Индивидуализация самообразования (разработка индивидуальных программ) как условие эффективности личностно-профессионального роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Человеку в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. Сегодня многим учителям и родителям стало ясно, что быть профессиональным педагогом— значит быть постоянно начинающим педагогом.

Содержание

Научно-педагогические основы самообразования учителя
Самообразование как социально-педагогическая проблема
Учитель как субъект самообразования
Особенности и условия самообразовательной деятельности современного учителя
Личностно-профессиональный рост как цель и результат самообразования учителя
Сущность и содержание понятия «личностно-профессиональный рост» учителя
Основные средства и условия самообразования, обеспечивающие личностно-профессиональный рост учителя

Направления самообразования учителя
Источники самообразования
Формы самообразования учителя
Составляющие процесса самообразования учителя
Результат самообразования
Организация процесса самообразования
Индивидуализация самообразования (разработка индивидуальных программ) как условие эффективности личностно-профессионального роста
Заключение
Литература
Приложение

Работа содержит 1 файл

работа рите.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

   3.Самообразование  становится условием личностно-профессионального  роста благодаря его включенности  в следующие виды самообразовательной  деятельности: конструирование самообразовательной  программы,  моделирующей  профессиональную деятельность учителя; реализацию ценностно-смысловых механизмов личностно-профессионального роста;  педагогическую рефлексию самостоятельной  профессиональной деятельности и др., обеспечивающие   эффективное функционирование и развитие самообразования как системы.

    4. Педагогическая поддержка учителей  в реализации ими индивидуальных программ личностно-профессионального  саморазвития на основе принципов  осознанной перспективы, гибкости системы самообразования, личностного подхода.

   5.Научно-методическое сопровождение образовательно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе с активным участием учителей создает условия,  стимулирующие  их личностно-профессиональный рост.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Концепция Непрерывного Педагогического Образования педагога новой формации, 2005 г.
  2. Айзенберг, А. Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы : учеб. пособие для вузов / А. Я. Айзенберг. – М.: Высш. шк., 1986. – 128 с.
  3. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. – М.: Изд-во Ин-та проф. образования МО России, 1995. – 336 с.
  4. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: РПУ, 2000.
  5. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия.- Мн.: «Хелтон», 1998.Решетова З.А. Психологичесик еосновы профессионального обучения. – М.: просвещение. 1993.
  6. Дьюи, Д. Демократия и образование / пер. с англ. / Д. Дьюи. – М., 2000. – С. 51.
  7. Елканов, С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя  : кн. для учителя / С. Б. Елканов. – М.: Просвещение, 1986. – 143 с.
  8. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования ]/ И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С . 14.
  9. Исаева З.А.. Тихомирова В.Т. Обучение для организационного и личностного роста: Учебное пособие для магистратуры и системы повышения квалификации преподавателей высшей школы. – Алматы: Казак университети, 2003 г.
  10. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум / под общей ред. А. А. Реана. – СПб.: Питер, 2000. – С. 142.
  11. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие для пед. вузов и институтов повышения квалификации / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  12. Сластёнин, В. А. Диагностика профессиональной пригодности к педагогической деятельности / В. А. Сластёнин, Н. Е. Мажар. – М., 1991. – 141 с.
  13. Якиманская, И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 112 с.
  14. Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  15. Морозова Т.В. Диагностика успешности учителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
  16. Немова Н. Нужны «звезды», до которых хочется дотянуться.\\ ж. «Директор школы», №2, 1999,С.3-7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                         Приложение 1

     Примерный план изучения вопросов самообразования учителя

   1. Изучение  личного творческого плана педагога. Оправдал ли себя план, как он сочетался с общешкольной проблемой и индивидуальной темой самообразования, как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.

   2. Чей  педагогический опыт и по каким  вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования; этапы проработки материала; какая литература (педагогическая, психологическая, методическая и др.) изучалась.

   3. Практические  выводы после проработки конкретной  темы (тезисы, доклады и др.). Как отразилось изучение темы на практической деятельности (уровень преподавания, качество знаний учеников).

