Индивидуализация самообразования (разработка индивидуальных программ) как условие эффективности личностно-профессионального роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Человеку в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. Сегодня многим учителям и родителям стало ясно, что быть профессиональным педагогом— значит быть постоянно начинающим педагогом.

Содержание

Научно-педагогические основы самообразования учителя
Самообразование как социально-педагогическая проблема
Учитель как субъект самообразования
Особенности и условия самообразовательной деятельности современного учителя
Личностно-профессиональный рост как цель и результат самообразования учителя
Сущность и содержание понятия «личностно-профессиональный рост» учителя
Основные средства и условия самообразования, обеспечивающие личностно-профессиональный рост учителя

Направления самообразования учителя
Источники самообразования
Формы самообразования учителя
Составляющие процесса самообразования учителя
Результат самообразования
Организация процесса самообразования
Индивидуализация самообразования (разработка индивидуальных программ) как условие эффективности личностно-профессионального роста
Заключение
Литература
Приложение

Работа содержит 1 файл

работа рите.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

   1.1. . Самообразование как социально-педагогическая проблема                                          

      Проблемы  самообразования рассматриваются  в контексте непрерывного образования, которое трактуется  как интегральное образование, дающее возможность человеку приспосабливаться к жизни, адаптироваться  к постоянно меняющимся условиям. В основе такого  подхода лежит идея повышения  профессионального образования,  квалификации.

    С философской точки зрения, самообразование  — это процесс познания, подчиненный  основным закономерностям теории познания, результатом которого выступают новые знания, интегральным, структурирующим компонентом которого является рефлексия.

    Самообразовательная познавательная деятельность определяется как объективно-субъективная форма  проявления активного отношения личности к познанию, которое направлено на овладение новыми знаниями, умениями, навыками, на углубление и совершенствование имеющихся, на развитие умственных сил и способностей, на преобразование интеллектуального уровня.

    Самообразование определяется как социальный процесс, связанный с практической деятельностью человека (А.Я. Айзенберг, Н.Ф. Голованова, А.К. Громцева, А.В. Даринский, Б.Ф. Райский и др.), как особая целенаправленная познавательная деятельность, имеющая  положительную мотивационную активность и самоорганизованность; характеризуемая проявлением волевых усилий; наличием определенной системы познавательных умений и адекватного уровня самооценки (Л.С. Колесник, Ю.К. Кулютнин, Г.С. Сухобская, О.Д. Полонская и др.).

      Самообразование – это высшая форма самовыражения личности, в которой адекватно участвуют все физические и духовные силы человека (А.Г. Мысливченко, И.Л. Наумченко и др.); это вид творческой деятельности, в процессе которой человек, саморазвиваясь и самоизменяясь, создает не только духовные, но и материальные ценности, обладающие как объективной общественной, так и субъективной значимостью (К.А. Абульханова-Славская, Н.Д. Брагина, М.А. Киссель, А.М. Матюшкин, И.Л. Наумченко, П.И. Пидкасистый и др.).

    Основными характеристиками самообразования выступают: внутреннее познание необходимости, внутренняя свобода личности, целенаправленность, самореализация. Самообразование в современных условиях должно ориентироваться на формирование профессиональной гибкости и мобильности и такого уровня профессионального образования, который позволил бы адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию профессионального труда, а также на создание условий для успешной самореализации личности.

    Педагогика  исследует сам процесс самообразования, условия и средства развития саморазвивающейся личности, пути и средства управления и самоуправления самообразовательной деятельностью, уровни развития различных психических формирований, которые образуются у индивида в процессе самообразования.

    Анализ исследований по проблемам самообразования учителя позволил выделить наиболее существенные признаки, его характеризующие. Современная образовательная ситуация объективно требует от учителя осознания необходимости собственного профессионального  и личностного развития. В связи с ростом интеллектуального потенциала общества,  расширением сферы педагогического воздействия, к педагогу предъявляются требования интеллектуального самообогащения, самообразования, чтобы  соответствовать требованиям времени. Личностная, общая и профессиональная культура педагога должна развиваться опережающими темпами по сравнению с уровнем социального окружения. Без высокой духовности, гуманности  специалист не может быть педагогом. 

