Имидж современного педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Педагог – профессия особенная. Учитель всегда на виду. С самого порога класса начинается тонкое взаимодействие педагога с учениками, результат которого зависит от отношения учителя к миру, окружающим людям, к себе. Воспитать «крылатого» ученика может только «крылатый» педагог, воспитать счастливого может только счастливый, а современного – современный.

Содержание

Введение
2

I. Теоретические основы профессионального имиджа педагога
4

1.1. Понятие и структура имиджа современного учителя
4

1.2. Факторы становления имиджа педагога
9

1.3. Я-концепция и технология построения имиджа педагога
13

Выводы по I главе
18

II. Анализ профессионального образа педагога на примере средней общеобразовательной школы
20

2.1. Интерпретация результатов диагностики по выявлению свойств положительного имиджа учителя
21

2.2. Методические рекомендации по формированию положительных моментов в профессиональном имидже
27

Заключение
29

Список использованной литературы
31

Приложения
33

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 357.50 Кб (Скачать)
  1. Движение к дистинктивным отличиям данного объекта от других.
  2. Подчеркивание личностных характеристик, которые семиотически можно представить как введение имиджа лучшего или идеального учителя в понятие «свой», в отличие от понятия «чужой».
  3. Вписывание имиджа «лучший или идеальный учитель» в семиотическое представление о лидере, отбор тех его характеристик, которые соответствуют этой идеализации.
  4. Вписывание имиджа «лучший или идеальный учитель» в семиотическую модель уже реализованного лидера (учитель-новатор, мастер и т.п.), именно в модель, так как оперирование понятия лидер определяется символом, а не как реальной личностью.
  5. Вписывание имиджа «лучший или идеальный учитель» в модель поведения актера, а это более семиотически насыщенный объект, существом жизни которого вообще является порождение знаков.
  6. Семиотическое использование других каналов восприятия, основным из которых выступает визуальный, при этом семиотизация визуальная отличается от вербальной, что обычно слабо учитывается.
  7. Символизация автономных сфер: одежды, прически, взгляда и т.п. [8, С. 91-96].

     В то же время, если говорить о целенаправленном формировании имиджа, можно выделить следующие этапы в построении имиджа педагога:

  1. Мотивационно-целевой. Развитие позитивной мотивации нынешних педагогов к созданию имиджа учителя в своей профессиональной деятельности собственными силами.
  2. Концептуально-стратегический. Определение стратегии процесса имиджирования, глубокое осмысление основополагающих принципов явления и философско-концептуального аппарата (Я-концепции).
  3. Консультативно-технологический. Изучение личностных свойств воспитания, самоопределение его внутри профессиональной деятельности, эмпирическое использование философско-концептуального аппарата, сочетание ведущей стратегии с тактическими вариантами.
  4. Результативно-оценочный. Корректировка имиджа учителя. [5, С. 97-101].

     В свою очередь, поэтапность создания индивидуального образа подразумевает необходимость придерживаться определенных звеньев процесса имиджирования. Наиболее важными элементами построения педагогического имиджа являются следующие (по А.А. Калюжному):

  1. Создание имиджа является только дополнением, а не заменой педагогической деятельности;
  2. Следует обращаться к созданию педагогического имиджа задолго до начала педагогической деятельности;
  3. В основе коммуникации должен быть простой язык, а рассматриваемые проблемы должны иметь значение для каждого;
  4. Обязательно необходимы эксперты со стороны. При использовании данных элементов педагогической техники, прежде всего, необходима его стратегическая направленность.

     Огромную  роль в становлении имиджа как процесса играет приобретение учителем профессионализма в педагогической деятельности. Следует сказать, что без становления профессионализма не могут сформироваться и полностью проявиться все компоненты имиджа, приводит к ущербности Я-концепции, неудовлетворенности результатами деятельности. Индивидуально неокрашенный имидж приводит к стереотипизации. Такой имидж ущербен, что ощущают, в первую очередь, ученики [5, С. 109-111].

 

      Выводы по I главе 

     Вследствие изучения теоретического материала, подтверждается мнение о том, что имидж - достаточно сложный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы.

