Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа
Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Человеку в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. Сегодня многим учителям и родителям стало ясно, что быть профессиональным педагогом— значит быть постоянно начинающим педагогом.
Научно-педагогические основы самообразования учителя
Самообразование как социально-педагогическая проблема
Учитель как субъект самообразования
Особенности и условия самообразовательной деятельности современного учителя
Личностно-профессиональный рост как цель и результат самообразования учителя
Сущность и содержание понятия «личностно-профессиональный рост» учителя
Основные средства и условия самообразования, обеспечивающие личностно-профессиональный рост учителя
Направления самообразования учителя
Источники самообразования
Формы самообразования учителя
Составляющие процесса самообразования учителя
Результат самообразования
Организация процесса самообразования
Индивидуализация самообразования (разработка индивидуальных программ) как условие эффективности личностно-профессионального роста
Заключение
Литература
Приложение
Содержание
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Современная
социально-экономическая
С.И. Ожегов
дает такое определение самообразованию:
«приобретение знаний путем самостоятельных
занятий без помощи преподавателя».
Самообразование направлено на расширение
и углубление профессионально-методических
знаний и умений, совершенствование уровня
предметной подготовки. Все, что у нас
есть сегодня, и чего мы добьемся завтра,
зависит от нас самих, от умения каждого
человека работать творчески, от высокой
сознательности, профессионального мастерства,
чувства ответственности, дисциплины
и общественного долга.
Вопрос о том, каким быть педагогу, учителю, наставнику, как наилучшим образом решить задачу его профессионального образования, развития, какова роль самосовершенствования в этом процессе — занимал умы учёных с момента становления педагогической науки. В трудах многих мыслителей Нового (с XVII в. до 90-х гг. XIX в.) и Новейшего (с 90-х гг. XIX в. до середины XX в.) времени большое внимание сконцентрировано на проблеме саморазвития и самообразовании личности. Рассмотрим основные идеи профессионального самосовершенствования, изложенные в трудах великих педагогов XVII–XIX веков.
К числу наиболее ярких выразителей новых педагогических идей в Западной Европе XVII–XVIII вв. относится, вне всякого сомнения, гениальный чешский мыслитель и педагог-практик Ян Амос Коменский (1592–1670), труды которого получили широкую известность и мировое признание и сохраняют свое научное значение. Коменский написал свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором разработал основные вопросы теории и организации учебной работы с детьми. В 1652–1653 г. он создал «Законы хорошо организованной школы», где был рассмотрен широкий круг педагогических проблем преимущественно школоведческого характера. Все труды Я. А. Коменского пронизаны идеей пансофии — всеобщей мудрости, которая должна быть предметом познания для человека на протяжении всей его жизни, охватывая мир духовный, мир моральный и мир материальный. «…Пусть будет установлено: всем, рожденным людьми, безусловно, необходимо воспитание для того, чтобы они были людьми, а не дикими животными, не бессмысленными зверями, не неподвижными чурбанами. Отсюда следует и то, что каждый настолько превосходит других, насколько он более других упражняется». Большой интерес представляет труд Коменского «Всеобщее воспитание» («Пампедия»), в котором педагог излагает популярную сейчас концепцию непрерывного образования человека и делает акцент на образовании и самообразовании: «Великолепно было бы соблюсти и осуществить также, чтобы каждый, кто родился человеком и научен пользоваться разумом, сам для себя стал школой, книгой и учителем; чтобы каждый в беседах с другими был школой, книгой и наставником также и для своего ближнего и, наконец, чтобы нигде не было недостатка в народных школах (collegiatae scholae), общедоступных книгах (publici libri) и учителях».
В
творческом наследии многих мыслителей
содержатся идеи необходимости постоянной
работы над собой и своим развитием.
Среди них Иоганн Фридрих Гербарт
(1776–1841), Фридрих Адольф Вильгельм
Дистервег (1790–1866) и Гербарт Спенсер (1820–1903).
Многие мысли, которые они развивали, остаются
актуальными и в наше время. Так, средством
достижения необходимых целей, по И. Ф.
Гербарту, является усвоение простых нравственных
идей, определяющих обязанности человека
по отношению к самому себе и другим людям:
«Педагогика — это наука, необходимая
для воспитателя лично».
Мысли Ф. А. В. Дистервега подхватывает в своих трудах Герберт Спенсер. В работе «Воспитание: умственное, нравственное и физическое» (1861 г.) ученый подчеркивает, что «…образование должно быть обращено в процесс самообразования и, следовательно, в процесс приятного обучения» и выражает надежду, «…что процесс этот не прекратится вместе со школьными занятиями».
