Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 09:17, курсовая работа
Педагог – профессия особенная. Учитель всегда на виду. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе. Воспитать «крылатого» ученика может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – современный.
Введение
2
I. Теоретические основы профессионального имиджа педагога
4
1.1. Понятие и структура имиджа современного учителя
4
1.2. Факторы становления имиджа педагога
9
1.3. Я-концепция и технология построения имиджа педагога
13
Выводы по I главе
18
II. Анализ профессионального образа педагога на примере средней общеобразовательной школы
20
2.1. Интерпретация результатов диагностики по выявлению свойств положительного имиджа учителя
21
2.2. Методические рекомендации по формированию положительных моментов в профессиональном имидже
27
Заключение
29
Список использованной литературы
31
Приложения
33
План
Введение | 2 |
I. Теоретические основы профессионального имиджа педагога | 4 |
1.1. Понятие и структура имиджа современного учителя | 4 |
1.2. Факторы становления имиджа педагога | 9 |
1.3. Я-концепция и технология построения имиджа педагога | 13 |
Выводы по I главе | 18 |
II. Анализ профессионального образа педагога на примере средней общеобразовательной школы | 20 |
2.1. Интерпретация результатов диагностики по выявлению свойств положительного имиджа учителя | 21 |
2.2. Методические рекомендации по формированию положительных моментов в профессиональном имидже | 27 |
Заключение | 29 |
Список использованной литературы | 31 |
Приложения | 33 |
Введение
Педагог – профессия особенная. Учитель всегда на виду. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе. Воспитать «крылатого» ученика может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – современный. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, создавая, таким образом, свой имидж.
Позитивный имидж учителя сегодня важен не только для его учеников - как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого педагога – для моральной, психологической удовлетворенности своей значимостью в этом мире.
Одним
из средств повышения
Объектом исследования следует обозначить профессиональную деятельность педагога, тогда как предметом будет являться особенности формирования профессионального имиджа педагога. Цель курсовой работы заключается в обосновании необходимости целенаправленного формирования имиджа учителя современной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:
Методы исследования:
I. Теоретические
основы профессионального имиджа педагога
1.1. Понятие
и структура имиджа современного учителя
Термин «имидж» широко трактуется, но надо отметить, что до сих пор нет однозначного его толкования. Так физический имидж – это здоровье, стиль одежды, прически и макияжа. Психологический имидж - характер, темперамент, внутренний мир. Социальный имидж - роль в обществе, поведение и коммуникативные особенности. Эти направления переплетаются и образуют единое целое [3, С. 54-59].
Толковый словарь Вебстера дает следующее определение этого понятия: имидж – искусственная имитация или подача внешней формы определенного объекта, особенности личности. Он является мысленным представлением, формируемым в общественном сознании.
В. Н. Черепанова представляет следующее определение: «Имидж – это целенаправленно сформированный интегральный, целостный, динамичный феномен, обусловленный соответствием и взаимопроникновение внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, призванный обеспечить гармоничное взаимодействие субъекта с природой, социумом и самим собой» [17, С. 12-13].
Подчеркивая необходимость формирования имиджа, И.Нефедова и Е.Власова отмечают: «Имидж - это некий образ, который человек, его «Я» представляет миру, своего рода форма самопрезентации для других. С одной стороны, мы стараемся дать информацию для окружающих, но в то же время преследуем какие-то свои вполне определенные цели, т.е. имидж нужен нам».
Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится в процессе развития. Но современная психология не дает единой теории формирования и развития личности человека. Формирование индивидуального имиджа человека (как естественное, так и целенаправленное) сопровождает процесс развития индивида в личность и выражает не просто результат биологического созревания или «оттиск» условий жизни.
Имидж - не застывшее понятие, человек может быть разным в зависимости от обстоятельств. К сожалению, чаще бывает так: отработан какой-то стереотип, приобретены и усвоены определенные формы поведения, стиль одежды, манера общения, и человек, не задумываясь, переносит этот стереотип дальше, в другие обстоятельства [18, С. 217].
В разных ситуациях человек перед окружением порой в довольно несхожих ипостасях. При всем своем различии все они основываются на одной реальности – на нас самих. Это лишь разные точки зрения на одну личность. Следовательно, создание такого многопланового имиджа не будет нечестным, это просто представление определенной группе людей одной грани личности, наиболее подходящей в данном случае. Но если попытаться полностью изменить свою личность и проговаривать такие вещи, которые внутренне ненавистны, то, в конце концов, результат видится плачевный. Так что, какой бы имидж не был бы желанен, он, прежде всего, должен быть отражением внутренней сути и прочно базироваться на ней [2, с. 48-50].
А.Ю. Панасюк определение имиджа излагает следующим образом: имидж человека – это мнение об этом человеке у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие прямого их контакта с этим человеком или вследствие полученной об этом человеке информации от других людей.
В
обыденном понимании слово
«Существует ли специфический имидж учителя?» - задает вопрос известный отечественный психолог Л.М. Митина и утвердительно отвечает на него: «Учителя определяют в непрофессиональной среде очень быстро, большинство педагогов загоняют в прокрустово ложе устаревших и неконструктивных традиций свою индивидуальность, самобытность».
Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения учителей, которые его понимают как маску. Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия учителя учеником является формирования образа учителя. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Процесс построения имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов. Есть и другая сторона проблемы – педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге успешнее работает. Имидж любой школы будет определяться и имиджем работающих в ней педагогов и обучающихся в ней учеников [15, С. 56-64].
А.А. Калюжный дает следующее определение понятию имидж педагога: «Имидж педагога – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими» [9, С. 25-31].
В узком смысле, имидж педагога – это образ одного учителя, в сознании которого происходит выбор определённой манеры поведения, выраженной в индивидуальном стиле деятельности, (в одних случаях осознанный, а в других носящий случайный характер); который находит конкретное внешнее проявление через физический облик педагога, его речь, выразительность его движений, мимики в совокупности с его эстетическим оформлением (одеждой, прической, макияжем и прочими атрибутами внешности); а также через предметно-пространственную среду, в которой осуществляется профессиональная деятельность этого учителя [16].
Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его составляющие. Наиболее значимые из них: внешний облик, использование вербальных и невербальных средств общения, внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее «Я».
Как писал А.А. Бодалев: «Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности». Это раньше считалось, что «думать о красе ногтей» могут только легкомысленные люди. Сейчас время изменилось: окружающие часто судят друг друга по внешнему виду. А уж внешний вид учителя служит его ученикам примером для подражания. И родители, приходящие в школу, обращают внимание на то, как выглядят учителя, как общаются с детьми и между собой, насколько они улыбчивы.
Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем. Учитель всем своим внешним обликом должен располагать к себе учащихся и взрослых. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение к окружающим людям. Это означает, что требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж [15, С. 61-64].
По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Основной стиль учителя - это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для учителя профессионально необходимыми. Классический стиль - это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков [13, С. 74- 77].
Однако стоит не забывать, что одежда учителя несет еще большую психологическую нагрузку. Во-первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках. Во-вторых, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения.
Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Учитель может донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.
Невербальное поведение - это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Профессиональная деятельность, по мнению Л.М. Митиной, раскрывается через процессуальную составляющую имиджа, которая конкретизируется такими формами общения, как профессионализм, пластичность, выразительность и т.д. Эмоционально богатый учитель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий, способен оживить урок, сделать его экспрессивным, приблизить к естественному общению.
Внутреннее соответствие образа профессии - ведущая из составляющих педагогического имиджа. Здесь подразумевается внутреннее принятие педагогом ценностей, выработка личностных качеств, соответствующих профессии учителя. Этому будут способствовать: