Индивидуализация самообразования (разработка индивидуальных программ) как условие эффективности личностно-профессионального роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Человеку в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. Сегодня многим учителям и родителям стало ясно, что быть профессиональным педагогом— значит быть постоянно начинающим педагогом.

Содержание

Научно-педагогические основы самообразования учителя
Самообразование как социально-педагогическая проблема
Учитель как субъект самообразования
Особенности и условия самообразовательной деятельности современного учителя
Личностно-профессиональный рост как цель и результат самообразования учителя
Сущность и содержание понятия «личностно-профессиональный рост» учителя
Основные средства и условия самообразования, обеспечивающие личностно-профессиональный рост учителя

Направления самообразования учителя
Источники самообразования
Формы самообразования учителя
Составляющие процесса самообразования учителя
Результат самообразования
Организация процесса самообразования
Индивидуализация самообразования (разработка индивидуальных программ) как условие эффективности личностно-профессионального роста
Заключение
Литература
Приложение

Работа содержит 1 файл

работа рите.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

            Школа не может развиваться никаким иным способом, кроме как создавая и осваивая новую практику образования, т. е. в результате организованного в ней управляемого инновационного процесса — процесса создания и освоения новшеств, движения к качественно-новому объективно необходимому состоянию. А разработка и освоение инноваций предполагает наличие у учителей способности к продуцированию нового, т. е. высокоразвитую способность к творчеству. Таким образом, современную школу создает учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых технологий, приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в самореализации. «Творчество — это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построением ума или чувства, живущего в самом человеке». (Л.С. Выготский). Педагогическое творчество имеет ярко выраженную личностную специфику, причем приоритетной является внутренняя, содержательная сторона. Этим объясняется, почему одни и те же приемы и методы у разных учителей имеют различный эффект. Без творческого осознания и наделения собственным смыслом содержания образования, методов, приемов, форм, технологий учитель не воспитывает и не образовывает, а транслирует знания.

   Следовательно, учителю необходимо усвоить конструктивные навыки по осмыслению и переосмыслению своей деятельности через самоанализ урока, педагогических ситуаций, результатов  образования в целом. Переосмысление, по мнению психологов, способствует процессу субъективации, повышению ответственности за результаты своих действий. Таким образом, учителю творческого типа присущи следующие личностные функции и качества: владение рефлексией, принятие личностного смысла педагогической деятельности, способность к презентации своего личностного опыта и др. Именно готовность к творчеству позволит учителю организовать исследовательскую, поисковую деятельность. Поисковая деятельность отличается сильно выраженным эвристическим элементом, включающим в себя догадку, интуицию, инсайт, содержит элементы «контекстного» исследования, имеющего субъективное знание, микрооткрытие. Поисковая деятельность рассматривается как деятельность, направленная учителями на решение различного рода ситуативных проблем и задач. Смысл решения этих задач состоит не в том, чтобы открыть что-то неизвестное для теории и практики, а в том, чтобы решать конкретные проблемы образования.

   Актуальным  является определение требований к  поисковой, творческой деятельности учителя:

  • поисковая деятельность должна носить практико-ориентированный характер, т. е. быть направленной на разрешение конкретных и реальных проблем школьной жизни;
  • поисковая деятельность должна носить контекстный характер, т. е. проводится в естественных условиях образовательного процесса;
  • поисковая деятельность должна носить непрерывный характер, т. е. осуществляться постоянно, систематически;
  • поисковая деятельность должна носить оптимистический характер, т. е. включать в себя позитивную установку на успех;
  • поисковая деятельность должна носить «инкрементальный» характер, когда полученный результат определяет направление и характер следующих проб;
  • поисковая деятельность должна носить индивидуализированный характер, т. е. строиться на основе и с учетом имеющегося уникального опыта учителя, его оригинальной системы профессиональных «конструктов», особенностей познавательного стиля;
  • поисковая деятельность должна носить «версионный» характер.

                  При совершенствовании мастерства и развитии компетентности перед учителем встает целый ряд задач как личностного, так и профессионального развития. При этом уровни личностного, морального и интеллектуального развития существенно обусловливают успешность профессионально-педагогической деятельности. Представляется, что необходимым условием образования и самообразования педагога является взаимосвязь личностного и профессионального развития.

   Взаимосвязь личностного и  профессионального развития педагога

                                                         Таблица №2.

   Параметры    Личностное  развитие    Профессиональное  развитие
   Ценности    Развитие  и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы  морально-этических принципов, детерминирующих  деятельность    Развитие  и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально-этических принципов, детерминирующих профессиональную деятельность
   Цель    Развитие  тенденции к самоактуализации и  самореализации    Развитие  положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышению своего мастерства, самореализация
   Я-концепция    Развитие  и углубление адекватного и целостного представления о себе. Укрепление позитивной Я-концепции.    Адекватное  формирование Я-концепции учителя. Укрепление адекватной профессиональной самооценки. Укрепление позитивной защищенности.
   Перспектива    Определение направлений и перспектив дальнейшего  внутреннего роста    Прогнозирование карьерного роста и «творение» собственной  профессиональной биографии
   Задачи  развития    Активизирование развития когнитивной сферы как способности к более абстрактному и обобщенному пониманию и дифференциации, категоризации явлений окружающего мира. Рефлексия собственной деятельности, личностного опыта.    Корректировка, совершенствование имеющихся профессиональных умений, навыков, способов деятельности на основе интериоризации новой информации. Рефлексия профессиональной деятельности, педагогического опыта
 
   

   Представляется, что педагогу при определении  программы самообразования необходимо учитывать эти взаимосвязи. 

