Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:30, курсовая работа
цель работы – дать общее представление об индивидуальном подходе к ученикам в процессе обучения.
Объект исследования – процесс индивидуализации обучения в средней школе.
Предмет исследования - индивидуальный подход к процессу обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования – если в процессе обучения использовать индивидуальный подход к учащимся, то эффективность обучения возрастет.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава I Психолого-педогогические основы индивидуализации обучения………………………………………………………………………6 - 12
Понятие и сущность индивидуализации …………………………………6
Виды индивидуализации и ее цели в процессе обучения…………….....9
Глава II Практические вопросы изучения проблемы индивидуализации в средней школе……………………………………………………………....13 - 36
2.1 Методы изучения индивидуальных особенностей учащихся на основе педагогической практики………………………………...…………………….. 13
2.2 Анализ серии учебников «New Millennium English» …………………..27
Заключение…………………………………………………………………….....37
Список литературы……………………………………………………………..
Приложение
Содержание
Глава I Психолого-педогогические
основы индивидуализации обучения…………………………………………………………
Глава II Практические
вопросы изучения проблемы индивидуализации
в средней школе……………………………………………………………..
2.1 Методы
изучения индивидуальных особенностей
учащихся на основе педагогической практики………………………………...…………………
2.2 Анализ серии учебников «New Millennium English» …………………..27
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение
Введение
Одним из путей повышения эффективности учебного процесса является индивидуализация процесса обучения. Еще В.А.Сухомлинский писал: «Помните, что нет, и не может быть абстрактного ученика. Искусство и мастерство обучения и воспитания заключается в том, чтобы раскрыв силы и возможности каждого обучающегося, дать ему радость успеха в умственном труде, а значит, в учении должна быть индивидуализация – и в содержании умственного труда, и во времени»1. Мы полагаем, что это высказывание В.А.Сухомлинского четко отражают то, о чем пойдет речь в данной работе, а именно об индивидуализации учебного процесса.
Необходимость учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения поняли давно, по крайней мере, двадцать пять веков назад, еще во времена Конфуция. Это требование по-разному осуществлялось в разное время и в разных странах, в зависимости не только от педагогической системы, но и в большей степени от личности учителя.
Актуальность исследования процесса индивидуализации обусловлена тем, что система образования в России претерпевает в настоящее время глубокие изменения, которые тесно связаны с изменениями в экономической, социально-политической, духовной сферах жизни общества, также происходит переосмысление ценностей и формирование новых, где на первый план выдвигается ценность личности. Эти изменения ставят школу - один из главных центров социализации и индивидуализации личности - перед необходимостью нового осмысления сущности и принципов организации образовательного процесса, способных обеспечить каждого школьника знаниями, которых требует не только сегодняшний уровень развития общества, но и, главным образом, завтрашний. Для того чтобы выпускники школы, позднее и университета могли в будущем творчески подходить к своей работе и применять полученные знания в соответствии с возникающими новыми условиями, необходимо максимально развивать творческие способности учащихся. И этому как раз способствует обучение, ориентированное на личность обучаемого.
Индивидуальный подход заключается, на наш взгляд, в управлении человеком, основанном на глубоком знании черт его личности и его жизни. Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого ученика. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет, и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности.
Учет индивидуальности учащихся приобретает особое значение для процесса обучения иностранному языку, целью которого является овладение иноязычной речью. Иностранный язык - ценность общественная. Однако для большинства обучаемых иностранный язык - ценность потенциальная, а не реальная. Перед преподавателем стоит задача - перевести общественную ценность в ценность личностную. При этом преподаватель сталкивается с рядом трудностей: большое количество учеников в классе; различный уровень коммуникативной компетенции; необходимость учета мотивов, интересов, склонностей обучаемых; выявление черт характера, темперамента; определение статуса учащегося в учебной группе, его самооценки.
Таким образом, цель работы – дать общее представление об индивидуальном подходе к ученикам в процессе обучения.
Объект исследования – процесс индивидуализации обучения в средней школе.
Предмет исследования - индивидуальный подход к процессу обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования – если в процессе обучения использовать индивидуальный подход к учащимся, то эффективность обучения возрастет.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Структура
работы. Данная работа состоит из введения,
двух глав, выводов по главам, заключения,
списка используемой литературы, приложения.
