Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Человеку в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. Сегодня многим учителям и родителям стало ясно, что быть профессиональным педагогом— значит быть постоянно начинающим педагогом.
Научно-педагогические основы самообразования учителя
Самообразование как социально-педагогическая проблема
Учитель как субъект самообразования
Особенности и условия самообразовательной деятельности современного учителя
Личностно-профессиональный рост как цель и результат самообразования учителя
Сущность и содержание понятия «личностно-профессиональный рост» учителя
Основные средства и условия самообразования, обеспечивающие личностно-профессиональный рост учителя
Направления самообразования учителя
Источники самообразования
Формы самообразования учителя
Составляющие процесса самообразования учителя
Результат самообразования
Организация процесса самообразования
Индивидуализация самообразования (разработка индивидуальных программ) как условие эффективности личностно-профессионального роста
Заключение
Литература
Приложение
1.1.
. Самообразование как
социально-педагогическая
проблема
Проблемы
самообразования
С философской точки зрения, самообразование — это процесс познания, подчиненный основным закономерностям теории познания, результатом которого выступают новые знания, интегральным, структурирующим компонентом которого является рефлексия.
Самообразовательная познавательная деятельность определяется как объективно-субъективная форма проявления активного отношения личности к познанию, которое направлено на овладение новыми знаниями, умениями, навыками, на углубление и совершенствование имеющихся, на развитие умственных сил и способностей, на преобразование интеллектуального уровня.
Самообразование определяется как социальный процесс, связанный с практической деятельностью человека (А.Я. Айзенберг, Н.Ф. Голованова, А.К. Громцева, А.В. Даринский, Б.Ф. Райский и др.), как особая целенаправленная познавательная деятельность, имеющая положительную мотивационную активность и самоорганизованность; характеризуемая проявлением волевых усилий; наличием определенной системы познавательных умений и адекватного уровня самооценки (Л.С. Колесник, Ю.К. Кулютнин, Г.С. Сухобская, О.Д. Полонская и др.).
Самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека (А.Г. Мысливченко, И.Л. Наумченко и др.); это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью (К.А. Абульханова-Славская, Н.Д. Брагина, М.А. Киссель, А.М. Матюшкин, И.Л. Наумченко, П.И. Пидкасистый и др.).
Основными характеристиками самообразования выступают: внутреннее познание необходимости, внутренняя свобода личности, целенаправленность, самореализация. Самообразование в современных условиях должно ориентироваться на формирование профессиональной гибкости и мобильности и такого уровня профессионального образования, который позволил бы адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию профессионального труда, а также на создание условий для успешной самореализации личности.
Педагогика
исследует сам процесс
Анализ
исследований по проблемам самообразования
учителя позволил выделить наиболее существенные
признаки, его характеризующие. Современная
образовательная ситуация объективно
требует от учителя осознания необходимости
собственного профессионального и
личностного развития. В связи с ростом
интеллектуального потенциала общества,
расширением сферы педагогического воздействия,
к педагогу предъявляются требования
интеллектуального самообогащения, самообразования,
чтобы соответствовать требованиям
времени. Личностная, общая и профессиональная
культура педагога должна развиваться
опережающими темпами по сравнению с уровнем
социального окружения. Без высокой духовности,
гуманности специалист не может быть
педагогом.
1.2. Учитель как субъект самообразования
В истории педагогики роль педагога раскрывается через его позицию воспитателя, так как в воспитании все должно основываться на личности воспитателя (К.Д. Ушинский); его особую роль в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика (В.А. Сухомлинский); его способность к творчеству и предвидению результатов своей работы (Ф.Л. Гоноболин); его интеллигентность (Н. Бердяев). Интеллигентный человек (особенно учитель) - это умный человек с добрым сердцем, он открыт диалогу, он умеет быть терпимым в интеллектуальной сфере общения (Д.С. Лихачев), проявляет сострадание судьбе народа (В.М. Шукшин).
В современных педагогических исследованиях обосновывается комплекс личностных и профессиональных качеств, нормативно характеризующих учителя: высокий профессионализм, любовь к детям, интеллигентность, духовная культура; инновационный стиль научно - педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и к принятию творческих решений, владение индивидуальным стилем педагогической деятельности; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.2
Учителя, работающего в
Анализ
современной психологической
Все вышеизложенное позволяет выделить новые акценты в проблеме самообразования учителя. Основными задачами самообразования современного педагога должны стать: формирование потребности осознать смысл жизни, выбрать свою нравственную позицию – сотворить себя; развитие творческого потенциала личности, профессиональной компетентности, духовного мира; активизация процессов самообразования, самовоспитания, самосозидания личности; совершенствование личностных качеств.
1.3. Особенности и условия самообразовательной деятельности современного учителя
Необходимо определить условия, при которых процесс самообразования будет происходить эффективно.
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
Рассмотрим данные условия более подробно. Под саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие характера, способностей и индивидуальности. Саморазвитие, по Канту, это «культивирование собственных сил». Для М. Мамардашвили в этом понятии значим «акт собирания своей жизни в целое, как организация своего сознания в целое». В западноевропейской этической традиции - это культура самоформирования. Культура самоформировния предполагает развитие свободного мышления на фундаменте культурной преемственности и утверждает приоритет творческого над историческим. Развитие культуры самоформирования представляется гарантом сохранения и совершенствования современной культуры и цивилизации. 3Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности (Л.М. Митина). Профессиональное саморазвитие — динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности.
Существуют
различные подходы к
Педагогическая рефлексия в деятельности — это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Рефлексия — комплексная мыслительная способность к постоянному анализу и оценке каждого шага профессиональной деятельности. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью в условиях неопределенности. Взятые вместе, эти «ключевые умения» составляют своеобразную рефлексивную технологию, при помощи которой и совершенствуется профессиональный опыт учителя. Данные умения представлены в таблице №1
Методика оценки учителем рефлексивных способностей
|