Индивидуализация процесса обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

цель работы – дать общее представление об индивидуальном подходе к ученикам в процессе обучения.
Объект исследования – процесс индивидуализации обучения в средней школе.
Предмет исследования - индивидуальный подход к процессу обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования – если в процессе обучения использовать индивидуальный подход к учащимся, то эффективность обучения возрастет.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава I Психолого-педогогические основы индивидуализации обучения………………………………………………………………………6 - 12
Понятие и сущность индивидуализации …………………………………6
Виды индивидуализации и ее цели в процессе обучения…………….....9
Глава II Практические вопросы изучения проблемы индивидуализации в средней школе……………………………………………………………....13 - 36
2.1 Методы изучения индивидуальных особенностей учащихся на основе педагогической практики………………………………...…………………….. 13
2.2 Анализ серии учебников «New Millennium English» …………………..27
Заключение…………………………………………………………………….....37
Список литературы……………………………………………………………..
Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая-индивидуализация процесса обучения.docx

— 78.69 Кб (Скачать)

     Проблемы  предметных тестов в современной  школьной практике стали весьма актуальными. Это связано с потребностью в объективных методах проверки. Пригодность предметных тестов для диагностики знаний помимо их объективности вытекает и из того, что этот вид контроля даёт возможность составлять вопросы в объёме всего предметного курса, к тому же результаты их хорошо сравнимы между собой. Всё это одновременно позволяет определить диапазон индивидуальных различий. Некоторые стороны знаний, умений и навыков, предметный тест диагностировать всё-таки не может, например умение устно выразить свои мысли, а также глубину знаний в области данной темы; ограничены также возможности проверки предварительных знаний, а также способности решать проблемы.

      Для изучения познавательных интересов  наиболее распространёнными методами являются наблюдение, беседа, сочинения  и анкеты. Для изучения интересов  используется и диагноз знаний. При  этом исходят из факта, что ученик, интересующийся какой-либо областью знаний, обладает здесь относительно большими знаниями. Так, например, диагноз предварительных  знаний можно использовать и в  целях изучения интересов учащихся.

     Что касается мотивации, то некоторую информацию можно получить из целенаправленных повседневных бесед, наблюдений и из сочинений, написанных на специально подобранные темы. Информацию о мотивации даёт также само выполнение индивидуализированных заданий, в особенности в тех случаях, когда учащийся имеет возможность выбирать между различными заданиями. Итак, учитель должен учитывать различия между учащимися в разных видах знаний. Отобранные методики должны способствовать развитию. 

         2.2. Анализ серии учебников «New Millennium English»

     Трудно  не согласиться с мнением, что  учитель может работать по любому учебнику, но при этом ожидает встречи  со «своим»: современным и актуальным в плане предлагаемой лексики, ёмким и доступным в отношении представленной грамматики, оригинальным, неординарным и, если хотите, неожиданным в плане системы упражнений и, конечно, с огромным количеством творческих заданий. На педагогической практике мне выпал случай  работать именно по такому учебнику. «Учебник нового тысячелетия» (New Millennium English) громко заявил о себе своим названием.

     На  мой взгляд, учебник – это связующее звено между учителем и учениками, а приоритет всегда отдаётся ученику – ведь именно он имеет тесный контакт с учебником изо дня в день. Поэтому в своем анализе учебника хочу остановиться именно на тех моментах, которые способствуют творческому восприятию знаний у учащихся и делают учебный процесс более увлекательным.

     «Серия УМК “New Millennium English” для 5-9 классов разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта и Примерных федеральных программ по иностранным языкам и рассчитана в качестве базового курса для общеобразовательных учреждений.

     Основная  цель курса – развитие коммуникативной  компетентности учащихся на уровне, позволяющем  успешно решать коммуникативные  задачи в разнообразных ситуациях  англоязычного общения.