2.  Личностно-профессиональный рост как цель и результат самообразования учителя

2.1. Сущность и содержание  понятия «личностно-профессиональный  рост» учителя

   Под саморазвитием понимается собственная  активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие характера, способностей и индивидуальности. Саморазвитие - это «культивирование собственных сил» (Э. Кант), «акт собирания своей жизни в целое, … организация своего сознания в целое» []

    Личностное  развитие и саморазвитие - это, по существу, психологический механизм «человекообразования». Оно образует (воспроизводит) коренное противоречие, выступающее движущей силой развития, — между наличным и необходимым уровнями психо-социальной зрелости растущего человека, задает энергию самовоздействия в процессе любой деятельности, определяет углубление самопознания, самоосмысления, актуализирует ценностное самоопределение, служит развертыванию целеполагания, создает смысловое пространство самосозидания.

    Личностное, человеческое в значительной степени  проявляется в субъектных характеристиках человека, определяющих его способность творчески действовать и продуктивно преобразовывать мир и себя, осуществлять нравственный выбор в жизни и самостоятельно вырабатывать цели собственной деятельности, рефлексировать и регулировать свое поведение, отвечать за последствия своих действий в природе и социуме, корректировать их благодаря личностной рефлексии и нравственно-ценностному прогнозированию.

    Е.В. Бондаревская при обосновании концепции  личностно-ориентированного образования  рассматривает  личностное развитие как развитие  субъектности, которое  управляется ценностно-смысловой  сферой сознания личности. В процессе личностного развития происходят внутренние изменения в личности: ее ценностях, потребностях, мотивах, интересах, установках, позициях, личностных смыслах. Формируется позитивная «Я-концепция»,  устанавливаются  интегративные связи между основными сферами личности: ценностно-мотивационной, эмоционально-волевой, деятельностно-поведенческой, в результате чего личность становится более целостной, интегральной.

    Личностное  развитие создает предпосылки для  личностного роста – способности личности понимать, формулировать и  решать собственные жизненные проблемы и задачи личностного саморазвития, проявлять качества, свидетельствующие о новом, более высоком уровне активности, самостоятельности, личностной саморегуляции, достигать устойчивого успеха в одном или нескольких видах деятельности.

      Указанные концептуальные положения  о развитии и саморазвитии  личности послужили основанием для определения сущностных характеристик личностно-профессионального роста учителя. 

    Личностно-профессиональный рост педагога связан с реализацией его личностного и профессионального потенциала:  изменениями в ценностно-смысловых образованиях, мотивацией,   творческой самореализацией себя в профессии,  достижениями успеха в педагогической деятельности,  потребностью в личностном саморазвитии.

    Благодаря личностным началам своей жизнедеятельности  педагог выступает как субъект, т. е. ответственный и активный хозяин своей жизни, судьбы, действующий в соответствии со своими личностно значимыми ценностями и  смыслами. В связи с этим,  мы считали необходимым раскрыть такие важные составляющие личностного развития как ценностные ориентации,   мотивация, самооценка, стремление к самоактуализации, чтобы полнее представить механизмы личностно-профессионального роста педагога.

    Ценностные  ориентации являются составными элементами сознания, частью его структуры, в  связи с этим они подчиняются  принципу единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн). Под ценностными  ориентациями понимается то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает  особый, положительный жизненный смысл. Ценностные ориентации разворачиваются в целях, идеалах, интересах, жизненных планах, принципах,  убеждениях,  образованиях идейно-целевого плана, генеральной линии жизни человека. Система ценностных ориентаций является важнейшим психологическим механизмом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы существования.

      Мотивация есть объяснительный конструкт, используемый для анализа причин поведения людей, его направленности и  механизмов осуществления. Мотив формируется на основе актуальных потребностей и особенностей ситуации. Мотив, побуждающий деятельность и вместе с тем придающий ей личностный смысл, А.Н. Леонтьев назвал ведущим, или смыслообразующим.

   Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию : 
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации 
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. 
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. 
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека» 
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др. 
• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно. 
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. 
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?

    С мотивацией достижения (ориентацией на успех или избегание неудачи) связан такой немаловажный аспект как самооценка, вера в собственные силы и способности. Самооценка личности связана с такими характеристиками деятельности,  как настойчивость, уровень прилагаемых усилий,  выбор задач. В процессе деятельности начинает активно проявляться потребность в самореализации, которая становится мотивационно-смысловым компонентом  жизни. Удовлетворение потребности в самоактуализации,  как стремлении реализовывать свои способности и таланты, находит свое выражение в наиболее полной  самореализации личности. Стремление к самоактуализации стимулирует развитие смысложизненных стратегий, используемых человеком в процессе познавательной деятельности.

Информация о работе Индивидуализация самообразования (разработка индивидуальных программ) как условие эффективности личностно-профессионального роста