Индивидуализация самообразования (разработка индивидуальных программ) как условие эффективности личностно-профессионального роста

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счет внедрения различных инноваций. Человеку в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и непосредственным творцом инновационных процессов. Сегодня многим учителям и родителям стало ясно, что быть профессиональным педагогом— значит быть постоянно начинающим педагогом.

Содержание

Научно-педагогические основы самообразования учителя
Самообразование как социально-педагогическая проблема
Учитель как субъект самообразования
Особенности и условия самообразовательной деятельности современного учителя
Личностно-профессиональный рост как цель и результат самообразования учителя
Сущность и содержание понятия «личностно-профессиональный рост» учителя
Основные средства и условия самообразования, обеспечивающие личностно-профессиональный рост учителя

Направления самообразования учителя
Источники самообразования
Формы самообразования учителя
Составляющие процесса самообразования учителя
Результат самообразования
Организация процесса самообразования
Индивидуализация самообразования (разработка индивидуальных программ) как условие эффективности личностно-профессионального роста
Заключение
Литература
Приложение

Работа содержит 1 файл

работа рите.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

    Проблема  личностно-профессионального роста учителя рассматривается нами также в контексте развития «Я-концепции личности». К числу механизмов, обеспечивающих личностно-профессиональное саморазвитие учителя, отнесены   следующие:   самосознание как понимание, признание, принятие содержания своего «Я» педагога;   самоопределение - обозначение границ своего «Я» педагога;  самоактуализация - проявление и  освобождение того, что заложено и сформировано в «Я» человека и педагога;   самореализация, - выражение потенциала «Я»; саморегуляция - управление различными сторонами своей деятельности как педагога и личности и  их интеграция; самооценка - соотнесение «себя актуального» и «себя потенциального»[4;38].  

    2.2. Основные средства  и условия самообразования,  обеспечивающие личностно-профессиональный рост учителя 

    2.2.1. Направления самообразования учителя 
           Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Перечислим основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием. 
    • Профессиональное (предмет преподавания); 
    • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей); 
    • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.); 
    • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения); 
    • правовое; 
    • эстетическое (гуманитарное); 
    • историческое; 
    • иностранные языки; 
    • политическое; 
    • информационно-компьютерные технологии; 
    • охрана здоровья; 
    • интересы и хобби. 
     
    2.2.2. Источники самообразования 
    В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать? 
    •Телевидение; 
    •Газеты,журналы; 
    • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); 
    • Интернет; 
    • Видео, аудио информация на различных носителях; 
    • Платные курсы; 
    • Семинары и конференции; 
    • Мастер-классы; 
    • Мероприятия по обмену опытом; 
    • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты; 
    • Курсы повышения квалификации; 
    • Путешествия; 
    В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако, они могут способствовать и тому и другому одновременно.

   2.2.3. Формы самообразования учителя 
Основными формами самообразования взрослых являются:

    ·        формальное образование (общее среднее, среднее профессиональное, высшее, послевузовское профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовка специалистов и руководителей с высшим и средним профессиональным образованием в институтах, на факультетах и курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки);

    ·        неформальное образование (профессионально направленное и/или общекультурное обучение на платных курсах, в народных университетах, центрах непрерывного образования взрослых, в лекториях и домах знаний, с помощью дистанционных средств) без аттестации и выдачи государственного сертификата (диплома);

    ·        информальное образование — ненаправленное (неосознаваемое) обучение в процессе любого информационного или коммуникативного действия, а также в процессе большинства повседневных действий.

    2.2.4. Составляющие процесса самообразования учителя 
    Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов? 
    -Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения; 
    - Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом; 
    - Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности; 
    - Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики; 
    - Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни; 
    - Повышать уровень своей эрудиции , правовой и общей культуры. 
    Сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя: 
    • Систематический просмотр определенных телепередач; 
    • Чтение конкретных педагогических периодических изданий; 
    • Чтение методической, педагогической и предметной литературы; 
    • Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету; педагогике, психологии, педагогических технологий;  
    • Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы; 
    • Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; 
    • Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами; 
    • Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; 
    • Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики; 
    • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации; 
    • Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег; 
    • Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету; 
    • Изучение информационно-компьютерных технологий; 
    • Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету; 
    • Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете; 
    • Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста. 
    На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста.  

   2.2.5. Результат самообразования 
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) 
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество) 
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования 
• разработка новых форм, методов и приемов обучения 
• доклады, выступления 
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей 
• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии 
• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям 
• создание комплектов педагогических разработок 
• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме). 
 
 

   3. Организация процесса самообразования 
 
        Участниками административного процесса контроля за самообразованием являются: директор школы, завучи по учебным и воспитательным процессам, председатели методических объединений, руководители школ молодого учителя, методисты районного отдела народного образования, педагогический коллектив школы и конечно, самое главное лицо – сам учитель. Администрация школы и методисты контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования учителя, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. Педагогический коллектив может рекомендовать методистам района показать лучшие результаты самообразования учителей за рамками педагогического коллектива школы. На основании гласного обсуждения работы учителя будут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих учителей.
 

