основной целью которой является реструктуризация школ в соответствии с потребностями всех учеников.

  Дакарская рамочная концепция действий (Dakar Framework for Action) и последующие за ней цели развития тысячелетия в образовании  (Millennium Development Goals on Education) предлагают наиболее полный и современный подход, позволяющий реально обеспечить образование для всех к 2015 году. С другой стороны, Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями все еще представляет собой ценную точку отсчета для всех тех, кто занимается продвижением интегрированного образования. Также в ней содержатся принципы продвижения законодательных инициатив в сфере интегрированного образования. Более того, это, пожалуй, до сих пор наиболее важный основополагающий международный документ по вопросам специального образования.

Информация о работе Интеграция и инклюзия