Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:30, курсовая работа
цель работы – дать общее представление об индивидуальном подходе к ученикам в процессе обучения.
Объект исследования – процесс индивидуализации обучения в средней школе.
Предмет исследования - индивидуальный подход к процессу обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования – если в процессе обучения использовать индивидуальный подход к учащимся, то эффективность обучения возрастет.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава I Психолого-педогогические основы индивидуализации обучения………………………………………………………………………6 - 12
Понятие и сущность индивидуализации …………………………………6
Виды индивидуализации и ее цели в процессе обучения…………….....9
Глава II Практические вопросы изучения проблемы индивидуализации в средней школе……………………………………………………………....13 - 36
2.1 Методы изучения индивидуальных особенностей учащихся на основе педагогической практики………………………………...…………………….. 13
2.2 Анализ серии учебников «New Millennium English» …………………..27
Заключение…………………………………………………………………….....37
Список литературы……………………………………………………………..
Приложение
Вышеприведённые
пять особенностей интеллекта (или
умственной деятельности) достаточно
характеризуют структуру
Понятию «обучаемости» по существу близко понятие «общих умственных способностей», под которыми обычно понимается комплекс способностей, требуемых для осуществления учащимися учебной деятельности. Сюда относятся способность запоминать материал, способность проведения логических операций, а также способность творческого мышления.
С
умственными способностями
«Учебные умения нагляднее всего проявляются в самостоятельной работе учащихся с учебным материалом: при восприятии и обработке нового материала, при выделении из него существенного, связывание нового материала с пройденным, при обобщении учебного материала, повторении и его применении. Таким образом, они связаны со всей учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения»14.
Кроме
умственных способностей и учебных
умений уровень умственного развития
учащегося определяют также и
знания, умения и навыки, или обученность.
Умственные способности представляют
собой потенциальные
При обучении следует испытывать ещё одну категорию знаний – это те программные знания, которые приобретены при изучении других предметов и которые нужны при изучении данного предмета. Таким образом, учитель должен учитывать большие различия между учащимися в следующих видах знаний:
а) в области данного предмета;
б) в области других предметов;
Важнейшим
среди прочих факторов, стимулирующих
ученика к учебной
В учебной работе мы в первую очередь имеем дело с формированием познавательных интересов. Познавательные интересы в процессе обучения необходимо учитывать с двух точек зрения: 1) побуждение интереса к учебной работе для повышения мотивации к активной работе; 2) учёт уже сложившихся, индивидуализированных интересов и формирование новых. Интересы имеют индивидуальный характер. Это качество содержится уже в самом понятии интереса.
Из
всего сказанного выше можно сделать
следующие обобщения. К особенностям
учащихся, которые в первую очередь
следует учитывать при
Учёт
названных показателей при
«При индивидуализации за основу иногда брались и качества, которые не были непосредственно связаны с уровнем умственного развития ученика».16 Наиболее характерными видами деятельности учащихся при обучении является образование условных связей и их систем на речевом и ориентировочном подкреплении, которые находят отражение в показателях свойств уравновешенности нервных процессов возбуждения и торможения по динамичности. В связи с этим была разработана методика получения показателей свойств уравновешенности процессов возбуждения и торможения семилетних детей на основе энцефалографического изучения. По результатам проведённых исследований был сделан вывод о том, что семилетние дети, поступающие в школу, составляют три условные группы: в первую группу вошли ученики с преобладанием процесса торможения над процессом возбуждения; во вторую группу – учащиеся с преобладанием процесса возбуждения над торможением; в третью группу – школьники с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Свойства первых процессов возбуждения и торможения отражаются в особенностях протекания всех психических процессов, а через них и в характер познавательной деятельности ребёнка.
Для
учителя важно хотя бы общее представление
об этих группах детей. Установлено,
что для учеников с преобладанием
процессов торможения над процессами
возбуждения характерны следующие
особенности при обучении. На первых
порах обучения восприятия отличается
бедностью, неэмоцианальностью, односторонностью.
