Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Человеку в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. Сегодня многим учителям и родителям стало ясно, что быть профессиональным педагогом— значит быть постоянно начинающим педагогом.
Научно-педагогические основы самообразования учителя
Самообразование как социально-педагогическая проблема
Учитель как субъект самообразования
Особенности и условия самообразовательной деятельности современного учителя
Личностно-профессиональный рост как цель и результат самообразования учителя
Сущность и содержание понятия «личностно-профессиональный рост» учителя
Основные средства и условия самообразования, обеспечивающие личностно-профессиональный рост учителя
Направления самообразования учителя
Источники самообразования
Формы самообразования учителя
Составляющие процесса самообразования учителя
Результат самообразования
Организация процесса самообразования
Индивидуализация самообразования (разработка индивидуальных программ) как условие эффективности личностно-профессионального роста
Заключение
Литература
Приложение
Школа не может развиваться никаким иным способом, кроме как создавая и осваивая новую практику образования, т. е. в результате организованного в ней управляемого инновационного процесса — процесса создания и освоения новшеств, движения к качественно-новому объективно необходимому состоянию. А разработка и освоение инноваций предполагает наличие у учителей способности к продуцированию нового, т. е. высокоразвитую способность к творчеству. Таким образом, современную школу создает учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых технологий, приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в самореализации. «Творчество — это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построением ума или чувства, живущего в самом человеке». (Л.С. Выготский). Педагогическое творчество имеет ярко выраженную личностную специфику, причем приоритетной является внутренняя, содержательная сторона. Этим объясняется, почему одни и те же приемы и методы у разных учителей имеют различный эффект. Без творческого осознания и наделения собственным смыслом содержания образования, методов, приемов, форм, технологий учитель не воспитывает и не образовывает, а транслирует знания.
Следовательно, учителю необходимо усвоить конструктивные навыки по осмыслению и переосмыслению своей деятельности через самоанализ урока, педагогических ситуаций, результатов образования в целом. Переосмысление, по мнению психологов, способствует процессу субъективации, повышению ответственности за результаты своих действий. Таким образом, учителю творческого типа присущи следующие личностные функции и качества: владение рефлексией, принятие личностного смысла педагогической деятельности, способность к презентации своего личностного опыта и др. Именно готовность к творчеству позволит учителю организовать исследовательскую, поисковую деятельность. Поисковая деятельность отличается сильно выраженным эвристическим элементом, включающим в себя догадку, интуицию, инсайт, содержит элементы «контекстного» исследования, имеющего субъективное знание, микрооткрытие. Поисковая деятельность рассматривается как деятельность, направленная учителями на решение различного рода ситуативных проблем и задач. Смысл решения этих задач состоит не в том, чтобы открыть что-то неизвестное для теории и практики, а в том, чтобы решать конкретные проблемы образования.
Актуальным является определение требований к поисковой, творческой деятельности учителя:
При совершенствовании мастерства и развитии компетентности перед учителем встает целый ряд задач как личностного, так и профессионального развития. При этом уровни личностного, морального и интеллектуального развития существенно обусловливают успешность профессионально-педагогической деятельности. Представляется, что необходимым условием образования и самообразования педагога является взаимосвязь личностного и профессионального развития.
Взаимосвязь личностного и профессионального развития педагога
|
Представляется,
что педагогу при определении
программы самообразования
2. Личностно-профессиональный рост как цель и результат самообразования учителя
2.1.
Сущность и содержание
понятия «личностно-
Под саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие характера, способностей и индивидуальности. Саморазвитие - это «культивирование собственных сил» (Э. Кант), «акт собирания своей жизни в целое, … организация своего сознания в целое» []
Личностное развитие и саморазвитие - это, по существу, психологический механизм «человекообразования». Оно образует (воспроизводит) коренное противоречие, выступающее движущей силой развития, — между наличным и необходимым уровнями психо-социальной зрелости растущего человека, задает энергию самовоздействия в процессе любой деятельности, определяет углубление самопознания, самоосмысления, актуализирует ценностное самоопределение, служит развертыванию целеполагания, создает смысловое пространство самосозидания.
