Индивидуализация процесса обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

цель работы – дать общее представление об индивидуальном подходе к ученикам в процессе обучения.
Объект исследования – процесс индивидуализации обучения в средней школе.
Предмет исследования - индивидуальный подход к процессу обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования – если в процессе обучения использовать индивидуальный подход к учащимся, то эффективность обучения возрастет.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава I Психолого-педогогические основы индивидуализации обучения………………………………………………………………………6 - 12
Понятие и сущность индивидуализации …………………………………6
Виды индивидуализации и ее цели в процессе обучения…………….....9
Глава II Практические вопросы изучения проблемы индивидуализации в средней школе……………………………………………………………....13 - 36
2.1 Методы изучения индивидуальных особенностей учащихся на основе педагогической практики………………………………...…………………….. 13
2.2 Анализ серии учебников «New Millennium English» …………………..27
Заключение…………………………………………………………………….....37
Список литературы……………………………………………………………..
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая-индивидуализация процесса обучения.docx

— 78.69 Кб (Скачать)

         – посмотри и догадайся;

         – дай совет;

         – подбери картинки (к тексту, к словам);

         – возьми интервью;

         – проведи социологическое  исследование;

         – учись вести  дебаты: выдвигай аргументы, соглашайся или не соглашайся с собеседником;

         – найди информацию и опиши;

         – ответь на письмо и дай совет;

         – напиши Е-mail;

         – помести информацию в Интернете на “onLine”.

     На  мой взгляд, предложенная выборка заданий свидетельствует об оригинальности и неординарности последних, что в свою очередь благотворно сказывается на учащихся. В учебнике также предложено огромное количество творческих заданий, и как отмечалось выше, проекты – прекрасное тому доказательство.

     Наиболее  широкие возможности для индивидуализации обучения представляет индивидуальная самостоятельная работа, которая проходит в одиночестве и в индивидуальном темпе. Самостоятельная работа учащихся – это такой способ учебной работы, где:

  1. учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения;
  2. работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством;
  3. выполнение работы требует от учащегося умственного напряжения.

     Примером  самостоятельной работы могут служить  такие задания как: соедините  слова и картинки по смыслу; вставьте нужное слово, предложение; переведите предложения, напишите историю, письмо и т.д.

     В ходе самостоятельной работы каждый ученик получает конкретное задание, которое  предполагает выполнение определенной работы, учащимся даются задания, которые  варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также путем группировки  учащихся внутри класса по различным  признакам.

     Следует заметить, что коллективные методы работы органически сочетаются с  групповыми и индивидуальными. Практически  это осуществляется так: в начале урока учитель ставит перед всеми  учениками ту или иную задачу (усвоить  какие-то знания, овладеть какими-то умениями и навыками) и начинает коллективную работу со всем классом. По мере того как  часть учеников овладевает содержанием  материала, изучаемого фронтально, учитель  дает им самостоятельные задания (работа с книгой, выполнение каких-то заданий  и т.д.), а сам продолжает отрабатывать материал с остальными учащимися. После  того как учитель убедился, что  материал усвоен следующей группой  учащихся, он предлагает им самостоятельную работу по закреплению и углублению полученных знаний, умений, навыков и продолжает заниматься с оставшимися учениками. Когда материал усвоили и они, им тоже дается самостоятельное задание (учитель в это время просматривает работы, выполняемые учениками первых двух групп). К концу урока ученики всех групп усваивают материал.

     Важной  составной частью учебного процесса являются домашние задания. Известно, что усвоение знаний учащимися, приобретение умений и навыков в основном происходит на уроке. Однако ограниченность урока во времени не предоставляет возможности продолжать работу по дальнейшему осмысливанию и закреплению нового материала. Поэтому работа переносится на дом. Значение домашних заданий исключительно велико. Домашние задания создают условия для ликвидации известного отрыва в изложении учебного материала, устраняют фрагментарность в овладении учащимися знаниями и умениями, устанавливают определенную связь между уроками данного предмета. Выполнение домашних заданий носит, как правило, индивидуальный характер и рассчитано на полную самостоятельность учащегося. При выполнении домашних заданий индивидуальные особенности учащегося, его отличия в обучаемости должны проявляется еще в большей степени, чем в классе. Кроме того, на качество выполнения домашних заданий может оказать решающее влияние место, время и различные обстоятельства домашних условий работы. К тому же многие учащиеся дома оказываются вне всякого контроля, им предоставляется полная свобода в учении. Все это обуславливает необходимость и обязательность последовательного осуществления индивидуального подхода к учащимся при домашних заданиях.

     Рабунский Е.С. пишет: «Индивидуализация домашних заданий осуществляется, прежде всего, посредством:

  1. частичной индивидуализации общеклассного домашнего задания;
  2. применения индивидуальных и групповых домашних заданий;
  3. применения, наряду с обязательными домашними заданиями, также не обязательных («желательных») заданий и рекомендаций;
  4. применения «текущих» индивидуальных заданий и рекомендаций в ходе выполнения учащимися заданий, рассчитанных на длительную подготовку («отсроченных заданий»)»22.

     «New Millennium English» включает в себя большое количество упражнений, совершенно разнообразных, что позволяет учащимся проявить все свои способности, а также знания, умения и навыки, приобретенные в школе. Например: напиши сочинение о своей любимой книге; перепиши все новые слова этого урока и выучи их; прочитай текст и ответь на вопросы; напиши письмо своему зарубежному другу; нарисуй постер; дай совет мальчику, изображенному на картинке; переведи предложения с русского на английский язык и т. д.

     Возвращаясь к громкой фразе, прозвучавшей в названии учебника – Английский язык нового тысячелетия – можно смело сделать вывод - это действительно учебник для нового тысячелетия! В – первую очередь, он рассчитан на тех, кто будет жить и строить свою карьеру в новом тысячелетии, кто будет расставлять свои приоритеты и вносить свои коррективы в эту жизнь в будущем, а это, конечно же – наши ученики - школьники. Этот учебник действительно помогает изучать английский, современный английский, что немаловажно. «New Millennium English» содержит в себе задания, способствующие процессу индивидуализации, что было отмечено выше.

 

     

    Заключение

     Исходя  из темы курсовой работы «Индивидуализация в процессе обучения» и проведённого по ней анализа, целесообразным представляется сделать вывод о том, что в ходе выполнения данной работы были сделаны все ранее поставленные передо мной задачи, а именно:

Информация о работе Индивидуализация процесса обучения