1.2. Учитель как субъект самообразования

                                        

В истории  педагогики роль педагога раскрывается через его позицию воспитателя, так как в воспитании все должно основываться на личности воспитателя (К.Д. Ушинский); его особую роль в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика (В.А. Сухомлинский);  его способность к творчеству и предвидению результатов своей работы (Ф.Л. Гоноболин); его интеллигентность (Н. Бердяев). Интеллигентный человек (особенно учитель)   - это умный человек с добрым сердцем, он открыт диалогу,  он умеет  быть терпимым в интеллектуальной сфере общения  (Д.С. Лихачев), проявляет  сострадание судьбе народа (В.М. Шукшин).

    В современных педагогических исследованиях  обосновывается комплекс личностных и  профессиональных качеств, нормативно характеризующих учителя: высокий профессионализм, любовь к детям, интеллигентность, духовная культура; инновационный стиль научно - педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и к принятию творческих решений, владение индивидуальным стилем педагогической деятельности; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.2

      Учителя, работающего в парадигме  личностно-ориентированного образования,  характеризует ярко выраженная гуманистическая  позиция по отношению к детям:  любовь, забота, доверие, помощь, сопереживание, ответственность, справедливость, терпение, понимание, сочувствие; нравственная и гражданская позиция,  высокий профессионализм, педагогическое творчество и  свой педагогический стиль. (Е.В. Бондаревская).

    Анализ  современной психологической литературы, посвященной проблеме изучения личности учителя как субъекта педагогической деятельности, показал, что в качестве сущностных характеристик субъектности учителя выступают следующие: связь со смысложизненными ориентирами и ценностями; способность к активной преобразовательной деятельности, и готовность брать ответственность за личностно-профессиональное развитие на себя;  осознанная саморегуляция, самодетерминация и самостоятельность;   способность к самоактуализации и саморазвитию (Е.Н. Волкова, Т.Н. Щербакова, Г.П. Звездина). 

    Все вышеизложенное позволяет выделить новые акценты в проблеме самообразования  учителя. Основными  задачами самообразования современного педагога должны стать:  формирование потребности осознать смысл жизни, выбрать свою нравственную позицию – сотворить себя; развитие творческого потенциала личности, профессиональной компетентности, духовного мира;  активизация процессов самообразования, самовоспитания, самосозидания личности; совершенствование личностных качеств.

1.3. Особенности и  условия  самообразовательной  деятельности  современного  учителя

   Необходимо  определить условия, при которых  процесс самообразования будет происходить эффективно.

   Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  1. В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  2. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
  3. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
  4. Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
  5. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  6. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

   Рассмотрим  данные условия более подробно. Под саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие характера, способностей и индивидуальности. Саморазвитие, по Канту, это «культивирование собственных сил». Для М. Мамардашвили в этом понятии значим «акт собирания своей жизни в целое, как организация своего сознания в целое». В западноевропейской этической традиции - это культура самоформирования. Культура самоформировния предполагает развитие свободного мышления на фундаменте культурной преемственности и утверждает приоритет творческого над историческим. Развитие культуры самоформирования представляется гарантом сохранения и совершенствования современной культуры и цивилизации. 3Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности (Л.М. Митина). Профессиональное саморазвитие — динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности.