Личностное, человеческое в значительной степени проявляется в субъектных характеристиках человека, определяющих его способность творчески действовать и продуктивно преобразовывать мир и себя, осуществлять нравственный выбор в жизни и самостоятельно вырабатывать цели собственной деятельности, рефлексировать и регулировать свое поведение, отвечать за последствия своих действий в природе и социуме, корректировать их благодаря личностной рефлексии и нравственно-ценностному прогнозированию.
Е.В.
Бондаревская при обосновании концепции
личностно-ориентированного образования
рассматривает личностное развитие
как развитие субъектности, которое
управляется ценностно-
Личностное
развитие создает предпосылки для
личностного роста –
Указанные концептуальные
Личностно-профессиональный рост педагога связан с реализацией его личностного и профессионального потенциала: изменениями в ценностно-смысловых образованиях, мотивацией, творческой самореализацией себя в профессии, достижениями успеха в педагогической деятельности, потребностью в личностном саморазвитии.
Благодаря
личностным началам своей
Ценностные ориентации являются составными элементами сознания, частью его структуры, в связи с этим они подчиняются принципу единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн). Под ценностными ориентациями понимается то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. Ценностные ориентации разворачиваются в целях, идеалах, интересах, жизненных планах, принципах, убеждениях, образованиях идейно-целевого плана, генеральной линии жизни человека. Система ценностных ориентаций является важнейшим психологическим механизмом саморазвития и личностного роста, определяя одновременно его направление и способы существования.
Мотивация есть объяснительный конструкт, используемый для анализа причин поведения людей, его направленности и механизмов осуществления. Мотив формируется на основе актуальных потребностей и особенностей ситуации. Мотив, побуждающий деятельность и вместе с тем придающий ей личностный смысл, А.Н. Леонтьев назвал ведущим, или смыслообразующим.
Определим
составляющие этой потребности, мотивы,
побуждающие учителя к самообразованию
:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь
к уроку, выступлению, родительскому собранию,
классному часу, общешкольному мероприятию,
олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость
поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Учитель – профессия
творческая. Творческий человек не сможет
из года в год работать по одному и тому
же пожелтевшему поурочному плану или
сценарию, читать одни и те же доклады.
Должно появиться желание большего. Работа
должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки.
Особенно психологии и педагогики. В эпоху
автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества.
Эти изменения в первую очередь отражаются
на учениках, формируют их мировоззрение,
и соответственно, очень часто, формируют
образ учителя как «несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители,
приводя ребенка в школу, просятся в класс
к конкретному учителю, предметнику или
классному руководителю. Если учитель
на хорошем счету у администрации, методического
совета, отдела народного образования,
он имеет больше прав в выборе классов,
нагрузки и др.
• Общественное мнение. Учителю не безразлично,
считают его «хорошим» или «плохим». Плохим
учителем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория
учителя, мнение аттестационной комиссии,
премии, надбавки, а может быть даже звания
и правительственные награды – все это
зависит от квалификации и мастерства
учителя. Без постоянного усвоения новых
знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно.
Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как
человек, который ежедневно учит, не будет
постоянно учиться . Вправе ли он тогда
преподавать?
С мотивацией достижения (ориентацией на успех или избегание неудачи) связан такой немаловажный аспект как самооценка, вера в собственные силы и способности. Самооценка личности связана с такими характеристиками деятельности, как настойчивость, уровень прилагаемых усилий, выбор задач. В процессе деятельности начинает активно проявляться потребность в самореализации, которая становится мотивационно-смысловым компонентом жизни. Удовлетворение потребности в самоактуализации, как стремлении реализовывать свои способности и таланты, находит свое выражение в наиболее полной самореализации личности. Стремление к самоактуализации стимулирует развитие смысложизненных стратегий, используемых человеком в процессе познавательной деятельности.