Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2011 в 19:48, курсовая работа
Целью данной работы является изучение современных моделей обучения и возможности применения их в процессе изучения географии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить понятия «модели», понятие «инновации»;
2. Определить основные черты и типы инновационного подхода к обучению;
3. Сравнить и определить основные черты различия традиционного и инновационного подхода;
4. Изучить варианты применения различных моделей обучения на уроках географии;
5. Изучить продуктивность применения различных инновационных моделей.
1. Введение……………………………………………………………стр.3
2. Глава I.
§1. Понятие модели обучения…………………………………….стр.6
§2. Сравнение инновационного и традиционного подходов к построению процесса обучения…………………………………………стр.7
§3. Типы инновационных подходов……………………………...стр.8
§4. Личностно-ориентированные модели обучения……………стр.9
3. Глава II.
§1. Проектная деятельность……………………………………..стр.10
§2. Адаптивная модель обучения……………………………….стр.12
§3. Эвристическая модель обучения……………………………стр.15
§4. Модель разноуровневого обучения………………………...стр.17
4. Заключение……………………………………………………….стр.21
5. Список литературы………………………………………………стр.23
6. Приложения………………………………………………………стр.24
- По социально-педагогической
значимости: в образовательных учреждениях
определенного типа, для конкретных
профессионально-
- По объёму
новаторских мероприятий:
- По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.
В предложенной типологии одна
и та же инновация может
одновременно обладать
§4 Личностно-ориентированные модели обучения.
Как
уже было сказано выше, инновационные
модели обучения
В
основе личностно –
В это понятие вкладывается следующий смысл:
В
следующей главе будет
Глава II.
Ниже
представлен опыт
§1. Проектная деятельность.
Важнейшая из таких моделей – проектная деятельность. На уроках географии существуют широкие возможности применения проектной деятельности.
1.Мини проекты
на уроках. Такой вид работы
используется очень часто. В
девятом классе, при изучении
различных отраслей
2.Проекты могут
быть долгосрочными. Например, в
6 классе в течение всего года
дети выстраивают модель
Работа
над таким проектом проходит
в течение всего учебного года.
На первом этапе дети
Далее
в процессе изучения каждой
новой темы на континенте
В
процессе изучения темы «
При изучении темы атмосфера, мы рисуем климатическую карту. К сожалению, в 6 классе дети еще не знают такого понятия как климатический пояс, и не знакомы со схемой постоянных ветров Земли, но они вполне способны обозначить на карте наиболее освещенные, наиболее теплые участки материка, обозначить некоторые виды местных ветров.
При
изучении темы гидросфера, дети
обозначают речные системы,
Аналогично
с природными зонами других
материков, ученики размещают
природные зоны на своем
При изучении темы «Население
Земли» дети заселяют «свой»
материк. Появляются города, страны
и народы. Эта тема обычно дается
на откуп детской фантазии. Дети
придумывают особенности
Над
проектами дети работают как
индивидуально, так и в
§2. Адаптивная модель обучения.
Такая
модель дает возможность
из режима информирования в режим консультирования и управления, а ученикам обеспечить возможность выбора пути движения с учетом своих возможностей и способностей.
Продуктивность
опыта заключается в том, что
такая система работы
Трудоемкость опыта определяется следующими составляющими:
диагностика первоначальных знаний и умений по предмету;
В чем же заключается система работы при переходе на АСО?
В
этой модели учитель, часть
времени работает со всеми
учениками вместе, обучая их. Остальное
время используется для
Вариант урока можно представить следующим образом:
входной контроль (взаимопроверка, проведение блиц — опроса, фронтальной беседы, теста, географического диктанта);
объяснение нового материала с использованием схем, видеофрагментов, наглядности, опорных систем, проблемных ситуаций;
самостоятельная работа учащихся в группах, в парах по технологическим картам с адаптивными заданиями;
отключенный контроль, индивидуальная работа с учащимися, на фоне самостоятельно работающего класса.
После
объяснения материала учащиеся
получают технологическую
Каждый ученик знает, что он должен сделать, как выполнить, что для этого прочесть, изучить, и как осуществить проверку.
Каждый
идет по своей индивидуальной
дорожке, со своей скоростью,
выполняя необходимый объем
Главным
при выполнении заданий с
Если
учащимся предложены
У
учеников возникает устойчивая
мотивация к более быстрому
и качественному выполнению
Не
справившись на уроке с
Ребята, справившиеся с вариантом 3-го уровня, получают задание на дом творческого характера.
С
целью создания атмосферы
Данная
система соединяет в себе
составление опорных конспектов по методике В.Ф. Шаталова, что позволяет сократить время на изучение нового материала, планировать индивидуальную работу с учащимися, на фоне самостоятельно работающего класса;
использование методов С.Н. Лысенковой по опережению, обучению приемам самоконтроля и взаимоконтроля;
коллективный способ обучения, предложенный В.К. Дьяченко, обеспечивающий устную, самостоятельную работу в режиме “взаимоконтроль” и “взаимообучение”.
Результативность опыта можно проследить по следующим фактам:
повысился уровень обученности учащихся, о чем свидетельствуют итоги учебных периодов;
возрос познавательный интерес к предмету, что подтверждает анкетирование и увеличение числа учащихся, выбирающих географию для сдачи выпускного экзамена.
§3. Эвристическая модель обучения.
Каждому
педагогу знаком такой метод преподавания,
как эвристическая беседа. «Эврика»
в переводе с греческого – нашел.
Такой метод обучения часто применяется
при объяснении нового материала. Учитель,
беседуя с детьми, задавая вопросы,
подводит учеников к правильному
пониманию материала и
Такая модель работы была опробована в 10 классе, при изучении курса «Экономическая и социальная география мира». В такой модели применялись вполне традиционные формы организации деятельности: урок-объяснение нового материала, урок-практикум, урок-семинар. Однако, каждый такой урок строился на основе эвристических методов работы.
Информация о работе Инновационные модели обучения на уроках географии