Инновационные модели обучения на уроках географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение современных моделей обучения и возможности применения их в процессе изучения географии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятия «модели», понятие «инновации»;
2. Определить основные черты и типы инновационного подхода к обучению;
3. Сравнить и определить основные черты различия традиционного и инновационного подхода;
4. Изучить варианты применения различных моделей обучения на уроках географии;
5. Изучить продуктивность применения различных инновационных моделей.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………стр.3
2. Глава I.
§1. Понятие модели обучения…………………………………….стр.6
§2. Сравнение инновационного и традиционного подходов к построению процесса обучения…………………………………………стр.7
§3. Типы инновационных подходов……………………………...стр.8
§4. Личностно-ориентированные модели обучения……………стр.9
3. Глава II.
§1. Проектная деятельность……………………………………..стр.10
§2. Адаптивная модель обучения……………………………….стр.12
§3. Эвристическая модель обучения……………………………стр.15
§4. Модель разноуровневого обучения………………………...стр.17
4. Заключение……………………………………………………….стр.21
5. Список литературы………………………………………………стр.23
6. Приложения………………………………………………………стр.24

Работа содержит 1 файл

готовая работа.docx

— 59.84 Кб (Скачать)

     Уроки – объяснения материала проводились, как уже знакомая эвристическая беседа. Отвечая на вопросы учителя, дети использовали информацию из учебника, сверялись с картами атласа, и таким образом получали необходимую информацию по изучаемой теме. В процессе таких бесед учитель никогда не дает готовые ответы на вопросы, детям приходится формулировать их самим, а учитель только подтверждает правильно сделанные выводы и корректирует неправильные. По итогам таких уроков у каждого в тетради формировался конспект нового материала. Так как дети сами формулировали его, он получался доступным, понятным и легко запоминающимся.   

       Урок – практикум. Практические работы – это тоже достаточно знакомая форма построения урока. В традиционной модели обучения любая такая работа представляет собой ряд заданий, которые детям необходимо выполнить, для того чтобы сделать определенный вывод. Однако в эвристической модели обучения все выглядит несколько иначе. Чаще всего такие занятия проводятся в группах. Задание у каждой группы свое. Как правило, такие задания строятся в виде проблемного вопроса и являются частью изучаемой темы. Разберем такую работу на примере изучения темы «Население мира».

     На  изучение этой темы в 10 классе отводится 3 часа. На первом уроке класс разбивается  на группы, и каждая группа получает свой вопрос, над которым предстоит  работать.

  1. «Численность и плотность населения мира. Причины различия численности населения различных регионов».
  2. «Национальный и религиозный состав населения мира. География и причины межнациональных конфликтов».
  3. «Трудовые ресурсы. Проблемы безработицы в различных регионах мира».
  4. «Миграции населения. Причины и основные направления миграций».

     На  этом же уроке дети сами  составляют план работы над  своим заданием;

разрабатывают перечень необходимых для работы материалов; составляют список необходимых  вопросов, которые надо решить, при  работе над главной проблемой. Учитель  на таком уроке выступает в  роли консультанта.

     Дома  дети подбирают необходимые для  работы материалы. На втором  уроке ученики выполняют практические  задания, согласно, составленному  ими плану: строят графики,  диаграммы, оформляют карты и  т.д. На третьем уроке каждая  группа отчитывается о проделанной  работе, при этом остальные ученики  конспектируют ответы. Таким образом,  по итогам этих уроков у  каждого ребенка появляется необходимый  материал по изучаемой теме.

     При  изучении некоторых тем проводятся  уроки-семинары. Такие уроки проводятся как в форме традиционных семинаров, так и в форме пресс-конференций. Инициативные ребята готовят сообщения по отдельным проблемам, а остальные заранее готовят для них вопросы. Такие уроки позволяют активно работать всем ученикам, позволяют каждому ребенку включиться в учебный процесс и работать в силу своих возможностей. Педагог имеет возможность оценить каждого ребенка. Такая деятельность позволяет положительно влиять на повышение мотивации каждого ребенка к изучению географии.  

    §4. Модель разноуровневого  обучения.

     Под  разноуровневым обучением понимают  такую организацию учебно-воспитательного  процесса, при которой каждый  ученик имеет возможность овладеть  учебным материалом по отдельным  учебным предметам школьной программы  на разном уровне (“А”, “В”,  “С”) но не ниже базового, в  зависимости от его способностей  и индивидуальных особенностей. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.

     Разноуровневое  обучение даёт шанс каждому  ученику организовать обучение  так, чтобы максимально использовать  возможности, которые несет в  себе дифференциация обучения, не  только внутренняя, но и внешняя.  На практике разноуровневое обучение  целесообразно начинать с учащимися  7-9 классов, т. к. в этот период  у ребят начинают проявляться  выраженные способности к отдельным  предметам и их интересы при  этом совпадают с желанием  развивать далее именно эти  способности. 

      Применение разноуровневого обучения  помогает учителю достичь следующих  целей: 

      Для первой группы (группа “А”)

1. Пробудить  интерес к предмету путем использования  заданий базового уровня, позволяющих  работать в соответствии с  его индивидуальными способностями

2. Ликвидировать  пробелы в знаниях и умениях. 

3. Сформировать  умения осуществлять самостоятельную  деятельность по образцу. 

Для второй группы (группа “В”)

1. Развивать  устойчивый интерес к предмету.