Глава I. Педагогические и психологические основы процесса индивидуализации
Для
понятий педагогической науки, которые
отражают особенно сложные явления,
зачастую характерно то, что они
используются в различных, порою
в весьма-таки неопределенных значениях.
К таким понятиям относится и
«индивидуализация обучения». Анализ
литературы показывает, что содержание
этого понятия зависит от того,
какие цели и средства имеются
в виду, когда говорят об индивидуализации.
Также затруднение вызывает то обстоятельство,
что смешиваются два таких
понятия, как «индивидуализация» и
«дифференциация». Так, одни соотносят
дифференциацию с образованием, а
индивидуализацию с обучением, другие
дифференциацию рассматривают как
одну из форм индивидуализации. Ряд
авторов понятие дифференциации
подчиняют понятию
Рассмотрим мнения разных педагогов об индивидуализации. И.М. Чередов: «С точки зрения дидактических соотношений следует понимать индивидуализацию обучения как принцип процесса обучения, а дифференцированное обучение на уроках – как конкретную форму организации обучения, представляющую оптимальные условия для реализации этого принципа в условиях классно-урочной системы».2
И.М. Осмоловская: «Дифференцированное обучение – учет индивидуальных особенностей, присущих группам учеников, и организация вариативного учебного процесса в этих группах. Индивидуализация – это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика».3
А.А. Кирсанов рассматривает индивидуализацию учебной работы как «систему воспитательных и дидактических средств, соответствующих целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющих обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения».4
При
определении понятия «
И.И.
Резвицкий формулирует
В данной работе будет использоваться понятие «индивидуализация» в таком значении: Индивидуализация – это обучение, при котором его способы, приемы и темпы согласуются с индивидуальными возможностями ребенка, с уровнем развития его способностей; учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
В педагогической литературе также встречается понятие «индивидуальный подход». Подавляющее большинство педагогов считают индивидуальный подход принципом современной школы: «широким», «общим», «универсальным», «основным» принципом педагогической работы; принципом обучения и воспитания. Однако, учитывая, что есть авторы, придерживающиеся другого мнения, остановимся на данном вопросе.
Очевидно,
что в системе ведущих
Индивидуальный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по общеобязательным учебным программам и факультативным (в старших классах) и предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого школьника.
Исходя
из определений понятий «
Как уже было упомянуто выше, индивидуальность обучающегося включает в свое содержание свойства человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Поэтому каждый обучающийся аккумулирует в себе три вида свойств: индивидные, личностные и субъектные. Схематично это можно представить следующим образом: смотри Приложение 1.
Индивидные свойства характеризуют человека как представителя вида «Homosapiens» и фиксируют комплекс его природных качеств: способности, темперамент, память, реакция, особенности нервной системы. Личностные свойства характеризуют его как члена общества и фиксируют совокупность социальных качеств: мировоззрение, интересы, систему ценностных ориентаций. Выступая перед нами как субъект деятельности, человек проявляет свои субъектные свойства. Необходимо учитывать, что у каждого есть свой способ овладения знаниями, своя учебная стратегия. Когда речь идет об индивидуализации процесса обучения, мы должны учитывать все отличительные особенности человеческой индивидуальности и опираться на них. Преподавателю необходимо иметь четкое представление о сущности и роли каждой из подструктур представленных выше, а также о связях между ними, ибо от этого зависят виды и формы индивидуализации учебного процесса. Давайте подробнее остановимся на каждом свойстве, виде индивидуализации.
Индивидные свойства и индивидная индивидуализация
Эта группа свойств представлена в общей структуре индивидуальности в виде определенных природных комплексов человека, к которым следует отнести анатомо-физиологические особенности нервной системы, темперамент, память, мышление и т.д. Центральное место среди этих комплексов занимают задатки и способности. Под задатками и способностями современная психология понимает такие «психические свойства личности, которыми обусловливается успешное выполнение какой либо деятельности (в нашем случае иноязычно-речевой)». Психологи считают, и опыт показывает, что любая способность человека является синтезом врожденного и приобретенного, следовательно, такие важные для овладения иностранным языком предпосылки, как фонематический слух, интонационные, речемыслительные способности и т.п. можно не только иметь от природы, но и развивать. По словам Б.В. Леонтьева, «Задатки подобны почве, способности - растению, а педагог- садовнику. Как умелый садовник может хорошо выращивать растения и на плохой почве, так и хороший преподаватель может добиться высоких показателей по усвоению иностранного языка даже в том случае, когда у учащихся нет благоприятных