Активно разрабатывались идеи профессионально-личностного становления и развития педагога российскими учеными. Огромный вклад в развитие отечественной педагогики внесли К. Д. Ушинский (1824–1870), Н. И. Пирогов (1810–1881), Л. Н. Толстой (1828–1910), П. Ф. Каптерев (1849–1922), П. П. Блонский (1884–1941).
Выдвигая
принцип единства и бессословности
образования, Н. И. Пирогов особое значение
придавал деятельности учителя. В своей
статье «Быть и казаться» (1858 г.) он
говорил о необходимости
Основателем научной педагогики и народной школы в России считается К. Д. Ушинский — автор ряда известных трудов по вопросам обучения и воспитания, а именно: «О пользе педагогической литературы» (1857), «О народности в общественном воспитании» (1857), «Три элемента школы» (1857), «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (в 2 т., 1868–1869). Разрабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушинский особое внимание уделил личности учителя и системе его подготовки. Взгляды на этот вопрос изложены им в целом ряде работ. В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в своих трудах показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей». В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К. Д. Ушинский говорит о необходимости поднять авторитет учителя, раскрывает его огромную общественную роль. В ней он рисует яркий образ народного учителя и формулирует основные требования к нему. Прежде всего, К. Д. Ушинский высказывает мысль о том, что учитель — самый важный элемент в педагогическом процессе: «...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Здесь же К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя <…> посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения». Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского, серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать учитель, является дар убеждения; учитель обязан привить своим воспитанникам определенные взгляды и создать систему ценностей, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением». Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, ни никакими программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя.
Во многих своих работах К. Д. Ушинский выражает твердое убеждение в том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания не только в рамках преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Природные воспитательные таланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и умение преподавать и действовать преподаванием на умственное и нравственное развитие детей могут быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями»[16;67]. Ушинский разработал вопрос о различных формах и содержании подготовки учителя. Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания наук в учительской семинарии, Ушинский вместе с тем придавал большое значение специальной педагогической и методической подготовке учителя. Учитель должен получить такие специальные педагогические знания, которые бы помогли ему определить цель воспитания и руководить процессом воспитания на всех этапах. Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки педагогической работы. Кроме того, Ушинский считал, что будущему народному учителю следует научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.
Перед педагогическими факультетами К. Д. Ушинский ставил следующие задачи: 1) разработка наук, всесторонне изучающих человека «со специальным приложением к искусству воспитания»; 2) подготовка широко образованных педагогов; 3) распространение среди учителей и общественности педагогических знаний и убеждений. Наряду с выполнением этих задач педагогические факультеты должны обеспечивать высококвалифицированными кадрами учительские институты и семинарии.
Разрабатывая проблему подготовки учителя, К. Д. Ушинский рассматривает роль женщины в воспитании и обучении детей. Он выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению, могут быть «не только отличными учительницами в младших классах, но и образцовыми преподавательницами в классах высших, и притом — преподавательницами таких предметов, каковы, например, химия, физика, высшая геометрия»[14;123]. Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в педагоге способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам. Взгляды К. Д. Ушинского на педагога и его подготовку проникнуты большой любовью к народному учителю и его благородному труду. Он высоко поднял общественное значение учителя, разработал систему его научной и педагогической подготовки, значительную часть своих работ посвятил именно народному учителю. Идеи К. Д. Ушинского по-прежнему сохраняют свою творческую силу, в системе педагогической подготовки учителей плодотворно используется прогрессивное наследие великого русского педагога.
Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л. Н. Толстой, который в имении Ясная Поляна в начальной школе для детей крестьян реализовывал свои мысли об обучении и воспитании. В трудах Л. Н. Толстого также прослеживается мысль о необходимости самообразования педагога. «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на ответы и вопросы, тем легче будет учиться ученик»[3;213].
П.
Ф. Каптерев привлекал внимание ученых
и педагогов к проблеме саморазвития
личности и ее усовершенствовании.
В работе «Педагогический процесс» он
говорит об этом как о процессе «творческого
характера», процессе «самобытном». Каптерев
высказывает мысль о том, что «усовершенствование
не чуждо саморазвитию: саморазвиваясь,
организм совершенствуется, делается
сильнее, крепче, лучше». И поэтому, говоря
словами писателя и педагога, издателя
книг по педагогике И. И. Горбунова-Посадова,
«первая и главная работа учителей, родителей,
воспитателей — это работа над самовоспитанием,
потому что самовоспитание родителя, учителя,
воспитателя создаёт лучшую среду для
детей; наилучшая среда создает лучшие
условия для выявления всех великих возможностей,
лежащих в каждом сыне человечества».
По мнению И. И. Горбунова-Посадова, «самые
высшие требования должны предъявлять
к себе родители, воспитатели и учителя.
Их дело всех ответственнее, всех труднее».
В
последнее время много
С.
Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется
таким уровнем психического развития,
который позволяет ей сознательно
управлять собственным