   Тема, над которой работает учитель 
В начале каждого учебного года все учителя школы выбирают «Тему, над которой работает учитель» и фиксируют эту тему в планах методического объединения. Например:

• Дифференцированное обучение русскому  языку; 
• Система блочного тестирования на уроках математики; 
• Работа с одаренными детьми; 
• Интегрированные уроки литературы; 
• Нестандартные лабораторные работы и демонстрационные опыты на уроках физики; 
• Разработка комплекса самостоятельных и контрольных работ по истории; 
• Игровые моменты на уроках математики; 
• Развитие культуры речи на уроках литературы; 
• Интерактивные методики в начальной школе; 
• Использование системы опорного конспектирования на уроках химии; 
• Разработка комплекта дидактики и наглядности для уроков геометрии по теме «Объемные тела»; 
• Задачи практического содержания на уроках математики в 5-6 классах; 
• Опережающее обучение; 
• Формирование исторического мышления на уроках истории в старших классах. 
Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения предмету, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ. 
Личный план самообразования учителя 
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются: 
• название темы; 
• цели; 
• задачи; 
• предполагаемый результат; 
• этапы работы; 
• сроки выполнения каждого этапа; 
• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой; 
• способ демонстрации результата проделанной работы; 
• форма отчета по проделанной работе. 
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей .
 
 
 
 

   4. Индивидуализация  самообразования  (разработка индивидуальных программ) как условие эффективности личностно-профессионального роста 

       Основным этапом в деятельности педагога является разработка программы собственного роста и совершенствования.  
Принципы построения программы:  
- научность;  
- прогностичность;  
- актуальность;  
- оптимальность;  
- реалистичность;  
- целостность;  
- контролируемость.

   Основные  этапы работы над программой по самообразованию:  
• самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей для рационального перехода на преподавание по новым технологиям;  
• формирование общей концепции «Я - в перспективе. Мои достижения»;  
• выбор стратегии саморазвития, переход на новое состояние основных направлений работы над собой;  
• определение задач и этапов деятельности;  
• конкретизация ближайших целей (ожидаемый результат);  
• составление плана действий по самосовершенствованию;  
• самооценка роста;  
• передача опыта коллегам.

   Данная  программа может быть стратегической и тактической.  
Программа саморазвития педагога предполагает отражение следующих моментов:  
1. Учитель должен знать  
- историю возникновения технологии;  
- теоретическое обоснование новых результатов;  
- проблемы, которые могут быть решены с помощью данной технологии;  
- результаты, которые могут быть получены после ее применения на практике;  
- методы и приемы, использующиеся в данной технологии;  
- методы и приемы работы учащихся;  
- этапы освоения технологии учителем и учащимися.  
2.Учитель должен уметь разработать:  
- модифицированный вариант учебной программы;  
- календарно – тематическое планирование;  
- планы различных типов уроков, предусмотренных новой технологией, учебные модули и раздаточный материал к ним;  
- содержание учебных проектов;  
- задания для учеников к учебным проектам;  
- новые тексты разноуровневых заданий для рубежного и итогового контроля, тестовые контрольные задания и др.  
3. Учитель должен уметь применять на практике:  
- методы и приемы новой технологии;  
- проводить учебные занятия различных типов;  
- анализировать занятия и вскрывать недостатки;  
- обучать учащихся новым приемам учебной деятельности;  
- проводить самоанализ;  
- оценивать результативность использования новой технологии, применяя методы педдиагностики;  
- осуществлять контроль за самостоятельной работой учащихся и др.

   В индивидуальном плане должны найти отражение  следующие аспекты:  
- цели профессионального развития;  
- варианты распределения времени на изучение психолого-педагогической и методической литературы;  
- разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;  
- получение консультаций;  
- обсуждение возникших проблем с коллегами;  
- взаимопосещение уроков;  
- работа по апробации полученных знаний на практике;  
- участие в системе школьной методической работы;  
- самообобщение результатов работы;  
- передача собственного опыта коллегам и др.

   Следующий этап – работа по реализации плана:  
- консультативная помощь;  
- коррекция и изменение плана, предусматривающая новые способы достижения запланированного;  
- анализ, оценка и самооценка эффективности выполненной работы;  
- обобщение и оформление материалов в методическую копилку гимназии;

   Результаты:  
- выступление с творческим отчетом на конференциях, заседаниях «круглого стола»;  
- публикации в печати;  
- издание брошюр из опыта работы.

   Программа самообразования педагога была конкретной и реальной. Содержание деятельности учителей включало следующее:

   -   самодиагностика своих профессиональных  знаний и умений в области  самообразования;

   -   овладение средствами самообразования:  постановка задач саморазвития, выбор содержания и технологий самореализации и самоактуализации;

   -   обмен опытом профессиональной  самообразовательной деятельности  на заседаниях методических объединений, в творческих группах. 
 
 

   Заключение

Таким образом, исследования показали, что система самообразования современного учителя является эффективной, если  характеризуется следующими признаками.

    1. Самообразовательная деятельность, обеспечивающая личностно-профессиональный  рост учителя, имеет концептуальное  обоснование, осуществляется как непрерывный процесс, содержание которого направлено на самопознание и самосовершенствование учителем себя как педагога, человека, личности, индивидуальности, на овладение инновационными образовательными идеями и технологиями, способами творческой педагогической деятельности.

    2. Система научно-методического  обеспечения,   моделирующая самообразовательную деятельность учителя, имеет в своей основе сочетание структурных (целевой, когнитивный, технологический) и функциональных (диагностический, организационно-практический, рефлексивный)  компонентов;  система самообразования наполнена личностно значимым содержанием, способным порождать личностные смыслы профессии и жизни; регулируется принципами ценностно-смыслового подхода, профессионализма, индивидуализации, субъектности.

Информация о работе Индивидуализация самообразования (разработка индивидуальных программ) как условие эффективности личностно-профессионального роста