Существуют  различные подходы к классификации  стадий профессионального роста  учителя. В классификации Р. Фуллера выделяется три стадии: стадия «выживания» — на первом году работы в школе, стадия адаптации и активного усвоения методических рекомендаций — 2-5 лет работы, и стадия зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований. Каждому из этих этапов присущи специфические интересы учителей. Так, первый этап отмечен личными профессиональными проблемами. Формируется представление о себе как профессионале, возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Второй этап характеризуется вниманием учителя к своей профессиональной деятельности. Третий этап характеризуется возрастанием творческой потребности. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа. По мнению Д. Бурдена, именно на этой стадии возможна организация исследовательской деятельности учителя. Механизмом развития и саморазвития, в свою очередь, выступают самопознание и самоанализ деятельности. Под самопознанием понимается деятельность учителя, направленная на осознание своих потенциальных возможностей и профессиональных проблем. Самоанализ — это скрытая от непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности вообще, это такой анализ педагогической деятельности, когда явления педагогической действительности соотносятся учителем со своими действиями. Педагогический анализ содержит следующие функции: диагностическую, познавательную, преобразующую, самообразовательную.                                                                                                                 Практика становится источником профессионального роста учителя лишь в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации учителя. Рефлексия — важный механизм продуктивного мышления, особая организация процессов понимания происходящего в широком системном контексте, процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида и других людей, включенных в решение задач. Поэтому рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане — переживания и самоотчет одного индивида, — так и во внешнем плане — как коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения. [   ]

   Педагогическая  рефлексия в деятельности — это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Рефлексия — комплексная мыслительная способность к постоянному анализу и оценке каждого шага профессиональной деятельности. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью в условиях неопределенности. Взятые вместе, эти «ключевые умения» составляют своеобразную рефлексивную технологию, при помощи которой и совершенствуется профессиональный опыт учителя. Данные умения представлены в таблице №1

   Методика оценки учителем рефлексивных способностей

                                                                                                            Таблица №1

   Умения    Баллы
   Умение  увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач    1 2 3 4 5 6 7 8 9
   Умение  при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как  на активно развивающегося субъекта учебно-познавательной деятельности, имеющего собственные мотивы и цели    1 2 3 4 5 6 7 8 9
   Умение  сделать предметом анализа каждый свой педагогический шаг    1 2 3 4 5 6 7 8 9
   Умение  конкретизировать и структурировать  проблему    1 2 3 4 5 6 7 8 9
   Умение  раздвинуть горизонты практики и  увидеть новые проблемы, вытекающие из предшествующего опыта    1 2 3 4 5 6 7 8 9
   Умение  найти способы решения задачи    1 2 3 4 5 6 7 8 9
   Умения  тактически мыслить, т. е. конкретизировать педагогические задачи в поэтапные  и оперативные, принимать оптимальное  решение в условиях неопределенности, гибко перестраиваться по мере изменения  ситуации    1 2 3 4 5 6 7 8 9
   Умение «версионно» мыслить, т. е. мыслить предположениями гипотезами, версиями    1 2 3 4 5 6 7 8 9
   Умение  работать в системе «параллельных  целей», создавать «поле возможностей»  для педагогического маневра    1 2 3 4 5 6 7 8 9
   Умение  в ситуации дефицита времени принимать достойное решение для выхода из трудных педагогических ситуаций    1 2 3 4 5 6 7 8 9
   Умение  анализировать педагогическую ситуацию в динамике ее развития, видеть близкие  и отдаленные результаты    1 2 3 4 5 6 7 8 9
   Умение  привлекать разнообразные теории для осмысления собственного опыта    1 2 3 4 5 6 7 8 9
   Умение  анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы  педагогической практики    1 2 3 4 5 6 7 8 9
   Умение  комбинировать элементы теории и  практики, чтобы получить целое, обладающее новизной знание    1 2 3 4 5 6 7 8 9
   Умение  объективно и непредвзято оценивать  педагогические факты и явления    1 2 3 4 5 6 7 8 9
   Умение  доказательно, аргументировано, ясно и  доходчиво излагать свою точку зрения    1 2 3 4 5 6 7 8 9
 
   

Информация о работе Индивидуализация самообразования (разработка индивидуальных программ) как условие эффективности личностно-профессионального роста