Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 09:17, курсовая работа
Педагог – профессия особенная. Учитель всегда на виду. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе. Воспитать «крылатого» ученика может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – современный.
Введение
2
I. Теоретические основы профессионального имиджа педагога
4
1.1. Понятие и структура имиджа современного учителя
4
1.2. Факторы становления имиджа педагога
9
1.3. Я-концепция и технология построения имиджа педагога
13
Выводы по I главе
18
II. Анализ профессионального образа педагога на примере средней общеобразовательной школы
20
2.1. Интерпретация результатов диагностики по выявлению свойств положительного имиджа учителя
21
2.2. Методические рекомендации по формированию положительных моментов в профессиональном имидже
27
Заключение
29
Список использованной литературы
31
Приложения
33
Интерпретация ответов педагогов в первой части опросника выявила четыре критических позиции педагогов: три вызваны положительным ответом на высказывания:
Респонденты категорически против высказывания о необходимости педагога быть весьма критичными к неудачам учеников. Все это говорит об осознанности педагогами факта влияния личности учителя и созданной им среды для взаимодействия с учениками на положительное представление об учителе.
При этом учителей значительно беспокоит, в каком виде они предстанут перед учениками. Это показывает согласие девяти из десяти опрошенных учителей на высказывание о необходимости педагогу убедиться в безупречности своего внешнего вида, перед тем как он зайдет к детям в класс, а также стремление уделять своей внешности достаточное количество времени.
Практически все опрошенные подчеркивают необходимость учителя оставаться таким, какой он есть при стремлении быть современным, в некоторой степени строгим, мягким или уступчивым, овладеть актерским мастерством. Иными словами необходимо найти золотую середину взаимодействия между желаемыми и существующими чертами в образе педагога.
Анализ второй части опросника для педагогов, выявил серьезное отношение учителей к вопросу профессиональной Я-концепции. Ответы были даны максимально содержательно, что позволило проследить желание учителей анализировать свою личность в течение всей педагогической деятельности. Многие определяют личностную Я-концепцию как двигатель в работе, задающий чувство долга, ответственности, творчества в работе умение доводить начатое дело до конца, как фактор профессионального роста, как залог успешного взаимодействия с учениками. Если некоторые из опрошенных учителей раньше и не задумывались о собственной профессиональной Я-концепции, то данный опрос натолкнул их на определенные рассуждение по пересмотру некоторых концептуальных компонентов.
Удивительным оказался факт, что двое из учителей против какого-либо изменения в себе, даже после пересмотра некоторых компонентов Я-концепции. Данные респонденты ссылаются на то, что это может сделать учителя не интересным для учеников. Остальные восемь педагогов данной школы, напротив, довольно эмоционально выделили необходимость совершенствоваться всегда, находить пути изменения в лучшую сторону, что позволит осознавать значительность своей работы, найти необходимый ключик к ученикам, обеспечив развитие их способностей и успешности, воспитывать в своих учениках лучшие качества.
Многие из них отметили, что необходимо в течение всей педагогической деятельности работать над представлениями о себе, соотнесение их с реальностью. Это позволит достичь намеченной цели.
А цель у педагога в первую очередь – найти контакт с учениками, создав максимально положительный педагогический образ. А далее по цепочке заложить успешную педагогическую деятельность с получением чувства удовлетворения от собственной работы. И фактор результата деятельности позволит укрепить сформировавшийся имидж, положительно воздействующий на учеников.
Можно говорить о том, что педагоги данной школы стремятся быть идеальными учителями и готовы постоянно совершенствоваться, а это значит пересматривать и изменять свой профессиональный образ. Готовность к выполнению своих социально значимых функций является доказательством сформированной профессиональной Я-концепции учителей данной школы.
И что самое важное, результаты опроса среди учеников и учителей, не выявили диссонанса в ответах между двумя категориями образовательного процесса. Педагоги и учащиеся сошлись мнениями на многие аспекты, представленные в опроснике.