2. Закрепить  и повторить имеющиеся знания  и способы действия.

3. Актуализировать  имеющиеся знания для успешного  изучения нового материала. 

4. Сформулировать  умение самостоятельно работать  над заданием, проектом.  

Для третьей  группы (группа “ С”)

1. Развивать  устойчивый интерес к предмету.

2. Сформировать  новые способы действия, умения  выполнять задания повышенной  сложности. 

3. Развивать  воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности,  совершенствовать языковые умения  учащихся.

 Разделение  на уровни происходит к концу  6 класса. Так как, это первый  год изучения географии и происходит  знакомство с детьми. В течение  первого года обучения учитель  определяет уровень интереса  и мотивации к изучению предмета, уровень развития общеучебных  умений и навыков. На основании  наблюдения и срезовых работ  составляются диагностические карты,  в которых дети делятся на  три группы: высоко мотивированные  ученики, среднемотивированные ученики и слабые учащиеся. Такие группы вполне подвижны и динамичны. У каждого ребенка есть возможность повысить свой уровень притязаний и перейти из одной подгруппы в другую.

     В  этих картах обозначены основные  темы курса и основные умения  и навыки, которые должны быть  сформированы у детей в процессе  обучения. Таким образом, можно  отслеживать усвоенность различных  тем курса каждым ребенком.

     Наиболее  ярко выражен разноуровневый  подход при выполнении домашней  работы, на этапе закрепления  изученного материала, и во  время контроля за усвоенностью  учебной программы.

    Как  же наиболее рационально организовывать  дифференцируемую работу учащихся  на уроке и при выполнении  домашних заданий? Можно предложить  следующие рекомендации по рациональному  применению дифференциального подхода. 

  • Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся);
  • Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности;
  • Индивидуальные дифференцированные задания;
  • Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
  • Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности;
  • Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного задач и примеров для обязательного выполнения;
  • Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам;
  • Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

     Однако,  разноуровневый подход можно  реализовывать и при объяснении  нового материала. Наиболее сильным  ученикам даются задания по  подготовке материала к следующему  уроку, и тогда урок строится  на основе сообщений детей.  Учитель в данном случае выполняет  функцию консультанта. Он поправляет, корректирует и уточняет рассказ  детей. Разъясняет наиболее сложные  аспекты изучаемой темы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     В  данной работе мы рассмотрели  некоторые модели такого обучения, возможности их применения на  уроках географии, познакомились  с понятием и типологией инновационных  моделей обучения географии, что  вполне соответствует заявленным  изначально целям исследования.    

     Необходимо  отметить, что существуют и другие  направления развития учебно-воспитательного  процесса: информатизация образования,  дистанционное обучение, интерактивное  обучение и т.д.

     Однако  приоритетной целью современного  образования является воспитание  творческой, умеющей широко мыслить,  мобильной личности. Можно выделить  следующие основные тенденции  современного образования: 

  • смена парадигмы «образование=обучение» парадигмой «образование=становление»,
  • Превращение знаний в основной общественный капитал,
  • Развитие концепции непрерывного образования,
  • постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами – индивидуализация обучения,
  • диалогичность, которая проявляется в сосуществовании как различных       подходов к преподаванию, так и самих методов преподавания.
  • активизации процесса использования Интернет -технологий  и других новых технологий в современном школьном образовании,
  • интернационализация образования в соответствии с всемирными процессами глобализации
  • развитие дистанционного обучения,

     В этой работе нашли свое отражение все вышеизложенные тенденции современного образования. Проведен анализ типов инновационной деятельности, разобраны возможности и варианты применения современных образовательных моделей.

     Как  мы видим, основной приоритет  при выборе модели обучения, принадлежит  тем моделям, которые направлены  на воспитание личности ребенка,  развитие его индивидуальных  способностей и особенностей.

     

      

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

1. Горбенюк  О. С., Горбенюк Т. Б. Теория  обучения; Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с.

2. Якиманская  И. С. Личностно-ориентированное  обучение в современной школе.  М., 1996г.

3. Бордовская  Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000. – 304с. – (Серия «Учебник  нового века»).

4. Кларин  М. В. Технология обучения: идеал  и реальность// Кларин М. В.—  Рига, «Эксперимент», 1999 г.

5. Психология  и педагогика. Под редак. А.  А. Радугина. Учебное пособие –  Москва, - Издательство ЦЕНТР, 1999г.

6. Онищук  В. А. «Урок в современной  школе», Москва, «Просвещение», 1991г.  

7. Рудакова  Д.Т., н.с.ЦНИТ ИОСО РАО. Интернет-технологии в деятельности учителя. Материалы НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"// www.ioso.iip.net

8. Соуза Э.Г.  Университет ООН: глобальная миссия // Перспективы: вопросы образования.  Париж: ЮНЕСКО, 1990" N3,С10.

9. Эйхельбаум  де Бабини А.М. Сходства и  различия в развитии современных  моделей образования // Перспективы:  вопросы образования. Париж: ЮНЕСКО, 1992. N4. С.51, 53.  
 
 
 
 
 
 
 

Приложение №1 

Примеры технологических  карт по курсу

«География  России» 8 класс. 

                              

 
 
 
 
 
 
 

                  
 
 
 
 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА №1

«Географическое положение России» 

Информация о работе Инновационные модели обучения на уроках географии