Дети медленно включаются в процесс
наблюдения, почти не замечают признаков,
действия и состояния объектов наблюдения,
указывая отдельные его части, не
придерживаются какого-либо плана. Однако
в процессе обучения восприятия у
таких детей заметно
Вторую условную группу составляют дети с преобладанием в первых процессах возбуждения над торможением. Таких детей называют «торопыгами». Они первыми принимаются выполнять задание, не выслушав его до конца; в работе они опускают многие детали, не могут сосредоточиться, сконцентрировать внимание на объекте наблюдения. Речь у них торопливая, громкая, эмоциональная, но бедна по словарю. Восприятие у них поверхностное, признаки, детали, состояние объекта они не замечают; представления у них бедные, неполные. Это сказывается на различных видах процесса памяти. Для прочного закрепления в памяти учебного материала им необходимо многократное подкрепление. Ранее усвоенные знания должны систематически повторяться, входя составной частью в систему изучаемого материала. Для этой группы детей характерен низкий уровень и медленный темп анализа и синтеза, а обобщение и абстрагирование могут быть недоступными в первый год обучения. При работе с такими детьми необходимы систематические работы над развитием у них звукового анализа слова, запоминания звуков, обучение их чёткому артикулированию слов, слоговому проговариванию и на этой основе точной записи слова. При письме желательно большое число орфографического состава слова – списывание, письмо по образу, письмо по памяти. Дети данной группы обнаруживают устойчивое расхождение грамматических знаний и практических навыков: хорошо ответив теорию, дав формулировку правила, приведя примеры, объяснив написание, в самостоятельной работе допускают ошибки в словах, которые непосредственно перед правильно объяснили. Подобные явления вызваны слабым аналитическим мышлением, низким уровнем внимания и самоконтроля. Процесс написания, решения, ответа у этих детей опережает процесс обдумывания, анализа, синтеза. Поэтому целесообразны такие приёмы обучения, как предупредительный диктант с последующим комментированием, подробный анализ задачи с объяснением каждого действия, т.е. такие виды деятельности, при которых ученики должны рассуждать вслух, объяснять, сначала обдумать, разобраться, а лишь потом записать слово, решение. На первых порах изучения нового рассуждения должны быть подробными, обстоятельными, на продвинутом этапе обучения их следует чередовать со свёрнутыми, сокращёнными.
Самую
большую группу составляют дети с
уравновешенными нервными процессами
возбуждения и торможения. Их восприятия
характеризуются полнотой, разносторонностью,
вычленением не только частей, но и
признаков действий и состояний
объекта. Наблюдая, они проявляют
вдумчивость, сосредоточенность, внимание.
Представления у них образуются
при восприятии на уровне первоначального
описания. Эти дети обладают довольно
высоким уровнем аналитико-
«Имея ввиду, выделенные на основе энцефалографических обследований три группы детей по их индивидуально-типологическим особенностями протекания психофизиологических процессов; и используя приёмы изучения состояния знаний, умений и навыков, можно провести первичное обследование - изучение первоклассников с целью установления их индивидуальных особенностей. Результаты обследования станут основой для постановки ближайших педагогических задач, выбора и применения наиболее эффективных форм, приёмов и средств индивидуального подхода к учащимся»17.
Основным методом диагностики умственных способностей в советской педагогике был, длительное время, обучающий эксперимент, с помощью которого прослеживается проявление способностей в процессе усвоения нового материала. Так, например З.И. Калмыкова рекомендует для диагностики умственных способностей «обучающий эксперимент, в ходе которого учащийся выполняют задания проблемного характера». В своих позднейших исследованиях З.И. Калмыкова выработала «методику оценки умственных особенностей учащихся, когда оценочные суждения определяются тем, в какой степени школьники оказываются в состоянии самостоятельно проработать новый учебный материал»18.
Другим
основным методом диагностирования
умственных способностей учащихся является
метод тестирования. В этом случае
учащимся предъявляются задания, не
связанные с учебным
У
диагностирования умственных способностей
имеется ещё важный аспект, который
привёл Л.С. Выготский. Он показал, что
тесты для определения
Одним из наиболее эффективных и удобных методов диагностики знаний, умений и навыков, по сравнению с другими методами контроля, являются предметные тесты. Предметный тест состоит из коротких заданий, на которые учащийся должен реагировать или составлением ответа или комбинированием предложенных ему готовых ответов (выбор правильного ответа, объединение подходящих элементов и т.д.).