При
этом, педагог, так или иначе, задумывается
о влиянии имиджа на взаимодействие с
учениками при уже сформировавшемся представлении
о нем у учащихся и, выявив какое-то неудовлетворение
в восприятии окружающими, учитель задается
целью пересмотреть что-то в себе. Таким
образом, происходит осознанное формирование
положительного имиджа: анализ, осмысление
и изменение в существующем образе нежелательных
качеств, пересмотр некоторых компонентов
имиджа, создание и апробирование идеальной
модели, оценка результатов.
2.2. Методические рекомендации
Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо педагог может войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы имидж был органичен и притягателен для окружающих, необходимо быть обаятельными. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние - это внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз поможет работа над имиджем. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психотерапевтический прием, а работа учителя связана с психическим напряжением и стрессами.
Лицо учителя должно быть доброжелательно - заинтересованным. У ученика выражение лица учителя должно создавать впечатление, что он ждет и хочет общения именно с ним. Такое выражение лица создает установку, что-то, что происходит на уроке самому учителю интересно и важно, а значит должно быть интересно и важно ученикам. Так или иначе, учителю необходимо быть внимательным к проявлению своих эмоций, это в первую очередь отразиться на мимике, интонации педагога.
В каждой профессии есть свои «нельзя». Есть они и в учительской профессии: учитель не должен быть серым. Необходимо задавать для себя определенный девиз, так например, как точно заметил С.Л. Соловейчик: «Рядовой учитель - не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель. Подавший заявление в педагогический институт, по сути, берет на себя обязанности стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников».
Следует акцентировать внимание педагогов на следующие характеристики:
1) понимание внутреннего мира учащихся, сопереживание ему;
2) наличие качеств, которые обеспечивают владение собой;
3) качества, способствующие активному воздействию на ученика.
Но если говорить о профессиональном имидже, то здесь внешние характеристики должны подкрепиться внутренними личностными качествами. В качестве важных условий создания привлекательного профессионального имиджа учителям данной школы главное сохранить те тенденции, какие у них есть. Но при этом не останавливаться на существующей стабильности, а продолжать совершенствоваться. Следует все же не пренебречь некоторыми советами, вековыми истинами, которые никогда не угаснут и будут со временем все ценнее, несмотря на простоту слов:
Главное,
при желании совершенствоваться, следует
помнить, что имидж должен исходить из
внутреннего его принятия, а не банального
копирования желаемых черт.
Заключение
Изучение проблематики имиджа в научной и публицистической литературе выявило плюрализм мнений о понятии «имидж педагога». Но какими бы определения данного термина ни были, этапы по созданию индивидуального образа определяются однозначно:
Решая поставленные задачи данной работы, в исследовании отражены факторы, влияющие на формирование имиджа педагога. Зависимость представлена от влияния мотивации до значимости профессиональной Я-концепции педагога.
Практическая часть курсовой работы позволила выявить важные характеристики образа современного преподавателя на основе собирательных представлений об идеальном учителе. Это позволило прийти к выводу, что особенностью формирования имиджа педагога является процесс пересмотра имеющегося посредством анализа существующих образов педагогов и перенесения тех или иных качеств на себя, учитывая мнение окружающих о собственном внешнем облике, средствах вербального и невербального общения, способе построения среды деятельности. Метод тщательного анализа и внутреннее принятие того или иного действия позволит создать некоторую модель идеального имиджа, реализовать ее и оценить результаты.
При этом важно помнить, что профессия педагога, связана с популярностью и авторитетом среди широких слоев населения, а их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Таким специалистам в целях профессионального самосовершенствования необходимо овладевать технологией формирования и корректировки своего имиджа. Это полезно учителям, для них общение и личное воздействие на людей - важный инструмент профессиональной деятельности. В этом и заключается обоснование необходимости педагогу целенаправленно формировать положительный имидж.
В
целом, качества, характеризующие образ
«идеального» учителя, следует расценивать
как «систему требований», предъявляемую
учениками к имиджу учителя в современных
условиях. Творческое же соотнесение со
стереотипным образцом идеального учителя
должно стать внутренним стимулом совершенствования
и саморазвития каждого педагога с актуализацией
собственных возможностей, с развитием
творческого потенциала.
Список использованной литературы