   4. Творческое  сотрудничество (с педагогами, методистами,  учеными и др.).

   5. Перечень  вопросов, которые оказались трудными  в процессе изучения литературы и опыта работы. Что предстоит сделать по их преодолению.

   6. Наиболее  интересные научные работы, с  которыми познакомился педагог  в ходе самообразования. 

   7. Самооценка: что дала самостоятельная работа  для повышения теоретического  и методического уровня; какой вывод сделал педагог о проделанной работе.

   8. Дальнейшие  планы педагога по самообразованию.  

                         Приложение 2

       Карта педагогической оценки. (Морозова Т. В. Диагностика успешности учителя. М.:Центр «Педагогический поиск», 2001)

   Инструкция. Оцените себя по 9-ти балльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования.

   1. Мотивационный компонент (6-54 балла)    Баллы
  1. Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности.
  2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии.
  3. Чувство долга и ответственности.
  4. Любознательность.
  5. Потребность в психолого-педагогическом самообразовании.
  6. Уверенность в своих силах.
1 2 3 4 5 6 7 8 9  

   1 2 3 4 5 6 7 8 9  

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   2. Нравственно-волевой компонент (9-81 балл)     
  1. Положительное отношение к процессу учения.
  2. Критичность.
  3. Самостоятельность.
  4. Целеустремленность.
  5. Воля.
  6. Трудоспособность.
  7. Умение доводить начатое до конца.
  8. Смелость.
  9. Самокритичность.
   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   3. Гностический компонент (13 -117  баллов)     
  1. Умение  ставить и разрешать познавательные задачи.
  2. Гибкость мышления.
  3. Способность к анализу педагогической деятельности.
  4. Креативность и ее проявления в педагогической деятельности.
  5. Память и ее оперативность.
  6. Удовлетворение от познания.
  7. Умение слушать.
  8. Умения доказывать, обосновывать решения.
  9. Умение систематизировать, классифицировать.
  10. Умение видеть противоречия и проблемы.
  11. Умение переносить знания и умения в новые ситуации.
  12. Способность отказаться от устоявшихся суждений.
  13. Независимость суждений.
   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   4. Организационный компонент (6-54 балла)     
  1. Умение  планировать время.
  2. Умение планировать свою работу.
  3. Умение перестраивать систему деятельности.
  4. Умение работать в библиотеках.
  5. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации.
  6. Умение владеть различными приемами фиксации прочитанного.
   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   5. Способность к самоуправлению  в педагогической деятельности(5-45 балла)     
  1. Самооценка  самостоятельности собственной деятельности.
  2. Способность к рефлексии.
  3. Способность к самоорганизации и мобилизации.
  4. Самоконтроль.
  5. Трудолюбие и прилежание.
   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   6. Коммуникативные способности (5-45 баллов)     
  1. Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности.
  2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом  самообразовании.
  3. Способность организовать самообразовательную деятельность других (прежде всего, обучаемых)
  4. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссий.
  5. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности.
   1 2 3 4 5 6 7 8 9  

   1 2 3 4 5 6 7 8 9   

   1 2 3 4 5 6 7 8 9  

   1 2 3 4 5 6 7 8 9  

   1 2 3 4 5 6 7 8 9

   Условные  обозначения:

    1.     МК – мотивационный компонент

    2.     НВК – нравственно-волевой компонент

    3.     ГнК – гностический компонент

    4.     ОргК – организационный компонент

    5.     СпСУ – способность к самоуправлению в педагогической деятельности

    6.     КомСп – коммуникативные способности 

   В таблице  приведены данные в процентах.

   Параметры    Начало  обучения    Окончание обучения
   мотивационный компонент    78    80
   нравственно-волевой  компонент    75    84
   гностический  компонент    74    76
   организационный компонент    66    78
   способность к самоуправлению в педагогической деятельности    74    80
   коммуникативные способности    77    80
 

   

Информация о работе Индивидуализация самообразования (разработка индивидуальных программ) как условие эффективности личностно-профессионального роста