    • основан на реальных аутентичных ситуациях;
    • адаптирован до уровня, на котором англичанин разговаривает с иностранцами;
    • рассчитан на обычную среднюю школу, в которой обучаются ученики с разными способностями, и для любого уровня есть дополнительные задания;
    • авторы используют компетентностный подход, поэтому ученики демонстрируют достигнутые умения на самых ранних этапах: работа над проектами, баланс между видами речевой деятельности;
    • концентрация на обучении и обучаемости: ученики поощряются к самостоятельному изучению языка и получают навыки самостоятельной работы;
    • построен по тематическому принципу, темы и ситуации отобраны с учетом возрастных и психологических особенностей и интересов учащихся подросткового возраста.

     Основными характеристиками курса «New Millennium English» для старшей и средней ступени обучения является направленность на формирование у школьников целостной картины мира; направленность на повышение уровня гуманитарного образования и расширение лингвистического кругозора учащихся; модульная организация процесса обучения, что позволяет расширять и сокращать учебный материал в зависимости от потребностей и возможностей конкретного класса.

     Учебный курс последовательно реализует  коммуникативно-когнитивный подход, применяя комбинацию техник современной  методики преподавания английского  языка, гибко используя традиционные средства и методы для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

               Тематика уроков, текстов и обсуждаемых проблем соответствует возрасту и интересам учащихся, отражает межпредметные связи. Учебные задания и учебный материал ориентированы на личность ученика, учитывают его интересы и потребности, психологические особенности возраста, разный уровень способностей и, основываются на опыте учащихся. С помощью специально организованных, разнообразных заданий и упражнений учащиеся учатся выражать собственное мнение, быть активными участниками процесса обучения, чем обеспечивается как овладение навыками иноязычного общения в различных его функциях, так и формирование учебной самостоятельности у школьников.

     В УМК используются современные методические подходы, благодаря которым ученики  демонстрируют достигнутые умения на самых ранних этапах обучения по учебнику «New Millennium English». Ученики поощряются к самостоятельному изучению языка и получают навыки самостоятельной работы»20.

     Академик  А.А. Миролюбов отмечал, что любой  учебный предмет вносит свой специфический  вклад в формирование творческой и самостоятельной личности. Изучение иностранных языков способствует интеллектуальному  и творческому развитию учащихся.

     Сегодня перед школой остро стоит проблема активного творческого восприятия знаний, поэтому необходимо сделать  учебный процесс более увлекательным  и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач требует применения новых  педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной  школе. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например, обучение в сотрудничестве, то есть групповая работа. В малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, условиях в отношении возможности действовать в соответствии со своей индивидуальностью. В беседе внутри малой группы он может высказывать свое мнение, активнее участвовать в решении учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями. Особенно благоприятные возможности для индивидуализации представляют группы, которые структурированы определенным образом. Это, прежде всего, группы, которые сформированы учителем на основании уровня развития учащихся (обычно уровня знаний и/или умственных способностей). В таких случаях более сильной группе предоставляются более сложные задания, а более слабой – задания полегче. Группа может быть сформирована и на основании пожеланий самих учеников. В таком случае совместно работают учащиеся со сходными интересами, стилем работы и связанные дружескими отношениями. Работа в такой группе создает особо благоприятные условия для проявления личных качеств. Кроме того, здесь можно предложить группам задание по выбору.

     Доктор  педагогических наук, известный исследователь  в области технологий обучения учащихся Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата»21.

     Учебный образовательный проект – организованная деятельность учащихся, направленная на решение проблемы, заведомо не имеющей  единственно правильного решения. Проект обязательно ориентирован на получение конкретного результата и включает исследовательский элемент. Другими словами, проект – это задание, которое дается, как правило, в конце изучения определенной темы. Его выполнение дает учащимся возможность почувствовать, что иностранный язык – это не цель учения, а средство общения.

     С точки зрения учителя, проекты – это сведение воедино знаний грамматики и лексики; умений и навыков, полученных ранее и умело использованных в совершенно конкретной, и главное, в совершенно реальной ситуации; а также – это полная свобода самовыражения и творчества учащихся. Готовя проектную работу, ребята даже не подозревают, какие важные аспекты языка они затрагивают, а это и есть стирание грани урока и реальности, т.е. практическое применение языка.