     Нет однозначного определения имиджа педагога, но довольно четкое, на наш взгляд, из всех указанных определений - имидж педагога – это образ одного учителя, в сознании которого происходит выбор определенной манеры поведения, выраженной в индивидуальном стиле деятельности, (в одних случаях осознанный, а в других носящий случайный характер); который находит конкретное внешнее проявление через физический облик педагога, его речь, выразительность его движений, мимики в совокупности с его эстетическим оформлением (одеждой, прической, макияжем и прочими атрибутами внешности); а также через предметно-пространственную среду, в которой осуществляется профессиональная деятельность этого учителя, что в принципе и составляет моменты структуры имиджа педагога. Но все же главным для имиджа педагога становится его коммуникативная составляющая, закладывающаяся на Я-концепции.

     В процессе изучения было уяснено, что  профессиональная Я-концепция педагога - целостное представление учителя о себе как о личности, члене общества, работнике, профессионале. Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает компоненты:

  1. Я - реальное - установки, связанные с тем, как педагог воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус; его представлениями о том, каков он на самом деле.
  2. Я - зеркальное - установки, связанные с представлениями учителя о том, как его видят ученики, коллеги и другие.
  3. Я - идеальное - установки, связанные с представлениями педагога о том, каким он хотел бы стать.

     Даже  если учитель не задается целью сконструировать определенный имидж, но, анализируя свою Я-концепцию, что-то изменяя в ней, придерживаясь определенных моральных и ценностных установок при общении с учениками, так или иначе, он формирует определенный образ, приписываемый ему окружающими.

     Также было выяснено, что на восприятие учениками образа учителя влияют определенные факторы, вследствие которых был сформирован определенный имидж. В первую очередь это мотивация педагога, а затем, по цепочке, осознанность своих действий и оценка возможностей по созданию индивидуального стиля, выбор модели поведения. При этом учитывается то, что педагогу, так или иначе, приходится подстраиваться под тех, кого он воспитывает и обучает. А укрепить определенный имидж педагога позволяют положительные результаты совместной работы с учениками. В итоге формирование имиджа закладывает индивидуальный стиль педагогической деятельности.

     При этом следует помнить, что имидж  должен исходить из внутреннего его  принятия, а не банального копирования  желаемых черт. 

 

      II. Анализ профессионального образа педагога на примере средней общеобразовательной школы 

     Учитывая, что не каждый педагог целенаправленно  задумывается о формировании собственного профессионального имиджа, следует  при исследовании акцентировать  внимание педагогов на определенные высказывания, касающихся восприятия учащимися некоторых характеристик личности педагога. Суждения, представленные для респондентов: учащихся и учителей, носят одинаковый смысл, но несколько переформулированные в соответствии с категорией респондента.

     Так или иначе, педагоги, отвечая на предложенные высказывания, будут задумываться, а как на них ответили бы дети. И по ходу будут что-то отмечать для себя и, возможно, даже пересмотрят в себе. Насколько это действительно будет так, покажет интерпретация заключительных вопросов, направленных на выявление у педагогов представлений о себе и их готовности к самосовершенствованию и, следовательно, к целенаправленному формированию собственного имиджа.

     Проведенный метод опроса позволит представить  модель положительного, в некоторой степени идеального, имиджа педагога, включающая определенные характеристики личности, а также предложить некоторые рекомендации.

     Таким образом, в практической части данного  исследования ставятся следующие задачи:

  1. Выявить положительное и отрицательное отношение педагогов и учащихся к представленным определениям, касающимся внешнего облика педагога, его вербальных и невербальных средств коммуникации, создание педагогом среды обучения;
  2. Проанализировать представления педагогов о Я-концепции, исходя из этого, выявить стремление у педагогов что-то изменять в себе;
  3. Представить модель, наиболее близкую к понятию идеальный учитель;
  4. Предложить некоторые моменты по пересмотру педагогом своих педагогических качеств, собственной установки, что позволит скорректировать свой имидж, заняться целенаправленным формированием (изменением) своего образа.
 

     2.1. Интерпретация результатов 

     Опрос был проведен среди учащихся и  педагогов средней общеобразовательной школы малой комплектации (форма опросника представлена в Приложении 1). В опросе приняли участие десять учителей, среди них директор школы; ученики девятого, десятого и одиннадцатого классов в общем количестве девятнадцать человек.

     Интерпретация ответов учеников показала, что лидирующее число одобрений получили следующие высказывания, рассмотренные ниже по принципу первенства.

     Первое  место занимает высказывание о том, что учитель всегда должен иметь хорошее настроение и быть приветливым. Но при этом один ученик не согласился с данным утверждением. На этой же позиции находится высказывание о том, что уверенность учителя вселяет уверенность и в ученика. На втором месте - одобренное учениками суждение о необходимости педагогу быть современным в широком смысле этого слова, чтобы воспитывать современных детей. Третье место по результатам интерпретации отводится двум высказываниям, с одинаковым количеством положительных ответов:

  1. Педагогу необходимо быть внимательным к проявлению своих эмоций.
  2. Учитель должен быть таким, какой он есть, тогда и урок будет проходить в непринужденной обстановке.

     Соотношение двух высказываний в данном аспекте  несколько противоречиво, учитель  должен постоянно контролировать себя в эмоциональной сфере, но при этом должен оставаться таким, какой есть. Быть может учитель слишком амбициозен, и проявление этого на уроке как раз и является показателем его естественности. Данное противоречие можно объяснить тем, что, скорее всего, педагог, полностью уверенный в своей позиции в классе не будет применять экспрессивные черты своего темперамента для создания необходимого ему образа.

     Половина  из опрошенных учеников все же считает, что чрезмерная жестикуляция педагога при объяснении темы урока значительно  мешает запоминанию и усвоению материала. Большинство опрошенных учеников вводит в состояние напряжения, когда учитель в течение урока иногда поглядывает на наручные часы. Ребята аргументируют это тем, что учитель, скорее всего, ждет с нетерпением окончания урока, а вовсе не отслеживает время, отведенное на определенный этап урока.

     Наиболее  категорично учащиеся отнеслись к высказыванию о том, что учителю необходимо высмеивать промахи учеников, заставляя тем самым ребят не допускать впредь ошибок в учении. Только один респондент согласился с этим высказыванием, сославшись на необходимость постоянного и жесткого «подстегивания» со стороны учителя к безупречной учебной деятельности.

     Ребята  очень требовательно отнеслись  к личностной позиции педагога. «Педагогу  необходимо быть выдающимся, блистательным, чтобы заставить нас блистать» - реплики учеников при опросе. В первую очередь, имидж педагога как  сильной, эрудированной, завораживающей личности будет оказывать значительное влияние на детей.

     Судя  по ответам на высказывание «Интересно, когда учитель выглядит экстравагантно, его можно разглядывать весь урок», можно говорить о том, что ребята с живостью наблюдают за тем, какие разные бывают учителя и что они могут представить сегодня.

     Критически  к внешнему облику педагога отнеслись  девять человек из девятнадцати опрошенных, посчитав, что преобладать в гардеробе педагога должны вещи классического стиля темных тонов. В то же время одиннадцать из девятнадцати опрошенных посчитали, что серость будней необходимо разбавить ярким гардеробом педагога, состоящим из вещей смешанного стиля.

     Доказательством того, что все же внешний облик педагога так или иначе влияет на осознание учениками собственного безупречного внешнего вида стало то, что ребята сами тщательно следят за собой. Одиннадцать учеников утвердительно ответили на суждение «Опоздав на урок, не войду в класс, не убедившись, что с моим внешним видом все в порядке». При этом двенадцать учащихся советуют учителям уделять своему внешнему виду значительную часть времени.

     Показателем того, что многие ребята, пусть и, не желая осознанно быть похожими на кого-либо из учителей своей школы, так или иначе, выявляют в себе моменты копирования мимики, тембра, интонации голоса определенного учителя.

     Таким образом, можно сконструировать некоторую модель образа идеального учителя для данной школы и для данных учеников. Ребята неосознанно указывают на развитую Я-концепцию педагога, что и позволит ему целенаправленно или же неосознанно создать такой имидж, который был бы положительно принят всеми учащимися. Это педагог с современными взглядами, максимально уделяющий внимание собственной позиции, закладывая в себе твердый характер, ограненный позитивным настроем и сопутствующей приветливостью. Яркое настроение педагога должно отражаться и в оформлении своей внешности и в творческой деятельности. Классика для педагога приемлема, но предпочтительнее разнообразие в гардеробе педагога. В данной совокупности дети видят блистательного учителя.

     При проведении анализа формы ответов  учителей на предложенные высказывания учитывалось то, какой вариант  написания ответа выбрали учителя: проставление знаков или прописывание слов да или нет. Некоторые не ограничились заданными вариантами ответов в первой части опросника: комментировали высказывания, выражали личное мнение, выходящее из рамок простого ответа да или нет. Это позволило выявить, насколько волнительна данная тема для учителей. Можно сделать вывод, что некоторые высказывания были важны для опрошенных учителей, был найден повод высказать необходимое мнение по волнующему вопросу.

Информация о работе Имидж современного педагога