     На  страницах «учебника нового тысячелетия» метод проектов нашел свое применение. «New Millennium English» для 6 класса под редакцией Н.Н. Деревянко состоит из 11 разделов, в конце каждого из них, предусмотрен проект. Так, например, после изучения темы «Здоровье» ребята составляли проект ученика своего класса, изучив хорошие и плохие привычки каждого. Итогом этой темы был выпуск листовок «Я - за здоровый образ жизни».

     Итак, итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт, сделанный на основе изучения информации (умозаключение, различные выводы, сформированные знания); так и продукт материальный, который можно увидеть и потрогать (страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект с целью представления своей малой родины, написание письма зарубежному сверстнику, создание газеты, листовки, графика, диаграммы, плаката,  буклета, рекламного проспекта и т.д.). Это может быть классическая «бумажная версия», выполненная карандашами, фломастерами или красками на листе бумаги. Однако дети предпочитают компьютерные технологии. Они используют пакет Microsoft Office. Дети, освоившие текстовый редактор, могут набирать текст в Wordе, вставить картинки и распечатать – это тот же «бумажный» вариант, но чуть более современный. Более «продвинутые» используют имеющуюся в офисном пакете среду создания презентаций PowerPoint. Все это позволяет каждому учащемуся не только выполнять посильное для него задание, но и научиться навыкам совместного труда в коллективе, когда необходимо выслушать партнера, принять или не принять его точку зрения, аргументировать свой выбор. То есть каждому проявить свое «Я», рассказать о себе, о своих мыслях, оценить, что твоя точка зрения кому-то интересна и интересен ты сам как личность. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Не стоит забывать также и о том, что работа над проектом может вестись как индивидуально, так и в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. А использование самими учениками компьютера и современных мультимедийных технологий на уроках английского языка улучшает качество усвоения материала, способствует росту интереса учащихся к предмету и, конечно же,  позволяет индивидуализировать процесс обучения.

     Анализируя  данный учебник, нельзя обойти актуальность и современность предлагаемой лексики. Очень важно, что тематика вполне соответствует возрастным особенностям и потребностям учащихся, ведь речь идёт о жизни, можно найти информацию об обмене SMS/E-MAIL; о занятиях спортом в целом и об отношении к урокам физкультуры в частности; о книжных пристрастиях ребят, включая изучение современных авторов и их произведений; об увлекательном путешествии в Англию, Шотландию. Много приятных минут связано с работой над информацией о телевидение, компьютерных играх, праздниках, знакомство с английским юмором, увлекательное написание забавных историй, шуток, лимериков. Думаю, никого не придётся убеждать в актуальности и современности представленной в учебнике лексики и популярность учебника у учеников во многом определяется, на мой взгляд, именно этим критерием. Благодаря этому ученики с удовольствием принимают участие в обсуждениях, беседах, дискуссиях, демонстрируя свои дополнительные, внепрограммные знания, выражая свои мысли, связанные с личным опытом и интересами, что в свою очередь дает учителю шанс использовать на уроке фронтальный вид работы, с учетом индивидуальных возможностей детей.

     Отмечая актуальность лексического материала, логично было бы упомянуть грамматику. На мой взгляд, грамматический материал представлен в данном учебнике достаточно ёмко и доступно. Даётся лишь тот минимум, который помогает учащимся справиться с предложенным объёмом языкового материала по всем аспектам языка (чтением, говорением, письмом и аудированием) на каждом этапе обучения.

     Следует также отметить систему упражнений. «New Millennium English» предлагает разнообразные задания по всем аспектам языка, а самые типичные формулируются следующим образом:

         – послушай и найди;

         – послушай и отметь правильный ответ;

         – прочитай и ответь;

         – прочитай диалог и  закончи его;

         – прочитай и расположи  в правильном порядке;

         – прочитай и вырази своё мнение;

         – прочитай и подбери  заголовок для каждой части;

         – посмотри и ответь;

Информация о работе Индивидуализация процесса обучения